Девятое чудо света

Столичные власти рассказали о стоимости строительства ЧТК

В минувшую пятницу московские чиновники в лице руководителя стройкомплекса столицы Владимира Ресина и главного архитектора города Александра Кузьмина, рассказали о том, на что именно будут потрачены 66,06 миллиарда рублей, выделяемые для постройки первого участка Четвертого транспортного кольца (ЧТК).

Поводом для встречи с журналистами послужили многочисленные слухи, которые в последнее время распространяются в СМИ, как считают чиновники, "из-за недостатка точной информации о проекте". Некоторые издания, например, сравнили цену за километр магистрали со стоимостью километра Большого адронного коллайдера, другие - с уникальным мостом во Франции или с тоннелем в Бостоне, ставшим самым дорогим строительным проектом за всю историю США.

Однако власти считают, что сумма, выделенная на постройку 3,8-километрового участка ЧТК между шоссе Энтузиастов и Измайловским шоссе, является вполне объяснимой, не завышенной и не заниженной, а сравнимые по сложности проекты в других странах стоят намного дороже.


Гаражи и другие строения уже снесли, вот-вот начнут ставить опоры и строить саму магистраль.

Могло бы быть дешевле...

Для сравнения Ресин привел сумму, в которую обошлось бы возведение такого же участка дороги, будь он построен в чистом поле: всего 30 миллиардов рублей, так как не пришлось бы выкупать гаражи у населения и перемещать предприятия. Кроме того, властям не понадобилось бы тратиться на реконструкцию железнодорожных путей, сохранение существующих трамвайных линий и возведение сложных развязок и мостов.

Но современная Москва не похожа на чистое поле и при строительстве участка ЧТК между Измайловским шоссе и шоссе Энтузиастов власти вынуждены договариваться с каждым владельцем гаража на территории будущей магистрали. Кузьмин отметил, что ранее рядом с Измайловским парком была гаражная полоса шириной почти 200 метров (2868 гаражей, расположенные на 25 автостоянках), а теперь практически все они ликвидированы.

Помимо этого, с территории будущей магистрали уже выведено 49 из 65 организаций. Причем для восьми из них за счет бюджета будут построены новые здания в других местах, а 23 предприятия ликвидируются без денежной компенсации владельцам. По словам Кузьмина, единственная структура, с которой получилось легко договориться – это ОАО "РЖД". Сложнее всего дались переговоры с владельцами гаражей, не желающих продавать свои маленькие участки властям. В итоге, работы по подготовке территории к возведению ЧТК обошлись городу в немаленькую сумму - 13,08 миллиарда рублей.


Красной заливкой помечена зона, на которой ранее располагались гаражи и предприятия. Скриншот с сайта maps.yandex.ru

Сети и провода

История
По прогнозам, строительство Четвертого транспортного кольца, протяженность которого составит 74 километра, обойдется Москве в 660 миллиардов рублей. Магистраль будет способна пропускать шесть тысяч машин в час.

Кольцо было запланировано к строительству еще в советские времена, однако первый маленький участок был открыт только в 2002 году - он связал Коломенский проезд и Нахимовский проспект.

Еще 20 миллиардов рублей выделены из бюджета на строительство или перенос канализаций, газопроводов, трубопроводов, электросетей, теплосетей, кабельных каналов, насосных станций, коллекторов и других малопонятных обывателю сооружений, необходимых для нормального функционирования и дороги, и зданий вокруг нее. Сюда же включена стоимость укладки 35 километров железнодорожных путей и возведение подземной остановки электричек "Лефортово".

Еще 10,77 миллиарда рублей из 66-миллиардного "пирога" власти потратят на укладку 150 тысяч квадратных метров нового асфальта на прилегающих к ЧТК территориях: на Окружном проезде, Электродном проезде и 8-ой улице Соколиной горы. Часть этих денег пойдет на возведение шумозащитного экрана, строительство подземных переходов, тротуаров, барьерных ограждений, а также установку 101 светофора.

Наконец, самый большой "кусок" (22,2 миллиарда рублей) будет направлен по прямому назначению – на строительство 3,8 километрового участка Четвертого кольца, а также на возведение съездов и выездов на магистраль и на установку автоматизированной системы управления движением.

Не отрезком единым

Что касается остальных участков ЧТК, то чиновники пока не готовы делать какие-либо прогнозы. Стоимость строительства тоннелей, по которым магистраль пройдет под парками Коломенское, Лосиный остров и Филевский, Кузьмин оценить пока также не смог. Он лишь отметил, что власти не имеют права вырубать деревья и пускать дорогу по поверхности земли ради удешевления строительства, поэтому проходной щит для бурения тоннелей (диаметром 20 метров), уже заказан.

Не в силах оказались московские власти назвать и точные сроки завершения строительства ЧТК. Сначала заявлялся 2011 год, но теперь, из-за кризиса и сокращения дорожного бюджета, сроки сдачи магистрали перенесли на 2014-2015 годы.


Строительство первого участка ЧТК в самом разгаре. Фото Павла Медзюна для Ленты.ру

Однако Ресин отметил, что возведение ЧТК является для Москвы первоочередной задачей и власти не намерены затягивать сроки, а первый участок между шоссе Энтузиастов и Измайловским шоссе будет сдан еще до конца текущего года. Тогда, по словам чиновников, существенно разгрузится Главная аллея, пролегающая через Измайловский парк (сейчас эта узкая двухполосная дорога является практически единственным способом доехать из Перово в Измайлово) и можно будет приступать к строительству остальных участков Четвертого транспортного кольца.

Ну совсем недорого

В конце беседы чиновников с журналистами, последним были предложены детальные расчеты себестоимости строительства ЧТК, выполненные по "международной методике". Получилось, что километр одной полосы дороги между Измайловским шоссе и шоссе Энтузиастов обойдется городу в 9,8 миллиона долларов. Для сравнения участникам пресс-конференции показали график, согласно которому хайвеи в Сиэтле, например, стоили всего на 0,4 миллиона долларов дешевле, чем магистраль в Москве. А километр дороги на других известных магистралях - мост Мийо в Южной Франции, мост Фемерн на трассе Гамбург-Копенгаген и тоннель в Бостоне, обошлись в 26,1 миллиона, 54,9 миллиона и 56,8 миллиона долларов (за километр) соответственно. По подсчетам чиновников получилось, что все эти проекты стоят гораздо дороже Четвертого кольца. Но откуда взялась цифра 9,8 миллиона долларов?

Наши расчеты

Попробуем посчитать сами. Исходя из бюджета строительства 3,8-километрового отрезка в 66,06 миллиарда рублей (или 2,27 миллиарда долларов по курсу 29 рублей за доллар), цена за "погонный километр" трассы равна 597 миллионам долларов. Если мы разделим эту цифру на количество полос - восемь, - то все равно получается никак не меньше 74,6 миллиона долларов за километр.

Но оказывается, что чиновники при расчете себестоимости учитывают только те расходы, которые будут потрачена непосредственно на строительство дороги и укладку асфальта - это 22,2 миллиарда рублей. В этом случае "погонный" километр обойдется городской казне в 201 миллион долларов, а километр одной полосы - 25,1 миллиона долларов. Опять не сходится.

Получить заветную цифру в 9,8 миллиона долларов удастся только внимательно прочитав интервью Ресина газете "Комсомольская правда", в котором он заявил, что к 30 километрам ЧТК (3,8 километра магистрали умноженные на восемь полос) надо прибавить еще 46 километров дорожного полотна, которые придется уложить строителям с учетом реконструкции и расширения прилегающих к кольцу дорог, съездов и выездов.

Иностранные проекты

Итак, цифры вроде бы сошлись. Но это ничуть не мешает простым москвичам считать ЧТК самым дорогим дорожным проектом в истории Москвы, ведь общие расходы на постройку кольцевой дороги составят 660 миллиардов рублей - это 22 миллиарда долларов США.

Опять прибегнем к сравнениям: например, постройка упомянутого выше 2,4-километрового моста Виадук Мийо во Франции обошлась в 530 миллионов долларов - это меньше, чем затраты на строительство одного километра ЧТК. При том, что французский мост - настоящий инженерный шедевр: в самой своей высокой точке дорожное полотно проходит на расстоянии 270 метров от земли; на его счету три мировых рекорда, один из которых - самая высокая в мире опора. К тому же, это сооружение на 17 метров выше знаменитой Эйфелевой башни.

Еще один дорогой и сложный проект - 8,2-километровый вантовый мост Сутун, расположенный в Китае. Его строительство обошлось в 1,7 миллиарда долларов. Эресуннский мост длиной 7,8 километра, соединяющий Данию и Швецию, стоил 3,8 миллиарда долларов. Другой пример - строительство японского моста под названием Акаси-Кайке, длина которого составляет 3,9 километра, обошлось в пять миллиардов долларов. Наконец, самый дорогой проект строительства в истории США - Большой бостонский тоннель, длина которого составляет 5,6 километра, обошелся казне в 14,6 миллиарда долларов. Это все дешевле, чем ЧТК.


Французский вантовый мост Le Viaduc de Millau. Фото с сайта eiffage.fr

Даже строительство одного из самых высокотехнологичных проектов в мире - Евротоннеля под проливом Ла-Манш, состоящего из трех параллельно идущих тоннелей - обошлось инвесторам в 10 миллиардов фунтов стерлингов. Или 14,98 миллиарда по курсу на май 1994 года, когда тоннель был официально открыт. Протяженность тоннеля - 51 километр.

Если поделить общую стоимость проекта на километраж, выйдет, что погонный километр участка ЧТК (597 миллионов долларов) стоит в два раза дороже такого же отрезка Евротоннеля (293 миллиона долларов), в 2,8 раза дороже Виадука Мийо во Франции (214,8 миллиона долларов за километр) и в 2,14 раза дороже моста через Балтийское море под названием Фемарн (277,7 миллиона долларов).

Так что после завершения строительства, у ЧТК есть шанс стать самой дорогой магистралью не только в Москве или в России, но и во всем мире. Только пока непонятно - будут ли москвичи гордиться этим "девятым чудом света".