Электромода

Автомобильные новинки 2009 года

Прошедший год принес новый тренд - если в 2008 году весь автомобильный мир сходил с ума по гибридам, то в 2009 году бал правили электрокары. Электричество во всех его проявлениях - вот главная тема всех крупных международных автосалонов минувшего года.

Столь резкий всплеск интереса к электрокарам, в принципе, вполне объясним. Во-первых, автомобили, передвигающиеся исключительно на электротяге - это следующий этап развития технологий, использующихся в гибридах. А во-вторых - многим автопроизводителям именно в 2009 году пришлось отчитываться перед правительствами своих стран за средства, которые выделялись им на протяжении последних нескольких лет на развитие "зеленых" технологий.

Причем на "электроиглу" к 2009 году подсели даже те компании, которые раньше не сильно залезали в государственный карман...


На выставках в 2009 году экологически чистые концепт-кары выставлялись на самых видных местах, где привлекли внимание наибольшего числа посетителей

В итоге, на всех крупнейших автосалонах 2009 года посетителям в первую очередь показывали экологически чистые автомобили. Почти каждый представленный в 2009 году концепт-кар, или предвестник серийной машины, оснащался гибридной или электрической силовой установкой, был сделан из переработанных или перерабатываемых материалов и вообще всеми силами подчеркивал свое дружелюбие к природе. А сами производители обещали, что чуть ли не у всех моделей через пару лет будет электрическая версия.

Например, руководство компании Audi еще в начале года утвердило широкую линейку электромобилей, которые пока носят внутрикорпоративное обозначение от Е1 до Е5. Среди них будут и четырехдверный городской автомобиль, созданный на основе концепт-кара Volkswagen Up!, и спорткар небольших размеров со среднемоторной компоновкой, а также преемник модели A2, подзаряжаемый гибрид и электро-суперкар.

Экологичные машины обещают выпускать Opel, Volvo, Toyota, Mercedes-Benz, BMW, Infiniti, Honda… Список можно продолжать очень долго, включив в него практически все существующие в мире марки (за исключением разве что "Лады").


VW E-UP! - прототип электрокара, который может появиться в продаже в Европе через пять-семь лет

Но пока крупнейшие автоконцерны лишь обещают, китайцы уже выводят на рынок готовые электромобили. Компания BYD, один из главных в стране производителей аккумуляторов для мобильных устройств, в начале года представила пятиместный кроссовер e6 с невероятными для электрокара характеристиками. Под капотом этой машины расположился электродвигатель мощностью 268 лошадиных сил, питающийся от комплекта батарей, который обеспечивает автомобилю запас хода в 400 километров. Причем перезарядка аккумуляторов от обычной розетки займет лишь час.

В сравнении с китайской разработкой, европейские электрокары кажутся детскими игрушками. Запас хода у большинства из них не превышает 150-160 километров, а в автомобилях вроде Opel Ampera и Chevrolet Volt для увеличения автономности (64 километра) используют 100-сильный бензиновый мотор. К тому же, выпуск этих автомобилей начнется только в 2010-2011 году.


Nissan Leaf + фотогалерея

В более реальной перспективе - первый массовый электрокар компании Nissan. Автомобиль под названием Leaf появится уже в следующем году: он комплектуется электромотором мощностью 109 лошадиных сил, который получает энергию от комплекта литий-ионных батарей, полностью заряжаемых от бытовой сети примерно за восемь часов. Запас хода такой машины составляет 160 километров, а максимальная скорость – 140 километров в час. При этом стоить новинка будет почти столько же, сколько и обычный хэтчбек гольф-класса. Например, в Европе Nissan Leaf обойдется покупателю в 20 тысяч евро, а в США — в 30 тысяч долларов.

Для снижения цены электромобиля, львиная доля стоимости которого приходится на дорогущие литиевые батареи, японская компания рассчитывает продавать использованные батареи на вторичном рынке. Для этого было создано совместное предприятие с фирмой Sumitomo Corp., которое займется продажей и лизингом литий-ионных аккумуляторов в Японии и США.

Кроме того, в минувшем году компания Nissan завершила разработку технологии беспроводной зарядки аккумуляторов. Система построена на принципе электромагнитной индукции, применяемой в бытовых приборах – например, в электрических зубных щетках или электробритвах. Для подзарядки электрокара, оснащенного такой системой, не нужны провода – процесс протекает прямо "по воздуху" на специальных парковках, во время стоянки автомобилей. По словам представителей японского автопроизводителя, с помощью такой технологии 80-процентную зарядку электромобиля можно провести всего за 25 минут.


Слева направо: Renault Twizy Z.E, Renault Zoe Z.E, Toyota FT-EV и Volvo C30 BEV

Чуть позже серийный электрокар появится и у компании Toyota. Он будет построен на базе микролитражки Toyota iQ и сможет проехать без "дозаправки" 150 километров. Кроме того, будущая новинка станет первой моделью японского бренда с литий-ионными аккумуляторами: сейчас на "Тойотах" (например, в Prius) используются никель-металлогидридные батареи, которые считаются более безопасными, надежными, емкими и, самое главное, дешевыми.

Широкомасштабное тестирование электрического автомобиля Volvo с аналогичным "Тойоте" запасом хода, построенного на базе хэтчбека С30, начнется только через два года. Примерно в то же время появятся сверхкомпактный автомобиль Renault Twizy Z.E и небольшое купе Renault Zoe Z.E. Производство первого в 2011 году будет налажено на испанском заводе в городе Вальядолид, а вторую модель начнут выпускать во Франции с 2012 года.

Даже японские бренды со спортивными корнями - Mazda и Honda - были вынуждены заговорить о своей любви к экологии. Правда, их электрокары появятся на конвейере не раньше середины следующего десятилетия: не имея за спиной крупных партнеров, эти компании хотят дождаться развития технологий и удешевления высокоемких батарей, а также более широкого распространения сетей для подзарядки электромобилей.

При этом "Хонда" в вопросе электротехнологий продвинулась чуть дальше конкурента: на моторшоу в Токио она привезла небольшой автомобильчик EV-N, схожий по размерам с Fiat 500. Эксперты считают, что это может говорить об изменении стратегии Honda по развитию линейки экологически чистых машин и что первый электрокар появится гораздо раньше 2015 года.


К 2015 году Lamborghini планирует снизить уровень выбросов углекислого газа у своих автомобилей на 35 процентов

И ладно бы еще, когда в электрокары превращаются семейные машины или городские малолитражки, главная задача которых – это неспешное перемещение 1-4 человек на небольшие расстояния в плотном городском потоке. Но когда о переходе на электричество заговорили производители спортивных автомобилей... Представьте себе суперкар, у которого вместо рева форсированного V12 "изподкапота" будет доноситься натужный вой электромоторчика!?

И такие времена, похоже, уже не за горами: Михаэль Махт, новый руководитель Porsche, сменивший на этом посту Венделина Видекинга, заявил осенью о том, что серийный спорткар на электротяге появится у "Порше" в течение ближайших пяти-десяти лет. Он считает, что после того как мировая экономика восстановится от последствий кризиса, Porsche сможет продавать по 150 тысяч машин в год, то есть вдвое больше, чем в 2008-м. Однако для этого фирме придется серьезно расширить модельный ряд, в том числе за счет электромобилей. "Мы не сможем добиться таких показателей с теми моделями, которые у нас есть сейчас. И мы должны перестать быть эксклюзивным брендом. А значит, нам придется думать о новых моделях", - заявил Махт немецкому изданию Welt am Sonntag.


Bentley Continental Supersports + фотогалерея

Легендарный итальянский бренд Lamborghini намерен в самое ближайшее время потратить 35 миллионов евро на разработку... "более экологичных суперкаров". Например, оснащенных гибридными силовыми установками или моторами, работающими на биотопливе. "Сосед" Lamborghini по концерну Volkswagen - компания Bentley - уже тестирует гибридные версии своих моделей, а биотопливный суперкар под названием Continental Supersports можно купить прямо сейчас. Эта машина оснащена шестилитровым битурбированным мотором W12 мощностью 621 лошадиная сила. И не важно, что при заправке биоэтанолом огромный Bentley расходует почти вдвое больше топлива - главное, экология!

Даже несколько консервативные немцы из Audi готовят к выпуску электрический суперкар. Автомобиль появится в 2012 году и будет построен по мотивам концепт-кара e-tron, созданного на базе "нормального" спорткупе R8. О силовой установке серийной машины пока ничего не известно, но прототип оснащался четырьмя электромоторами (по два на каждой оси) суммарной мощностью 313 лошадиных сил и с максимальным крутящим моментом 4500 Нм. По словам представителей компании, электросуперкар e-tron может без подзарядки проехать 248 километров, разогнаться с нуля до ста километров в час за 4,8 секунды и достичь максимальной скорости 200 километров в час. "Максималка" специально ограничена на этой отметке, чтобы добиться оптимального запаса хода: ведь чем больше скорость, тем быстрее расходуется электроэнергия. Как ожидается, суперкар будет выпущен ограниченным тиражом (не более 1000 экземпляров) и обойдется покупателям существенно дороже, чем модель R8.


Audi e-tron + фотогалерея

Не обошла "электромания" и самый быстрый серийный автомобиль на планете - SSC Ultimate Aero, занесенный в Книгу рекордов Гиннеса за "максималку" 411 километров в час. Компания-разработчик планирует в скором времени устанавливать на эту машину электрическую силовую установку мощностью от 200 до 500 лошадиных сил - вместо 6,2-литровой "восьмерки", развивающей 1287 лошадиных сил. Кроме того, у суперкара появится и двухмоторная версия, развивающая уже 1200 лошадиных сил. Запас хода такой машины будет равен 240-320 километрам, а зарядка литиевых аккумуляторов от сети с напряжением 110 вольт займет всего 10 минут.

Так что вполне ожидаемо и то, что представленный конце в 2009 года суперкар Mercedes-Benz SLS AMG, являющейся идеологическим преемником легендарного автомобиля пятидесятых годов прошлого века 300 SL Gullwing, через шесть лет тоже получит электрическую версию. Автомобиль будет оснащаться четырьмя электродвигателями общей мощностью 532 лошадиные силы и литиевыми батареями, одного заряда которых хватит на 150-180 километров. Ожидается, что разгон с нуля до ста километров в час у электрического Mercedes-Benz SLS AMG займет около четырех секунд, а максимальная скорость составит 200 километров в час.


Mercedes-Benz SLS AMG + фотогалерея

Немного в стороне от "электрической" истерии пока держится лишь Ferrari, которая сообщила только о том, что в ближайшее время автомобили станут комплектоваться системой "старт-стоп", автоматически глушащей двигатель в пробке или при остановке на светофоре. А также системой рекуперации кинетической энергии KERS, аналогичной той, что используется на болидах "Формулы-1".

В более отдаленном будущем итальянский производитель подготовит полоприводную гибридную платформу. В новой трансмиссии электромоторы будут приводить в движение колеса одной из осей, тогда как другие два колеса станет вращать двигатель внутреннего сгорания. Предполагается, что в обычной ситуации "гибрид" останется заднеприводным, а момент на четыре колеса будет подаваться только на скользких покрытиях - такая конструкция получится легче и компактнее, чем традиционные полноприводные трансмиссии.

Неспроста топ-менеджеры крупнейших европейских автопроизводителей сходятся во мнении, что будущее автопрома - именно за электрокарами. Но лишь отдаленное: по словам Вернера Мюллера, технического руководителя направления Blue Motion Technology в концерне Volkswagen, в ближайшие 20 или 30 лет двигатель внутреннего сгорания никуда не исчезнет и по-прежнему будет использоваться на автомобилях, продающихся в массовых сегментах рынка. Что же касается электрокаров, то через 10 лет они будут занимать лишь пять процентов европейского рынка. Более оптимистичные эксперты говорят о 10-15 процентах рынка...

"Простомобили"

Однако пока электромобили обсуждают в первую очередь "автомобильные" СМИ. Потребителям же, преодолевшим экономический кризис, нужны более реальные машины. Вроде пятидверного хэтчбека Audi A5 Sportback или флагманского седана A8 следующего поколения. Первый – седан с покатой линей крыши в стиле Mercedes CLS – построен на платформе модели A4, однако на несколько сантиметров ниже, длиннее и шире своего "донора". Audi A8 по сравнению со своим предшественником также немного раздался в размерах, получил более жесткий алюминиевый кузов, полноприводную трансмиссию quattro с межосевым дифференциалом Torsen "в базе" каждой версии, пневмоподвеску и все современные системы безопасности, встречающиеся у конкурентов, вроде системы предупреждения аварий, системы ночного видения, системы распознавания пешеходов на проезжей части, адаптивного круиз-контроля и полностью светодиодных фар головного света.

В ответ BMW показала "пятерку" нового поколения, мировая премьера которой, правда, состоится только в марте 2010 года на автосалоне в Женеве. Несмотря на то, что публика увидит автомобиль лишь через пару месяцев, некоторые подробности о нем уже есть. Например, известно, что новинка будет построена на укороченном на 10 сантиметров шасси 7-Series, а за счет смещения двигателя в пределы колесной базы и широкого применения алюминия в подвеске и конструкции кузова получит идеальную развесовку по осям - 50:50.


Новая BMW 5-Series + фотогалерея

Среди других "антикризисных" новинок 2009 года - роскошный флагманский седан Bentley под названием Mulsanne, который выполнен в стилистике классических Bentley R-Type и Continental Flying Spur S1 50-х годов прошлого века. При этом новинка построена на совершенно новой платформе и оснащена современным восьмицилиндровым бензиновым двигателем с турбонаддувом.

Но даже "Мулсэйн" меркнет на фоне самого мощного седана в миреBugatti Galibier 16C, который был рассекречен в сентябре. Правда, пока это лишь концепт-кар, а появление серийного автомобиля ожидается не ранее 2012 года – то есть уже после того, как с конвейера снимут суперкар Veyron.

Седан Bugatti Galibier 16C станет оснащаться дефорсированным до 800 лошадиных сил мотором W16 от "Вейрона", у которого вместо четырех турбин появятся приводные нагнетатели, а вместо роботизированной коробки передач с двумя сцеплениями – восьмиступенчатый "автомат". Цена, правда, будет сопоставима с Veyron.


Ferrari 458 Italia

Ferrari в 2009 году вывела на рынок замену суперкару F430 - 458 Italia. Автомобиль получил модернизированное алюминиевое шасси, продвинутую аэродинамику, семиступенчатую преселективную коробку передач с двумя сцеплениями и 570-сильный 4,5-литровый мотор V8 с непосредственным впрыском топлива.

Компания Jaguar отметилась презентацией флагманского седана XJ нового поколения, который представлял известный американский телеведущий и автоколлекционер Джей Лено, а Mercedes-Benz порадовал своих поклонников премьерой сразу трех версий нового E-Класса - седана, универсала и кабриолета.

Opel представил конкурента "шестому" VW Golf в виде новой Astra, которая построена на новой "тележке" и обзавелась адаптивной подвеской и современными турбомоторами. Чешская Skoda показала кроссовер Yeti, чей путь от прототипа до конвейера занял почти три года, а Volvo – модель S60 нового поколения.

В 2009-м дебютировала и европейская версия самого дешевого хэтчбека в мире - Tata Nano. В Старом Свете новинка появится и в право-, и в леворульном исполнении к 2011 году. Автомобиль получит более мощный мотор, соответствующий экологическим нормам "Евро-5", расширенную переднюю колею, более крупные бамперы, подушки безопасности и светодиодные фары дневного света. Правда, такую машину уже нельзя будет назвать самой дешевой в мире, поскольку европейцы смогут ее купить не менее чем за пять тысяч евро.


Слева направо: Skoda Yeti, Jaguar XJ, Opel Astra и Volvo S60

В ноябре были подведены результаты традиционного конкурса "Европейский автомобиль года". Первое место в этот раз занял хэтчбек VW Polo нового поколения, обогнав по очкам Toyota iQ, Opel Astra и Skoda Yeti, занимающих вторую, третью и четвертую позиции соответственно. Причем разрыв между первым и вторым местом оказался невелик – всего 10 очков.

Спустя месяц были подведены итоги и первого в истории конкурса "Женский автомобиль года". Восемь женщин-автожурналистов, создавших свою премию в пику международному конкурсу "Всемирный автомобиль года", в жюри которого входят только мужчины, выбрали победителя из 21 претендента. В результате первое место занял Jaguar XF, второе - Volvo XC70, а третье - дизельный Volkswagen Golf.

Ну а лидером читательского интереса на "Авто.Ленте" в 2009 году стал российский спорткар Marussia - фотогалерею этой машины за три месяца наши читатели просмотрели более миллиона раз!

Причем этот проект развивается несмотря на кризис: в сентябре на моторшоу во Франкфурте спорткар был представлен сразу в двух версиях кузова, а Николай Фоменко, принимающий участие в разработке этой машины, заявил, что в 2010 году гамма моделей Marussia будет расширена за счет двух кроссоверов и представительского седана. Кроме того, российский спортивный автомобиль примет участие в гонках "24 часа Ле-Мана", а подготовить его к этим соревнованиям поможет новая команда "Формулы-1" - Virgin Racing, чьим партнером недавно стала компания Marussia Motors.

Так что вперед, Marussia!


Marussia + фотогалерея