По Европам. Часть третья

Путешествие "Москва-Лиссабон-Москва" на Land Rover Discovery 3

Краткое содержание предыдущих серий - это два с половиной дня пути и около трех тысяч километров из Москвы до Амстердама. Амстердам был первым городом, где мы остановились на несколько дней сознательно, а не по воле случая (как это было в Варшаве), чтобы перевести дух перед следующим рывком - в Лиссабон через Париж и Сан-Себастьян - небольшой курортный городок на атлантическом побережье, около границы Испании и Франции.

Пока Land Rover прохлаждался на подземной парковке за 55 евро в сутки, мы бродили по городу пешком и ездили по нему на трамваях. Трамвай - это отличный способ выбраться из туристического, игрушечного центра города, за пределы которого туристы как правило не выходят. А зря - "периферийный" Амстердам - он ведь и есть настоящий Амстердам. Это красивый, спокойный город, в котором повсюду вода, цветы и дома-баржи. У местных жителей какая-то невероятная страсть к уюту - даже заборы стройплощадок здесь высокохудожественно иллюстрируются или, по крайней мере, закрашиваются граффити.


Безумно уютный цветочно-велосипедный Амстердам. Причем это совсем не центр города. Но и здесь даже заборы стройплощадок и ржавые от старости домофоны кажутся произведениями искусства.

Вдоволь нагулявшись и, напоследок, наездившись по Амстердаму на машине, мы выдвинулись в сторону Парижа. Путь - 504 километра. По европейским меркам это почти ничто, то есть вполне себе можно успеть за пять-шесть часов, не нарушая скоростной режим. Где-то 130 километров ты едешь по Голландии с ее лугами, озерами и ветряками. Затем - еще 130 километров по Бельгии.

Наш довольно плотный график, к сожалению, вынудил нас пролететь Бельгию насквозь, не останавливаясь. Мы объехали по кольцевой Брюссель, не свернули на Брюгге и даже не заскочили в город с замечательным названием Уи (Huy). А побывать там можно хотя бы ради снимка на фоне вывески "Notre Dame De Huy". Но вообще, в Уи, ко всему прочему, еще и очень красиво.


Вот так бельгийские дорожники оформляют зону ремонта. Сначала - чучело. А затем внятная временная разметка и яркие ограждения, которые благодаря подсветке видно в любую погоду и в любое время суток.

На заметку

Если маршрут вашего автомобильного путешествия задевает Францию, обязательно зайдите на замечательный сайт autoroutes.fr.

Здесь собрана информация по всем магистралям в стране - вне зависимости от того, какая компания ими управляет. С помощью autoroutes.fr, во-первых, вы сможете спланировать свое путешествие по Франции, рассчитав километраж и среднюю скорость с учетом всех ограничений и дорожных работ. Во-вторых, вы получите информацию о том, где и сколько придется платить за платные дороги. В третих - вы сможете ознакомиться с подробной картой спидкамер, с информацией на какую скорость они настроены: да-да, и это официальная информация!

Что здорово, маршруты здесь прокладываются по всей Европе, правда информация по испанским и португальским, например, дорогам чуть менее подробная, чем по французским - нет спидкамер и тарифов за проезд, зато есть все тоннели и развязки.

Не увидев бельгийских достопримечательностей, нам оставалось восхищаться тому, как в Бельгии организовано дорожное движение. В этой маленькой, не самой богатой и не самой прославленной европейской стране (читал, что по результатам какого-то опроса, самый известный бельгиец - это Эркюль Пуаро, вымышленный персонаж), во-первых, мы не увидели ни одной трассы без освещения. Во-вторых, нас поразило, как здесь огораживают участки дорожных работ: не говорю об ограждениях со светодиодным освещением на аккумуляторах и, обязательно, внятной временной разметке - они есть везде в Европе. Но в Бельгии, ко всему прочему, перед ремонтом дороги на обочине или на разделительной полосе выставляют "страшил" - чучел-регулировщиков в рыжей одежде, которые размахивают флажками. Не обратить внимание на такое предупреждение невозможно.

Наконец, нас поразило количество дорог - вышеупомянутую кольцевую вокруг Брюсселя каждые 500 метров пересекают выезды из города... Это как если бы между Щелковским шоссе и шоссе Энтузиастов было бы не ноль выездов в область, как сейчас, а восемь! А между Каширкой и Волгоградкой не три, а двадцать! И не было бы на этих выездах никаких постов ГАИ, обитатели которых для выполнения плана по нарушениям, перекрывают половину проезжей части и то и дело тормозят поток, чтобы выдернуть очередную жертву... А учитывая, что в Брюсселе не 15-20 миллионов жителей, а в десять раз меньше, за отчизну становится обидно еще сильнее. Примерно в десять раз.

В общем, 130 километров по Бельгии - это такой "участок зависти". А дальше начинается Франция. За проезд по французским магистралям надо платить: от бельгийской границы до Парижа - 20 с небольшим евро. От Парижа до границы с Испанией - еще около 55. Если нет желания тратиться - можно проделать тот же путь по бесплатным дорогам, потратив... пару дней на созерцание французской провинции. Она, честно сказать, того стоит, но наш график подобных прогулок не предусматривал.

Париж. Здесь, как и в Амстердаме, бронировать жилье нужно не в самом центре (проблемы с парковкой и пробки).

Ездить по Парижу на машине без особой нужды тоже не стоит. Во-первых, у вас вряд ли получится где-нибудь припарковаться. Во-вторых, даже для московских водителей парижское движение покажется адом - ездят все очень быстро - мгновенно трогаются на зеленый, не сбавляют скорость на поворотах и очень недоброжелательно относятся к "тормозам". А вы практически стопроцентно попадете в эту категорию, каким бы асом городской езды вы себя не считали в России. Наконец, в Париже практикуется так называемая контактная парковка. И местным жителям наплевать, "Роллс-Ройс" у вас или "Феррари" - рано или поздно вашу машину поцарапают, расчищая себе место для стоянки.


Франция. Первая на нашем пути платная магистраль в Западной Европе. При въезде на трассу получаешь магнитную карточку - как раньше были в московском метро, на выезде - платишь.


Наученные амстердамским горьким опытом, перед въездом на парковку в Париже мы опустили пневмоподвеску "Лэнд-Ровера" и стали примеряться к ограничивающей высоту планке. Здесь, к счастью, мы проходили с запасом.


Особенности парижской парковки: брошенный автомобиль могут "притереть" просто соседи, а может приехать грозный "Дефендер" с резиновыми буферами и растолкать автомобили, чтобы обеспечить проезд мусоровозу.


Собор Парижской Богоматери и Эйфелеву башню мы фотографировали уже на выезде, из окна машины. Покидать этот город было жаль.

Поэтому мы оставили "Диско" недалеко от отеля - на пустующей подземной парковке какого-то выставочного центра, прокатившись на машине по парижским улицам лишь однажды - уже по пути в Лиссабон.

Между Парижем и Лиссабоном мы предусмотрели еще одну остановку - в курортном городке Сан-Себастьян на побережье Атлантики. Вот только задержавшись в Париже, мы приехали в отель за 3 часа до чек-аута и опять потеряли заплаченные за ночевку деньги (точно так же мы опоздали в отель в Амстердаме). Так что, повторюсь, планируя "евротур" вроде нашего, не бронируйте отели заранее. Или, по крайней мере, делайте это напрямую - позвонив в гостиницу, а не через сайты вроде Booking.com, где с банковской карты снимается плата за первую ночь, даже если вы не приехали.


Атлантический океан, к побережью которого мы так стремились, оказался холоднее и грязнее Средиземного моря. Зато - океан!


За четыре тысячи километров, что мы проехали от Москвы до Атлантики, белый Land Rover Discovery почти не испачкался. Разве что об решетку радиатора убились тысячи насекомых. Полностью оттереть их останки удалось лишь в Москве, а в Испании за 7 евро мы сделали лицо "Диско" чуть менее "кровожадным".

От Сан-Себастьяна до Лиссабона - еще 919 километров или около 9 часов пути. Большая часть маршрута - по Испании, остальное - по Португалии. Рассказывать тут нечего - едешь себе и едешь, останавливаясь на заправках и пунктах сбора денег на платных дорогах.

Единственная особенность - в южной Европе, в отличие от той же Франции, практически никто не соблюдает скоростной режим. При ограничении "130" местные водители едут со скоростью около 140, отпуская педаль газа лишь перед знаками "Внимание, радар!". А иностранцы - особенно швейцарцы - летают так быстро, как позволяют их дорогие машины.


Чем дальше на юг, тем более холмистой становится местность, а пейзаж за окном все сильнее напоминает африканскую саванну. В горах, да еще и при сорокоградусной жаре, "Диско" не дал ни одного повода для нареканий. Разве что "автомату" на горных дорогах я однозначно предпочел бы "механику".


В Португалии, мы видели лесной пожар. Зрелище ужасающее и завораживающее одновременно. К сожалению, достать фотоаппарат мы не успели, а останавливаться на автомагистрали было нельзя. А большую часть пути мы наблюдали вот такую картинку: зеленая подсветка лэнд-роверовского "кокпита", дисплей навигатора и освещенный (кстати, очень неплохо освещенный) биксеноновыми фарами асфальт.

К сожалению, у меня пропали все фотографии Лиссабона. А вместе с ними потерялись снимки короткой поездки в сторону Гибралтара. Но и без этого, в следующей, заключительной части этого сериала, будет что рассказать и показать. Забегая вперед, расскажу, что от Барселоны до Берлина мы добрались меньше, чем за сутки. И столько же затем потратили на дорогу от Берлина до Москвы.

Неутомимый

"Диско" за проведенные вместе тысячи километров обзавелся кучей нежных (кроме шуток) прозвищ. Всю дорогу мы не переставали восхищаться его вместительностью, плавностью хода и радовались огромному количеству мультимедийных опций. Где-то в Испании на заправке за смешные деньги (около двух евро за диск) мы купили DVD со старыми, давно забытыми американскими фильмами (кстати, отличная законная альтернатива пиратским новинкам) и благодаря этим фильмам и лэнд-роверовскому DVD-чейнджеру со встроенными в подголовники мониторами ехать стало намного веселее. Справедливости ради надо сказать, что не все диски прочитались - сработало ограничение по зонам.

Расход дизтоплива в среднем составил 11-12 литров на 100 километров. Учитывая высокую крейсерскую скорость (практически во всех странах ограничения на автомагистралях не ниже 130 километров в час) это вполне нормально. Плюс к этому, до самого Лиссабона мы ехали, не включая кондиционер - большая часть пути приходилось на вечер и ночь, а значит было не так уж жарко.

Наконец, в Амстердаме я первый раз проверил уровень масла. Я не сомневался, что у "Диско" есть электронный "щуп", но с другой стороны - проехав более двух тысяч километров на высоких оборотах, дизель имел полное право "съесть" литр масла и даже больше (таков допустимый расход у современных моторов). Убедившись, что уровень в норме, я смотрел на щуп на каждой длительной остановке - количество масла не уменьшилось ни на йоту.

Продолжение следует...

Эксплуатация:

Пробег с начала теста - 5345 км
Общий пробег автомобиля - 15235 км
Расход топлива - 11,5 л/100 км

Есть что сказать - пишите!