Попарковались, и хватит

Московские власти готовят тотальный снос "ракушек"

Во вторник, 12 января, на заседании московского правительства рассматривался проект закона "О размещении автомототранспортных средств в городе Москва". Перед заседанием этот документ попал в руки к журналистам избранных столичных и федеральных изданий, и в результате новостные ленты еще в понедельник запестрели громкими заголовками, суть которых сводилась к тому, что московские власти собираются не только снести все московские гаражи-"ракушки", но и вообще запретить стоянку автомобилей во дворах и на прилегающих территориях.

Вон со двора

Платная парковка возвращается


Взимание платы за парковку на московских улицах было упразднено осенью позапрошлого года вместе с отвечавшим за сбор денег ГУП "Городская служба платных парковок". Однако парковщики в ярких жилетах, похоже, скоро опять вернутся на столичные улицы - 13 статья подготовленного в правительстве законопроекта разрешает брать плату за стоянку на улице: "За пользование местом стоянки может взиматься плата в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами города Москвы".

Действительно, столичным автомобилистам есть о чем задуматься, прочитав выдержки из готовящегося к рассмотрению в Мосгордуме законопроекта. Так, например, ГАЗЕТА.GZT.RU опубликовала выдержку из пояснительной записки, в которой говорится, что по новому закону "не допускается размещение транспортных средств на внутридворовых территориях вне специально оборудованных мест, при наличии в районе проживания (шаговой доступности) организованных мест хранения или наличия в пределах района городской платной парковки".

То есть, например, если неподалеку от дома есть муниципальный платный паркинг, то оставить автомобиль во дворе "задаром", как это делается сейчас, уже не получится. По крайней мере, не нарушая закон.

Однако настоящей сенсацией запрет бесплатной парковки во дворах стать не успел – законодатели почти сразу открестились от этих планов. "Депутаты представляют интересы москвичей во власти, и убрать машины из дворов не допустят", - цитирует спикера Мосгордумы Владимира Платонова РИА Новости. Более того, председатель столичной думы рассказал, что после совещания, на котором присутствовали депутаты, пункт о запрете парковки в московских дворах из документа был убран.

"Пенал"-отшельник

А вот запрет "ракушечного" строительства в законопроекте, похоже, остался. В опубликованной все той же "Газетой" выдержке из 9 статьи законопроекта говорится, что "установка новых сооружений, не являющихся капитальными объектами, с целью размещения автомототранспортных средств на территории города Москвы не допускается".

На первый взгляд, это положение москвичей вряд ли расстроит – все возможные и невозможные места для установки "времянок" из гофрированного металла в столичных дворах уже давно заняты. Однако никто не знает, что будет с существующими "ракушками". Тем более что война с нелегальными (то есть установленными без соответствующего разрешения муниципальных властей) "навесами", которую московское правительство ведет уже больше десяти лет, не имея на то подходящего закона и пользуясь лишь собственными распоряжениями, регулярно вызывает возмущение со стороны горожан.

В предложенном столичным правительством документе радикальные методы борьбы с нелегальной застройкой предложено узаконить. Причем создатели внесли в законопроект положение, которое позволяет сносить не только те "ракушки", которые были установлены с нарушениями (то есть все гаражи без правильно оформленных документов земельной аренды, а также не капитальные гаражи на площадках возле многоэтажек, включая дворы, на детских и спортивных площадках, на школьных и детсадовских территориях, на газонах и на озелененных территориях, на магистралях, площадях, улицах, пешеходных дорожках, внутридворных проездах, тротуарах, участках над инженерными сооружениями, в охранных зонах вентиляционных шахт и памятников культуры и истории), но и те "пеналы", которые просто стоят не на специально оборудованных площадках. А таких гаражей в столице - большинство.

Почем гаражи для народа

Фактически это означает готовящуюся тотальную зачистку московских дворов от всех видов гаражных "времянок". Причем эксперты предполагают, что правительство Москвы решило пойти на этот шаг для того, чтобы заставить столичных жителей покупать места в "Народных гаражах" – муниципальных многоэтажных паркингах, с помощью которых столичное правительство с 2006 года обещает решить проблему с ночной стоянкой автомобилей в столице и строительство которых началось только в 2009-м.


Первый девятиэтажный "Народный гараж", который открылся в Кожухово 10 октября 2009 года.

Так получилось, что за те несколько лет, пока "народный" проект готовился к реализации, стоимость одного машиноместа в нем возросла с нескольких тысяч до 10-12 тысяч долларов. Учитывая, что на деле это никакой не гараж, а всего лишь кусок бетонного пола в многоэтажной парковке - "машиноместо", муниципальная программа особым успехом у автомобилистов не пользуется. По данным столичных чиновников, пока куплено не более 30 процентов от общего числа парковочных мест в строящихся "Народных гаражах".

По меркам любого застройщика, такие продажи ничтожно малы, а для проекта, который изначально предусматривал долевое участие в финансировании государства и будущих собственников, это и вовсе катастрофа. Естественно, в столичном правительстве это понимают и пытаются повысить привлекательность "Народных гаражей".

В прошлом году для этого была разработана программа субсидированной (из городского бюджета) "гаражной ипотеки", а в наступившем году чиновники заговорили о тотальном сносе конкурентов - "ракушек".

Перспективы

Конечно, законопроект - это еще не закон, и до воплощения в жизнь он может и не дожить. Однако документ под названием "О размещении автомототранспортных средств в городе Москва", судя по шумихе, которую подняли вокруг него городские власти, обязательно попадет в Мосгордуму.

Правда, как будет выглядеть окончательная версия этого документа, сейчас предсказать сложно – изменения в проект закона вносятся на всех стадиях подготовки, включая первые рассмотрения в парламенте. Пока, по результатам обсуждения в правительстве Москвы, рассмотрение этого документа отложено на месяц, так как чиновникам этот вариант показался слишком "сырым". Например, первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк заявил, что некоторые положения проекта противоречат федеральному законодательству, а главный архитектор Александр Кузьмин попросил уточнить понятия, прописанные в законе, а также точнее сформулировать, где именно нельзя парковать автотранспорт.

Но "ракушки", похоже, обречены - в прошлом году в столице планировалось сдать в эксплуатацию 162 "Народных гаража", а в 2010 году чиновники хотят построить еще 423 многоярусных паркинга общей вместимостью 147 тысяч машиномест. Осталось "подготовить" покупателей.