По Европам. Часть заключительная

Путешествие "Москва-Лиссабон-Москва" на Land Rover Discovery 3

В прошлый раз мы остановились на Лиссабоне и в пяти с половиной тысячах километров от Москвы. В этой, четвертой и заключительной части сериала "По Европам", мне предстоит рассказать вам о семи (!) тысячах километров дорожных приключений, о Барселоне, Берлине, о ценах на бензин и дизельное топливо, о том, как суперцивилизованные европейцы спят на асфальте и о главном герое нашего путешествия - "Лэнд-Ровере". На самом деле, рассказ будет не таким уж долгим, ибо после Лиссабона мы пытались преодолевать большие отрезки пути одним махом. И, например, от Барселоны до Берлина добрались за сутки с заездом в Бонн, а от Берлина до Москвы - тоже за сутки.

О путешествиях


Путешествие по на "Лэнд-Ровере" по европейскому асфальту - это, конечно, интересно. Но можно и по-другому. Как? Нажмите на эту ссылку, и там будет рассказ про путешествие на Discovery 3 по Андам. То бишь по Аргентинскому бездорожью - со всеми прелестями, вроде пересечения рек врод, скалолазания и высоты 5000 метров, на которой дышать сложно и человеку, и турбодизелю .

В Лиссабоне, как я уже писал, по "техническим причинам" не было сделано ни одной фотографии. Да и сам я практически не видел города. Технические причины были вот какими: за день, пока мои попутчики гуляли по португальской столице, мне пришлось съездить за коллегой в испанский порт Уэльва (это недалеко от Гибралтара) и обратно. Всего - около 900 километров. Затем, вечером, я уступил место за рулем, устроился на заднем сиденье, и мы выдвинулись в Барселону.

От Лиссабона до Барселоны, судя по Google Maps, около 1250 километров. Учитывая, что разрешенная скорость на португальских и испанских магистралях - 120 километров в час, а на деле все едут еще быстрее, тормозя лишь перед предупреждениями о спидкамерах, мы планировали к утру следующего дня быть уже на средиземноморском побережье, но наши планы перечеркнул... русский менталитет.

Надо сказать, что в Португалии заправки на трассах встречаются гораздо реже, чем в других европейских странах - километров через 50-80. И, если на приборной панели загорается лампочка "fuel low" - это означает "заправься". Как только видишь знак "заправка" - принимай вправо и тормози. Но главное - не надо махать рукой, и говорить "через пару километров еще одна заправка будет"...

В общем, проснулся я от вопля "идиот, я же тебе говорил" и почему-то сам, увидев впереди развязку, заорал: "съезжай с трассы, съезжай с трассы"! Съехали. Прокатились до какой-то полусельской дороги, подкатились к обочине, включили аварийку, поставили знак, нацепили световозвращающие жилетки и крепко призадумались. Ответ на вопрос "что делать" нашелся довольно быстро. Судя по навигатору, в четырех километрах от места нашей вынужденной остановки была заправка. Даже две. Виновника "торжества" мы оставили в машине и пешком отправились в португальскую деревню, название которой уже не помню.

Пока шли, разбудили по пути две деревни... Как? У местных жителей чуть ли не в каждом в огороде паслись, а точнее не паслись, а спали, овцы или бараны. Но не все - за каждым забором какой-нибудь баран обязательно не спал, а услышав наши шаги вскакивал и начинал бегать по загону, тревожно блея и звеня висящими на шее бубенцами. Он будил других баранов, другие бараны будили собак, собаки будили хозяев. В общем, прокрасться незамеченными не получилось. И было как-то очень стыдно за собственную глупость.

На заправке тоже было стыдно: сначала, когда мы рылись в мусорных баках в поисках каких-нибудь емкостей, а потом, когда мы, доверившись надписи "24-Mastercard-Visa" на бензоколонке, пытались найти на ней отверстие или щель, куда можно скормить хоть какую-нибудь банковскую карточку. Искали мы ее довольно живописно - сначала просто уставились на топливораздаточную колонку, как чукчи на Абрамовича, а потом, ничего интересного не обнаружив, начали водить вокруг нее хороводы с пустыми бутылками в руках. А в это время по деревне туда-сюда ездила полицейская машина, не обращая на нас никакого внимания...


Пока мы ходили искать бензоколонку и будить баранов, к виновнику торжества подъехал юноша на красно-желтом автомобиле и огородил место нашей остановки конусами. Он сказал, что рад бы помочь, но у него GPS-маячок - за ним следят, и ему запрещено уезжать за пределы магистрали, которую он обслуживает, и ее развязок. Поэтому поставил конусы, посочувствовал и уехал.

Чувствуя себя последними дикарями, мы пошли просить помощи у местных жителей. Подростки лет 14-16, коротавшие время в парке неподалеку, были готовы нам помочь, но... мы не знали португальского, а они - не знали ничего кроме португальского. Один из них настойчиво предлагал сходить и разбудить Хуана - Хуан знал хотя бы испанский - но мы-таки обошлись без Хуана и объяснились языком жестов. "Колонка должна работать, - утверждали португальские дети. - Если не работает - придется идти еще 10 километров. За границу. В Испанию".

Залить два литра солярки нам помогли полицейские, в очередной раз проезжавшие мимо. Они остановились, когда я начал отчаянно семафорить руками и показали-таки, где на той злосчастной заправке находился считыватель кредитных карт. Подвезти, к сожалению, не предложили. Поэтому мы снова отправились будить баранов.

Заправились, завелись, приехали на ту же самую колонку - теперь-то мы знали, как ей пользоваться. А она... сломалась. Обидно, но не оставалось ничего, кроме как спать прямо в машине и ждать, пока в 8 часов утра не придет заправщик, и не починит все это дело.

В Барселону - я уже не помню почему, скорее всего из-за пробок на объездной Мадрида, а может быть еще из-за каких-нибудь непредвиденных обстоятельств, - мы приехали только к следующему утру. И снова были вынуждены заплатить за ночь, которую прозевали.


Барселона - это, конечно, архитектура Антонио Гауди. И, в первую очередь - Саграда Фамилия - собор, который строится уже около 100 лет и будет закончен не раньше 2026 года.


Бульвар Рамблас принято считать главной улицей Барселоны. Мне он не нравится из-за излишней суеты. Типичная картина - тысячи удивленно что-то рассматривающих туристов, мимо которых шныряют, навязчиво что-то предлагая, торговцы всем, чем угодно. Ближе к вечеру ко всем ним присоединяются девушки легкого поведения (на фотографии, как вы понимаете, не вечер, а обычные туристки).


В "Барсе" настолько развит общественный транспорт, что ездить по городу на машине, я бы сказал, глупо. Такси, кстати, стоит совсем недорого. По крайней мере, если сравнивать с Парижем.

Барселона, как многие из вас, наверное, знают, построена квадратными кварталами, и почти все улицы в центре односторонние. Поэтому ездить по каталонской столице с непривычки довольно сложно - то нет левого поворота, то правого, то "только прямо". Ну и, как во всех европейских мегаполисах, здесь очень дорогая парковка в центре города. Поэтому надо либо выбирать гостиницу подальше от центра, либо, приезжая, оставлять машину где-нибудь на окраине.


Ну и, конечно, какая Испания без хамона и прочих мясных деликатесов? Такие лавки в Барселоне встречаются на каждом шагу.


Эту пластинку я увидел в одном из барселонских музыкальных магазинов и понял, что не могу не разместить здесь эту фотографию.

Если захочется искупаться, на пляж ехать на машине опять же не стоит - не найдете, где припарковаться. Лучше передвигаться на метро или на довольно-таки дешевом такси. Пожалуй, больше про Барселону, в которой мы пробыли четыре дня, мне сказать нечего.

Расскажу лучше про европейские цены на топливо. Ехать в Европу на бензиновой машине я никому не советую. Во-первых, расход у нее будет больше процентов на 20-30 при той же мощности, а во-вторых, на те же 20-30 процентов отличается цена 95-го и солярки. В пользу последней, естественно. Прикинуть, во сколько обойдется поездка, вам помогут сайты вроде вот этого, где ежемесячно мониторятся цены на бензин и дизельное топливо.

Если говорить про наш опыт, то самая дешевая солярка была в России - около 18 рублей за литр, в Белоруссии - чуть больше 20, в Польше и Испании - около 90 евроцентов (чуть меньше 40 рублей), а в остальных странах - еще на 20-30 евроцентов дороже.

Вот, кстати, еще один полезный сайт - здесь рассказано о скоростном режиме всех стран Евросоюза.


Многие европейцы - причем, судя по автомобилям, довольно состоятельные, - не стесняются экономить на гостиницах и ездить на Средиземное море или Атлантический океан с прицепами-кэмперами. Купить такой прицеп (подержанный) и в Европе, и у нас, кстати, можно совсем недорого - в пределах 5 тысяч евро. За несколько путешествий он себя окупит.


Провести ночь в кэмпере - это, можно сказать, королевские условия. Многие - французы, итальянцы, швейцарцы - спят на заправках либо в своих машинах, либо рядом с ними. В лучшем случае ставят палатку, а как правило - просто ложатся на асфальт в спальнике. Среди них есть и владельцы старых "Гольфов", и путешествующие на BMW X6. Простите за качество снимков - будить спящих вспышкой было бы неприлично.

Из Барселоны мы снова выехали вечером, но в этот раз предварительно выспавшись. Нам предстояло 1356 километров до Бонна и еще 604 километра до Берлина. Удивительно, но первый раз за все путешествие мы-таки уложились в график. При том, что гуляли по Бонну часа три, а по пути с Запада на Восток на немецких автобанах движение было очень плотным - в пятницу вечером восточные немцы подобно нашим дачникам ехали на малую родину. Хотя, нет, сравнивать их с нашими дачниками глупо - как только появляется такая возможность, весь поток, каким бы плотным он не был, разгоняется до 150-180 километров в час. С такой скоростью едут все - и женщины, и старики. И никто никого не задерживает. Это здорово - обычная двухполосная магистраль благодаря дисциплинированности и взаимоуважению водителей и отсутствию ненужных ограничений имеет такую пропускную способность, которая монструозному МКАДу и не снилась.


В Бонн мы заезжали, чтобы забрать у коллеги с "Немецкой волны" кучу винтажной аудиотехники, что я накануне приобрел на немецком "ебее". Пересылка всего этого добра в Россию, во-первых, стоила бы бешеных денег, а во-вторых, многое могло бесследно затеряться на таможне: плавали - знаем. Поэтому грузовые возможности "Лэнд-Ровера" пришлись как нельзя кстати. Хорошая машина для путешествий, очень хорошая :)

Берлин оказался единственной европейской столицей, где по центру можно ездить на машине - там есть, где припарковаться. А еще - он мне просто очень понравился. Это немецкий и в то же время по-настоящему интернациональный город, где, как мне показалось, каждый прохожий знает как минимум три языка. Обязательно съезжу туда еще раз.


Берлин - это город, про который хочется рассказать больше, чем про все остальные. Во-первых, он очень разный - разный во всем. Посмотрите на эту фотографию: у немецкой столицы такое же настроение - пасмурно-солнечное.


Одно из развлечений для туристов - взять в прокат старый ГДР-овский "Трабант" с двухтактным двигателем и, пуская клубы сизого масляного дыма из выхлопной трубы, кататься по двум Берлинам - западному и восточному. Называется этот аттракцион "Trabi Safari".


Набор сувениров в Берлине почти московский - ушанки, красноармейская форма, плюс все, что связано с Берлинской стеной. Замена нашим матрешкам - зверьки из соломы и прочего сушеного растительного сырья. Такие поделки, насколько мне известно, были очень популярны в ГДР.


Когда по одной из берлинских улиц проехал такой вело-бар на колесах, я тщетно пытался понять - кто там за рулем. Потому что все, кого я видел, были с кружкой. Или там руль в виде кружки... В общем, непонятно.


Вслед за пивбаром поехали байкеры. Тысячи байкеров всех возрастов на обычных и совсем необычных мотоциклах, трициклах и "непонятно-сколько-циклах".


Около одной из антикварных лавок я увидел этот ретро-катафалк. Сфотографировал, а потом, через несколько часов встретил его на другом конце города. Владелицей "гроба на колесиках" оказалась милая женщина - видимо, антиквар - с не менее милым ротвейлером.


Пешеходные светофоры (точнее изображения внутри их световых секций) в Берлине будто стилизованы под медведей - это символ немецкой столицы.


Напоследок - непонятный "магазин беспорядка", как мы его назвали. Войдя вовнутрь, мы попытались выяснить у его владельца чем он торгует. Оказалось, что всем, что может понадобиться "революционерам и партизанам" - литературой, знаками отличия, одеждой, приспособленной для зимней ночевки на снегу, и прочими невероятными вещами. Все товары, как правило бэ-ушные и поэтому очень дешевые.

Еще почти две тысячи километров до Москвы мы тоже преодолели одним махом. Собирались, на самом деле, переночевать в Варшаве, но потом вспомнили, каково днем ехать по польским узким дорогам с их пробками и бесконечными фурами. Поэтому, несмотря на сильнейший туман, к утру добрались до белорусской границы.


На фотографии видимость почему-то гораздо лучше, чем она была на самом деле. Если честно, такого тумана, что встретился нам в Польше, я не видел уже несколько лет.


Польская деревня в утренних сумерках. Обратите внимание - на пешеходном переходе оборудован островок безопасности, на знаках - светодиодная подсветка, которая питается от солнечных батарей. И это, напоминаю, не Германия или Франция, а Польша. Завидно.


На польских дорогах полно спидкамер. И все они, до самой распоследней, обозначены предупреждающими щитами. За превышение попадается только те, кто сознательно игнорирует ограничения скорости.


Страшно даже подумать, скольких насекомых мы лишили жизни за 12 с лишним тысяч километров.

Полчаса ушло на то, чтобы покинуть Евросоюз. Еще несколько часов, чтобы, не заезжая в Минск, проехать всю Белоруссию, и в воскресенье вечером, а точнее, в последнее воскресенье лета, мы въехали в Московскую область. "Лучшего" времени, конечно, придумать было нельзя - от Обнинска до Домодедово (нам было нужно не в саму Москву, а в область) мы добирались почти семь часов! Столько же времени у нас ушло на пересечение всей Белоруссии...


Белоруссия. Топливо за 50 евроцентов: кажется, что в сказку попал.

Итог: 12,5 тысяч километров, куча впечатлений, около 25 гигабайт фотографий и сильная, но приятная усталость. Усталость от всего, в том числе друг от друга. Все-таки, находиться вместе в замкнутом пространстве в течение двух недель - сложно.


А это уже Подмосковье. Заключительный кадр.

Ну а "Диско" с дизелем - отличная машина для путешествий. Причем, это ж Land Rover, а значит ехать можно куда угодно - есть там асфальт или нет. Единственная проблема - тесные европейские города с низкими парковками - как я уже писал, в некоторые из них Discovery просто не пролезает.

За время, которое мы потратили, чтобы выложить четыре части этого рассказа, во-первых, нам пришли десятки писем от владельцев "Диско", которые либо уже съездили в путешествия, подобные нашему, либо собираются это сделать - я их всячески "не отговаривал". Во-вторых, на рынке появился Discovery 4, у которого, помимо опробованного мотора 2.7, бывает новый трехлитровый дизель о 241 лошадиной силе. Мотор более современный, мощный (а мощности старого 2.7 порой все-таки не хватало), и при этом кушает еще меньше топлива. К сожалению, я на "Диско-4" еще не ездил, но думаю - это круто!

А вот продолжения уже не будет...

Эксплуатация:

Пробег с начала теста - 12465 км
Общий пробег автомобиля - 22355 км
Расход топлива - 11,2 л/100 км

Есть что сказать - пишите!