Повод для пессимизма

Результаты автомобильных продаж в 2009 году

В начале кризисного 2009 года только ленивый не делал прогнозы о грядущем падении российского авторынка. Были и пессимисты, и оптимисты, которые говорили о том, что продажи автомобилей в России "просядут" не больше, чем на 20 процентов. Например, такого мнения придерживался вице-председатель Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Мартин Ян. Однако реальность оправдала самые худшие ожидания – в 2009 году продажи автомобилей на отечественном рынке упали в два раза - до 1 миллиона 465 тысяч 917 штук.

Кому продавать хорошо

Судя по итогам минувшего года, которые в четверг опубликовал АЕБ, финансовый кризис перетасовал автомобильных производителей в России, как опытный крупье. Правда, самые продаваемые бренды – Lada и Chevrolet - сохранили свое лидирующее положение. Но какой ценой... Из-за резкого снижения спроса продажи Волжского автогиганта, который по-прежнему сохраняет за собой первое место на отечественном рынке, снизились на 44 процента - до 349 тысяч 490 автомобилей. Производство "Лад" за тот же период сократилось в 2,5 раза.

Ситуация могла быть и хуже, если бы не правительство, которое ввело в начале прошлого года заградительные пошлины, практически полностью перекрывшие поставки автомобильного секонд-хэнда в Россию.

А вот "номер два" - Chevrolet - "просел" сильнее. Бренд, под которым в Европе преимущественно продаются автомобили американско-корейского СП GM-DAT, реализовал в 2009 году на 56 процентов меньше машин (всего 104 тысячи 398 штук). Сохранить второе место по итогам минувшего года "Шевроле" смог лишь за счет слишком большого отрыва от конкурентов, а также благодаря наличию на территории России аж трех сборочных проектов.


Продажи новых легковых и легких грузовых автомобилей за прошлый год по маркам. * Продажи легких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по маркам, если присутствуют в продуктовой линейке марки (отмечены *); указаны отдельно по некоторым маркам. LCV - меньше 3,5т (в отдельных исключениях масса достигает верхнего предела 6т.). Возможны незначительные корректировки данных по легкой коммерческой технике. Данные предоставлены АЕБ.

Hyundai по итогам года уступил свою позицию в тройке лидеров компании Ford. До кризиса больше половины автомобилей южнокорейской марки, продающихся в России, производились на российском "ТаГАЗе". Но из-за кризиса у Таганрогского автозавода возникли серьезные финансовые трудности. Еще в феврале предприятию пришлось остановить конвейер, так как корейцы из-за долгов отказались отгружать в Россию сборочные комплекты. В результате, таганрогский бестселлер - Hyundai Accent, который в 2008 году был продан в количестве 66 тысяч штук - в 2009 не преодолел даже 11–тысячный барьер и не попал в число 25 самых популярных иномарок на российском рынке. В прошлом году этот седан занимал почетное четвертое место.

Еще два популярных в России бренда - Renault и Kia - перенесли кризисный год спокойнее. Справиться с падением продаж обоим автопроизводителям помогли сборочные заводы в России и агрессивная ценовая политика. Причем эта смесь оказалась настолько эффективной, что компании, которые по результатам 2008 года находились на седьмом и на одиннадцатом месте среди иностранных брендов соответственно, в 2009-м подвинули с третьей на пятую позицию компанию Toyota. За год спрос на автомобили Renault снизился всего на 33 процента (до 72 тысяч 284 автомобилей), а на машины "Киа" - на 20 процентов (до 70 тысяч 88 штук).

Среди других иностранных производителей, которые относительно легко перенесли кризисный 2009 год, – Volkswagen (-22 процента), Skoda (-35 процентов), Suzuki (-34 процента) и Fiat (-31 процент). Более того, нашлись и такие, у которых получилось закончить год "в плюсе". Это китайский Geely, у которого благодаря активному демпингу продажи выросли в два раза - до 7681 автомобиля. А также Citroen, компенсировавший однопроцентным ростом неудачный 2008 год (спрос составил 12 тысяч 388 единиц). Здесь же стоит упомянуть Hummer, устроивший тотальную распродажу в преддверии смены владельца и увеличивший объемы своей реализации на 65 процентов - до 1123 штук.

Из российских автокомпаний достоин упоминания "УАЗ", у которого благодаря госзаказу и льготному автокредитованию продажи в 2009 году упали всего на 36 процентов.

А вот бывшим лидерам российского рынка - Mitsubishi (-63 процента), "Опелю" (-65 процентов) и "Хонде" (-74 процента) - в прошлом году повезло гораздо меньше.

Все надежды на возрождение российского авторынка
связаны с премиями за автометаллолом

В рейтинге 25 самых популярных моделей с приходом кризиса тоже все смешалось. В линейке "АвтоВАЗа" на первое место вышла Lada Priora, которая благодаря реализованным в прошлом году 99 тысячам 473 машинам стала самым продаваемым автомобилем на российском рынке. В то же время, тольяттинская "классика" Lada 2105/2107 - самый доступный отечественный автомобиль - стала продаваться в два с половиной раза хуже, и ее продажи упали со 168 тысяч 176 автомобилей до 67 тысяч 216 штук.

Предпочтения российских автомобилистов изменились и в отношении автомобилей иностранных автопроизводителей. Ford Focus (52 тысячи 108 единиц), занимавший первое место по продажам среди иностранных автопроизводителей в течение трех докризисных лет, уступил лидерство Renault Logan (53 тысячи 869 штук).

При этом стоит отметить новую тенденцию на отечественном автомобильном рынке – российские покупатели стали покупать меньше недорогих европейских и японских автомобилей и больше - недорогих корейских. Именно поэтому из первой десятки популярных иномарок исчезли Toyota Corolla (16 тысяч 67 машин) и Mitsubishi Lancer X (13 тысяч 795 штук), хотя в 2008 году их продажи росли исполинскими шагами - на 64 и 177 процентов соответственно. В то же время Daewoo Matiz поднялся с 11-го сразу на 7 место рейтинга (23 тысячи 181 единица), а Kia Sportage (13 тысяч 717 штук) несмотря на кризис продемонстрировал 106-процентный рост продаж и оказался на 17-м месте.

Еще один хороший пример, который иллюстрирует, что теперь "дешевое" враг "хорошего", – соперничество бывшей "Нивы" Lada 4x4 и "Шеви-Нивы". Продажи исконно русского внедорожника продемонстрировали в прошлом году 10-процентный рост (26 тысяч 726 автомобилей), что сделало его новым бестселлером в классе, а Chevrolet Niva наоборот продавалась почти в два раза хуже (24 тысячи 520 штук).


25 самых продаваемых моделей на российском рынке за прошлый год. Данные предоставлены АЕБ.

Что будет дальше

В конце минувшего года российский автомобильный рынок продолжил падение – в декабре, несмотря на традиционный предновогодний покупательский ажиотаж, автосалоны продали на 38 процентов меньше машин, чем за тот же период 2008 года. Учитывая, что в конце позапрошлого года кризис уже вовсю свирепствовал, очевидно, что покупательная способность российских автомобилистов продолжает снижаться.

Ничего хорошего не сулят отечественном продавцам автомобилей и эксперты. Во-первых, на рынке почти не осталось дешевых машин - позапрошлогодних, завезенных по старым, еще не повышенным таможенным пошлинам. Во-вторых, автопроизводители представят в этом году некоторое количество обновленных моделей, которые, как водится, будут процентов на десять дороже старых, а это, естественно, приведет к дополнительному увеличению цифр на ценниках.

Правда, существуют и относительно оптимистичные прогнозы на 2010 год. Например, в том же АЕБ считают, что в ближайшие 12 месяцев ситуация на российском автомобильном рынке стабилизируется и продажи даже немного подрастут – до 1,5 миллиона единиц. Причина для оптимизма – обещанные правительством России компенсационные премии за утилизацию подержанных автомобилей при покупке новых.

Но если учесть, что предыдущая попытка государства поддержать спрос на автомобили с помощью льготных кредитов фактически провалилась – за прошлый год по этой программе была выдана всего 71 тысяча займов, то поводов для радости у российских автодилеров пока немного.