Со своим колчаном

Mercedes-Benz вернется в "Формулу-1" под своим именем

В понедельник, 16 ноября, компания Mercedes-Benz объявила о покупке команды "Формулы-1" Brawn GP. Начиная со следующего сезона команда будет называться Mercedes GP.

Свою долю в команде McLaren, с которой Mercedes-Benz сотрудничал до сих пор, немецкая компания намерена продать руководству команды в течение двух лет. На сегодняшний день "Мерседесу" принадлежит 40 процентов McLaren.

Сотрудничество "Мерседес" и McLaren продолжалось 15 лет: за это время общими усилиями они выиграли четыре титула – три в личном зачете (1998, 1999 и 2008 года) и один в Кубке конструкторов (1998 год).

Руководители Mercedes-Benz не скрывают, что главной причиной расторжения успешного союза стало их нежелание довольствоваться ролью мотористов. Несмотря на то, что немецкая компания была совладельцем McLaren, полномочия главы Mercedes-Benz Motorsport Норберта Хауга в команде оставались весьма ограниченными. К примеру, за все 15 лет совместной работы за руль McLaren-Mercedes ни разу не сел немецкий гонщик.

"Mercedes-Benz будет выступать в чемпионате мира со своей собственной заводской командой, - заявил глава Mercedes-Benz доктор Дитер Цетше. - Это стало возможным благодаря совместному приобретению 75,1 процента Brawn GP: 45,1 процента будет принадлежать корпорации Daimler, а 30 процентов - нашему партнеру Aabar Investments. Остальные акции Brawn сохранят прежние собственники - Росс Браун, Ник Фрай и другие акционеры. Самая большая доля будет у Daimler, так что это будет настоящая команда Mercedes-Benz".


Хейкки Ковалайнен, Дитер Цетше, Норберт Хауг и Льюис Хэмилтон

Однако у этой сделки есть и противники. Так, член наблюдательного совета компании и председатель профсоюза работников Daimler Элих Клемм заявил, что сейчас не время для "дорогостоящего и неоднозначного цирка", каким он считает "Формулу-1".

"Мы не можем понять, почему совет директоров продал свою долю в одной команде, и тут же купил другую, - возмущается Клемм. - На заводе сейчас каждый цент расходов превращается в три. Работники ощутили на себе влияние финансового кризиса, так как они меньше работают и их доходы упали. В эти трудные времена компания должна вкладывать капитал в улучшение маркетинга ее реальных автомобилей".

Однако желание Цетше возродить команду Mercedes в "Формуле-1" вполне понятно, ведь до сих пор легендарные "Серебряные стрелы" занимают одну из самых ярких страниц в истории автоспорта.

По штутгартскому счету

Компания Mercedes-Benz пришла в "Формулу-1" в 1954 году, спустя всего четыре года после появления чемпионата мира. В тот момент в действие как раз вступал новый технический регламент, поставивший новые и старые команды примерно в равные условия: все конструкторы создавали машины с чистого листа.

Машины Mercedes имели традиционную для компании еще с довоенных времен серебряную окраску кузова, за что и получили прозвище "Серебряные стрелы" - по аналогии с рекордными болидами немецкой марки 30-х годов прошлого века.


Mercedes-Benz W196 Streamliner

При создании новой гоночной машины инженеры Mercedes-Benz пошли нетривиальным путем – они разработали две версии Mercedes-Benz W196: с открытыми и закрытыми колесами. Вторая получила название Streamliner и была предназначена для скоростных трасс, где аэродинамика имела куда большее значение, чем управляемость автомобиля.

На первые гонки сезона команда не успела и начала выступления лишь с третьего этапа - Гран-при Франции в Реймсе. Это заставило первого номера команды, Хуан-Мануэля Фанхио, начинать сезон на автомобилях Maserati.

Тем не менее, дебют немецкой команды вышел очень впечатляющим — на совершенно новой машине Фанхио выиграл гонку, опередив собственного напарника по команде Карла Клинга. Финишировавший третьим Робер Манзон на Ferrari проиграл гонщикам Mercedes-Benz целый круг!

В результате Фанхио выиграл сезон, став двукратным чемпионом мира. На следующий год он без труда повторил свой успех, а вице-чемпионский титул достался его напарнику Стирлингу Моссу. Два гонщика Mercedes выиграли пять гонок из шести, и лишь в Монако они не смогли добраться до финиша.

Казалось, Mercedes-Benz ждет блестящее будущее в автоспорте, однако 11 июня 1955 года все изменилось. Во время гонки "24 часа Ле-Мана" автомобиль Mercedes-Benz 300 SLR, которым управлял Пьер Левег, наехал на колесо машины соперника, подлетел в воздух и приземлился на трибунах. Погибло 89 человек – это происшествие до сих пор остается самой большой катастрофой в истории автоспорта.


Последствия катастрофы на гонке "24 часа Ле-Мана" 1955 года

Гонка остановлена не была, однако ночью, когда стали известны примерные масштабы катастрофы, команда Mercedes-Benz снялась с соревнований несмотря на то, что на тот момент Фанхио лидировал. А по итогам сезона компания Mercedes приняла решение покинуть автоспорт. Как тогда считалось — навсегда.

Возвращение

Лишь спустя 20 лет, в 1974 году, компания предприняла первые попытки вернуться в автомобильный спорт, начав с выступлений в отдельных гонках. А в 1987 году компания заключила договор со швейцарской командой Sauber о совместном выступлении в гонках на выносливость или, как их тогда называли, "гонках спортпрототипов".

Машины, разработанные совместными усилиями Sauber и Mercedes-Benz, вновь получили традиционную для "немцев" серебряную окраску, намекавшую на знаменитое прошлое компании. В 1989 году команда одержала победу сначала в "24 часах Ле-Мана", а затем и в самом чемпионате спортпрототипов. На следующий год команда повторила свой успех.


Sauber-Mercedes C9, 1988 год

Примерно в то же время была организована программа поддержки молодых немецких пилотов Mercedes Junior, первыми "клиентами" которой стали Хайнц-Харальд Френтцен, Карл Вендлингер и Михаэль Шумахер. В 1990-1991 годах эти гонщики выступали в чемпионате спортпрототипов на машине Sauber-Mercedes C11. Правда, не особо успешно.

В 1993 году команда Sauber дебютировала в "Формуле-1". На болидах устанавливался двигатель Mercedes-Benz, и негласно эта команда считалась первым шагом немецкого концерна к полноценному возвращению в "Формулу-1". Однако официально команда называлась Sauber-Ilmor, и об участии "Мерседеса" в проекте свидетельствовала лишь небольшая надпись на совершенно черных автомобилях: concept by Mercedes-Benz.


Интересно, что после катастрофы в Ле-Мане Швейцария пошла дальше всех остальных европейских стран, запретив проводить соревнования на своей территории. Этот запрет сохраняется и по сей день, но тем не менее именно швейцарская команда стала первым партнером Mercedes-Benz по возвращению в большой автоспорт.

Альянс с Sauber больших успехов немцам не принес, поэтому в 1995 году компания переключилась на легендарную команду McLaren. Mercedes стал четвертым поставщиком моторов для команды за четыре года: после ухода из "Формулы-1" компании Honda в 1992 году, британцы одинаково безуспешно успели опробовать двигатели Ford и Peugeot. К тому же, на этот раз немецкая компания выступала в "Формуле-1" под собственным именем: команда называлась McLaren-Mercedes.


McLaren Mercedes MP4-10

Поначалу этот союз не казался идеальным – болиды McLaren-Mercedes не отличались ни скоростью, ни надежностью. Но перед началом 1997 года в команде произошло существенное изменение: главный спонсор McLaren на протяжении 20 лет, компания Marlboro, отказалась от сотрудничества с командой, переключившись на Ferrari с Михаэлем Шумахером.

В Mercedes решили воспользоваться моментом и выкупили 20 процентов акций команды, попутно перекрасив машины в любимый серебряный цвет. В итоге, впервые за 40 лет в "Формуле-1" заговорили о полноценном возвращении "Серебряных стрел".


McLaren Mercedes MP4-12

Свежая машина оказалась гораздо лучше предыдущих, а пилоты McLaren лидировали в нескольких гонках сезона, однако по-прежнему жаловались на надежность болидов: сходы из-за взрыва моторов Mercedes происходили слишком часто. Лишь в следующем сезоне - 1998 года - надежность немецких двигателей стала практически образцовой, а машина, созданная новым конструктором Эдрианом Ньюи, доминировала на большинстве трасс чемпионата.

Правда, свою роль вновь сыграла смена технического регламента — как и в 1954 году, конструкторам опять пришлось проектировать машины с чистого листа. Благодаря этому Mercedes-Benz вновь, как и 40 лет назад, удалось опередить Ferrari, за рулем которой выступал ее бывший гонщик Михаэль Шумахер.

Победы 1998 и 1999 годов стали первым успехом Mercedes-Benz в "Формуле-1" после 43-летнего перерыва. И вновь многим экспертам показалось, что это начало большого успеха "Серебряных стрел". Немецкий концерн, воодушевленный победами, выкупил еще 20 процентов акций команды, а Норберт Хауг вошел в правление McLaren. Казалось, что команда постепенно начала превращалась в заводской коллектив Mercedes.

Новая дорога

Однако все вышло иначе. Начиная с 2000 года Шумахер и Ferrari оказались практически непобедимыми на протяжении пяти лет. Затем еще два года побеждала Renault, а результаты McLaren-Mercedes сильно упали — команда не всегда попадала даже в первую четверку по итогам сезона. А когда в 2007 году британско-немецкому дуэту, казалось, удалось вернуть форму, только что ушедший от него в Ferrari Кими Райкконен в последней гонке сезона вырвал победу у пары гонщиков McLaren.

Одновременно с этим Рон Деннис старательно препятствовал дальнейшему поглощению команды немецким концерном. Все важные решения он предпочитал принимать сам, а 40 процентов акций McLaren по сути не давали Mercedes-Benz никаких прав.

К тому же, команду все чаще начали сотрясать скандалы. В 2007 году в результате расследования FIA McLaren была признана виновной в шпионаже и лишена всех очков в Кубке конструкторов. Тогда, помимо репутационных потерь, команде пришлось выплатить в фонд FIA 100 миллионов долларов, часть из которых выделил Mercedes-Benz.


Рон Деннис и Норберт Хауг

Все это заставило руководство штутгартского концерна подумать о смене партнеров. А титул, завоеванный в 2008 году Льюисом Хэмилтоном, лишь слегка отсрочил этот процесс. Причем ситуация не изменилась даже после того, как Рон Деннис передал управление командой Мартину Уитмаршу - как многие считают, это произошло не без давления со стороны Mercedes-Benz.

Уже летом 2009 года Хауг провел переговоры с несколькими гонщиками о перспективе выступать в "его команде". В команде McLaren при этом подчеркивали, что не имеют к этим разговорам никакого отношения. А в сентябре уже Росс Браун недвусмысленно дал понять, что о будущем его команды беспокоиться не стоит.

Тогда и появились первые предположения о скорой смене собственника команды Brawn GP. Выбор, разумеется, не случаен: команда выиграла чемпионат 2009 года, на ее машинах уже установлены двигатели Mercedes, и у команды нет долгосрочных обязательств перед спонсорами. Свою роль сыграло и приглашение в команду немца Нико Росберга.

Ближе к ноябрю догадки превратились в уверенность, и вчерашнее заявление Mercedes уже никого из специалистов не удивило. На арену возвращаются "Серебряные стрелы" - на этот раз безо всяких оговорок.

По мнению фактического хозяина "Формулы-1" Берни Экклстоуна, шаг этот очень позитивен. "Теперь у нас будут две сильные команды вместо одной, - заявил Экклстоун. - В долгосрочной перспективе Brawn в одиночку вряд ли выжил бы".

Каким будет это возвращение — увидим. Одно можно сказать точно: время для возвращения выбрано удачное. В "Формуле-1" опять меняют регламент.