Продленка

Срок действия заградительных пошлин на иномарки продлен на девять месяцев

Российский автопром получил защиту от иностранных конкурентов еще на девять месяцев - правительство РФ продлило действие заградительных пошлин на иномарки до июня 2010 года. Соответствующее постановление вступило в силу в понедельник, после того как в пятницу его подписал премьер-министр Владимир Путин.

Повышенные ставки на ввоз новых и подержанных иномарок были приняты правительством 5 декабря 2008 года и введены в действие 12 января 2009 года в рамках программы по поддержке российских автопроизводителей. В результате, стоимость растаможки всех автомобилей иностранного производства выросла на 20-80 процентов в зависимости от возраста и объема двигателя.

При этом в правительстве пообещали, что таможенные пошлины вводятся временно и через девять месяцев, когда истечет срок их действия, могут быть отменены. Правда, только в том случае, если к этому моменту российские автопроизводители смогут справиться с последствиями мировой финансовой рецессии.

Однако оказалось, что снимать таможенный барьер на пути импортируемых в Россию автомобилей никто и не собирался. По словам анонимного источника газеты "Ведомости" в комиссии правительства по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, в Белом доме даже не рассматривали такую возможность.

Теперь срок отмены повышенных пошлин переносится еще на девять месяцев. Причем чиновники уверены, что заградительные тарифы на "секонд хенд", который напрямую конкурирует с продукцией российских автопроизводителей, сохранятся, скорее всего, и летом.

Первый раунд

Повышенные пошлины
Таможенные пошлины на машины в возрасте до трех лет (по таможенной классификации они считаются новыми) увеличились с 25 до 30 процентов от стоимости автомобиля, но не меньше 1,2-2,8 евро за один кубический сантиметр двигателя.

Для легковушек в возрасте от трех до пяти лет ставка возросла с 25 до 35 процентов, при такой же евросоставляющей, как и у новых автомобилей - 1,2-2,8 евро за "кубик".

А для автомобилей старше пяти лет установлена евросоставляющая в размере от 2,5 до 5,8 евро за кубический сантиметр двигателя.

Новый таможенный барьер заработал сразу после его введения. Так, в феврале в Россию было ввезено всего 328 подержанных иномарок, хотя за аналогичный период 2008 года их импорт составил более 15 тысяч штук.

Кроме того, сразу начали расти цены и на новые иномарки. К примеру, по данным агентства "Автостат", уже в январе 2009 года цены на новые иномарки, в среднем, выросли на семь процентов, а к концу апреля стоимость автомобилей у российских дилеров увеличилась уже на 25 процентов.

Сразу после введения заградительных пошлин подорожала и продукция некоторых российских автопроизводителей. Январским повышением цен "АвтоВАЗа", которое составило около полутора процентов, даже заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба. Но Волжский автозавод эту проверку прошел успешно и уже в марте повысил стоимость своих автомобилей еще раз.

Естественно новые цены не могли не отразиться и на объемах ввозимых в Россию иностранных автомобилей. По данным Федеральной таможенной службы, в первом полугодии 2009 года импорт новых легковушек снизился на 73 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом весь отечественный рынок просел "всего" на 49 процентов.

Но чуда не произошло – российские автопроизводители не смогли занять освободившийся сегмент рынка. Например, продажи российского промышленного гиганта – "АвтоВАЗа" – падали и продолжают падать вместе с рынком. В первом полугодии они сократились на 44 процента. Снизилось и производство автомобилей внутри страны: по данным Росстата, за первые восемь месяцев 2009 года оно уменьшилось на 63 процента.

Раунд второй, решающий

Таким образом, первый раунд повышения таможенных ставок провалился – заградительные пошлины не смогли помочь отечественным автопроизводителям справиться с падением спроса. И особенно хорошо это видно на примере все того же "АвтоВАЗа": его руководство объявило о начале массовых увольнений, а долг завода уже достиг 40 миллиардов рублей.

Справедливости ради стоит отметить, что эксперимент по повышению пошлин нельзя назвать чистым - большинство дилеров иностранных автопроизводителей, узнав о планирующемся повышении пошлин, завезли на склады по старым тарифам большое количество автомобилей 2008 года выпуска. Объем этих закупок был настолько большим, что многие автосалоны продолжают торговать этими машинами и по сей день.

Так что решение чиновников о продлении срока действия повышенных ставок логично – оно полностью удовлетворяет заявленной политике по поддержке отечественного автопрома. И, скорее всего, когда у большинства ритейлеров иностранных брендов кончатся запасы 2008 года, российские покупатели от безысходности начнут покупать больше отечественных машин.


Митинг против повышения таможенных пошлин, состоявшийся в Москве 22 декабря 2008 года.

Однако в этом случае возникает вопрос: а стоит ли спасать российских автопроизводителей такой ценой? Например, международная общественность считает, что ограничение конкуренции на нашем авторынке нарушает договоренности о вступлении России в ВТО.

Отечественным автомобилистам тоже не нравится, что их насильно пересаживают на "Приоры", "Волги" и "Уазики". Например, на Дальнем Востоке сразу после введения заградительных пошлин прошли массовые акции протеста, в ходе которых автомобилисты не испугались даже ОМОНа.

Протестные акции пройдут снова. По крайней мере, активисты одной из общественных организаций, объединяющей отечественных автомобилистов – Федерации автовладельцев России (ФАР) – уже объявили о запланированной на 24 октября всероссийской акции протеста, в ходе которой митингующие собираются требовать отмены повышенных таможенных тарифов. Причем о поддержке акции уже объявили представительства ФАР не только на Дальнем Востоке, но и в Сибири, на Урале и в средней полосе России.

Но в их успех сложно поверить. Тем более что представители Минэкономразвития еще весной заявили, что новые пошлины необходимы российскому автопрому как минимум до конца 2010 года.