Подъем с переворотом

Чем запомнится 2009-й автоспортивный год

Завершившийся сезон "Формулы-1" 2009 года унес с собой рекордное число скандалов, конфликтов и сенсаций, и стал во многом переломным для истории современных автогонок. Ведь несмотря на то, что чемпионат потерял несколько крупных заводских команд, а летом едва не раскололся на две альтернативные серии, в следующем, 2010-м году в "Формуле-1" примет участие самое большое число команд за последние 10 лет.

Push your Button

Сезон "Формулы-1" стартовал в марте, но его интрига зародилась еще в начале года, когда весь автоспортивный мир гадал - выйдет на старт команда Honda или нет. Японский автопроизводитель объявил об уходе из автогонок в декабре 2008 года, и с этого момента началась борьба за сохранение команды: в случае, если бы покупатель на нее не нашелся, Honda Racing F1 Team была бы полностью расформирована.

Ситуация осложнялась еще и тем, что по Договору Согласия команды обязаны обеспечить 20 машин на старте каждого Гран-при, а без Honda команд осталось бы лишь девять (18 машин). Так что для заполнения пустых мест двум из них пришлось бы выставлять на стартовую решетку по три болида, а это дополнительные расходы. Однако 6 марта было объявлено о том, что конюшня продана ее бывшему техническому директору Россу Брауну за символическую сумму в один доллар, переименована в Brawn GP, а вместо японских моторов получит двигатели Mercedes-Benz.

Спустя всего несколько дней новая команда появилась на тестах в Барселоне, по итогам которых гонщики Brawn Дженсон Баттон и Рубенс Баррикелло опередили всех конкурентов более чем на секунду! А через две недели, на первой гонке сезона в Австралии, стало очевидно, что результат испанских тестов - вовсе не случайность. Машины Brawn GP разгромили соперников и в квалификации, и в гонке: в воскресенье Баттон и Баррикелло заняли первое и второе место сначала на старте, а затем на финише.


Болиды Brawn GP на первых этапах сезона 2009 года казались недосягаемыми для конкурентов.

При этом на болидах Росса Брауна не было даже новомодной системы рекуперации кинетической энергии (KERS), которая потенциально давала преимущество использующим ее пилотам. К первому Гран-при KERS смогли подготовить лишь Ferrari, McLaren и Renault, но быстрее всех поехали не они, а болиды Brawn GP, Toyota и Williams. Секрет высокой скорости бывших "середнячков" оказался в несколько иной трактовке техрегламента, позволившей им разработать так называемый "двойной" задний диффузор и обеспечить своим машинам лучшие аэродинамические показатели. Единственной командой, вмешавшейся в борьбу за подиум без двойного диффузора и без KERS, был коллектив Red Bull Racing, болиды для которого сконструировал знаменитый Эдриан Ньюи.

А вот лидеры последних лет - Ferrari и McLaren - откровенно провалились. Их болиды оказались настолько медленнее "Браунов" и "Ред Буллов", что конюшни потребовали признать конструкцию заднего диффузора незаконной. Однако Апелляционный суд FIA не нашел в этом аэродинамическом устройстве никаких нарушений техрегламента и фактически легализовал его.

Дженсон Баттон тем временем начал громить своих конкурентов: он повторил рекорд Михаэля Шумахера, выиграв шесть из первых семи Гран-при сезона. Однако уже к середине сезона большинство команд разработали и установили на болиды собственные "двойные" диффузоры, сумев ликвидировать тотальное преимущество болидов Brawn GP. Да и доработанные системы KERS на болидах Ferrari и McLaren на некоторых трассах давали их обладателям существенное преимущество.

В итоге Дженсон Баттон за десять последних гонок чемпионата лишь дважды сумел попасть на подиум. Главным же соперником британца стал Себастьян Феттель из Red Bull Racing, который с каждой гонкой ехал все быстрее и быстрее. Кроме того, в середине сезона начали обретать прежнюю форму и традиционные лидеры: Кими Райкконен из Ferrari и действующий чемпион Льюис Хэмилтон из McLaren.

В июле, на Гран-при Венгрии, произошла одна из самых серьезных аварий современной "Формулы-1". Во время квалификации от болида Brawn GP Рубенса Баррикелло отлетела пружина подвески весом около 800 граммов и спустя четыре секунды попала в голову ехавшего следом гонщика Ferrari Фелипе Массы. Жизнь пилота спас шлем, однако бразилец потерял сознание и врезался в ограждение на скорости "за 200". Сразу после инцидента Масса был госпитализирован и провел в искусственной коме несколько дней - у него были повреждены глаз и кости черепа. К счастью, травма оказалась не смертельной, однако Фелипе был вынужден пропустить всю вторую половину сезона.


Фклипе Масса получил серьезную травму головы и левого глаза, однако к началу 2010 года он непременно вернется в строй.

Авария заставила Скудерию в спешном порядке искать замену Массе, и выбор итальянской команды сотворил настоящую сенсацию - семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер согласился вернуться в "Формулу-1" на несколько гонок. Немец покинул "большой спорт" еще в конце 2006 года и с тех пор категорически отвергал возможность новых выступлений в чемпионате мира.

Возвращение знаменитого гонщика могло стать главным событием чемпионата, но... Как выяснилось после тестов, шейные позвонки семикратного чемпиона, поврежденные при падении с гоночного мотоцикла еще зимой, к августу по-прежнему давали о себе знать, поэтому врачи не рекомендовали Шумахеру садиться за руль болида "Формулы-1". В результате, Массу заменил сначала тест-пилот команды Лука Бадоер, а затем гонщик Force India Джанкарло Физикелла. Однако ни тот, ни другой так и не смогли освоиться за рулем Ferrari и не принесли Скудерии ни одного очка.


Команда Red Bull была, пожалуй, единственной, кто сумел навязать борьбу Brawn GP во второй половине сезона.

Между тем Себастьен Феттель, попытавшийся включиться в борьбу за титул с Дженсоном Баттоном, сумел лишь сократить свое отставание по очкам, однако реально претендовать на чемпионство так и не смог. Частично, из-за не вполне надежных двигателей Renault, частично - из-за тактических просчетов команды. Так что Дженсон Баттон стал чемпионом мира досрочно - за один этап до окончания чемпионата. Аналогичного успеха добилась и команда Brawn GP, а конюшня Red Bull осталась второй.

Третье место в Кубке конструкторов в итоге между собой разыграли Ferrari, McLaren и Toyota. Правда, в отсутствие конкурентоспособных напарников Кими Райкконену пришлось сражаться с соперниками в одиночку. Тем не менее, после травмы Массы финн четыре раза подряд финишировал на подиуме, а в бельгийском Спа даже победил. Однако результаты команды, прекратившей развитие машины еще летом (инженеры досрочно начали разработку машины на 2010 год), неуклонно падали, и по итогам чемпионата Ferrari все же уступила McLaren третье место.

Переходный период

В этом году "трансферный сезон" в "Формуле-1" начала Скудерия, которая решила расстаться со своим единственным призовым пилотом, досрочно расторгнув контракт с Кими Райкконеном на 2010 год. На его место был приглашен двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо. Слухи о переходе испанца в Ferrari ходили с начала года, но лишь к гонке в японской Сузуке обрели реальное подтверждение.

При этом ни пресса, ни специалисты не сомневались, что после ухода из Ferrari Райкконен вернется в McLaren, заменив там другого финна, Хейкки Ковалайнена. Однако переговоры с британской конюшней по непонятным причинам ничем не завершились. Кроме того, чемпион 2007 года отклонил несколько альтернативных предложений и предпочел провести следующий год в ралли - Райкконен подписал однолетний контракт с командой Citroen Junior Team, выступающей в WRC. Его спонсором стала компания Red Bull.

В августе о прекращении выступлений объявила команда BMW, а вскоре, после окончания чемпионата, - и команда Toyota. Но если немецкая конюшня была в итоге выкуплена основателем команды Петером Заубером, то Toyota попросту расформировала свое гоночное подразделение в Кельне, занимавшееся "Формулой-1". Освободившуюся вакансию на стартовой решетке заняла команда 1Malaysia F1 Team, выступающая под брендом Lotus.


Команда Toyota F1, так и не добившаяся серьезного успеха в "Формуле-1" несмотря на огромный бюджет, решила оставить Королевские гонки. Навсегда?

Полной неожиданностью стало и заявление компании Bridgestone, единолично поставлявшей шины всем командам "Формулы-1" на протяжении последних трех лет, которая решила уйти из чемпионата по завершении сезона 2010 года. Кто заменит японскую шинную компанию - пока неясно.

Но были в 2009 году и те, кто не потерял веру в "Формулу-1". Корпорация Daimler решила увеличить свое присутствие в чемпионате мира, выкупив чемпионскую конюшню Brawn GP. В результате, уже в 2010 году команда получит название Mercedes GP. Возвращение команды Mercedes-Benz в "Формулу-1" спустя 55 лет стало, пожалуй, самым громким событием минувшей осени.

Состав бывшего "Брауна" в следующем году полностью преобразится: и Рубенс Баррикелло, и новоявленный чемпион ушли в другие конюшни. Баррикелло перешел в Williams, а Баттон - в McLaren. Один из болидов в Mercedes GP достанется Нико Росбергу, а на второй претендует не кто иной, как сам Михаэль Шумахер! Знаменитый автогонщик в молодости выступал за команду Mercedes Junior в гонках спортпрототипов и пробился в "Формулу-1" не без помощи немецкой корпорации. Вот почему после появления в чемпионате команды из Штутгарта все СМИ немедленно заговорили о возвращении семикратного чемпиона за руль "серебряных стрел".

На протяжении нескольких недель стороны отказывались от любых комментариев на этот счет, однако в середине декабря факт переговоров с Шумахером подтвердил один из руководителей команды Ник Фрай, а затем и глава Ferrari Лука ди Монтеземоло. И буквально накануне католического Рождества о контракте с "Шумми" было объявлено официально: следующий сезон Михаэль проведет в команде Mercedes GP.


Возвращения Михаэля Шумахера в "Формулу-1" ждали все, но мало кто верил в то, что это когда-нибудь произойдет. А он вернулся!

Пока соглашение с немцем заключено сроком на год, но, по некоторым данным, с возможностью продления до трех лет. Сколько денег получит Шумахер за свое триумфальное возвращение, пока не сообщается. Скорее всего, немного: около семи миллионов евро, - столько же, сколько предлагали Баттону. Но деньги для Михаэля сейчас не главное - хватит и того, что он потреплет нервы молодым пилотам из McLaren и RedBull.

Что еще ждет болельщиков в наступившем году? Во-первых, завершение "трансферного" сезона - далеко не все места в командах к Новому году нашли своих владельцев. Во-вторых, в следующем сезоне команды решили не использовать систему KERS, а в регламент были внесены два существенных изменения: отменены дозаправки по ходу гонки и изменена система начисления очков.

Скандалы

Несмотря на захватывающую борьбу на трассах "Формулы-1", события вокруг гонок - чаще всего скандальные - в 2009 году привлекали к себе едва ли не больше внимания прессы и болельщиков. Первый скандал произошел после финиша первого же этапа в Австралии. Британец Льюис Хэмилтон, проводивший свой первый Гран-при в ранге чемпиона мира, после финиша пытался обмануть стюардов гонки.

Из-за возникшей на трассе после появления машины безопасности неразберихи, Льюис сначала сам в спорной ситуации обогнал пилота "Тойоты" Ярно Трулли, а затем пропустил его вперед по приказу из боксов. Однако после гонки, во время разбора этого эпизода с судьями, британец заявил, что не получал никаких указаний.

В результате судьи наказали Трулли за незаконный обгон, однако спустя всего несколько дней FIA вернулась к рассмотрению этого инцидента. При расшифровке переговоров между гонщиком и командой, позже обнародованной FIA, был ясно слышен приказ из боксов, и ложь чемпиона мира стала очевидной. Трулли вернули его финишную позицию, а Хэмилтон был исключен из протоколов Гран-при.

В принципе, и Льюис, и его команда, которая была лишь условно дисквалифицирована на три гонки, еще легко отделались. Столь мягкое наказание за ложь было обусловлено тем, что руководитель команды Мартин Уитмарш решил переложить всю вину за этот инцидент на Дэвида Райана, который работал в команде с 1975 года - дольше, чем сам Уитмарш. Райан был уволен, а судьи отнеслись к McLaren со снисхождением.

Однако этот инцидент вскоре был забыт, так как у "Формулы-1" появились куда более серьезные проблемы. Международная автомобильная федерация (FIA) попыталась ввести новые положения в регламенте на 2010 год, которые давали бы командам, добровольно согласившимся ограничить свой бюджет на уровне 45 миллионов евро, дополнительные привилегии в разработке болидов. По мнению Ассоциации команд "Формулы-1" (FOTA), такое нововведение разделило бы чемпионат на две неравноценные лиги, поэтому представители FOTA отказались ставить свои подписи под новым регламентом. Из десяти команд чемпионата с позицией FIA согласились лишь две - Williams и Force India, за что были исключены из FOTA.


Жесткая позиция президента FIA Макса Мосли в отношениях с командами "Формулы-1" едва не привела к расколу чемпионата.

Конечно, за организациями, участвующими в конфликте, стояли вполне конкретные люди. Так, FIA практически единолично представлял президент ассоциации Макс Мосли, а непримиримость FOTA во многом объяснялась жесткой позицией президента Ferrari Луки ди Монтеземоло и руководителя команды Renault F1 Флавио Бриаторе. Остальные члены FOTA лишь поддерживали общие требования организации, не вступая в откровенную конфронтацию.

В мае, пытаясь надавить на FOTA, Макс Мосли объявил об открытии вакансий на выступления в 2010 году и получил более 20 заявок от известных и не очень известных команд, якобы желающих принять участие в "Формуле-1" по новым правилам. В ответ FOTA заявила о создании альтернативного чемпионата мира с 2010 года - "Формуле-1" впервые за последние 27 лет грозил раскол.

Но в итоге сторонам все же удалось договориться. Причем FIA отказалась почти от всех своих требований, а Макс Мосли пообещал не выставлять свою кандидатуру на новых выборах президента автофедерации в октябре. В ответ FOTA обязалась добровольно сократить численность персонала и бюджеты команд до уровня середины 1990-х годов. А из заявок на участие в чемпионате, присланных за время конфликта, были выбраны три наиболее подходящих - от команд Campos, Manor и US F1, чтобы довести число участников чемпионата до максимально возможных по Договору согласия 13-и.

Но и этим скандальный 2009 год не завершился. Нельсон Пике-младший, после того как его досрочно уволили из команды Renault (якобы за низкие результаты), заявил о том, что в 2008 году устроил на трассе умышленную аварию по требованию боссов команды Флавио Бриаторе и Пэта Симондса. По словам бразильца, его попросили врезаться в отбойник на прошлогоднем Гран-при Сингапура, чтобы создать преимущество первому номеру конюшни Фернандо Алонсо. Алонсо выиграл ту гонку - во многом благодаря "вовремя" выехавшему на трассу автомобилю безопасности. Скандал в прессе немедленно окрестили "крашгейтом".

В Renault поначалу все отрицали, но после внутреннего расследования Бриаторе и Симондс были уволены. Правда, чиновники FIA пошли еще дальше и отлучили Симондса от автоспорта сроком на пять лет, а Бриаторе - пожизненно. Команда Renault, между тем, не понесла практически никакого наказания, если не считать двухлетнюю условную дисквалификацию, которая вступит в силу в случае повторения подобного инцидента.

Недовольный своей пожизненной дисквалификацией Бриаторе подал в гражданский суд на FIA, намекая на предвзятость проведенного Международной автофедерацией расследования. По мнению итальянца, таким образом "злой гений" Макс Мосли свел с ним счеты из-за его жесткой позиции в конфликте между FOTA и FIA. Однако мало кто верит в то, что иск бывшего руководителя Renault F1 может быть удовлетворен.

GP2

Очередной сезон главной "кузницы кадров" для "Формулы-1" завершился вполне предсказуемой победой Нико Хюлькенберга из команды ART: карьерой гонщика занимается менеджер Михаэля Шумахера Вилли Вебер, и молодой немец поднимается по "гоночной лестнице" пока без сбоев. Выиграв серию, Хюлькенберг подписал контракт с командой "Формулы-1" Williams на выступления в 2010 году, став напарником многоопытного Рубенса Баррикелло.


Победа в серии GP2 стала для Хюлькенберга путевкой в Большие призы.

Однако главным открытием сезона стал россиянин Виталий Петров. Виталий проводил свой третий год в команде Campos, сменившей в 2009 году название на Addax. Ее лидером считался Роман Грожан, но после того, как француз перешел в команду "Формулы-1" Renault - на место уволенного Пике, главной звездой Addax стал уже Петров.

От Петрова, в отличие от Грожана, никто не ждал ярких выступлений, так что высокие результаты россиянина для многих стали сюрпризом. Виталий одержал две победы и некоторое время даже лидировал в личном зачете серии, однако в итоге все же уступил Хюлькенбергу 25 очков. Тем не менее, именно Петров стал одним из претендентов на место в новой команде "Формулы-1" Campos на 2010 год, тогда как Роман Грожан потерял место в Renault на следующий сезон.

Третьим призером серии стал прошлогодний напарник Петрова Лукас ди Грасси, проводивший сезон за команду Fat Burner Racing Engineering. В межсезонье бразилец сумел подписать контракт с еще одним новичком "Формулы-1" Virgin Racing, где он выступит в паре с Тимо Глоком.

"Формула-2"

В 2009 году стартовала серия "Формулы-2", возрождение которой курировал лично президент FIA Макс Мосли. При создании чемпионата главным критерием выступала цена участия: стоимость болидов не должна была превышать 200 тысяч долларов. Для сравнения, машины GP2 стоят в несколько раз дороже. Болиды для нового чемпионата были разработаны командой "Формулы-1" Williams, а за основу серии взята "Формула Палмер".

Первый сезон новой серии получил неоднозначные оценки. С одной стороны, чемпионат, в возможности организации которого многие специалисты сомневались, состоялся и набрал достаточно большое количество участников: всего на старт в гонках серии выходили 27 пилотов. Однако уровень конкуренции в чемпионате оставлял желать много лучшего, и стало очевидным, что несмотря на громкое название, "Формула-2" не способна соперничать с GP2 за статус "последней ступеньки перед чемпионатом мира".

Не случайно бывший гонщик GP2 Энди Соучек без труда одержал победу в чемпионате, набрав почти вдвое больше очков, чем финишировавший вторым Роберт Уикинс. Одним из самых больших сюрпризов серии стало третье место россиянина Михаила Алешина, победившего в одной гонке и пять раз поднимавшегося на подиум.


Первый сезон "Формулы-2" нельзя назвать выдающимся. Зато эта серия привлекла к себе внимание множества молодых и талантливых пилотов.

В то же время сезон был омрачен гибелью Генри Сертиза, сына чемпиона мира "Формулы-1" и мотогонок Джона Сертиза. Во время гонки в британском Брендс-Хетч в голову Сертиза попало колесо от разбившегося чуть ранее болида Джека Кларка. Несмотря на все усилия врачей, полученные травмы оказались несовместимы с жизнью.

Дакар

Знаменитый ралли-рейд "Дакар" на сей раз к географическому Дакару не имел никакого отношения. В 2008 году ралли-рейд был отменен за несколько часов до старта из-за угрозы террористических актов, поэтому в 2009 году организаторы решили перенести гонку на другой континент, в Южную Америку. Рейд прошел в непривычных для участников условиях чилийского и аргентинского высокогорья. Тем не менее, в ралли заявились 217 мотоциклистов, 25 пилотов квадроциклов, 177 экипажей на легковых автомобилях и 81 экипаж на грузовиках. Среди них - три машины команды "КамАЗ-Мастер" и еще девять российских экипажей, которые выступали в зачете автомобилей.


В 2009 году "Дакар" переехал из Африки в Южную Америку.

Среди грузовиков привычно доминировали гонщики "КамАЗ-Мастер". Лишь на первых этапах конкуренты из Ginaf смогли навязать им хоть какую-то борьбу, но уже к середине ралли-рейда российская команда доминировала практически на всех спецучастках. На финише гонки лидер "КамАЗа" Фирдаус Кабиров опередил пришедшего третьим Жерара де Роя почти на час, попутно обогнав и многократного победителя "Дакара" Владимира Чагина.

В зачете автомобилей борьба развернулась между заводскими командами Volkswagen, BMW и Mitsubishi. Японская команда, несколько лет доминировавшая в африканских "Дакарах", на этот раз сменила испытанные Pajero на новые дизельные прототипы Lancer и... столкнулась с их ненадежностью. Уже в самом начале рейда был вынужден сойти один из лидеров команды, Хироши Масуока, а позже та же участь постигла Люка Альфана и Стефана Петранселя. До финиша смог добраться лишь Хоан Рома, но он закончил ралли 10-м, пропустив вперед не только конкурентов, но и "частника" Мирослава Заплетала на стареньком Mitsubishi Pajero.

Зато борьба за лидерство между немецкими Volkswagen и BMW поначалу была очень напряженной - гонщик BMW Насер Аль-Аттия даже лидировал в общем зачете, однако вскоре был снят с дистанции за пропуск одной из контрольных точек. После этого конкрентов у Volkswagen попросту не осталось, и даже сход лидера команды, Карлоса Сайнца, не помешал немецкому концерну отпраздновать двойной успех на финише.


Карлос Сайнц из-за ошибки в "легенде" лишился победы на "Дакаре-2009" в самом конце гонки.

Победителем оказался южноафриканец Жиниэль Де Вильерс, а второе место занял Марк Миллер из США. Два экипажа Touareg опередили финишировавшего третьим Робби Гордона на Hummer более чем на полтора часа. Лучшим из команды BMW неожиданно стал россиянин Леонид Новицкий, очень сильно выступивший в последние дни ралли - он финишировал на восьмом месте.

А вот в зачете мотоциклистов борьбы не получилось: испанец Марк Кома, выступавший на мотоцикле KTM, лидировал практически на всех спецучастках и победил с отрывом в полтора часа от Сириля Депре. Всего же из девяти первых мест на финише восемь заняли мотоциклы KTM, и лишь на третьем месте смог закрепиться Давид Фретинье на Yamaha.

Зато представители Yamaha доминировали в последнем, самом малочисленном зачете ралли-рейда - зачете квадроциклов. Победителем стал чех Йозеф Махачек, выступавший на японской технике. Третье место также досталось квадроциклу Yamaha под управлением поляка Рафаля Соника, и лишь второе место смог завоевать Маркос Патронелли на Can-Am.

Ралли

С появлением серии IRC мировое ралли явно получило дополнительный импульс: теперь между собой соревнуются не только гонщики и команды, но и раллийные первенства. И если за WRC пока больший престиж и самые мощные и технически продвинутые автомобили, то серия IRC после возвращения Subaru может похвастаться уже восемью автопроизводителями, против всего лишь двух (Ford и Citroen) в чемпионате мира.

WRC

На старте сезона чемпионат мира по ралли не давал надежд на какую бы то ни было интригу: пятикратный чемпион Себастьен Леб из команды Citroen уверенно выиграл пять гонок подряд, обеспечив себе солидный задел по очкам. Однако вторую половину чемпионата неожиданно сильно провел лидер команды Ford Микко Хирвонен - на фоне ошибок Леба он одержал победу в четырех гонках кряду и в результате смог даже опередить француза в личном зачете.


Себастьен Леб выиграл шестой титул WRC в своей карьере. Но нельзя сказать, что он сделал это без труда - борьба за чемпионство продолжалась до последнего этапа.

Судьба титула решалась в самой последней гонке сезона, Ралли Великобритании. Перед финальным этапом Хирвонен опережал Леба на одно очко, однако имел меньшее количество побед, что сводило интригу к простой формуле "кто приезжает первым, тот и выигрывает чемпионат". В итоге, везение оказалось на стороне Леба - на одном из допов у Хирвонена оторвался капот, перечеркнув все надежды финна на победу, а Себастьен выиграл шестой титул подряд. За весь сезон единственной гонкой, которую выиграл не Леб или Хирвонен, стало Ралли Сардиния, где победил заводской пилот Ford Яри-Матти Латвала. Он же запомнился самой зрелищной аварией - на Ралли Португалии Латвала вылетел с трассы, а его машина перевернулась через крышу 17 раз подряд.


Евгений Новиков в WRC ехал быстро, но не очень стабильно. Жаль, что в следующем году мы не увидим Женю на этапах чемпионата мира - он пока так и не нашел спонсоров.

Чемпионат WRC в этом году был интересен еще и тем, что в нем впервые принимал участие россиянин Евгений Новиков, выступавший за команду Citroen Junior на автомобиле C4 WRC. Женя принял участие в восьми этапах чемпионата, и по итогам сезона смог занять 13-е место в общем зачете, набрав четыре очка. На итальянском Ралли Сардинии Новиков, по просьбе Citroen, был вынужден даже пропустить вперед лидера французской команды Себастьена Леба, за что получил "премию" в виде выступления на Ралли Финляндия и асфальтовом Ралли Каталония. А во время греческого Ралли Акрополис Евгений стал самым молодым победителем спецучастка в истории WRC. Жаль, что в следующем году Новиков не примет участие в WRC из-за отсутствия спонсоров. Пока известно, что Женя проедет несколько этапов Чемпионата России за команду ALM Rally Team на новейшем Mitsubishi Lancer Evo X.

IRC

Четвертый сезон альтернативного раллийного первенства прошел под диктовку пилота Peugeot Криса Мика. Мик выиграл четыре этапа серии. Однако с первых же гонок у него появился достойный конкурент - чех Ян Копецки из заводской команды Skoda. До предпоследней гонки в Сан-Ремо Копецки еще имел шансы выиграть титул, однако его ошибка на втором допе досрочно сняла вопрос о победителе чемпионата. Команда Peugeot также уверенно опередила Skoda в зачете производителей.


Крис Мик стал победителем серии IRC в 2009 году - посмотрим, удастся ли ему повторить свой успех в наступившем году.

Россиянин Евгений Новиков отметился и в серии IRC - он стартовал на этапе Ралли Барум в Чехии, на арендованной Skoda Fabia S2000, однако не смог финишировать из-за технических неполадок. Единственным россиянином, который набрал очки в IRC, стал Борис Зимин - на Ралли России, проходившем в Выборге, он финишировал восьмым.

WTCC

На первый взгляд, пятый сезон Чемпионата мира по кузовным автогонкам прошел с заметным преимуществом гонщиков SEAT: чемпионат выиграл экс-пилот "Формулы-1" Габриэле Тарквини, выступавший за испанскую конюшню, а второе место занял его напарник Иван Мюллер. Лучший из конкурентов, гонщик BMW Аугусто Фарфуш, финишировал лишь третьим. Но на самом деле борьба в чемпионате была очень напряженной: по ходу сезона Фарфуш сумел одержать шесть побед - всего на одну меньше, чем Тарквини и Мюллер вместе взятые. И если бы не сбои с надежностью немецкой техники, именно Фарфуш был бы главным претендентом на победу в чемпионате.

В зачете производителей борьба между SEAT и BMW шла до последнего этапа в Макао, и в итоге испанская команда опередила BMW всего на три очка. Финишировавшая третьей команда Chevrolet, несмотря на шесть побед в гонках, отстала от лидеров почти на 100 очков.


Российская "Лада" в 2009 году набрала первые очки в кузовной серии WTCC.

В 2009 году свой первый полный сезон в кузовном чемпионате провела российская команда Lada. Россияне не ставили перед собой высоких задач и в основном боролись вне очковой зоны. Однако после замены устаревших машин Lada 110 на Priora результаты существено улучшились. На гонке в Италии Джеймсу Томпсону удалось дважды финишировать шестым и впервые набрать очки для команды. В следующем году Lada Sport планирует вновь выставить в чемпионате три российские машины.

По окончании сезона стало известно о сокращении числа участников чемпионата в 2010 году. Хотя все четыре автопроизводителя продолжат выступления в первенстве, команды BMW и SEAT будут выставлять на гонки по два автомобиля вместо пяти. Таким образом, серия потеряет не менее шести автомобилей на стартовой решетке, если их не заменят "частники".

Ле-Ман

Знаменитая гонка "24 часа Ле-Мана" в третий раз подряд стала местом дуэли между командами Peugeot и Audi, вновь выставивших на старт по три турбодизельные машины. Немецкая компания, побеждавшая в восьми из девяти последних гонок на кольце Сарте, собиралась повторить свой успех на совершенно новом спайдере Audi R15 TDI. Настолько новом, что перед знаменитым марафоном автомобиль принял участие лишь в одной гонке, "12 часов Себринга", которую уверенно выиграл.


Правда, незадолго до знаменитого марафона разгорелся скандал: команда Peugeot подала официальный протест Западному автомобильному клубу (ACO), проводящему гонку в Ле-Мане, по поводу конструкции машины конкурентов. По мнению представителей Peugeot, передняя часть болида Audi не соответствовала регламенту соревнований, так как имела нелегальные аэродинамические элементы, создающие дополнительную прижимную силу. Сомнения в законности немецкой машины высказала и команда Aston Martin. Однако ACO не согласилась с доводами Peugeot и допустила автомобили Audi к старту.

В квалификации победил французский экипаж Стефана Сараззана, Себастьена Бурдэ и Франка Монтани на Peugeot 908 HDi, однако их преимущество было незначительным. Со второго места стартовала интернациональная команда на Audi R15 TDI, состоящая из датчанина Тома Кристенсена, британца Аллана МакНиша и итальянца Ринальдо Капелло. Именно эти гонщики выиграли гонку в 2008 году. Всего же из первых семи мест на стартовой решетке шесть было занято представителями Peugeot и Audi.

В самой гонке немецкую команду подвела надежность: сначала Александр Према повредил машину, вылетев с трассы, затем, примерно на трети дистанции, сгорел мотор у чисто немецкого экипажа Вернера, Люра и Рокенфеллера, а чуть позже и на болиде Кристенсена/МакНиша/Капелло двигатель начал терять мощность. В результате команда Peugeot смогла выиграть знаменитый марафон, причем первым пересек финишную черту экипаж Дэвида Брэбхема, Марка Жене и Александра Вурца, а победители квалификации Монтани, Бурдэ и Сараззан остались лишь вторыми. Лучший экипаж на Audi проиграл победителям шесть кругов.

В этой гонке принял участие и российский гонщик - Роман Русинов выступил на Ferrari F430 команды Team Modena категории GT2, вместе с Лео Мэнселлом и Пьером Эретом. Русско-франко-английский экипаж финишировал седьмым в своем классе и 27-м - в общем зачете.

Гонка Чемпионов

Завершала сезон ставшая уже традиционной Гонка Чемпионов, вновь сменившая прописку: из Лондона она переехала на олимпийский стадион Birds Nest в Пекине. В событии приняли участие 18 гонщиков из самых разных видов авто- и мотоспорта. Среди них были действующие и бывшие гонщики "Формулы-1" Михаэль Шумахер, Себастьян Феттель, Дженсон Баттон и Дэвид Култхард, пятикратный победитель чемпионата мира по мотогонкам Мик Дуэн, двукратный чемпион WRC Маркус Гронхольм и многие другие.

На пути к финалу двукратный чемпион DTM Маттиас Экстрем разгромил легенду Ле-Мана Тома Кристенсена, и нового чемпиона мира "Формулы-1" Дженсона Баттона. В другой половине сетки Михаэль Шумахер, вышедший из группы с Иваном Мюллером, Дэвидом Култхардом и Маркусом Гронхольмом, в четвертьфинале победил Микку Хирвонена, а в полуфинале - своего соотечественника Себастьяна Феттеля. Однако в финале Экстрем дважды опередил семикратного чемпиона мира и стал победителем Гонки Чемпионов в третий раз в своей карьере.


Михаэль Шумахер и Маттиас Экстрем празднуют победу на Гонке Чемпионов.

В Кубке Наций победителем в третий раз подряд стала команда Германии, за которую вновь выступали гонщики "Формулы-1" Михаэль Шумахер и Себастьян Феттель. В финале они в драматичной борьбе одолели команду Великобритании, которую представляли Дженсон Баттон и Энди Приоль. Несмотря на то, что Феттель в своей гонке сошел и уступил Приолю, Михаэль Шумахер сумел добыть для Германии первое место, победив обоих британских гонщиков.