В небо!

Новым владельцем марки Saab стал бывший производитель самолетов

Поклонники автомобилей марки Saab могут расслабиться – шведский бренд, похоже, выжил. Эпопея сначала с продажей, а затем с ликвидацией убыточного "Сааба", длившаяся почти год, наконец-то закончилась. В среду ночью, 26 января, концерн General Motors официально объявил о том, что новым владельцем марки Saab станет голландский производитель спортивных машин Spyker Cars. Забавно – марка Saab, начинавшая свою историю с производства самолетов, досталась компании, также в прошлом выпускавшей самолеты и авиационные двигатели.

История

Решиться на продажу глубоко убыточной компании Saab концерн GM, который в начале прошлого года сам находился на грани банкротства, заставил кризис. Для выживания и получения государственного финансирования GM пришлось пересмотреть стратегию ведения бизнеса, а также провести реструктуризацию, избавившись от неприбыльных активов.

Вместе с "Саабом", который за последние пять лет потерял более 1,7 миллиарда долларов, под "горячую руку" руководства GM попали не самые успешные в последнее время марки Saturn, Pontiac, Hummer и Opel. Но если на две последние покупатели (в основном, китайские) нашлись практически сразу, то остальные мало заинтересовали даже бизнесменов из Поднебесной.


Первым на объявление о продаже Saab откликнулся шведский производитель суперкаров Koenigsegg. Для покупки "Сааба" эта компания быстро собрала группу инвесторов: в консорциум помимо самого "Кенигсегга" вошла норвежская инвестиционная компания Baard Eker, сооснователь российского оператора связи "Вымпелком" (торговая марка "Билайн") американец Оги Фабела и компания Aplaaz AB, принадлежащая Кристиану фон Кенигсеггу.

Столь серьезный подход Koenigsegg вынудил большинство СМИ назвать свежеобразованный консорциум идеальным вариантом для Saab. Во-первых, шведский бренд перешел бы в собственность шведов. Во-вторых, Koenigsegg получил поддержку шведского правительства, а за его спиной стояла крупная инвестфирма. В результате, через два месяца переговоров GM подписал с компанией Koenigsegg формальное соглашение о продаже "Сааба".

Благодаря этой сделке новый владелец рассчитывал получить доступ к технологиям и производственным мощностям Saab, что позволило бы ему расширить собственную гамму и наладить выпуск более массовых моделей, чем производимые только под заказ суперкары, стоимость каждого из которых превышает миллион евро.

В пользу "Кенигсегга" сыграл еще и тот факт, что у этой компании были собственные средства на развитие вновь приобретенного бренда. Причем их было достаточно даже для того, чтобы отказаться от финансовой помощи со стороны правительства Швеции, которое было готово предоставить займ на сумму в 3 миллиарда шведских крон (420 миллионов долларов).

Позднее, правда, выяснилось, что помимо официально названных партнеров у Koenigsegg есть еще один инвестор - китайский автопроизводитель BAIC, купивший долю в консорциуме Кенигсегга. Китайцам это нужно было для того, чтобы получить доступ к современным технологиям, а на их основе заняться расширением гаммы собственных моделей, которые можно было бы продавать не только в Китае, но и на всех мировых рынках.


Суперкар Koenigsegg CCR (слева) и концепт-кар Saab

Казалось, судьба "Сааба" - вопрос уже решенный... Поэтому известие о том, что компания Koenigsegg отказывается от сделки, прозвучало как гром среди ясного неба. Причем шведы внятно так и не объяснили причины такого поступка, если не брать в расчет уклончивые формулировки об "изменившейся ситуации".

Некоторые эксперты тогда предположили, что GM, возможно, выдвинул "Кенигсеггу" новые требования к использованию интеллектуальных прав на технологии в связи с возможным вхождением в состав акционеров Koenigsegg российского бизнесмена, бывшего владельца "Вымпелкома" Дмитрия Зимина. В тот момент эти домысли казались, скорее, очередным "конспирологическим" бредом руссофобов. Возможно, зря...

Компания Spyker появилась в "деле о Саабе" неожиданно. Правда, ее первое предложение о покупке Saab "Джи-Эму" не понравилось, и американцы решили пойти "ва-банк". Руководство GM объявило, что намерено ликвидировать марку Saab и в течение ближайших нескольких лет полностью прекратить выпуск автомобилей под этим брендом.

В то же время, как затем заявили представители GM, концерн остался "открытым" для новых заявок и готов был рассмотреть предложения любого претендента. Тем более, что на тот момент помимо Spyker желание купить Saab изъявила группа компаний во главе с экс-шефом MAN и бывшим членом правительства Швеции, а также частный инвестиционный фонд, партнером которого стал владелец "Формулы-1" Берни Экклстоун.


Новый Saab 9-5, руководитель "Спайкера" Виктор Мюллер и спорктар Spyker C8 Aileron

"Спайкер", между тем, сдаваться не собирался. Виктор Мюллер, владелец голландской компании, отправил в General Motors подряд два новых предложения - с такими условиями сделки, которые непременно должны были устроить GM.

Косвенными подтверждениями тому, что со шведской маркой в итоге будет все в порядке, стало возобновление работы конвейера Saab в январе 2010 года. На шведском заводе запустили сборку кабриолетов 9-3, а затем и тестовых экземпляров седана 9-5 нового поколения и кроссовера 9-4X. Однако американцы, похоже, продолжали усиленно торговаться со "Спайкером": в прессе то и дело появлялись заявления менеджеров GM о том, что история марки Saab, похоже, подошла к концу, но если появится достойный претендент, то "добро пожаловать".

Пытаясь помочь любимому бренду, поклонники "Саабов" начали интернет-кампанию с призывом бойкотировать продукцию General Motors, если американцы все же решаться ликвидировать бренд, а на заводе Saab прошел митинг, участники которого потребовали у президента США Барака Обамы "спасти Сааб" от "Гангстер Моторс" (GM).

Будущее

Какой именно "рычаг" в итоге сработал - сказать сложно. Скорее всего, GM попросту "додавил" Мюллера и вынудил его согласиться на свои условия сделки. Но факт остается фактом - сейчас все разногласия между GM и Spyker разрешены.

В соответствии с заключенным соглашением, за шведскую марку производитель спорткаров заплатит 74 миллиона долларов. Первая транзакция – 50 миллионов долларов - запланирована на 15 февраля, а вторая – через четыре месяца после этого. Еще 326 миллионов долларов будут переданы GM в виде привилегированных акций компании Saab Spyker Automobiles (менее одного процента голосующих акций), которая будет создана после включения Saab в состав голландской фирмы.


Производство нового Saab 9-5 уже началось - в январе этого года.

По информации журнала Car, после оформления сделки в собственность "Спайкера" перейдут права на интеллектуальную собственность Saab, торговые марки, заводы и другая инфраструктура шведской компании (по данным The Wall Street Journal, имущество шведского бренда оценивается примерно в миллиард долларов, а долг на данный момент достигает 528 миллионов евро). Кроме того, правительство Швеции готово предоставить госгарантии для получения "Спайкером" кредита от Европейского инвестиционного банка в размере 400 миллионов евро.

Компания Saab Spyker Automobiles начнет свою работу уже с середины февраля, после завершения всех формальностей и одобрения сделки по продаже шведского бренда американскими чиновниками. Его новый владелец планирует сосредоточиться на производстве моделей 9-3, 9-5 и кроссовера 9-4X, отказавшись на ближайшие несколько лет от планов по выпуску компактного хэтчбека 9-1. Концерн GM, при этом, продолжит поставлять силовые установки для "Саабов", и не будет останавливать конвейер на своем заводе в Мексике, где планируется собирать кроссовер 9-4X.

Однако компании Spyker все же пришлось пойти на существенные уступки продавцам "Сааба". Как оказалось, главным препятствием для завершения сделки было то, что председателем совета директоров и крупнейшим инвестором Spyker являлся бизнесмен из России Владимир Антонов. Американцы настаивали, чтобы Антонов покинул пост и избавился от своей доли в голландском производителе спорткаров, продав 4,6 миллиона акций фирме Tenaci Capital BV, которой владеет Виктор Мюллер. Антонов, как не сложно догадаться, согласился...


Забавно, но ситуация вокруг Антонова невольно объясняет причину срыва сделки по продаже другого бренда GM - компании Opel. Ведь в том деле тоже фигурировали инвесторы из России: основным претендентом на "Опель" был российско-канадский консорциум Сбербанк-Magna. Боясь утечки технологий в Россию, концерн GM заставлял "Магну" несколько раз переписывать условия сделки, и в итоге добился сохранения за собой прав на всю интеллектуальную собственность Opel.

Такой "Опель" Сбербанку был не нужен, однако формально сделку сорвал сам концерн GM, который решил не расставаться с немецкой компанией, объяснив это "улучшившимся финансовым положением". Правда, реальная причина видится в другом - в General Motors русских либо не любят, либо боятся. Причем, боятся больше, чем китайцев: ведь не испугался GM в конце прошлого года продать все производственное оборудование для выпуска автомобилей 9-3 и 9-5 предыдущего поколения, а также двигателей и трансмиссий для них, заработав на этом 195 миллионов долларов.