Кими в ралли

Экс-чемпион "Формулы-1" ушел в WRC

В пятницу, 4 декабря, компания Citroen официально подтвердила переход чемпиона "Формулы-1" Кими Райкконена в чемпионат мира по ралли. Финн заключил однолетний контракт с французской компанией и будет выступать в WRC за Citroen Junior Team.

Еще несколько месяцев назад такой сценарий вряд ли кто-то мог себе представить, ведь контракт Райкконена с командой Ferrari действовал до конца 2010 года. Однако сначала двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо решился на переход в итальянскую конюшню уже со следующего сезона, а затем и сам Кими согласился досрочно расторгнуть свой контракт - за соответствующие отступные, разумеется.

Поначалу казалось, что расставание с Ferrari автоматически делает Райкконена гонщиком McLaren. Райкконен выступал за эту команду до своего перехода в Скудерию, да и в McLaren традиционно тяготеют к финским гонщикам. За 16 лет, начиная с 1994 года, лишь один сезон за британскую конюшню не выступал финн - это было в 2007 году, когда в пару к дебютировавшему Хэмилтону был приглашен Алонсо. По итогам того сезона команда была дисквалифицирована в Кубке конструкторов, получила рекордный штраф в 100 миллионов долларов, а титул достался... Райкконену.

Однако к ноябрю длительные переговоры между финном и McLaren зашли в тупик, и команда из Уокинга предпочла отыграться на ушедшей из альянса McLaren-Mercedes компании Mercedes-Benz, уведя у нее из под носа новоиспеченного чемпиона мира Дженсона Баттона.

Чужой среди своих

В том, что Ferrari, когда ей потребовалось место для Алонсо, решила расстаться именно с Райкконеном, нет ничего удивительного. Несмотря на то, что именно Кими принес Скудерии единственный со времен ухода Шумахера титул, за три года он так и не стал для команды "своим".

В отличие от напарника, Фелипе Массы, Райкконен не рассыпался в комплиментах в адрес Ferrari и всей Италии, не клялся в вечной любви к красным машинам и не называл команду "семьей". Дело тут, конечно, не в том, что Райкконену не нравилось в Ferrari. В итальянской команде он получил все, что хотел: быструю машину, хороших инженеров и самую большую зарплату в "Формуле-1". Но у Кими совершенно другое отношение к автоспорту, к "Формуле-1" и к своим обязательствам.


Райкконен получил в Ferrari быструю машину, но отношения с командой остались холодными. Фото (c) AFP

Любой эксперт подтвердит, что Райкконен совершенно не похож на других гонщиков чемпионата мира. Он закрыт и холоден, не любит общаться с прессой, не интересуется общественной жизнью и даже событиями в своей собственной команде. Иногда кажется, что Райкконена не интересуют даже победы.

"Я постараюсь выиграть и второй, и третий титул, - сказал финн в прошедшем году, - а если не получится – что ж, я уже чемпион, и поражение не станет концом всей жизни".

На самом деле Райкконен, конечно, любит побеждать. "С самого раннего детства Кими всегда и во всем хотел быть лучшим, – вспоминает мать гонщика, Пола Райкконен. - Каким бы видом спорта он ни занимался, он прикладывал все усилия, чтобы победить. Неважно, был ли это хоккей, футбол или легкая атлетика, - цель была одна".

При этом финн не мотивирует команду работать лучше, не пытается заставить ее крутиться вокруг себя. Он просто ездит на тех машинах, что ему предоставляют, и ездит быстро. "Райкконен очень быстр, но больше он ни на что не способен, - сказал о нем трехкратный чемпион мира Ники Лауда после перехода Райкконена в Ferrari. - Чтобы он побеждал, команда должна предоставить ему полностью подготовленную машину".

Впрочем, именно это качество помогло Кими выиграть титул в первый же сезон его выступлений за итальянскую команду. Ведь когда за две гонки до конца сезона он шел на третьем месте в личном зачете, проигрывая лидеру 17 очков, в возможность борьбы уже никто не верил. У любого другого гонщика на его месте опустились бы руки.

Но Райкконену не надо было верить или не верить в свой успех - он вообще не обращал внимания на то, есть ли у него шансы победить в чемпионате. Он просто садился за руль и пытался приехать к финишу первым - больше от него все равно ничего не зависело.

В итоге Райкконен смог выиграть обе гонки, в то время как пилоты его бывшей команды McLaren, Хэмилтон и Алонсо, допускали одну ошибку за другой. "Кими кажется тихоней, но у него очень сильный характер, - сказал о нем двукратный чемпион мира Мика Хаккинен. - Он безгранично верит в себя – это уверенность чемпиона. Он идет собственным путем. Не любит, когда ему кто-то указывает. И ничего не боится".

Ситуацию, когда Райкконену отказало его хладнокровие, мы видели, пожалуй, лишь однажды - во время Гран-при Канады в 2008 году. Эту гонку финн проводил очень уверенно и имел все шансы на победу, если бы на пит-стопе в его стоящую из-за красного сигнала светофора Ferrari не врезался другой претендент на титул, Льюис Хэмилтон.

Покинув кокпит, Райкконен немедленно высказал Хэмилтону все, что он о нем думает, а после гонки донес свое мнение и до прессы. "Я не могу понять, как можно было врезаться в мою машину, не могу поверить, что Хэмилтон не видел ни светофора, ни меня, ни стоящего рядом Кубицу".

Уход

Летом 2009 года Кими в очередной раз спросили, продолжит ли он выступать в "Формуле-1" за Ferrari. "Вы спрашиваете меня об этом в каждой гонке, - сказал Райкконен. - Ответ не изменился. У меня есть контракт, хотите узнать больше - спросите команду, но я уверен, они скажут вам то же самое". "А вы сами спрашивали команду?" - уточнил журналист. "Мне это не нужно, у меня есть контракт, - ответил Райкконен. - Мне сообщат, если будут изменения".

Не менее равнодушен финн был и к различным спонсорским мероприятиям, участвовать в которых гонщиков обязывает контракт. "Наверное, все это знают – я люблю гонки, а остальная суета не для меня", - сказал как-то Райкконен.

Конечно, участие в мероприятиях, не имеющих прямого отношения к гонкам, не любят все гонщики. Но только Кими в этом прямо признается: "Уверен, все остальные пилоты тоже выступают здесь только из-за любви к скорости".


В "Формуле-1" Райкконена интересуют только победы. Фото (c) AFP

Нетипичная для гонщиков "Формулы-1" искренность и непосредственность комментариев Райкконена давно известна всем журналистам. Вскоре после переизбрания Макса Мосли на пост президента FIA в 2008 году журналисты спросили всех четверых гонщиков, присутствовавших на пресс-конференции, об их отношении к этому событию и предшествовавшим скандальным разоблачениям из личной жизни Мосли.

Кубица, Сутиль и Феттель отказались от комментариев, и лишь Райкконен ответил совершенно искренне и откровенно: "Я впервые услышал об этом от вас, но для меня это не имеет никакого значения, - сказал Кими. - Личная жизнь Мосли никоим образом не связана с "Формулой-1".

Подобные фразы можно было услышать от финна по поводу большинства скандальных тем. Когда по итогам сезона 2009 года появились сомнения в "справедливости" победы Баттона, Райкконен ответил: "Титул заслуживает тот, кто набирает больше всех очков. Больше всего очков у Баттона, так что он – определенно правильный чемпион".

Не удивительно, что такое отношение к автогонкам не встретило понимания в Ferrari. Скудерия привыкла к тому, что гонщики играют по определенным правилам, принятым в команде, и играют ту роль, которую им отводит команда. Нарушения этикета всегда приводили только к одному итогу - к увольнению.

Уже в 2008 году дифирамбы, которыми награждала команда Райкконена, сменились на мягкую критику, а в сезоне 2009 года команда практически не скрывала, что предпочла бы заменить Райкконена на Алонсо. К октябрю решение было принято.

Говоря о причинах, команда намекала на потерю мотивации финским пилотом, однако как ни парадоксально, даже в Ferrari признают, что всю вторую половину сезона Райкконен отъездил просто блестяще, в одиночку сражаясь с McLaren за третье место в Кубке конструкторов чемпионата.

Анализируя комментарии на этот счет со стороны команды и Кими, известный журналист Джеймс Аллен отметил, что стороны объясняли причины увольнения совершенно по-разному: в отличие от команды, Райкконен намекал на чисто финансовые причины расставания. По этой версии, переход Алонсо в команде должен был принести Скудерии деньги от испанского банка Santander.

Каковы на самом деле были причины разрыва контракта, мы, наверное, никогда не узнаем. Можно лишь строить предположения и надеяться, что однажды Райкконен все же вернется в "Формулу-1". Не зря же он заключил контракт с "Ситроеном" всего на год, а его спонсором в раллийном чемпионате стала компания Red Bull.