Чужая звезда

Микко Хирвонен выиграл легендарное альпийское ралли

Ралли Монте-Карло для любого пилота - это почти то же самое, что для финского гонщика Ралли Финляндии. Победа в любом из них - очень точный показатель класса гонщика.

Финну Микко Хирвонену удалось продемонстрировать свой уровень обоими способами: в прошлом году он впервые в своей карьере выиграл финскую гонку, а в минувшие выходные победил на старейшем ралли мира. Причем, эту победу Микко одержал на совершенно новом для себя автомобиле - Ford Fiesta S2000, для которого Ралли Монте-Карло стало боевым дебютом в раллийном первенстве Intercontinental Rally Challenge (IRC).

История длиною в 99 лет

Ралли Монте-Карло - не просто культовая гонка для всех поклонников ралли. Считается, что сам термин ралли появился именно благодаря соревнованиям, организатором которых стал Автомобильный клуб Монако (АСМ).


Автомобили Mini выигрывали гонку в Монте-Карло четыре раза подряд, однако в 1966 году все экипажи на этих машиных были дисквалифицированы из-за несоответствия светотехники регламенту.

Первое Ралли Монте-Карло, а гонка прошла именно с таким названием, состоялось в январе 1911 года под покровительством принца Альберта I. Правда, это соревнование сильно отличалось по формату от того, что принято называть словом ралли сейчас: участники стартовали в одном из равноудаленных от Монте-Карло городов (Лозанна, Турин, Барселона и Бад Хомбург) и должны были за определенное время добраться до столицы графства Монако.

Затем грянула Первая Мировая война и гонки в Монте-Карло не проводились на протяжении 12 лет - с 1913 по 1924 год. Но как только Европа пришла в себя после военных действий, соревнования возобновились и проходили каждый январь (организаторы попытались перенести гонку на март, но участникам весенняя трасса не понравилась) вплоть до 39-го года, до начала следующей, Второй Мировой войны.


В Ралли Монте-Карло в 1964 году принимали участие и российские машины - пять автомобилей Волга проехали всю дистанцию гонки и добрались до фишина без потерь. Историю поездки можно почитать на сайте журнала http://www.zr.ru/a/106681/>За Рулем.

Гоночные автомобили вновь вернулись в окрестности Монте-Карло спустя десять лет - на старт гонки 1949 года вышли около 200 экипажей! С тех пор Ралли Монте-Карло не проводилось лишь единожды - в 1974 году, из-за нефтяного кризиса. А с 1973 по 2008 год гонка в Монако входила в календарь Мирового чемпионата по ралли (WRC).

Победители



Самым успешным пилотом за 78-летнюю историю Ралли Монте-Карло, как ни странно, является наш современник, шестикратный чемпион мира Себастьен Леб. Он выиграл эту гонку пять раз - в 2003, 2004, 2005, 2007 и 2008 годах.

По четыре раза в Монте-Карло побеждали Томми Мякинен, Карлос Сайнс и Вальтер Рерль, который выиграл ралли три раза подряд на трех разных автомобилях: на Opel Ascona, Lancia Rally 037 и Audi Quattro.

Трижды победителем Ралли Монте-Карло становился Дидье Ориоль.

В 2009 году Ралли Монте-Карло не попало в число этапов WRC из-за системы ротации гонок, введенной FIA. Планировалось, что машины высшей раллийной категории WRC вернутся в Альпы в 2010-м, однако вот уже второй год подряд в окрестностях Монако гоняются лишь участники молодой раллийной серии IRC.

Зато промоутеры IRC и Автомобильный клуб Монако вернули в список спецучастков проезд по легендарному французскому перевалу Коль де Турини, который всегда проводился в ночное время, за что получил среди фанатов название Ночь длинных ножей.

Вопросы тактики

Фаворитами Ралли Монте-Карло 2010 года считались, в первую очередь, пилоты заводской команды Skoda Motorsport Ян Копецки и Юхо Хяннинен, чей дуэт на одну гонку был дополнен французом Николя Вуйозом и британцем Гаем Уилксом, а также пара гонщиков, выступавших на Peugeot 207 S2000. Это победитель серии IRC 2009 года Крис Мик и француз Себастьен Ожье, который выиграл в Монте-Карло год назад.

Финн Микко Хирвонен, дважды вице-чемпион WRC, приехал в Монако лишь в роли приглашенной звезды для презентации нового хэтчбека Ford Fiesta S2000, и в качестве реального претендента на победу, пожалуй, не рассматривался. Несмотря на его опыт, большинство экспертов понимали, что Микко будет выступать на совершенно новом для себя автомобиле, который, к тому же, совершает свой первый выезд в боевом режиме - нулевые экипажи на Ралли Великобритании 2009 года не в счет. Да и на асфальте Хирвонен чувствует себя еще не очень уверенно.

Гонка в Монте-Карло всегда считалась одной из самых сложных в мировом ралли: формально, она проходит по асфальтовому покрытию, однако в январе на альпийских дорогах часто лежит снег, на некоторых участках может идти дождь, а закрученные серпантины, быстро подсыхающие на солнце, в тени часто оказываются покрытыми коварным льдом. Так что основная головная боль всех участников Ралли Монте-Карло - это даже не перепады высот (перевал Коль де Турини, к примеру, расположен на высоте 1607 метров над уровнем моря) или слишком узкие горные дороги, а правильный выбор покрышек на тот или иной спецучасток.


Ночной доп через перевал Коль де Турини неизменно собирает сотни фанатов, которые проводят на этом спецучастке по 6-8 часов: гонщики проезжают спецучасток дважды, причем последний из них стартует ближе к полуночи.

По словам большинства пилотов, угадать с шинами в Монте-Карло очень сложно: погода в горах меняется слишком часто и даже неожиданно появившийся ветер может кардинально изменить состояние дорожного покрытия. Некоторые гонщики сравнивают выбор покрышек с лотереей: остановившись на составе под сухой асфальт можно привезти своим конкурентам 30-40 секунд на первых 10-15 километрах спецучастка, а затем поскользнуться на замерзшей луже в последнем повороте перед финишем…

Кроме того, покрытие здесь зависит не только от погоды, но и от… зрителей! Оказывается, у болельщиков Ралли Монте-Карло есть такая традиция: накидывать снег в закрытую шпильку посреди отрезка допа с чистым асфальтом и любоваться на вылеты пилотов. Из-за такого баловства в первый же день гонки пострадал Себастьен Ожье, улетевший в сугроб и потерявший больше двух минут на возвращение на трассу. Идиотскаятрадиция! В одном из поворотов зрители накидали снег, и мы улетели и повредили колесо! Очень глупо с их стороны!, - сокрушался француз в прямом эфире телеканала Eurosport после финиша злополучного спецучастка.

А на следующий день коварство Ралли Монте-Карло на себе ощутил прошлогодний победитель IRC Крис Мик - его автомобиль поскользнулся в 90-градусном повороте и свалился с высокой насыпи. Экипаж и сама машина не пострадали, однако вернуться на трассу британский гонщик уже не смог.

Остальные претенденты на победу в гонке придерживались примерно одинаковой тактики: не рисковать. Микко Хирвонен, захвативший лидерство с первого же спецучастка, не пытался увеличить свой отрыв, но старался поддерживать относительно высокий темп и не подпускал преследователей на расстояние атаки. Лишь прокол на шестом допе, из-за которого финн потерял около 40 секунд, заставил его прибавить и отыграть упущенное время на следующем спецучастке.


Чех Ян Копецки потерял все шансы побороться за победу на первом же допе, пробив колесо.

Лидер заводской команды Sкoda Ян Копецки поначалу выбрал более агрессивную стратегию, за что и пострадал на первом же допе: прокол шины стоил ему больше трех минут и места в первой десятке. Позднее он еще раз пробил покрышку и на победу уже не рассчитывал…

Зато его напарник Юхо Хяннинен наоборот, ехал предельно аккуратно, придерживаясь выжидательной тактики. Он стабильно финишировал в первой пятерке пилотов по итогам каждого допа и особенно не рисковал, но при этом и не отпускал далеко Хирвонена, удерживаясь примерно в минуте позади него. Тактика на Ралли Монте-Карло - очень важна, - заявил после гонки Хяннинен. - Если год назад я ехал быстро, но слишком рискованно, и в итоге сошел, то в этом году я решил немного сбавить темп. Кроме того, после случая с Яном Копецки я старался нерезатьповороты, опасаясь пробить камнем колесо: пусть я и терял на этом немного времени, но зато проехал всю гонку без проколов.


Юхо Хяннинен учел ошибки прошлого года и ехал чуть спокойнее. Результат - второе место.

Эта тактика, к слову, едва не стоила Хяннинену второго места: Себастьен Ожье, ринувшийся догонять лидера, выиграл половину спецучастков второго дня, а затем показал лучшее время еще на двух допах уже в последний день гонки. Отыгрывая по 15-20 секунд на каждом спецучастке, француз сумел подняться на второе место в общем зачете, опередив Юхо, и даже попытался навязать борьбу Хирвонену. Однако перед началом финальной секции ралли на его машине сломался генератор, и Себастьен был вынужден сойти.

Именно неудача Ожье определила исход гонки: перед парой финальных спецучастков тройку лидеров разделяли в среднем полторы минуты, отыграть которые за два ночных допа было практически невозможно. Поэтому итоговый протокол по результатам последних допов не изменился: первым финишировал Хирвонен, а второе и третье места достались пилотам на Skoda Fabia S2000: Юхо Хяннинену и Николя Вуйозу, выступление которого финансировало французское подразделение Skoda.


Раллийных Шкод в IRC становится больше с каждым этапом: в Монте-Карло на Fabia S2000 стартовали пять экипажей, и все пять добрались до финиша без технических проблем.

Кроме того, по итогам Ралли Монте-Карло четыре из шести первых мест в общем зачете заняли пилоты на автомобилях Skoda: чех Ян Копецки сумел подняться на пятую позицию, отстав от лидера почти на девять минут, а Гай Уилкс стал шестым.


Победа Ford Fiesta S2000 в первой же гонке - это тот результат, которого едва не добилась год назад раллийная Skoda Fabia. В 2009 году Юхо Хяннинен лидировал до середины второго дня Ралли Монте-Карло, но затем допустил ошибку и сошел.

Победа в Монте-Карло много значит для меня. Особенно если учесть, что мы выступали на совершенно новой машине, - заявил на послегоночной пресс-конференции Хирвонен. - Наша команда проделала огромную работу: Fiesta S2000 вела себя отлично и не доставила нам никаких проблем. Были некоторые трудности с пуском мотора в начале гонки, но на итоговый результат это не повлияло. Стоит отметить, что второй экипаж на Ford Fiesta S2000 был вынужден сойти из-за неполадок двигателя.


Микко Хирвонен, безусловно, был рад выиграть в Монте-Карло. Но при этом он чувствовал себя смущенным: для него результат этой гонки не столь важен, как для тех пилотов, у которых он отобрал победу, и которые будут бороться за титул в серии IRC.

Я очень доволен нашим успехом. Победа новойФиестыв первой же гонке говорит о высоком потенциале этой машины, - радовался после финиша Малкольм Уилсон, руководитель команды M-Sport, занимавшейся разработкой и постройкой раллийной Ford Fiesta. - Я надеюсь, что скоро мой телефон начнет разрываться от звонков потенциальных покупателей. По словам Уилсона, его команда уже получила 50 заявок на Ford Fiesta S2000, причем постройка 24 машин уже оплачена.

Однако заводской команды Ford в серии IRC пока не будет. Как заявил Уилсон, он надеется на частных пилотов, которые смогут составить конкуренцию лидерам общего зачета. А сам Форд планирует пересесть на Фиесту лишь в следующем году, когда на смену машинам класса WRC в чемпионате мира придут автомобили Super1600+.

Не исключено, конечно, что по ходу сезона Уилсон пригласит за руль Ford Fiesta S2000 еще какую-нибудь звезду. Например, Маркуса Гронхольма - ведь даже хорошему продукту дополнительная реклама никогда не повредит.



Monte-Carlo 2010
poypoy38