Гудок в помощь

Депутаты повысили транспортный налог в два раза

В среду, 11 ноября, Госдума приняла во втором чтении законопроект о повышении базовой ставки транспортного налога. Могла бы принять сразу и в третьем чтении, но произошла заминка - из-за того, что депутатам не раздали проект соответствующего постановления, был нарушен регламент и голосование оказалось недействительным.

Но вопрос фактически уже решен - новые ставки налогов Госдума планирует принять в пятницу, после чего законопроект отправится в Совет Федерации и затем - на подпись к президенту России Дмитрию Медведеву. Если все пройдет по плану, то транспортный налог вырастет вдвое уже с 1 января 2010 года.

В последний раз транспортный налог менялся в 2003 году: с тех пор базовая ставка для владельцев легковых автомобилей с мотором мощностью до 100 лошадиных сил составляла пять рублей; от 100 до 150 "лошадей" – семь рублей; от 150 до 200 – 10 рублей; от 200 до 250 "лошадей" – 15 рублей, а свыше 250 лошадиных сил – 30 рублей за каждую "лошадь". Теперь же базовая ставка в каждой из категорий составит 10, 14, 20, 30 и 60 рублей соответственно. Таким образом, если раньше базовый налог на машину с мотором мощностью 90 "лошадей" составлял 450 рублей, то с 2010 года это значение вырастет до 900 рублей. А для владельца автомобиля с двигателем мощностью 300 лошадиных сил транспортный налог (по базовой ставке) увеличится с девяти до 18 тысяч рублей в год.


Причем владельцев самолетов, вертолетов, мотоциклов, автобусов, грузовиков, снегоходов, катеров и яхт повышение налога также не обойдет стороной – для них транспортный налог повышается в те же самые два раза.

Но как и прежде, каждый регион будет вправе устанавливать собственный размер транспортного налога для каждой категории автомобилей. Местные власти смогут либо в пять раз увеличивать эту ставку, либо в десять раз уменьшать (раньше они были вправе изменять ставку в пять раз в обе стороны). Тем самым, у регионов останется возможность сохранить прежние размеры транспортного налога, если тот их полностью устраивал.

В помощь регионам

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, главной задачей увеличения базовых ставок транспортного налога является "повышение налоговой автономии органов власти субъектов Российской Федерации, а также создание возможностей для повышения доходов региональных бюджетов". По некоторым оценкам, удвоение базовой ставки принесет регионам дополнительно 7,5 миллиарда рублей в год - эти деньги местные власти смогут потратить на строительство и содержание дорог.

Правда, регионы по-разному отреагировали на новую возможность повышения своих доходов. Например, министр финансов Московской области Татьяна Крикунова сообщила, что налог в Подмосковье повысится, но "незначительно". А губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко пообещала, что в 2010 году размеры налогов останутся такими же, какими были в текущем. По ее словам, такое решение было принято "в заботе о транспортных компаниях и автомобилистах".

Зато правительство Красноярского края объявило об увеличении транспортного налога со следующего года на 30-50 процентов.

Зачем?

С миру по нитке
Согласно отчету о структуре начислений по транспортному налогу за 2008 год, всего в России зарегистрировано 34,85 миллиона автомобилей, из которых 33,03 миллиона подлежат обложению транспортным налогом.

Общая сумма начисленного за год транспортного налога составляет 47,9 миллиарда рублей. Сколько из них собрано - не уточняется.

Разработчики законопроекта предполагают, что основное бремя увеличившихся расходов по уплате транспортного налога ляжет на владельцев дорогих и мощных автомобилей. Для этого, мол, регионам и оставили возможность снижать базовую ставку в 10 раз.

Однако времена, когда автомобили с объемными моторами принадлежали лишь богатым людям, с которых можно драть три шкуры, давно прошли. На автомобили с моторами мощностью от 80 до 150 лошадиных сил (а это и продукция "АвтоВАЗа", и большинство массовых иномарок) сейчас приходится около 80 процентов российского автопарка. При том, что мощные машины - это всего 10 процентов зарегистрированных в России автомобилей.

Не стоит забывать и про старые автомобили с двигателями мощностью более 250 "лошадей", которые были ввезены в РФ подержанными и стоили по 10-15 тысяч долларов. Владельцам таких машин теперь придется платить по 75 тысяч рублей в год и больше в случае, если в регионе, где зарегистрирован автомобиль, действует пятикратный повышающий коэффициент.

Как заявил "Ленте.Ру" лидер движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков, разумнее было бы включить транспортный налог в стоимость бензина, как это делается во многих западных странах. В этом случае деньги налогоплательщиков будут поступать в бюджеты тех регионов, где автомобилисты "наиболее активны" (больше ездят - больше бензина покупают).

Таким образом, решилась бы и проблема собираемости налога - сейчас этот показатель не превышает 50 процентов от налоговых начислений, ведь только половина российских автомобилистов исправно платит налоги. Причем не всегда по своей вине - оперативность обмена данными по зарегистрированным автомобилям между ГИБДД и ФНС до сих пор оставляет желать лучшего.

По мнению Лысакова, повышение налогов сильно ударит и по грузоперевозчикам, особенно частным, которые в связи с кризисом оказались на грани рентабельности. Например, директор питерской компании GSK UMIAT Алексей Патрухин заявил "Балтийскому информационному агентству" о том, что в настоящее время выручка его компании из расчета на километр перевозки составляет 24 рубля, а расходы - 22 рубля 70 копеек. "Малейшее повышение наших расходов, к которому неминуемо приведет рост транспортного налога, будет означать, что мы не сможем развивать инфраструктуру, содержать стоянки, развивать социальные программы для персонала. Последнее приведет к тому, что люди начнут увольняться, придется нанимать менее квалифицированных сотрудников, возрастут затраты на аварийность и так далее", - отметил он.

В такой ситуации, как заметил Лысаков, можно ждать и массовых забастовок дальнобойщиков, которые в ходе акций протеста могут начать перекрывать федеральные магистрали.


Простые автомобилисты, конечно, вряд ли смогут повлиять на решение правительства. А вот дальнобойщикам, способным перекрыть важные федеральные трассы или заблокировать въезды в Москву, это вполне под силу.

Не останутся в стороне и обычные автомобилисты. Они уже провели несколько массовых акций протеста против повышения транспортного налога, первая из которых прошла 24 октября. Во Владивостоке в тот день в митинге приняли участие около 1500 автолюбителей, в Москве - 300 человек, в Санкт-Петербурге - 500 человек.

Следующее массовое мероприятие - автопробег по улицам Москвы, не санкционированный властями, состоялся 7 ноября. В результате этой акции 132 ее участника были оштрафованы, а ее организатор, Сергей Канаев, получил повестку в суд: его обвинили в организации незаконного массового мероприятия.

Но разгон акций протеста и суды вряд ли остановят протестующих: на сайте Федерации автовладельцев России (ФАР) уже появился призыв к проведению новой акции протеста - в понедельник, 16 ноября, ровно в 10 часов утра по московскому времени, всем российским автолюбителям предлагается нажать на клаксон и не отпускать его в течение пяти минут. Таким образом, по словам лидера московского офиса ФАР, водители выразят свой протест против повышения транспортного налога. А заодно, быть может, помешают депутатам принять еще один непопулярный закон - время проведения акции совпадает с открытием очередного заседания Госдумы.