Мастер "Дакара"

Владимир Чагин стал шестикратным победителем легендарного ралли-рейда

TSAR

Владимир Чагин дебютировал на ралли-рейдах "Дакар" в 1996 году за команду "КАМАЗа", в возрасте 26 лет, став самым молодым гонщиком грузовиков в истории международных ралли-рейдов. Свою первую победу на "Дакаре" он одержал в 2000 году. Затем последовали победы в "Дакарах" 2002-2004, 2006 и 2010 годов.



Чагин - обладатель Кубка Мира по ралли-марафонам 1996 и 2000 года, двукратный чемпион России, обладатель Кубка России. Обладатель звания "Лучший гонщик России". Заслуженный мастер спорта России. Награжден орденом Мужества, орденом Почета, орденом Дружбы, орденом Знак Почета и многими другими орденами и медалями. Лауреат Государственной премии РФ.

В субботу, 16 января, гонщик российской команды "КАМАЗ-Мастер" Владимир Чагин стал шестикратным победителем ралли-рейда "Дакар-2010". По количеству побед на "Дакарах" Владимир сравнялся с чехом Карелом Лопрайсом, выступавшим на грузовиках Tatra. Большего числа побед на легендарном ралли-рейде на грузовиках нет ни у кого.

В отсутствие главного конкурента россиян - Жерара де Роя из команды GINAF - "Дакар-2010" прошел при подавляющем преимуществе гонщиков команды "КАМАЗ". Чагин, Кабиров и Мардеев сумели выиграть все 14 этапов ралли-рейда. Однако эта гонка не стала для экипажа Чагина легкой прогулкой.

Несмотря на то, что все три машины "КАМАЗ" сумели добраться до финиша, главную потерю команда понесла еще до старта рейда. В конце декабря, незадолго до начала ралли, от участия в гонке был вынужден отказаться Семен Якубов, руководитель "КАМАЗ-Мастер" и штурман Владимира Чагина.

Таким образом, распалось классическое трио Чагин-Якубов-Савостин. Именно эти трое выигрывали один за другим "Дакары" середины десятилетия, и именно они попали в тяжелую аварию на "Дакаре-2007", едва не поставившей крест на их дальнейших выступлениях.

Три года назад, пытаясь отыграть 20-минутное отставание, полученное из-за поломки топливной системы, Чагин в пыли не заметил трехметровую груду камней на трассе. Врезавший в нее на полном ходу, "КАМАЗ" несколько раз перевернулся, и гонщик потерял сознание. Тот "Дакар" закончился для Чагина сотрясением мозга и ушибами, для Якубова - травмой руки, не залеченной по сей день, а для Савостина - компрессионным переломом позвоночника...

Для этих троих еще одна победа на "Дакаре", причем совместная, была принципиально важной. Об этом руководитель команды "КАМАЗ-Мастер" говорил еще перед "Дакаром-2008", который в итоге так и не состоялся. А на "Дакаре-2009" Чагин выступал в команде с Савостиным и молодым Эдуардом Николаевым.


Семен Якубов и Владимир Чагин пять раз становились победителями "Ралли Дакар", выступая в одном экипаже. На нынешний ралли-рейд Якубов также приехал, но только в качестве руководителя команды - врачи не рекомендовали ему участвовать в гонке. Шестая победа Чагина в "Дакаре" стала для него первой без Якубова...

Возвращение классического состава намечалось на нынешний "Дакар", но врачи отговорили 62-летнего Якубова от столь рискованного шага. В итоге штурманом Чагина стал Савостин, а механиком - вновь Николаев.

А главным соперником Чагина на "Дакаре-2010", как ни странно, стала его собственная скорость. Как отмечают многие эксперты, именно агрессивный стиль пилотажа Чагина зачастую становился на его пути к победе как на "Дакаре", так и в других ралли-рейдах.

"Мой стиль практически не изменился со времени моего дебюта в 1996 году и никогда не изменится, - сказал Чагин перед стартом "Дакара-2010". - Этот стиль принес мне победы в "Дакаре", и я надеюсь, что он сработает и в этом году".


Благодаря первому месту на прошлом "Дакаре", на автомобиле Кабирова красовался номер 500 - первый стартовый номер в зачете грузовиков.

Фирдаус Кабиров пришел в автоспорт еще в конце 1970-х годов, однако в команде "КАМАЗа" он изначально появился не как гонщик, а как инженер-конструктор. Кабиров принимал участие в разработке всех гоночных грузовиков компании, и по знанию техники в "Дакаре" ему нет равных. Именно это, а также умный и грамотный пилотаж, позволили ему одержать победы на знаменитом ралли-рейде в 2005 и 2009 годах.

Зато любую его ошибку караулил партнер по команде Фирдаус Кабиров, стартовавший в ранге действующего победителя "Дакара". Кабиров, быть может, немного уступает Чагину в чистой скорости, однако обладает феноменальной стабильностью и умением сохранять машину. Эта тактика не раз приносила ему успех, в том числе и на "Дакарах".

Готов был побороться за победу и Ильгизар Мардеев из третьего экипажа команды. Хотя основной задачей Мардеева была техническая поддержка Чагина и Кабирова, в случае проблем у лидеров он вполне мог побороться и за лидерство - в 2003 и 2007 году он уже бывал на подиуме "Дакара".


Ильгизару Мардееву (номер 505 на "Дакаре-2010") в команде отвели роль "боевой технички" - главной задачей гонщика была поддержка двух первых экипажей "КАМАЗ-Мастер". На старт Мардеев выходил с множеством запасных частей для лидеров и не имел возможности бороться в полную силу. Тем не менее, он не раз оказывался на подиуме, и если бы не неполадки с двигателем на середине дистанции, мог бы принести команде третье место в общем зачете. Наградой для Ильгизара стала победа на последнем спецучастке гонки.

Тем не менее, Чагин сумел одержать убедительную победу, финишировав первым на девяти спецучастках из 14-и. Благодаря этому результату Чагин вышел на первое место в истории ралли-рейда "Дакар" по числу выигранных этапов, доведя их число до 56-и. Стефан Петерансель, на этот раз выступавший на BMW X3, с 55-ю победами остался лишь вторым.

Однако именно Петерансель остается единственным гонщиком в истории "Ралли Дакар", выигрывавшим больше рейдов, чем Чагин. В активе француза девять побед - шесть на мотоциклах и три на автомобилях. По ходу рейда представители "КАМАЗ-Мастер" полушутя даже предлагали Петеранселю в будущем дополнить явный пробел в его гоночной истории выступлениями на грузовиках. И Стефан такого развития событий для себя не исключил.


Стефан Петерансель надеялся на победу в "Дакаре-2010" до того момента, пока у него не вышла из строя система полного привода - только на ремонт француз потерял больше часа.

Тем более что победить в зачете автомобилей Петеранселю вновь не удалось. Несмотря на то, что по ходу рейда француз был одним из самых быстрых, выиграв четыре спецучастка, поломка трансмиссии в первой половине гонки отбросила его далеко назад. В итоге, он финишировал лишь четвертым, в двух часах позади победителя "Дакара" в зачете автомобилей Карлоса Сайнца.

Победа пилотов Volkswagen в 2010 году оказалась еще более убедительной, чем год назад: на этот раз сразу три экипажа немецкой команды взошли на пьедестал. Всего пару минут проиграл Сайнцу Нассер Аль-Аттия, а американец Марк Миллер уступил еще около получаса.


К первой победе на "Дакаре" Карлос Сайнс шел с 2006 года, когда дебютировал в ралли-рейде на прототипе Volkswagen. В прошлом году испанец лидировал большую часть гонки, однако сошел на 12-м этапе из-за ошибки в легенде - его Race Touareg упал с трехметрового обрыва. К счастью, ни Сайнс, ни его штурман не пострадали.

А вот в зачете мотоциклов борьбы не получилось: после того как победитель "Дакара-2009" Марк Кома попался на нелегальной смене колеса и получил шестичасовой штраф от организаторов, уже никто не смог составить конкуренцию Серилю Депре на мотоцикле KTM. Норвежец Уллевальсетер, также выступавший на KTM, уступил ему более часа. Третьим финишировал чилиец Лопез Контардо на Aprilia.

О том, каким будет "Дакар-2011", мы пока можем только догадываться. Ходят слухи, что организаторы намерены вернуться в Африку и вновь связать номинальный "Дакар" с географическим. Как будут решены вопросы безопасности в этом регионе, заставившие отказаться от африканских этапов три года назад - пока неизвестно. Но, так или иначе, команду "КАМАЗ-Мастер" мы на трассе обязательно увидим.

Как на войне

Участие в "Дакаре" само по себе требует смелости и мужества со стороны его участников. Однако жара, поломки и трудности с навигацией - далеко не все опасности, подстерегающие его участников. Так, по ходу своих выступлений на знаменитых ралли-рейдах, Владимиру Чагину дважды пришлось спасать себя и свою команду от африканских боевиков, захватывающих машины и экипажи участников "Дакаров".

В одном из таких эпизодов в ловушку, расставленную боевиками, попали два грузовика: французский экипаж на Mercedes и "КАМАЗ" Чагина. Французский пилот погиб, застреленный практически в упор. Чагин же, маневрируя на полной скорости, сумел прорваться сквозь автоматные очереди и выйти из-под обстрела.