Метеопрогноз

Покоряем Нюрбургринг на новой Mazda3 MPS

Еще ни разу в жизни я так не надеялся, что прогнозы синоптиков не сбудутся. Обычный дождь мог поставить под угрозу осуществление одного из самых заветных желаний любого автофаната: побывать и проехать по легендарному и "намоленному" людьми с бензином в крови треку в мире — по "Северной петле" Нюрбургринга. 20-километровая трасса, которая формально считается платной дорогой общего пользования, существует уже 82 года, петляя среди заросших лесом Эйфелевых гор.

Нюрбургринг - это, пожалуй, самая опасная и адреналиновая трасса на всем земном шаре. Здесь почти нет зон безопасности, здесь более ста поворотов (и большинство из них - "трехмерные") и 300-метровые перепады высот. По "Нордшляйффе" ездили самые прославленные гонщики, включая Айртона Сенну, Стирлинга Мосса, Рудольфа Караччиолу (первого победителя гонок на "Ринге"), Джеки Стюарта, с подачи которого это место стали называть "Зеленым адом", и Ники Лауду, который едва не погиб в одном из поворотов на болиде Ferrari. С "Северной петли" постоянно приходят шпионские фотографии закамуфлированных новых автомобилей, которые производители тестируют именно здесь, а время прохождения круга уже давно стало показателем "крутости" той или иной машины.


На Нюрбургринге можно встретить любую машину - от коллекционного автомобиля начала века до современного суперкара

К тому же, цена "приобщения" к легендарному треку невелика — всего-то 22 евро. Заплатив эту сумму, на Нюрбургринг можно выехать хоть на Lamborghini, хоть на автобусе. Ведь это "дорога общего пользования". Тут действуют обычные ПДД — обгон справа запрещен, есть знаки ограничения скорости, в случае аварии для оформления происшествия приедет полиция, а водителю придется заплатить не только за ремонт своей машины, но и за вызов эвакуатора, ремонт ограждения и очистку трассы от бензина, масла и прочих жидкостей. Правда, обойдется все это очень недешево, поэтому лучше не "убираться".

На "Северную петлю" мне удалось попасть вместе с Mazda3 Клубом, который при поддержке российского представительства Mazda устроил двухнедельный автопробег по 10 европейским городам на "заряженных" хэтчбеках Mazda3 MPS последнего поколения. Преодолев почти 2,5 тысячи километров, мы наконец добрались до небольшого городка Нюрбург, состоящего всего-то из пары улиц. В самом его начале находится въезд на "Ринг", где мы провели почти два дня. Сначала мы наблюдали за тем, как под руководством российских "кольцевиков" и инструкторов академии спортивного вождения Mazda Sport Academy Олега Кесельмана и Бориса Шульмейстера по треку ездят победители ежегодного мероприятия Zoom-Zoom Challenge. А затем нам предстояло выехать на трек самим...


Синяя ведущая Mazda3 показывала оптимальную траекторию, однако порой развивала такую скорость, что угнаться за ней было трудновато

Первый день на "Ринге" подтвердил наши опасения насчет плохой погоды. Дождь лил с самого утра, однако к полудню, когда мы подъехали к трассе, от утренней непогоды ни осталось и следа и победители Zoom-Zoom Challenge отправились наматывать круги на Нюрбургринге. Столь резкая смена погоды, характерная для горной местности, позволяла надеяться, что прогнозы синоптиков на следующий день тоже не сбудутся. Потому что если будет ливень, то трассу могут просто закрыть. Ведь даже в "засуху" трек опасен, а в дождь он опасен вдвойне — становится очень скользко, а на некоторых участках так и вообще дорогу пересекают ручьи. А аварий со смертельным исходом здесь было немало...

Но нам не повезло. Мало того, что дождь на следующий день начался еще ранним утром и не прекратился до самого вечера, так еще и густой туман сильно ограничил видимость. Из отеля на "Нюрбургринг" я направлялся в полной уверенности, что на трассу в такую непогоду нас никто не выпустит и нам в очередной раз придется ограничиться созерцанием шлагбаумов или посиделками в местном кафе.

К счастью, нам все же разрешили проехать несколько кругов, пусть даже по мокрой трассе. Правда, о самостоятельной езде по "Северной петле" в таких условиях не могло быть и речи. Этот вариант исключался даже после того, как инструкторы покажут нам гоночные траектории и расскажут, как безопасно проходить многочисленные повороты "Ринга".


Туман и дождь на "Северной петле" не прекращались весь день и не давали ни малейшего шанса "отжечь"

Итак, мой первый круг. Прикладываем магнитную карточку к приемнику, проезжаем шлагбаум, ретардер из конусов и выстраиваемся "паровозиком" за ведущей Mazda3 с инструкторами. Поехали!

Сначала наша колонна движется очень медленно, внимая комментариям Шульмейстера и Кесельмана. "Едем след в след, не отстаем. Здесь смещаемся, а здесь, около знака, тормозим, включаем вторую, а затем разгоняемся. Около елки снова притормаживаем...".

Стараюсь полностью повторять "мокрую" траекторию "машины безопасности", избегавшей крайне скользких участков, образовавшихся из-за скопившихся на асфальте остатков въевшейся в покрытие резины. Но даже в таком, "разогревочном" темпе чувствуешь себя словно на американских горках: налево-направо, налево-направо, вверх-вниз-направо, разгон-торможение-поворот-ускорение. Ощущения потрясающие: интересно, азартно и даже страшновато, когда передние шины на выходе из поворота начинают своевольничать.


Проезд на трек осуществляется через четыре шлагбаума - два для мотоциклов и два для автомобилей. Стоимость одного круга составляет 22 евро, а годовой абонемент обойдется в 1075 евро.

Как мне казалось, к поездке на Нюрбургринг я подготовился: провел ни один час за компьютерными гоночными симуляторами. Однако лишь попав на реальную трассу становится понятно, что все эти игры - ерунда. Да, на компьютере можно заучить повороты - правый-левый и так далее, но вживую прямики вдруг кажутся короче, а виражи - круче и опаснее. В добавок, на виртуальном "Ринге" нет ни одного реального ориентира, по которым заучиваются точки входа в поворот и начала торможения.

С каждым последующим кругом начинаешь все лучше и лучше запоминать траекторию, но в какой-то момент все повороты смешиваются в голове в кучу и если бы не ведущая машина, постепенно наращивающая темп, но постоянно остающаяся в поле зрения, так быстро ездить по мокрому "Рингу" я бы вряд ли решился.

И пусть дождь не позволил нам покататься по "Рингу" самостоятельно, зато он намного упростил обучение. Почти целый день на трассе не было ни более быстрых автомобилей, ни мотоциклистов - и те и другие побоялись выезжать на трек в ливень. Другие машины стали подтягиваться к "Северной петле" лишь после полудня, но чаще всего ограничивались одним кругом - "Северная петля" ошибок, особенно в дождь, не прощает.


Первый же круг на мокром "Ринге" владелец спорткара TVR закончил в отбойнике

Подтверждением этому стал серебристый спорткар TVR, который который еще 15 минут назад мы видели целехоньким, припаркованным на стоянке перед выездом на "Ринг", а затем встретили торчащим в отбойнике в одном из 90-градусных поворотов. Никто из пассажиров автомобиля не пострадал, но этот случай заставил поумерить свои гоночные амбиции и не пытаться выжать из 260-сильной "МПС-ки" все соки.

Благо, для демонстрации возможностей машины у нас были профессиональные гонщики в лице Кесельмана и Шульмейстера, знающие "Северную петлю" как свои пять пальцев. Мне удалось проехать по кругу с каждым из них. Их стиль вождения сильно отличается, но в обоих случаях 20-километровый трек пролетал, как казалось, почти мгновенно. Оба инструктора едут на "МПС-ках" очень жестко: с поздними торможениями, боковыми перегрузками, от которых потом целый день болит шея, разгонами "в пол", со "срезками" по бордюрам и даже с прыжками на трамплинах.

Такие "показательные выступления" - очень впечатляют, но никакого страха нет и в помине. Даже когда 100-градусный вираж приближается со "сверхзвуковой" скоростью, а пилот и не думает нажимать на тормоз, или когда на мокром асфальте поскальзывается задняя ось, а обгон перед поворотом совершается в нескольких сантиметрах от другой машины, ты ощущаешь, что водитель полностью контролирует ситуацию и твердо знает что делает.


Самый известный поворот "Северной петли" - "Карусель".

Еще несколько кругов за рулем и мозг начинает "закипать" от обилия информации и мешанины из поворотов, поэтому пересаживаюсь на пассажирское сиденье, чтобы переварить впечатления.

Если говорить о машинах, то они спокойно выдержали в общей сложности три дня "издевательств". Тяги у 2,3-литрового турбомотора - хоть отбавляй, и газ на выходе из поворота даже в дождь можно открывать смело: в случае чего подстрахует система стабилизации. Правда в знаменитом повороте Caracciola Karussell - "Карусель" - она часто буквально сходила с ума, не успевая реагировать на подскоки колес на неровностях. Зато в пологий поворот поможет ввинтиться самоблокирующйся механический дифференциал, а тормозные механизмы с 320-миллиметровыми дисками на передней оси и 280-миллиметровыми на задней позволяют начинать торможение довольно поздно. Не хватало только сидений с более развитой боковой поддержкой и более цепких в дождь покрышек.

Ну а "Северная петля" прекрасна. Хотя не думаю, что она бы показалась мне таковой, если бы поехали самостоятельно - без "машины безопасности" и на время. И жаль, что не удалось проехать на Mazda3 MPS хотя бы один круг по сухому "Рингу" — дождь не переставал моросить до самого нашего отъезда из Нюрбурга, а на следующий день, говорят, погода была еще хуже. Настолько, что трасса была закрыта до полудня.


Каждый, кто побывал на Нюрбургринге, говорит, что сюда нужно обязательно вернуться, а возвращаясь - получает очередную дозу адреналина и непременно планирует приехать еще раз. И так до бесконечности...

Вот и я не стал исключением и тоже хочу снова выехать на "Северную петлю". И надеюсь, что в этот день на улице будет солнце.

Пробег по Европе

Добраться до Нюрбургринга прямо из России можно даже на личном автомобиле. Нет ничего проще: нужно лишь желание, надежный автомобиль (ибо на "Северной петле" ему придется изрядно попотеть), веселая компания и, конечно, деньги, большая часть которых уйдет на оплату бензина и платных дорог. Наш "чекпоинт" на Нюрбургринге был частью трансевропейского путешествия, организованным Mazda3 Клубом при поддержке российского представительства "Мазды". За две недели мы проехали примерно восемь тысяч километров, посетив Брест, Прагу, Нюрбург, Франкфурт, Милан, Рим, Париж, Амстердам, Берлин и Варшаву.

Участники пробега в составе 10 "маздаводов" и трех журналистов, четырех Mazda3 MPS и одного кроссовера CX-9, выступавшего в роли своеобразного "багажного вагона", выдвинулись из Москвы рано утром. Наш путь до границы России и Белоруссии занял пять с небольшим часов, за которые мы преодолели 457 километров.




Оказавшись на границе с Белоруссией приготовьте все документы на машину, 1700 рублей на "европейское" ОСАГО и 144 рубля на дорожные сборы. После этого можно спокойно двигаться с самому таможенному пункту. Как таковой границы между двумя государствами нет - на машины с российскими номерами здесь не обращают ровным счетом никакого внимания, и чтобы попасть из одной страны в другую чаще всего не приходится даже останавливаться.

Дороги в Белоруссии - просто великолепные: ровный асфальт, две полосы для движения в каждую сторону и ограничение скорости в 120 километров в час. Непродолжительные остановки на этой трассе нужны только для того, чтобы заправить автомобили, перекусить или заплатить на турникетах за проезд по магистрали. Всего таких турникетов четыре и на каждом придется оставить по 22 российских рубля.

И скорость здесь лучше не превышать: на трассе установлены камеры контроля скорости, фотографию с которых вам потом в случае нарушения скоростного режима перешлют даже в Россию. Особенно внимательно нужно быть перед пешеходными переходами. Перед ними знаки предписывают снизить скорость, а около самих "зебр" часто стоят те самые фотокамеры. То, что они сработали, вы узнаете по фотовспышке - мы пару раз попались, каюсь.

К Польской границе, к пограничному переходу "Варшавский мост", мы подъехали, когда одометр нашей Mazda3 MPS показывал 1062 километра. Здесь придется отдать в белорусский бюджет еще четыре тысячи белорусских рублей (около 49 российских) за так называемый "экологический сбор".




Судя по тому, какая очередь была на границе с Польшей на обратном пути, при въезде в страну нам крупно повезло. На прохождение всех проверок мы потратили всего час. Надо сказать, что досмотр на границе довольно поверхностный – нужно лишь открыть багажник и показать документы. Наклейки с надписью "RUS" на белом фоне, которые часто клеят на автомобиль наши соотечественники при выезде за границу, в Европе, похоже, не нужны. По крайней мере, их наличие никто не проверял.

По сравнению с белорусской магистралью дороги в Польше ужасны - они вымотали всех водителей в нашей колонне. Плохи они, в первую очередь, рваным ритмом движения. Трасса, по которой мы ехали, проходила через огромное количество небольших поселков, где приходилось сбрасывать скорость с "шоссейных" 90 до 50 километров в час, внимая предупреждениям знаков о том, что скоростной режим здесь контролируется радарами. Положение усугубляли и нескончаемые ремонтные работы по замене дорожного полотна.

В Польше мы останавливались лишь для того, чтобы заправить автомобили, и в итоге под вечер добрались до Праги, преодолев в общей сложности почти 1900 километров.

На следующий день из Чехии мы оправились в Германию, на Нюрбургринг, и впервые встретились с местной дорожной полицией, оштрафовавшей каждого водителя на 500 крон (примерно 850 рублей) за отсутствие на лобовом стекле специального стикера. Оказалось, что он необходим для проезда по местным автомагистралям и заменяет собой сборы на турникетах. Такую наклейку можно купить за пять евро на любой заправочной станции.

К туристам из России инспекторы проявили снисходительность, взяв с нас "по минимуму", но предупредили, что максимальный штраф за отсутствие наклейки составляет 2500 крон или 4210 рублей.


В правом нижнем углу - тот самый стикер, который необходим для проезда по чешским автомагистралям.


После пересечения границы Чехии и Германии практически сразу безлимитный автобан - любимая игрушка владельцев мощных автомобилей. На магистрали часто встречаются участки с ограничением в 120 километров в час, однако через пару часов езды по немецким дорогам понимаешь, что участки со скоростным лимитом дают тебе и автомобилю возможность "остыть". При виде же знака "конец всех ограничений" ты снова перестраиваешься в левый ряд и нажимаешь педаль газа в пол.

На автобанах нам удалось разогнать "хотхэтчи" до "максималки" - 250 километров в час. На такой скорости, даже несмотря на неровное дорожное покрытие автобанов с заплатками, швами и небольшими ямками, Mazda3 MPS отлично держала прямую, уверенно ныряла в пологие повороты и ни разу не заставила водителя "напрячься" или испугаться.

Через несколько часов автобаны привели нас в Нюрбрург, где мы решили подсчитать, в какую сумму обошлась бы самостоятельная поезда на Mazda3 MPS из Москвы к "Северной петле".

По трассе "наша" MPS-ка расходовала около 8,6 литра 98-го на сто километров пробега. Проблем с заправками почти нет - лишь в Белоруссии нам пришлось заправиться 95-м. В общей сложности мы преодолели более 2400 километров (в одну сторону), потратив 200 с лишним литров топлива - это примерно 9300 рублей. Плюс 1981 рубль за все сборы на границах. Итого - 11281 рубль. Правда, в эту сумму не входит еда, вода и оплата платных дорог.




Одна из заправок MPS-ок 98-м (или Super Plus) в Германии. За 36,5 литра бензина мы отдали 49,65 евро!


Подробно о нашем дальнейшем путешествии я решил не рассказывать. Во-первых, мои коллеги уже опубликовали два более чем детальных отчета о пробегах по Европе - на Land Rover Discovery 3 и Citroen C4. Во-вторых, вторая часть пробега - после посещения "Северной петли" - проходила в сумасшедшем ритме. Чаще всего, приезжая в гостиницу поздним вечером и поужинав, мы, обессиленные долгими перегонами, сразу же расходились по номерам, чтобы хоть немного поспать. На утро - пару часов гуляли по городу и отправлялись дальше, чтобы не сильно выбиваться из графика.

Поэтому от дальнейшей поездки в голове остались лишь обрывочные впечатления. Например, в Милане и Риме живут абсолютно ненормальные водители, которые легко проезжают на красный свет и пересекают двойную сплошную. Почти как у нас, только ведут себя они с удвоенной наглостью.

Во Франции - лучшие дороги, но водители грузовиков вытворяют такое... Например, начать на скорости 90 километров в час (быстрее им ездить нельзя - скорость фиксируется тахографами) обгон другого грузовика, который едет всего на пару километров в час медленнее, для них - это обычное дело. В результате обгон растягивается на несколько минут, и за фурой в это время собирается настоящая пробка.


Слева вверху - Мария Грегер, показавшая и рассказавшая нам, как происходит подбор материалов отделки интерьеров автомобилей Mazda и цветов окраски кузова.


А самой запоминающейся была небольшая экскурсия в европейский центр научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ компании Mazda, который находится в городе Оберурзель неподалеку от Франкфурта-на-Майне. По центру нас провел Уве Крахт, участвовавший в проекте по созданию европейских MPS-ок, Мария Грегер, отвечающая за материалы отделки салона и палитру цветов окраски кузова, руководитель отдела качества Михичиро Вада и Фальк Циммерманн, занимающийся проблемой шумов и вибраций. Никаких секретов нам, конечно, не раскрыли, зато показали отдел, где разрабатываются и сравниваются с конкурентами варианты отделки интерьера и зону, где проверяется токсичность выхлопа автомобилей.

Что еще? Новая MPS-ка, как оказалось, неплохо подходит для дальних путешествий. По сравнению с предшественницей подвеска стала ощутимо комфортнее, но не в ущерб способностям отлично управляться на треке. Автомобиль превратился почти в "гран туризмо": удобный, мощный, достаточно тихий и с большим багажником, куда легко поместились вещи трех человек журналистского экипажа.

Переднее пассажирское кресло раскладываться почти в готовую кровать, а задний ряд, несмотря на то, что он отформован только для двоих, вполне подходит для отдыха между сменами водителей. Единственный минус MPS-ки в дальней поездке – это потребность в высокооктановом топливе, который в Европе очень дорог.