Со второй попытки

Михаэль Шумахер вернулся в "Формулу-1"

Команда "Формулы-1" Mercedes GP в среду, 23 декабря, официально подтвердила, что у нее подписан контракт на 2010 год с Михаэлем Шумахером. Знаменитый гонщик станет напарником другого немца, Нико Росберга.

Через неделю, 3 января, Шумахеру исполняется 41 год - возраст по меркам автоспорта немаленький. С другой стороны - и не беспрецедентный. Так, в 1950-х годах Хуан-Мануэль Фанхио начал свои выступления в чемпионате мира в 39 лет (до этого никакой "Формулы-1" попросту не было), и это не помешало ему выиграть пять чемпионских титулов и стать одним из самых успешных гонщиков всех времен.

В бой идут одни старики

Свой последний чемпионат великий аргентинец выиграл в 47 лет, после чего завершил карьеру. К слову, именно Фанхио был самым титулованным гонщиком до Шумахера - почти 50 лет никто не мог сравниться с "Маэстро" по количеству побед. И до сих пор аргентинцу принадлежат большинство относительных рекордов "Формулы-1" - число титулов, побед в гонках и поул-позишн по соотношению к числу проведенных Гран-при.

Конечно, автогонки с тех пор значительно изменились. Выросли скорости и перегрузки, обострилась конкуренция, увеличилось количество этапов чемпионата мира. Да и сами гонщики теперь пилотируют на пределе возможностей своего организма. Однако спортивная медицина тоже не стоит на месте - современные системы тренировок позволили значительно раздвинуть границы "оптимального спортивного возраста", и за последние 15 лет мы стали свидетелями настоящего бума "ветеранов" во всех видах спорта.

Первые победы


Если о пяти из семи чемпионских титулов Шумахера в Ferrari знают все, то о двух первых титулах в Benetton помнят лишь поклонники автоспорта со стажем. А ведь те победы были даже более яркими, чем последующие.

В 1994 и 1995 годах болид Benetton уступал в скорости конкурентам из Williams и к тому же имел ряд неприятных особенностей: он был очень строг в управлении, особенно при пустых баках. Чтобы компенсировать эти недостатки, технический директор команды Росс Браун и Шумахер разработали специальную тактику, согласно которой Михаэль отправлялся на трассу с полными баками, а стратегия дозаправок могла варьироваться в зависимости от ситуации. Во многом благодаря этому Шумахер два года подряд уверенно переигрывал лидера Williams Дэймона Хилла.

Если раньше критическим возрастом для спортсмена считались 30 лет, то теперь никто не удивляется атлетам, которые выступают намного дольше - до 35, 40, и даже до 45 лет, и при этом на равных соперничают с молодежью. Уле-Эйнар Бьорндален в биатлоне, Уэйн Грецки в хоккее, Майкл Джордан в баскетболе, Андре Агасси в теннисе - список можно продолжать еще долго.

Шумахер первым в современной "Формуле-1" озаботился своей физической формой и долгие годы оставался самым тренированным спортсменом в автоспорте. На всех Гран-при Михаэля неизменно сопровождал целый грузовик со специальными тренажерами, позволявшими немцу поддерживать оптимальные спортивные кондиции. И даже после завершения карьеры он не переставал тренироваться, пусть и не так интенсивно, как в годы профессиональных выступлений в автогонках.

Вообще, ахиллесовой пятой Шумахера перед окончанием его карьеры в 2006 году считалась вовсе не спортивная форма, а мотивация. В скорости и физической подготовке немец по-прежнему мог соперничать с любым молодым и быстрым гонщиком, однако бесконечные победы в гонках приелись даже ему самому. По-крайней мере, так считали эксперты и журналисты.

Пять лет подряд, с 2000 по 2004 год, Шумахер за рулем машин Ferrari доминировал на трассах чемпионата мира, побив львиную долю рекордов "Формулы-1". В 2005 году ситуация неожиданно изменилась - борьбу за титул повели молодые Фернандо Алонсо из команды Renault и Кими Райкконен из McLaren. И хотя главной причиной неуспеха Михаэля стал неудачный болид итальянской команды, журналисты тогда впервые заговорили о том, что Шумахер устал от побед и у него больше нет желания бороться.

Однако в 2006 году немец доказал, что все еще способен конкурировать на самом высоком уровне. Несмотря на преимущество машин Renault в первой половине сезона, Шумахер смог навязать борьбу Алонсо, выиграть семь Гран-при, и лишь сгоревший двигатель в предпоследней гонке сезона лишил его возможности уйти из "Формулы-1" в ранге действующего чемпиона мира.

О решении Шумахера оставить "Формулу-1" стало известно в середине 2006 года, когда борьба за титул была еще в самом разгаре. По мнению многих специалистов, влияние на пилота также оказала и его семья: якобы Михаэль пообещал своей жене Коринне, что оставит автогонки и будет больше времени уделять детям. Вспоминали и слова основателя компании Ferrari Энцо Феррари: "После свадьбы скорость гонщика падает на секунду на круге, и еще по секунде он теряет с рождением каждого ребенка".

Однако после завершения карьеры выяснилось, что заняться Шумахеру... нечем. За время своей карьеры немец заработал гораздо больше денег, чем мог бы потратить: его суммарные доходы за 15 лет в "Формуле-1" превысили миллиард долларов. Этот "рекорд" лишь в 2009 году смог повторить гольфист Тайгер Вудс.

Шумахер продолжил сотрудничество с Ferrari в роли консультанта команды и вел активную общественную деятельность - в частности, он стал представителем FIA по безопасности дорожного движения. Позже Михаэль принимал участие в доводке дорожных автомобилей Ferrari, участвовал в рекламных акциях, однако после двадцати лет, посвященных автоспорту, этого было слишком мало.


Работа на мостике Ferrari большого удовольствия Шумахеру не доставляла.

Михаэль даже попробовал выступить в некоторых соревнованиях, чаще всего за рулем спортивных мотоциклов, выступал на разнообразных "гонках звезд" и даже пытался встать на командный мостик Ferrari F1. Однако с каждой такой попыткой наблюдателям становилось все очевиднее, что немец напрасно пытается заполнить ту пустоту, которая образовалась в его душе после ухода из больших гонок.

Второе дыхание

Возвращение семикратного чемпиона мира можно считать следствием цепочки случайностей. В 2009 году авария Массы заставила итальянскую команду срочно искать замену бразильцу, и выбор пал на Шумахера. Перед такими обстоятельствами не смогла устоять даже Коринна.

Из-за травмы шеи, полученной Михаэлем прошлой зимой, от возвращения в гонки пришлось отказаться, однако тесты за рулем машины "Формулы-1" помогли Шумахеру понять, что он не утратил ни желания, ни возможности выступать в чемпионате мира.

"До недавнего времени я был твердо убежден в том, что я закончил свою гоночную карьеру в Ferrari, - сказал Михаэль после подписания контракта с Mercedes. - Но иногда все меняется очень быстро и неожиданно, в один момент. Честно говоря, мои представления о финале карьеры пошатнулись летом, после неудачной попытки возвращения. Я сам удивился, насколько быстро и насколько сильно мне захотелось снова выступать в чемпионате. Видимо, мои батареи за последние три года полностью зарядились".

Затем компания Mercedes-Benz, которая поддерживала Михаэля в начале его карьеры, решила вернуться в "королеву автоспорта" с собственной командой. Да не просто с командой, а с коллективом, возглавляемым Россом Брауном, с которым Шумахер выигрывал чемпионаты и в Ferrari, и в Benetton. "Когда благодаря Россу появился вариант с Mercedes GP, - сказал Михаэль, - я заметил, что старая мотивация во мне проснулась с удвоенной силой".

Все эти события, словно пазл, сложились в единую картину, смысл которой сводился к возвращению легендарного немца в "Формулу-1". И единственным элементом, который мог помешать этому возвращению, было здоровье немца, а точнее - состояние его шеи.

Но после того как выяснилось, что травма шейных позвонков, серьезно поврежденных год назад при падении с мотоцикла, окончательно залечена, контракт между Шумахером и Mercedes GP стал настолько очевидной реальностью, что некоторые газеты объявили о нем раньше, чем были подписаны все необходимые бумаги.

"Физически я чувствую себя абсолютно готовым, - заявил знаменитый немец. - Еще летом я видел, как быстро мой организм возвращается к нужным кондициям, и с тех пор я постоянно тренировался. Сейчас шея меня совершенно не беспокоит. У меня есть специальные тренажеры, благодаря которым я могу тренировать шейные мышцы где угодно. Летом это не сработало лишь потому, что с момента аварии прошло всего пять месяцев и восстановление еще не совсем закончилось. Но теперь я в порядке".

При этом трудно сказать, какое событие важнее: то, что возвращение Шумахера все-таки состоялось, или то, что вернуться Михаэль решил именно в Mercedes. "Как-то в апреле 1991 года, вскоре после того, как я возглавил Mercedes Motorsport, я стоял на балконе, а за спиной у меня находился Михаэль, - вспоминает руководитель спортивного отделения немецкого концерна Норберт Хауг. - И вдруг он тихо, но без тени сомнений в голосе, сказал: "Пришло время для моего появления в "Формуле-1". Тогда ему было всего 22 года, и через четыре месяца он дебютировал в Спа за "Джордан". Тогда Mercedes помог ему, а остальное стало историей: семь чемпионских титулов и 91 победа в Гран-при - больше, чем у любого другого гонщика".