Деньги на бочку

Правительство утвердило правила проезда по платным дорогам

Правительство РФ утвердило правила пользования платными дорогами. В постановлении N18 от 19 января 2010 года, подписанном премьер-министром Владимиром Путиным, определены основные термины, встречающиеся в правилах, - что такое "пункт взимания платы", "техническое средство автоматической электронной оплаты" и так далее, а также описана формальная схема сбора средств за проезд по платным автомагистралям.

Теория…

Для любого автомобилиста, хотя бы раз пользовавшегося платными дорогами в странах Европы, этот документ вряд ли станет откровением - принципиально схема сбора средств ничем не отличается от европейской. Как и везде, прежде чем попасть на платную дорогу, водителям придется проехать через специальные пункты взимания платы, состоящие из нескольких терминалов (автоматических или с кассирами) со шлагбаумами или барьерами.


Пункты оплаты проезда выглядят везде примерно одинаково. Иногда здесь есть кабинки с живыми кассирами, а иногда вместо них - автоматы, принимающие как наличные, так и пластиковые карты.

Кроме того, перед въездом на платную дорогу ее оператор (компания, занимающаяся эксплуатацией платной магистрали), должна будет установить информационные щиты с описанием предоставляемых услуг, стоимостью проезда для автомобилей различных категорий, вариантами оплаты за проезд, схемой самой платной дороги и маршрутом бесплатного объезда. Плюс, здесь же должны быть размещены телефонные номера аварийной службы магистрали, подразделения ГИБДД, обслуживающего трассу, и так далее.

Для проезда на платную магистраль можно будет воспользоваться несколькими способами оплаты. Первый - это оплатить проезд в терминале на въезде. Второй - купить проездной талон, предусматривающий проезд либо ограниченное количество раз (например, на две поездки или на 10), либо предусматривающий проезд по трассе неограниченное количество раз в течение некоторого срока - месяца, трех, полугода или года.

Почем километр?

Государственная компания "Автодор" утвердила стоимость проезда по платным участкам некоторых автомагистралей еще в ноябре, не дожидаясь постановления правительства.

Как писала газета "Ведомости", за проезд по М1 "Беларусь", М3 "Украина", М4 "Дон", М10 "Москва - Санкт-Петербург", ЦКАД Московской области и трассы Казань - Оренбург - граница Казахстана водителям легковых автомобилей придется платить один рубль за километр.

При неоднократном проезде водитель сможет либо приобрести многоразовую магнитную карту (аналог карты, используемой в метрополитене), либо купить в собственность или взять в аренду беспроводное устройство автоматической фиксации проезда. Обычно это небольшая коробочка, размещаемая в районе лобового стекла, которая обменивается данными с приемником, расположенным на въезде на магистраль.

Стоимость проезда по платной дороге ее оператор сможет определять самостоятельно, но исходя из методики, которая будет утверждена правительством РФ. Правительство же определит и максимально возможный размер платы.

Оператор при этом сможет ввести дифференцированный тариф для разных типов транспортных средств (для мотоциклов, легковых машин, грузовиков, автобусов и так далее), а также изменять тариф в зависимости от времени суток или дня недели (скидки по выходным, например). Кроме того, оператор имеет право вводить скидки для автомобилистов в зависимости от частоты пользования магистралью, а также предоставлять льготный или бесплатный проезд отдельным категориям автомобилистов в соответствии с законодательством РФ - через отдельный терминал.

Важный пункт правил - оператор имеет право взимать плату с водителей только за проезд по дороге и ни за что более. А в случае аварии на магистрали, эвакуация автомобиля и его хранение на охраняемой стоянке оператора в течение первых суток производится бесплатно.


Оператор будет обязан обеспечить проезд по платным дорогам без заторов, если на то нет объективных причин, например аварии.

Что еще входит в обязанности оператора? Главное - это предоставление проезда по магистрали, а также поддержание ее в состоянии, отвечающем требованиям к платным дорогам. Помимо этого, владелец платной дороги должен обеспечить проезд по ней без образования заторов при условии соблюдения автомобилистами правил дорожного движения и отсутствия аварийных ситуаций; устранить в установленные сроки любые препятствия, мешающие нормальному передвижению автомобилей (включая эвакуацию сломавшихся автомобилей), а также заранее сообщить водителям о ситуации на дороге при помощи информационных табло.

Для урегулирования возможных споров с автомобилистами оператор получит право сохранять с собственной базе данных номер автомобиля, его фотографию, снимок сидящего за рулем человека, а также время въезда и выезда с магистрали. Эти данные оператор должен охранять от доступа третьих лиц, а по истечению срока давности - уничтожать в соответствии с законодательством РФ.

…и практика

В принципе, все вышеописанное не вызывает никаких вопросов: по такой же схеме работает большинство платных дорог во всем мире. Смущает другое: чиновники, похоже, до сих пор не определились, как быть с альтернативными бесплатными маршрутами, пользуясь которыми водители могли бы объезжать платные участки.

В утвержденных правительством правилах в очередной раз говорится о том, что такой объезд должен существовать и что его схема должны быть размещена до въезда на платную магистраль. Однако ранее Минэкономразвития РФ выступило с инициативой изъять это требование из закона о платных дорогах - якобы для ускорения развития транспортной системы России. Позднее эту идею поддержал и Минтранс в лице своего руководителя Игоря Левитина, который заявил, что каждый случай необходимо рассматривать отдельно, но в целом мы (Минтранс, - примечание Ленты.Ру) не против.

По мнению заместителя руководителя Минэкономразвития Андрея Клепача, бесплатные объезды будут не нужны ни при строительстве старых, ни при реконструкции уже существующих федеральных трасс и переводе их на платную основу. По его мнению, если не строить платные трассы с нуля, а использовать для этого уже существующие магистрали после недорогой реконструкции, то это существенно снизит издержки оператора и позволит сделать стоимость проезда по ним максимально доступной для всех автомобилистов.

Однако правозащитники уже выступили против такой инициативы: по их мнению, отсутствие бесплатной альтернативы платным дорогам нарушает конституцию в вопросах свободы передвижения граждан.


Первые платные дороги в России, управлять которыми будет Автодор, появятся на 15-58 километре трассы Москва-Санкт-Петербург, и на Минском шоссе в объезд Одинцова.

Теперь у чиновников есть два варианта: согласиться с Минэкономразвития, не считаясь с конституционными правами своих граждан, либо выделить в течение ближайших шести лет госкомпании Автодор, которая будет заниматься эксплуатацией платных дорог в России, запрашиваемые ею 880 миллиардов рублей из госбюджета на строительство и реконструкцию магистралей. Учитывая, что за тот же период Автодор планирует получить доход от сбора платы за проезд в размере всего 62,8 миллиарда рублей, решение кажется очевидным…