Лечение увольнением

"ИжАвто" уволит две тысячи рабочих, если получит госпомощь

Дурной пример заразителен. Наблюдая за тем, как "АвтоВАЗ" получает десятки миллиардов рублей госпомощи, остальные российские автопроизводители тоже начали мечтать о госгарантиях и льготных кредитах. Причем опыт Волжского автозавода наглядно показал, что инструмент давления на правительство существует - чиновники боятся как огня социальных волнений, которые могут возникнуть в том случае, если терпящее бедствие предприятие начнет массовые увольнения персонала. Недаром первый вице-премьер Игорь Шувалов постоянно открещивается от планов по радикальному сокращению стотысячного штата тольяттинского автогиганта, хотя из-за кризиса загрузка "АвтоВАЗа" упала в три раза.

Революционная ситуация

Банкротство "ИжАвто"
Официально проблемы "ИжАвто" начались после того, как в феврале 2009 года его отказался покупать Волжский автозавод. Вслед за этим конфликтом из-за девальвации подорожали машинокомплекты для собираемых в Ижевске Kia, и одновременно из-за кризиса упал спрос на автомобили.

В результате, уже в апреле Ижевский автозавод остановил производство, а в мае уволил почти половину персонала. Затем, 13 августа, завод обратился в суд с заявлением о банкротстве.

С 4 сентября на заводе Арбитражным судом Удмуртии введено временное управление сроком на шесть месяцев. Долг "ИжАвто" составляет 14,7 миллиарда рублей.

Видимо, этот "социальный" козырь решили разыграть и на застрявшем в процедуре банкротства "ИжАвто". В среду президент Удмуртии Александр Волков заявил, что руководство предприятия сократит две из трех тысяч оставшихся сотрудников, если "ситуация вокруг завода не будет решена в ближайшее время".

При этом Волков не уточнил, кто именно должен спасать Ижевский автозавод, хотя особо гадать тут не приходится - частным компаниям это предприятие сейчас не интересно. Даже главный кредитор "ИжАвто" - Сбербанк - пока никак не может найти стратегического инвестора, который выкупил бы разорившийся завод после завершения процедуры банкротства.

От него отказался даже бывший партнер – Kia Motors, хотя представители южнокорейской компании заявляли о том, что им нужна собственная сборочная площадка в России, а на заводе в Ижевске уже установлено оборудование для сборки корейских автомобилей.

Зато план по спасению "ИжАвто" есть у чиновников - это покупка предприятия за бюджетные деньги госкорпорацией "Ростехнологии", у которой в активе уже имеется 25 процентов акций "АвтоВАЗа" и 38 процентов - "КамАЗа". По крайней мере, идея выкупа долгов "ИжАвто" государством и передачи завода этой структуре рассматривался еще до того, как в начале августа владельцы Ижевского автозавода обратились в суд с заявлением о банкротстве.

По каким причинам такая сделка не состоялась в конце лета - неизвестно. Но с недавнего времени чиновники опять заговорили о передаче "ИжАвто" в распоряжение госкорпорации. Так, в конце сентября министр промышленности, энергетики и транспорта Удмуртии Олег Радионов заявил, что "Ростехнологии" хотят включить ижевское предприятие в создаваемый сейчас суперхолдинг "Росавто", который должен объединить все государственные автомобильные активы.

Позднее, в середине октября, стало известно, что план по передаче "ИжАвто" в "Росавто" поддержал и председатель Счетной палаты Сергей Степашин, после того как его ведомство завершило проверку на заводе. В опубликованном на сайте Счетной палаты документе говорилось, что ижевский завод является системообразующим предприятием и поэтому, для снижения социальной напряженности в регионе, ему необходима госпомощь.

"Классика"

В принципе, с точки зрения чиновников, такой план действительно логичен. Например, когда "ИжАвто" окажется под контролем госструктуры, контролирующей "АвтоВАЗ", предварительная договоренность о сборке в Ижевске тольяттинской "классики" сразу превратится в решенный вопрос. А тогда три тысячи оставшихся на заводе рабочих, которые сейчас заняты на общественных работах или находятся в частично оплачиваемых отпусках, снова окажутся при деле. Никого не надо будет увольнять, социальная напряженность в регионе пойдет на спад.

Кроме того, руководство Ижевского автозавода уже договорилось с Kia о возобновлении сборки седанов Spectra и внедорожников Sorento. Причем ижевцы выбили из корейцев выгодные условия – машинокомплекты, поставляемые в Ижевск, не надо покупать, так как они остаются в собственности Kia.

Но даже при таком раскладе нужны минимальные оборотные средства на запуск производства, а их "ИжАвто" сейчас может получить только из государственного кармана – ни один частный банк не будет кредитовать предприятие, долги которого составляют почти 15 миллиардов рублей.


Так выглядел сборочный конвейер Kia Spectra на "ИжАвто" до остановки завода весной этого года

Мало того, частники не дадут денег предприятию, если не будут уверены, что оно начнет приносить прибыль. А гарантировать рентабельность Ижевского автозавода сложно. Ведь морально устаревшая несколько десятков лет назад модель ВАЗ-2107, на которую делают ставку в "ИжАвто", по сравнению с другими моделями "АвтоВАЗа" продается не очень хорошо.

Да и договоренность с Kia не такая уж выгодная. Корейцы оставили за собой право продажи собранных автомобилей, а "ИжАвто" будет получать только комиссию за каждую выпущенную машину в размере полутора тысяч долларов.

С учетом того, что, по предварительным данным, в месяц в Ижевске будет собираться всего тысяча седанов Spectra и триста внедорожников Sorento, за год доход предприятия от подобного "бизнеса" составит около 670 миллионов рублей. А из этих денег надо будет оплатить все заводские расходы, включая зарплату рабочим и налоги.

Но других вариантов по спасению "ИжАвто" пока нет. Почти год назад, когда "АвтоВАЗ" планировал выкупить Ижевский автозавод, на этом предприятии хотели наладить сборку автомобилей Renault и Nissan. Но сейчас Волжскому заводу надо загружать свои мощности, так что Renault теперь будет собирать свои машины в Тольятти. А "Ниссану" хватает завода под Санкт-Петербургом.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что угроза Волкова по поводу возможных массовых увольнениях на "ИжАвто" - это единственный и едва ли не последний шанс предприятия получить деньги от государства. И похоже, этот план сработал – тот же Волков уже заявил, что "реально сдвинулся вопрос по решению проблемы автозавода, в частности, уже в пятницу возможно решение по кредитам для оборотных средств для запуска производства на "ИжАвто".