Врагу не пожелаешь

Компании Toyota придется отремонтировать 9 миллионов машин

У компании Toyota крупные неприятности: японский бренд, на протяжении долгих лет возглавлявший рейтинги производителей самых надежных машин, был вынужден объявить о начале одной из самых крупных сервисных кампаний за всю историю мирового автопрома. Больше автомобилей отзывал только американский Ford: за десять лет концерну пришлось отправить в ремонт примерно 10 миллионов машин в связи с дефектным переключателем системы круиз-контроля, который в некоторых случаях мог вызвать возгорание. Но история с "Фордом" тянется уже давно, а "Тойоте" для аналогичного (по количеству машин) отзыва потребовалось всего несколько месяцев.

На данный момент число автомобилей Toyota, попадающих под сервисную кампанию, вплотную подобралось к девяти миллионам экземпляров. И все из-за одной и той же причины – западающей в нажатом положении педали газа. Разница лишь в том, что в каких-то случаях это происходит из-за неудачной формы коврика для ног, блокирующего акселератор, а в других – из-за дефектного привода самой педали.

Выкидывайте коврики

Все началось в конце сентября прошлого года: тогда Toyota была вынуждена отозвать в США 3,8 миллиона автомобилей Lexus (модели ES 350, IS 250 и IS 350) и Toyota (Camry, Avalon, Prius, Tacoma, Tundra) из-за жалоб владельцев, у которых соскальзывающий коврик блокировал в нажатом положении педаль газа. Масла в огонь подлила зафиксированная авария, в которой из-за данного дефекта на своем "Лексусе" разбился офицер полиции с семьей, а общее число погибших в ДТП по этой причине достигло пяти человек.


В результате, японская компания порекомендовала владельцам "Тойот" на всякий случай вытащить коврик из машины и ездить без него. Причем, ездить придется довольно долго: заменить педали газа, которым бы не мешал даже съехавший коврик, в "Тойоте" смогут только в апреле 2010 года, а в качестве временной меры клиентам предложили уменьшить длину педали, чтобы акселератор не доставал до пола. На устранение этого дефекта японская компания планировала потратить 40 миллиардов иен (440 миллионов долларов) - не так уж и много, если бы не последующие отзывы…

О новой сервисной акции было объявлено в конце января, когда Toyota сообщила, что педаль газа может заедать еще у 2,3 миллиона автомобилей. На этот раз виноваты оказались уже не коврики для ног, а дефектный привод акселератора, который, по словам представителей японского бренда, "со временем становится сложно нажимать, он медленнее возвращается в исходное положение или, в худшем случае, застревает в нажатом состоянии". В список отзываемых моделей попали три модели из прошлой акции (Avalon, Camry и Tundra) и пять новых моделей - Toyota RAV4, Corolla, Matrix, Highlander и Sequoia.

Решение этой проблемы японцы придумали быстро: в компании предложили установить специальную электронную систему, которая глушит двигатель в том случае, если датчики регистрируют усилие на педали тормоза, но замедления не происходит. В первую очередь, такую защиту было решено установить на популярные в США Toyota Camry и Lexus ES 350, так как именно этих моделей было больше всего среди отзываемых машин. Правда, сами работы по устранению дефекта начнутся не скоро – сначала "Тойоте" придется модернизировать заводское оборудование на предприятиях, а произойдет это только к концу 2010 года.

Это означает, что владельцы машин с дефектом должны будут ждать почти год! Мало того - за это время дилеры продадут еще несколько сотен тысяч машин, а следовательно, возрастут и затраты на ремонт, и число пострадавших в ДТП. А главное - пострадает и так уже сильно "просевший" имидж компании. В "Тойоте" это поняли быстро и уже через неделю объявили о приостановке продаж восьми моделей на североамериканском рынке.

Но и на этом "тойотовские" проблемы не закончились. Буквально на следующий день список автомобилей, попадающих под отзыв, увеличился на 1,09 миллиона автомобилей. Во всем вновь оказались виноваты злополучные коврики. Еще через день – и снова отзыв! Только теперь сервисная кампания затронула не только Северную Америку, но и Европу. Для устранения дефекта педали газа компания Toyota вынуждена направить в ремонт 1,8 миллиона автомобилей Aygo, iQ, Yaris, Auris, Corolla, Verso, Avensis и RAV4, которые, в зависимости от модели, были выпущены в период с февраля 2005 по январь текущего года.


Слева направо: Toyota Corolla, Avalon, RAV4, Tacoma

Руководство "Тойоты", правда, отметило, что европейцам особо волноваться не стоит – проблем с "залипающим" газом у них быть не должно, поскольку связанных с этим дефектом аварий зафиксировано крайне мало, а сам отзыв проводится в Старом Свете лишь как "превентивная мера".

Одновременно с Европой, компания Toyota объявила о небольшом отзыве в Китае, где на сервис придется обратиться 75 с половиной тысячам владельцев кроссоверов RAV4, произведенных в КНР с марта 2009 по январь 2010 года.

Имидж ничто?

Памятка водителям


Вот какие рекомендации дает компании Toyota, если на вашем автомобиле вдруг заклинила в нажатом состоянии педаль газа:

  • Если вам необходимо срочно остановиться, то c силой обеими ногами нажмите на педаль тормоза, используя постоянное и сильное давление. Не "качайте" педаль, поскольку это снизит эффективность торможения.

  • Переключите коробку передач в "нейтраль" и, продолжая нажимать на тормоз, съезжайте на обочину. Затем выключите двигатель. Если перевести селектор трансмиссии в "нейтраль" невозможно – выключите двигатель. Вы не потеряете контроль над рулевым управлением и тормозами, однако их усилители работать перестанут.

  • Если машина оснащена системой доступа в салон без ключа, нажмите и удерживайте кнопку Engine Start/Stop в течении трех секунд для того, чтобы заглушить двигатель. Ни в коем случае не нажимайте кнопку несколько раз!

  • Не вынимайте ключ из замка зажигания, поскольку после этого может заблокироваться рулевая колонка.

  • Отзыв почти девяти миллионов машин для компании Toyota - дело настолько серьезное и "имиджевое", что "погреться" на проблемах самого крупного (в прошлом году) мирового автопроизводителя решили все кому не лень. Две американские юридические конторы, к примеру, уже подали против японской компании судебные иски. "Владельцы автомобилей Toyota больше не могут пользоваться своими машинами и понесли, помимо прочего, материальный и моральный ущерб. Данный иск обвиняет Toyota в нарушении установленных гарантийных обязательств, халатности и бездействии. Среди требований – полное возмещение всех убытков и запрет на любые изменения и ремонт педалей газа без одобрения Национальной администрации безопасности дорожного движения США (NHTSA)", - говорится в иске, подданном против японцев юристами из фирм Parker Waichman Alonso и Becnel Law Firm.

    Кроме подпорченного имиджа компании Toyota придется столкнуться и с серьезными финансовыми затратами: деньги будут нужны на ремонт автомобилей, выплату неустоек потребителям, если решение суда будет удовлетворено, и на рекламные кампании, объясняющие почему остановлено производство и почему некоторые модели нельзя купить. Помимо этого, компания уже теряет деньги на не продающихся автомобилях и на собственных акциях, стоимость которых только за пять дней, прошедших с момента объявления о начале сервисной кампании по устранению дефекта педали газа, упала на 15,1 процента (или почти на 20 миллиардов долларов в денежном выражении). Вдобавок, сложившейся ситуацией заинтересовалась даже Палата представителей США и назначила на конец февраля специальные слушания, где будут обсуждаться проблемы "Тойоты".

    И кто же виноват во всех этих бедах? Японская компания уверяет, что виноват производитель педалей – корпорация CTS, которая поставляет аналогичные узлы не только "Тойоте", но и Honda, Ford и PSA Peugeot Citroen (Ford из-за этого приостановил выпуск фургонов Transit Classic в Китае, а PSA – отозвал 100 тысяч малолитражек Peugeot 107 и Citroen C1). Сама CTS Corp. сомневается в том, что отзыв автомобилей японской марки вызван именно ее продукцией, ведь, как говорится в официальном сообщении фирмы, "проблемы у Toyota с педалями газа были еще в 1999 году, когда подобный узел CTS вообще еще не выпускался".

    Но в любом случае, ремонтировать машины японской компании придется самостоятельно, и, по словам ее представителей, необходимые для устранения дефекта компоненты уже отправлены дилерам, а сама кампания будет начата до конца текущей недели.

    Однако в ближайшее время Toyota вряд ли сможет подняться на первое место среди компаний, производящих самые качественные машины. Вместо этого японский бренд занимает "лидирующую" позицию в рейтинге авторитетного американского издания The Detroit Free Press - это рейтинг компаний, отозвавших в 2009 году в США наибольшее количество машин.

    За 2009 год Toyota провела девять сервисных акций, отправив в ремонт более 4,8 миллиона машин. Второе место занимает Ford: за прошлый год концерн провел восемь отзывов для 4,5 миллиона автомобилей. На третьем месте многострадальный General Motors – 17 сервисных акций и 2,3 миллиона машин.

    Так что в ближайшее время "Тойоте" придется непросто. И публичные извинения президента Toyota Акио Тойоды за причиненные потребителям неудобства уже не помогут.