Опять двойка

Законодатели нашли новый способ увеличить транспортный налог

В среду, 18 ноября, Совет Федерации отклонил законопроект, повышающий в два раза базовую ставку транспортного налога. Такого поворота событий следовало ожидать - соответствующие поправки в Налоговый кодекс РФ раскритиковали сначала председатель верхней палаты парламента Сергей Миронов, а затем спикер Госдумы и глава единоросов (которые почти единодушно проголосовали за повышение базовой ставки) Борис Грызлов. Причем с момента принятия Думой этого документа в пятницу, 13 ноября, прошел всего один рабочий день – Миронов назвал законопроект "антинародным" уже в понедельник, 16 ноября.


Единоросы передумали повышать базовую ставку транспортного налога всего за два выходных дня.

Еще сутки спустя, 17 ноября, стало известно, что главы обеих палат парламента высказались против спорных поправок сразу после совещания в Кремле, созванного специально для обсуждения принятого в пятницу законопроекта. Как пояснил в эфире телеканала "Вести" глава президентской администрации Сергей Нарышкин, присутствовавшие на встрече сенаторы и члены "Единой России" решили прислушаться к многочисленным протестам автомобильной общественности. "С учетом этого обстоятельства и поручения президента признано нецелесообразным повышать ставку транспортного налога и рекомендовано законодателям пересмотреть решение", - заявил Нарышкин.

Коэффициент базовой ставки не слаще

Как расчитывается транспортный налог
Сумма ежегодного платежа в казну за автомобиль рассчитывается простым умножением количества лошадиных сил машины на действующую в регионе налоговую ставку.

Базовые ставки законодательно прописаны в Налоговом кодексе, и для легковых автомобилей с двигателем мощностью менее 100 лошадиных сил составляет пять рублей, для машин мощностью от 100 до 150 "лошадей" – семь рублей, от 150 до 200 – 20 рублей, от 200 до 250 – 30 рублей и свыше 250 лошадиных сил – 60 рублей. При этом власти регионов имеют право самостоятельно увеличивать (или уменьшать) базовую налоговую ставку в пять раз.

Однако, к сожалению, повторное рассмотрение законопроекта в Госдуме вовсе не означает, что чиновники решили отказаться от повышения налогов для автовладельцев. Как пояснил "Ленте.Ру" заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Коган, согласительная комиссия, которой предстоит внести правку в спорный законопроект, действительно опустит базовую ставку до прежнего уровня, но при этом установит новую, более высокую, планку для повышающего коэффициента, который используют региональные власти при расчете транспортного налога.

Причем, по словам Когана, в новой редакции законопроекта эта планка может вырасти именно в два раза - с пяти до десяти. А это означает, что регионы смогут повышать транспортный налог до того же уровня, что и в первой редакции. То есть, фактически, депутаты просто поменяют местами множители в формуле, по которой рассчитываются платежи для владельцев автомобилей.

Со стороны такие арифметические операции могут показаться абсурдными, но с точки зрения чиновников и законодателей они абсолютно логичны. Таким образом, власти планируют убить сразу двух зайцев. Во-первых, из текста закона пропадет формулировка об увеличении базовой ставки транспортного налога, и это, по мнению, госчиновников, должно успокоить общественность. Но при этом, во-вторых, регионы получат возможность самостоятельно устанавливать новые, более высокие тарифы на транспортный налог, а это необходимо для пополнения региональных бюджетов.

Слуги народного гнева

Кстати, независимые аналитики подтверждают, что главной причиной, по которой в Кремле потребовали пересмотреть законопроект, повышающий базовую ставку транспортного налога, является страх властей перед любыми социальными волнениями. Причем президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов уверен, что между Кремлем и Белым домом по этому поводу нет разногласий, хотя первоначальный вариант законопроекта был разработан в правительстве РФ, а с требованием о его пересмотре выступила президентская администрация: "Обе стороны действуют согласовано, руководствуясь меняющейся конъюнктурой".

Однако правозащитники считают, что властям не удастся избежать социальных волнений, просто изменив формулировку законопроекта. Лидер организации "Движение автомобилистов России" Виктор Похмелкин уверен, что рост повышающего коэффициента тоже способен спровоцировать массовые беспорядки: "Из-за того, что автомобилисты не видят, куда расходуются собираемые с них государством деньги, они считают, что это поборы, и с возмущением относятся к любым попыткам увеличить транспортный налог".

Причем для того, чтобы вызвать народные волнения, не обязательно увеличивать действующие тарифы сразу по максимуму – в два раза. Некоторые категории автомобилистов готовы выйти на улицу в ответ на любое, даже самое незначительное повышение транспортного налога. Например, в таком положении находятся грузоперевозчики, у которых из-за последствий финансового кризиса рентабельность бизнеса упала почти до нуля. Так, межрегиональный профсоюз водителей-профессионалов уже перекрывал движение на столичной МКАД в день рассмотрения Госдумой спорного законопроекта.

Эпилог

Согласительная комиссия должна утвердить новую версию поправок в Налоговый кодекс уже к четвергу, чтобы в пятницу депутаты могли проголосовать за исправленный законопроект. Авторы документа спешат, так как им нужно успеть получить одобрение обеих палат парламента и подпись президента Дмитрия Медведева до первого декабря – в этом случае новые коэффициенты для расчета транспортного налога можно будет вводить в действие, как и планировалось, с первого января 2010 года.

И в этот раз мы вряд ли услышим, как спикер Совета Федерации называет решение своих коллег из Госдумы "антинародным" – в формуле, по которой рассчитывается тариф для транспортного налога, всего два множителя, поэтому возможности для арифметических перестановок закончились.