Не пропасть поодиночке

Европейские автоконцерны прибирают к рукам "японцев"

Крупные европейские автоконцерны прибирают к рукам "японцев" – с интервалом в несколько дней стало известно сразу о двух заметных транснациональных слияниях. Так, в среду, 9 декабря, о создании альянса объявили представители компании Volkswagen AG и Suzuki Motor Corporation. Будущие партнеры планируют обменяться акциями – "Фольксваген" купит за 2,5 миллиарда евро 19,9 процента "Судзуки", а японцы вложат половину от этой суммы в приобретение 1,3 процента акций немецкого автопроизводителя. По планам обеих сторон сделка должна быть завершена уже в январе 2010 года.

Ранее, 3 декабря, в СМИ попала информация о похожих планах концерна PSA Peugeot Citroen - французы хотят купить 50-процентный пакет акций Mitsubishi Motors. Как утверждают осведомленные источники, сумма сделки составит около 3,4 миллиарда долларов, а продажа блок-пакета концерну PSA будет обсуждаться на следующем заседании акционеров японской компании, которое запланировано на июнь 2010 года.


Даже самый дешевый автомобиль в линейке Volkswagen - Up - не может конкурировать по цене с японскими малолитражками.

Такой повышенный интерес крупных европейских автоконцернов к заморским активам легко объяснить. Относительно небольшие японские автокомпании сейчас можно брать голыми руками - они нуждаются в "живых" деньгах для погашения долгов и поддержания своей конкурентоспособности. А свободных денег в Японии сейчас мало - из-за мировых финансовых катаклизмов в этом году продажи автомобилей в Стране восходящего солнца откатились на уровень 1971 года. С другой стороны, японские автопроизводители благодаря своим ноу-хау представляют большую ценность.

Народный автомобиль с японским акцентом

Решившись на покупку одной пятой части "Судзуки", руководство "Фольксвагена" нашло себе легкую жертву - несмотря на общий рост японского рынка, который начался в ноябре, продажи компании Suzuki в предпоследнем месяце уходящего года упали на 22 процента. Неудивительно, что японский автопроизводитель сейчас остро нуждается в деньгах. По данным издания Business Week, руководство "Судзуки" уже успело распределить еще не полученные за акции средства – одна половина пойдет на рефинансирование долга компании, а вторая – на разработку новых моделей.

Индийский Volkswagen
Пока Volkswagen собирает в Индии всего две модели - Passat и Jetta, а еще две - Beetle и Touareg - импортирует. Кроме того, в ближайшие несколько недель на принадлежащем концерну заводе Skoda в городе Аурангабад, штат Махараштра, будет запущено производство малолитражки Polo.

Для сравнения, в Китае автомобили, производимые совместными предприятиями, в состав которых входит "Фольксваген" (участие в СП с китайской компанией - обязательное условие присутствия иностранных автопроизводителей на китайском рынке), лидируют по продажам.

В обмен на деньги Volkswagen получит доступ к японским технологиям по производству компактных дешевых автомобилей, которые необходимы немцам для завоевания таких крупных азиатских рынков, как Индия, Пакистан и Индонезия. По данным маркетологов компании, через семь-восемь лет эти страны догонят по темпам роста продаж "легковушек" Китай, и топ-менеджеры в Вольфсбурге не хотят отдавать без боя этот "хлебный" регион конкурентам. Пока же в Азии, несмотря на успехи концерна VW в Китае и Южной Америке, "фольксвагены" продаются плохо, и виновата в этом, в первую очередь, их высокая цена.

У Suzuki есть необходимые технологии по созданию дешевых автомобилей, и именно на них заглядываются немецкие инженеры. Например, речь идет о японских малолитражных бензиновых двигателях объемом от 660 кубических сантиметров (похожий мотор ставится на самую дешевую машину в мире Tata Nano) до 1,6 литра. Недаром дочерняя компания японского автопроизводителя - Maruti Suzuki - контролирует половину автомобильного рынка Индии.

Но технологический обмен между двумя компаниями не будет односторонним. Как пояснили изданию Bsmotoring.com в правлении Maruti Suzuki, японская компания в обмен на свои ноу-хау рассчитывает получить от немцев их "зеленые" технологии, чтобы увеличить продажи в Западной Европе и Америке. Например, "фольксвагеновский" Bluemotion.

Кстати, 20-процентный пакет акций "Судзуки" не является блокирующим, поэтому японцы надеются сохранить относительную независимость от немецкого концерна и не планируют превращаться в "очередной бренд Volkswagen".

Искрометный союз

У PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi Motors похожие мотивы для слияния – французам тоже нужен японский опыт по созданию компактных дешевых малолитражек для экспансии на азиатские рынки. Но у этого союза есть и существенное отличие – по мнению экспертов, руководству PSA, прежде всего, необходимы технологии для производства серийных электромобилей, которые уже есть у Mitsubishi.

Кроме того, руководство французского концерна надеется получить доступ на новый завод по производству литиевых батарей последнего поколения для гибридных приводов и электромобилей, который компания "Мицубиси" построила в Японии вместе с известным мировым производителем автомобильных аккумуляторов GS Yuasa Corporation.

Mitsubishi i-MiEV


Продажи первого серийного электромобиля Mitsubishi i-MiEV стартовали в Японии этим летом. Однако из-за выской цены - малолитражка оказалась вдвое дороже бензиновой версии, которая продается в Японии под названием Mitsubishi i, - электромобиль плохо покупали, и его пришлось отозвать на доработку.

Mitsubishi i-MiEV приводится в движение электрическим мотором мощностью 64 лошадиные силы, который передает крутящий момент на заднюю ось. Заряда литий-ионнной батареи электромобиля хватает на 160 километров, и при этом его максимальная скорость составляет 130 километров в час.

Зачем эти ноу-хау французам, понятно – ведь у них подобных разработок нет, а по прогнозам уже в следующем десятилетии гибриды и электромобили в развитых странах вытеснят с улиц автомобили с обычными двигателями внутреннего сгорания. К тому же работу над собственным электромобилем давно ведет главный конкурент PSA – компании Renault. Благодаря альянсу с "Нисаном" этот французский автопроизводитель не только много лет назад получил доступ к современным "электрическим" технологиям из Японии, но и участвовал в их разработке.

Как и "Судзуки", "Мицубиси" потратит полученные из Европы деньги на частичное погашение задолженности перед кредиторами, а также на свои разработки, включая создание моделей, приводимых в движение электродвигателем. Кстати, французы уже договорились об участии в проекте по доработке первого серийного электромобиля Mitsubishi – i-MiEV.

Взгляд из России

Создание альянсов Volkswagen-Suzuki и Peugeot-Mitsubishi, скорее всего, окажет влияние и на российский рынок. Например, эксперт по автопрому Ernst&Young Иван Бончев допускает, что перенос сроков строительства сборочного завода Suzuki под Санкт-Петербургом может быть связан с возможной продажей акций "японца" "Фольксвагену".

В случае если сделка состоится, японцы могут вообще отказаться от планов по сборке своих моделей под Питером и перенести свой конвейер в Калугу на территорию завода "Фольксваген". В принципе, не исключено, что, объединившись с "Судзуки", немцы решат разработать для России еще одну дешевую эксклюзивную модель. Правда, на этот раз с использованием японского опыта создания доступных автомобилей для азиатских рынков.

А слияние Mitsubishi с PSA Peugeot Citroen может привести к тому, что на российском заводе французского концерна в Калуге будет собираться не только Outlander, но и другие модели японского автопроизводителя. Правда, хэтчбек с электроприводом совместной японско-французской разработки у нас вряд ли появится в ближайшее время. В России пока большей популярностью пользуются седаны с бензиновыми движками. Как в Азии.