Плюс один

В Калуге начали варить и красить автомобили VW и Skoda

Во вторник на калужском заводе Volkswagen началась новая жизнь - автозавод перешел на производство полного цикла. Это означает, что теперь на предприятии будут не просто прикручивать колеса и навешивать двигатели на уже собранные кузовные заготовки, а самостоятельно сваривать и окрашивать кузова.

Пока - до конца 2009 года - по полному циклу в Калуге будут выпускать всего две модели: кроссовер VW Tiguan и хэтчбек Skoda Octavia. Однако уже через несколько месяцев к ним присоединятся Skoda Fabia (хэтчбек класса В), VW Passat (популярный в России седан класса D), а также совершенно новая модель - бюджетный седан, разработанный, как заверяют представители VW, специально для России.

"Спешл эдишн"

Похоже, именно на бюджетный седан немцы возлагают большие надежды. Неспроста ведь прототип этой модели втайне от всех привезли в Россию и показали премьер-министру Путину, который посетил завод по случаю запуска полного цикла. Ему машина очень понравилась. Пока это большой секрет, я обещал молчать, но думаю, что это очень перспективная модель для России, - заявил премьер после просмотра.


Владимиру Путину по секрету показали бюджетный седан, разработанный специально для России, однако на сцене рядом с премьер-министром стоял VW Tiguan.

Особенно Владимира Путина порадовал тот факт, что новинка была разработана специально для отечественного рынка. Однако, говоря о российской версии, в Volkswagen немного лукавят: немецкий концерн еще несколько лет назад заявил о начале работ над бюджетной моделью для развивающихся рынков (вроде России, Китая, Бразилии и так далее), за основу для которой планировалось взять малолитражку VW Polo последнего поколения. Причем будущую новинку изначально проектировали в кузове седан - и в России, и в Китае седаны пользуются куда большим уважением, чем хэтчбеки.

В России такой автомобиль начнут выпускать уже в мае следующего года. Как заявил директор департамента технического развития и локализации компании Volkswagen Group Rus Владимир Шульц, новинка будет стоить всего 440 тысяч рублей. Это чуть дороже, чем Lada Priora и Renault Logan, но сопоставимо по цене с Kia Rio или Chevrolet Aveo (оба - седаны класса В).

Сделано в России

Калужский завод VW



Завод VW под Калугой заработал в ноябре 2007 года. На первом этапе предприятие занималось крупноузловой сборкой лишь нескольких моделей - Skoda Octavia и Fabia, а также VW Passat и Jetta.

Ситуация изменилась во время кризиса - к "Пассатам" и "Джеттам" добавились внедорожники "Туарег", кроссоверы "Тигуан", а также хэтчбеки VW Golf шестого поколения и псевдокупе VW Passat CC. Еще немного позднее Volkswagen развернул в Калуге сборку нескольких коммерческих моделей.

В результате, к концу 2009 года на калужском предприятии будут выпускать около 20 различных моделей, включая автомобили марки Audi.

Но это все в будущем, пусть и не в столь отдаленном. А пока завод распространил производство полного цикла всего на две модели из почти двадцати, выпускаемых в Калуге - Тигуан и Октавию. Остальные будут по-прежнему собираться по крупноузловой схеме, причем к Фольксвагенам и Шкодам уже в ноябре могут добавиться несколько моделей Audi. Какие именно - пока не уточняется.

Правда, ни VW Tiguan, ни Skoda Octavia от перехода на полный цикл не подешевеют - объявленные цены на машины российской сборки ничем не отличаются от цен на автомобили, собиравшиеся крупноузловым методом. Самый доступный VW Tiguan российской сборки, как и прежде, продается за 997 тысяч рублей - это машина с двигателем 1,4 TSI мощностью 150 лошадиных сил, механической коробкой передач и неплохим набором оборудования, включающим в себя кондиционер, магнитолу с поддержкой формата mp3, полный комплект подушек безопасности, систему стабилизации и так далее.

Помимо базовой версии, в России Тигуаны будут собираться с двухлитровым бензиновым турбомотором (170 лошадиных сил), с двухлитровым турбодизелем (140 лошадиных сил), и в трех фиксированных модификациях, включая внедорожную комплектацию с особым обвесом кузова и внедорожным алгоритмом работы системы стабилизации. Почти все VW Tiguan в России выпускаются по заказу, который формируется представительством на основе статистики продаж за предыдущие месяцы.

Вторая модель с российской пропиской - Skoda Octavia - в самой дешевой модификации с мотором 1.4 по-прежнему стоит 579 тысяч рублей (у этой машины нет ни кондиционера, ни системы стабилизации), а самая дорогая - с 1,8 TSI - 785 тысяч рублей. Кроме того, после запуска российского конвейера Шкода перешла на пакетный заказ опций для модели Octavia. Для недорогих версий Ambiente доступно три пакета опций, а для Elegance - пять. Производитель обещает, что это позволит покупателям экономить от 18 до 37 тысяч рублей: если раньше кондиционер отдельно стоил 44 тысячи рублей, то теперь клиенты Skoda смогут приобрести пакет опций за 46,9 тысячи рублей, в который, помимо климатической установки, войдут также дополнительная подушка безопасности, подогрев сидений, магнитола с mp3 и датчик дождя.

По прайсу

Так почему машины российского производства не подешевели? Представители Volkswagen утверждают, что у полного цикла была другая задача: не снизить цены, а всего лишь не допустить их повышения. Благодаря местной сборке Фольксвагены свежего, 2009 модельного года стоят столько же, сколько стоили полгода назад, тогда как большинство конкурентов, уже распродавших запасы прошлогодних машин, вынуждены переписывать ценники.

Именно сохранение старых цен позволило Фольксвагену занять третье место в России по продажам среди автомобильных групп, а также увеличить свою рыночную долю вдвое - с 3,2 до 6,6 процента. И если в целом по рынку спад продаж составил больше 50 процентов, то у немецкой группы - всего 20 процентов.


По словам представителей Volkswagen, уровень локализации производства (для моделей, выпускаемых по полному циклу) составит от 25 до 30 процентов.

Вот почему руководство Volkswagen настроено столь оптимистично: по их планам, к 2010 году российский завод сможет выйти на проектную мощностью в 150 тысяч машин в год, что сделает VW вторым по величине производителем легковых автомобилей в России после АвтоВАЗа. А к 2018 году, как заявил председатель совета директоров VW Мартин Винтеркорн, российский автомобильный рынок войдет в пятерку крупнейших мировых рынков - через девять лет в России ежегодно будет продаваться более 3,6 миллиона автомобилей.

И к этому моменту Volkswagen планирует основательно закрепиться в России: и поможет ему в этом не только дешевый седан, но и хорошие отношения с властью. Не зря же VW стал партнером зимней Олимпиады-2014, которая пройдет в Сочи, и пообещал предоставить организаторам больше трех тысяч автомобилей. В основном, российской сборки.