Land RoverFreelander

Land Rover Freelander: Соцработник

Длительный тест Land Rover Freelander: вторая неделя

Дизельный Land Rover Freelander провел в "Нашем гараже" уже две недели и можно подвести кое-какие промежуточные итоги. Например, нам теперь известно, сколько топлива экономит система "Стоп-Старт". Правда наша оценка не претендует на 100-процентную объективность - все-таки я проводили не лабораторные испытания, а просто ездил по одним и тем же маршрутам, в обычном для меня режиме и со свойственной лично мне манерой вождения.

Итак, в течение первой недели мы проверили, сколько солярки нужно тестовому "Фрилу" при включенном режиме "Eco". Характер езды можно обозначить как "городской": в рабочие дни это поездки через центр Москвы на работу и обратно, а также стандартный "трип" выходного дня в гипермаркет.

Freelander со "Стоп-Стартом" - первопроходец.
С него началась история "зеленой" английской полноприводной техники

По паспорту в таких условиях машина должна расходовать в среднем 8,5 литра солярки на сто километров. У меня получилось 8,7 литра. Действительно немного, но у "Фрилендера" за экономию топлива отвечает не только "Стоп-Старт", но и современный 160-сильный дизель с впрыском Common Rail и изменяемой геометрией крыльчатки турбины. Поэтому чтобы оценить реальный вклад "зеленой" технологии в экономию углеводородов, в течение следующих семи дней я ездил без "Стоп-Старта".

"Стоп-Старт" в деталях


Появление функции "Стоп-Старт" потребовало существенной доработки некоторых узлов "Фрилендера". Во-первых, были внесены изменения в систему запуска двигателя – инженеры пересмотрели конструкцию стартера, а также разработали более прочные зубчатый венец и фрикцион маховика.

Также была изменена электрическая схема автомобиля – в ней появился блок, который обеспечивает бесперебойное питание электронных систем при запуске и остановке двигателя. А под капотом установлен дополнительный насос, который обеспечивает движение антифриза по системе охлаждения двигателя даже тогда, когда мотор заглушен.

В случае, если при выключенном двигателе в режиме "Стоп-Старт" заряда батареи не будет хватать для обслуживания аудиосистемы или климат-контроля, мотор автоматически запустится. Кроме того, дизель заводится еще и ситуации, когда водитель несколько раз нажамает на тормоз – как только в системе кончается вакуум, электроника сразу посылает соответствующий сигнал на стартер.

Оказалось, что это не так-то легко сделать, потому что "зеленый" режим включается автоматически после запуска двигателя. В результате, чтобы соблюсти чистоту эксперимента, садясь в машину мне приходилось вспоминать, что необходимо отключить "Стоп-Старт", отжав кнопку "Eco" на передней панели. Я старался, и в результате средний расход тестового вседорожника увеличился до 9,5 литров дизтоплива на "сотню".

Таким образом, "зеленый" Freelander экономит 0,8 литра солярки на каждые сто километров пути. С учетом того, что по последним данным Московской топливной ассоциации (за пятое октября) дизель в столице стоил 20 рублей за литр, на каждом километре у меня получалось сберечь по 16 копеек. Много это или мало? Смотря с чем сравнивать.

Если со стоимостью дизельного "Фрила" и расходами на его содержание, то это немного. Цены на вседорожник с функцией "Стоп-Старт" сейчас, без учета скидок, в зависимости от комплектации колеблются в пределах от 1 миллиона 387 тысяч до 1 миллиона 637 тысяч рублей. Полис КАСКО на самую доступную из них обойдется еще в 97 тысяч рублей (столько насчитал онлайн калькулятор "Ингосстраха").

Кроме того, в течение всего гарантийного срока владелец "Фрилендера" должен ездить на техобслуживание через каждые 24 тысячи километров пробега. Все нечетные (по порядку) ТО для "Фрила" сейчас обходятся в 17 тысяч рублей, а четные – в 20 тысяч. Вдобавок существует так называемый "ойл сервис", который нужно посещать каждые 12 тысяч километров. Эта услуга стоит от 6,5 до 9,5 тысячи рублей.

Чтобы не оценивать "стопстартовую" экономию в приблизительных категориях "много-мало", можно посчитать стоимость владения этим автомобилем и сравнить ее с нашими 16 копейками. Тем более, что все необходимые цифры есть.

Итак, если для удобства принять, что в год наш тестовый "Фрил" проезжает по 24 тысячи километров, то с учетом стоимости техобслуживания и "ойл-сервиса" (23 тысячи 500 рублей), добровольного страхования (97 тысяч рублей) и солярки (41 тысяча 700 рублей при расходе 8,7 литра на сотню в городском режиме), каждый километр будет стоить 6 рублей 80 копеек. Конечно, при таких расходах экономия в 16 копеек за километр (или 3840 рублей в год) несущественна.

С другой стороны, "Фрилендер" с технологией "Стоп-Старт" не только экономит солярку, но и меньше "коптит" небо. Ведь благодаря этому ноу-хау дизельный Freelander теперь выбрасывает не 194 грамма, а 179 граммов СО2 на километр. Вместе с содержанием углекислоты в выхлопных газах, пропорционально уменьшается и доля других загрязняющих веществ. Например, ядовитых оксидов азота, альдегидов, которые участвуют в образовании смога, и токсичных углеводородов вроде производных бензапирена.

Кому-то может показаться, что и это ерунда – опять несколько процентов "выгоды". Но стоит вспомнить, что именно такими небольшими шажками в Европе пришли к экологическому стандарту "Евро-5". И именно поэтому воздух в любом крупном западноевропейском мегаполисе после московского смога кажется свежим и чистым, как на морском курорте.

Кроме того, выпустив первый "зеленый" Freelander TD4_e, в Land Rover отчитались перед потребителями в завершении начального этапа по созданию своего собственного гибридного привода (ERAD – Electric Rear Axel Drive). Теперь у англичан есть работоспособное "ноу-хау", которое позволяет глушить и запускать дизельный двигатель так часто, как это необходимо, и при этом не калечит стартер с мотором, и не доставляет неудобства водителю и пассажирам.

Сейчас в английском Гейдоне инженеры Land Rover доводят до ума сам электропривод, при помощи которого уже в недалеком будущем "Фрилендеры", "Дискавери" и "Рейнджроверы" будут ездить по городским улицам в пробках, вообще не загрязняя окружающую среду.


Гибридный привод ERAD был показан и на концепте LRX, и на почти серийном прототипе Freelander. Благодаря электромотору, смонтированному в одном корпусе с задним дифференциалом, машина с ERAD может передвигаться в городском потоке со скоростью до 32 километров в час только на электротяге, с заглушенным дизельным движком.

В общем, верной дорогой идете товарищи из Land Rover. Вы не только заботитесь об окружающей среде, но и делаете это за счет состоятельных автомобилистов. Ведь именно они, покупая ваши вседорожники и внедорожники, оплачивают разработку дорогостоящих технологий. А чистым воздухом дышат все. Вот такая вот социальная справедливость.

Продолжение следует...

Эксплуатация:

Пробег с начала теста - 550 км
Общий пробег автомобиля - 6239 км
Расход топлива - 9,5 л/100 км

Есть что сказать - пишите!