Дебютант

Почему Skoda едва не выиграла раллийное первенство IRC

В конце ноября завершился очередной, уже четвертый по счету сезон раллийного первенства Intercontinental Rally Challenge. Правда, не с первого раза: на оглашение официальных результатов у стюардов финального этапа серии - Ралли Шотландии - ушла почти неделя. Дело в том, что на машине победителя ралли Криса Мика обнаружился "недовес" - передний подрамник был на 150 граммов легче, чем значилось в омологационной карте - и его в итоге лишили победы, присудив первое место Гаю Уилксу из команды Skoda UK.

Однако на положение в общем зачете данное решение судей не повлияло. Мик обеспечил себе чемпионский титул еще за одну гонку до финала сезона - после Ралли Сан-Ремо, которую он уверенно выиграл в отсутствие своего главного конкурента Яна Копецки, сошедшего в первый же день соревнований из-за собственной ошибки.

Не повлияли результаты Ралли Шотландии и на положение в зачете производителей - первое место досталось Peugeot, а второе, с отставанием в 45 очков, - новичку IRC, марке Skoda. Причем основная борьба за титул в этом сезоне развернулась как раз между этими парами - Крис Мик и Ян Копецки боролись за личное первенство, а Peugeot и Skoda вели сражение в зачете производителей.


Новоявленного чемпиона серии IRC Криса Мика лишили победы на финальном этапе в Шотландии спустя неделю после гонки из-за недовеса.

Ситуация для ралли редкая - чтобы новая команда с новой машиной, смогла претендовать на чемпионство в первом же сезоне!? Достаточно вспомнить предыдущие неудачи той же Skoda в WRC, нескончаемые технические проблемы у Suzuki, которая построила отличные переднеприводные суперы для J-WRC, но так и не смогла довести машину до ума и ушла из гонок; или команду Subaru, которая с переменным успехом пыталась найти оптимальный баланс между скоростью и надежностью.

Противостояние

О том, что чехам удалось всего за год (впервые раллийную Skoda Fabia S2000 показали в начале 2008 года) построить очень быстрый автомобиль, стало понятно на первой же гонке сезона - сложнейшем Ралли Монте-Карло. В этой гонке финн Юхо Ханнинен захватил лидерство с первых допов и удерживал его до конца второго дня соревнований. И лишь из-за собственных ошибок он откатился сначала на третье место, а затем и вовсе сошел с дистанции.


В первой же своей гонке новая Fabia S2000 под управлением Юхо Ханнинена оказалась быстрее Пежо и Абарта.

Несмотря на это, в дебютной для себя гонке Skoda набрала пять очков - благодаря четвертому месту Яна Копецки, который ехал пусть не очень быстро, зато стабильно. А основной урожай очков собрала марка Peugeot, чьи представители в итоге оккупировали весь подиум.

Следующие две гонки - в Бразилии и Кении - чешская команда пропустила. Формально, для того чтобы сосредоточиться на доводке машины, а в реальности у заводского коллектива Skoda на 2009 год был очень скромный бюджет, который вряд ли бы покрыл выезд в Африку и Южную Америку.

Зато во всех остальных гонках 2009 года, в которых участвовала чешская команда, она стабильно набирала очки. На четвертом и пятом этапах IRC - в Португалии и Бельгии - Ян Копецки дважды финишировал вторым, проиграв лишь Крису Мику, а в бельгийской гонке дополнительные очки в командную копилку принес и Юхо Ханнинен, занявший пятое место.

Затем было Ралли России, где пилоты Skoda Motorsport сделали дубль Ханнинен-Копецки. Представители Peugeot, правда, в этой гонке не участвовали.

На следующем этапе - на домашней для Копецки гонке в Чехии - пилоты Skoda вновь оккупировали подиум: победа досталась Яну, а Ханнинен стал третьим, пропустив вперед Криса Мика. Кроме того, в очковую зону пробился еще один экипаж на Fabia S2000 - чеха Павла Волошека. А мог бы попасть и россиянин Евгений Новиков, также выступавший на Фабии: до середины второго дня соревнований он шел седьмым в общем зачете, но был вынужден сойти из-за проблем с электропроводкой.


Россиянин Евгений Новиков участвовал в чешском Ралли Барум на арендованной Фабии. На новой для себя машине Новиков удерживал седьмое место, но был вынужден сойти из-за технических проблем.

Настоящая интрига в личном зачете появилась именно после чешского этапа, когда разрыв между Миком и Копецки сократился до трех очков в пользу Мика. А после асфальтового ралли Испании гандикап британца и вовсе достиг минимума в одно очко.


Ян Копецки никому не отдал победу на домашней гонке в Чехии

Тут необходимо вспомнить правила начисления очков в серии IRC: в зачет пилотам идут только семь лучших результатов, показанных в течение сезона, а в зачет производителям - шесть лучших результатов, показанных на европейских гонках, и один - на выездных. За две гонки до финала сезона у Копецки было две победы и три вторых места, а у Мика наоборот - три победы и два вторых места.

Поэтому, несмотря на то, что в тот момент у Яна был математический шанс выиграть титул, на чемпионство он фактически уже не претендовал. Даже в случае своей победы в итальянском Ралли Сан-Ремон Копецки лишь сравнялся бы по количеству побед с Миком, а на последнюю гонку сезона - Ралли Шотландии - команда Skoda ехать изначально не планировала. Конечно, выиграй Копецки гонку в Италии, и ситуация могла бы измениться даже несмотря на отсутствие бюджета, но…

На первом допе в Италии Копецки показал лучшее время, но уже на втором спецучастке он чуть шире вышел из поворота, и, зацепив каменную стену, оторвал заднее колесо и повредил заднюю подвеску. Гонка для него была закончена.

В итоге, ралли Сан-Ремо выиграл Крис Мик, который в плотной борьбе сумел опередить заводского пилота Abarth, итальянца Луку Россетти, и досрочно стать победителем серии IRC 2009 года.


Крис Мик дважды отпраздновал титул - после Ралли Сан-Ремо, где он досрочно обеспечил себе чемпионство, а затем официально - после финального этапа в Шотландии.

Построить Супер

В том, что чехам удалось с первого захода построить настолько конкурентоспособный автомобиль, безусловно, есть и доля везения. Но кропотливой инженерной и тестовой работы все же больше.

К разработке Fabia S2000 компания Skoda привлекла только лучших специалистов. Подвеска - Reiger (как у Ford Focus WRC), полноприводная трансмиссия с двумя дифференциалами и секвентальной КПП - Xtrac.

Мотор для этого автомобиля (на базе алюминиевого 1.8 TSI - такой же используется на новой Octavia) строила компания ORECA, известная своими двигателями для кузовного чемпионата WTCC. Благодаря небольшой массе (двигатель весит всего 70 килограммов) и возможности наклонить мотор назад на 25 градусов, инженерам удалось сместить центр масс ближе к центральной оси автомобиля и максимально занизить его, улучшив поворачиваемость машины.


Настройки Skoda Fabia S2000 проводились не только на полигоне, но и в реальных условиях гонки - например, на чешском этапе IRC 2008 года, в котором Ян Копецки принимал участие в качестве нулевого экипажа (без начисления очков). А на более ранней стадии в доводке Фабии участвовал даже Карлос Сайнц.

По словам Евгения Новикова, который перед дебютом на Skoda Fabia S2000 успел проехать несколько гонок за рулем автомобиля Citroen C4 WRC, раллийная Фабия очень интересна в управлении. По сравнению с машинами группы N у Fabia S2000 лучше шасси, а нехватка момента у атмосферного мотора - не катастрофическая, - заявил он после гонки в Чехии. - Она очень юркая и компактная: я не исключаю, что в поворотах S2000 была даже быстрее, чем машины класса WRC.

При этом, Fabia S2000 - далеко не самый мощный автомобиль в классе: ее двигатель развивает всего 265 лошадиных сил и 245 Нм крутящего момента, тогда как у Peugeot 207 мотор выдает 280 лошадиных сил, а у Abarth Grande Punto S2000 - 275 сил. К тому же, у французского двигателя лучше базовая геометрия - ход поршня равен диаметру цилиндра, что дает больше возможностей для его форсирования.

Однако серьезных переделок автомобиля на следующий сезон в Skoda не планируют - чешская команда лишь доберет оставшиеся два миллиметра до разрешенной правилами ширины колеи (1800 миллиметров), а также проведет несколько дополнительных тестовых сессий. Ведь машина и так получилась очень быстрой, а главное - надежной.

Правда, в следующем сезоне Fabia S2000 предстоит бороться не только с уже знакомыми противниками из Peugeot и Abarth, но и с очередным новичком среди Суперов - Ford Fiesta S2000. Эту машину разрабатывала компания M-Sport, которая строит Фокусы для WRC, а ее доводкой занимался бывший фордовский пилот Марко Мартин.


Свое боевое крещение Fiesta S2000 прошла тоже в качестве нуля - на ноябрьском Ралли Шотландии (IRC).

Насколько удачной получилась новая Фиеста мы узнаем уже скоро - в январе, на первом этапе нового сезона IRC в Монте-Карло, когда за руль новой Fiesta S2000 сядет никто иной, как экс-чемпион мира 2009 года Микко Хирвонен.

Кто еще?

Несмотря на то, что омологация для выступления в классе Super 2000 есть у девяти автомобилей, в серии IRC постоянно присутствуют лишь три модели - Peugeot 207 S2000, Abarth Grande Punto S2000 и Skoda Fabia S2000.

Среди гастролеров - малазийская марка Proton (выступающая на хэтчбеках Satria Neo), которая в своем дебютном сезоне набрала всего 13 очков (пять на Ралли России и восемь - в Шотландии). Есть еще раллийная Opel Corsa S2000, построенная немецкой фирмой MSD и засветившаяся на нескольких гонках. Но она пока не может похвастать ни скоростью, ни надежностью.

Не блистали в этом сезоне и пилоты, выступающие на итальянских хэтчбеках Abarth Grande Punto - в зачете марок Abarth расположился лишь на четвертом месте, пропустив вперед марку Mitsubishi с ее N-групповыми машинами, а заводской пилот этой команды Жандоменико Бассо в личном зачете оказался лишь пятым. Однако на этой же машине Бассо выиграл Чемпионат Европы по ралли 2009 года.

Свое отставание от Peugeot и Skoda в итальянской команде объясняют тем, что их машина вышла на трассы едва ли не первой - в 2006 году, и уже морально устарела. У нее, к примеру, слишком тяжелый двигатель с чугунным блоком, который ухудшает развесовку. Если на асфальте это почти не мешает, то на грунте Абарты не блещут скоростью.

Выход есть - омологировать обновленный Grande Punto Evo с новым мотором. Однако сейчас, в период кризиса, у команды Abarth на это нет средств.


Итальянцы на Абартах едут очень эмоционально, однако все большей популярностью у частников начинают пользоваться не Гранде Пунто, а Пежо и Шкоды.


Любопытно, что ни одна из топ-команд пока не собирается переходить из серии IRC в основной чемпионат. Даже несмотря на появление там отдельного класса машин Super 2000 (с 2010 года) и Кубка S2000.

Проблема в том, что участие в чемпионате WRC с его географией гонок - это слишком дорогое удовольствие, тогда как этапы IRC, в большинстве своем, проходят в Европе. Причем, на известнейших трассах вроде гонки в Сан-Ремо или в Монте-Карло. Плюс, Intercontinental Rally Challenge сейчас активно продвигает телеканал Eurosport, благодаря которому серия стремительно набирает популярность.

Так что пока на супер-Шкодах, Пежо и Абартах с Фиестами в IRC будут ездить в основном частники.



Эффект присутствия

В этом году, благодаря команде Skoda Motorsport, нам удалось побывать на двух этапах IRC - в чешском Злине и итальянском Сан-Ремо. Обе гонки асфальтовые, но как же отличаются условия, в которых приходится ездить пилотам.

Если в Чехии допы проложены по скоростным и относительно широким сельским и лесным дорогам, где главной проблемой для гонщиков является грязь и пыль, выносимые на асфальт с обочины, то в Италии приходится опасаться самих дорог - они здесь невероятно узкие. И чаще всего, с одного боку здесь каменные стены или невысокие каменные бордюры, а с другой - либо металлический отбойник, либо… вообще никакого ограждения.

Итальянские дороги ошибок не прощают - и это наглядно продемонстрировал Ян Копецки, который из-за крошечной помарки в пилотировании был вынужден сойти на втором же допе. Практически все повороты на полузаброшенных горных дорожках Ралли Сан-Ремо - закрытые. И даже при идеально записанной стенограмме пилоту необходимо всегда быть максимально сконцентрированным: сухие участки асфальта неожиданно сменяются влажными, опревшим под сенью деревьев, а шершавый асфальт с отличным зацепом в следующем повороте может оказаться припорошен опавшими листьями. К тому же, местные дороги настолько точно повторяют природный рельеф, что на 100-метровом отрезке может быть пара крутых поворотов и еще несколько штук едва заметных на первый взгляд, но вполне пилотажных - заставляющих гонщика менять траекторию движения.

А еще в Чехии и Италии очень разные болельщики. Чешские фанаты показались очень похожими на финнов - они так же сильно болеют гонками, и почти также хорошо дисциплинированы. Все стоят только за ограждением и беспрекословно слушают маршалов.

Итальянцы - совсем другое дело. Правила? Требования безопасности? Пустое! Здесь даже судьи почти не реагируют на разгуливающих по трассе зрителей, лишь изредка покрикивая на самых отчаянных. Но справедливости ради стоит сказать, что итальянские болельщики очень трепетно относятся к гонщикам, и не создают по-настоящему опасных ситуаций.

А особым почетом у зрителей пользуются экипажи, которые (пусть даже и в ущерб результату) устраивают небольшие шоу в закрученных поворотах, проезжая их в силовом скольжении с дымом из под колес. На Ралли Сан-Ремо именно этим запомнился полностью женский экипаж, выступавший на розовом Peugeot 207 S2000, - в местах наибольшего скопления публики штурман (или штурманесса?) разбрасывал из приоткрытого окна вырезанные из бумаги сердечки голубого и розового цветов.

La Vita e bella!




Женский экипаж на Ралли Сан-Ремо был женским во всем - в расцветке автомобиля, в цветах комбинезонов (они тоже были розовыми), кроме пилотирования: розовый Пежо ехал очень эффектно, но, к сожалению, недостаточно быстро.