Расстановка сил

12 февраля стартует новый чемпионат мира по ралли

В пятницу, 12 февраля, стартует 38-й чемпионат мира по ралли (WRC). Первый этап сезона пройдет в Швеции, а завершится чемпионат 14 ноября в Великобритании. Всего в 2010 году пилотов WRC ждет 13 гонок - на одну больше, чем в прошлом году.

По мнению экспертов, сезон WRC 2010 года имеет шансы стать одним из самых захватывающих в истории ралли. Способствовать тому должна целая группа звезд, появившихся в серии, новая, более доступная и массовая раллийная категория S-WRC, а также усилия руководства FIA, впервые за долгие годы обратившего такое пристальное внимание на второй чемпионат мира в автоспорте после "Формулы-1".

Это внимание, разумеется, не появилось на пустом месте - пусть новый президент FIA Жан Тодт большинству российских болельщиков автоспорта известен как руководитель команды "Формулы-1" Ferrari, свою карьеру он начинал именно в ралли, многие годы выступая в качестве штурмана в команде Peugeot. Тодт уже пообещал вплотную заняться повышением интереса к чемпионату, и объявил WRC "одним из своих приоритетов".

Первоклассники

Для появления интриги в новом сезоне, на первый взгляд, нет никаких предпосылок: вновь за победу в основной категории будут бороться представители лишь двух автопроизводителей, Citroen и Ford, а главными претендентами на победу вновь считаются заводские пилоты этих команд.

Последние шесть чемпионатов WRC выиграл Себастьен Леб, и в 2010 году он продолжит выступать за заводскую команду Citroen Total. И тем не менее, на этот раз специалисты ожидают напряженную борьбу на раллийных трассах по ходу всего сезона. Главным конкурентом француза, как и год назад, должен стать Микко Хирвонен из заводской команды BP Ford Abu Dhabi.


Себастьен Леб выиграл шесть последних чемпионатов мира, но по-прежнему утверждает, что "не утолил свой победный голод".

Шансы у Микко наконец обогнать Себастьена действительно есть. Последние годы финн все ближе и ближе подбирался по скорости к живой легенде ралли, и если в 2008 году Леб одержал на трассах чемпионата 11 побед в 15-и этапах, то в 2009 году - лишь 7 из 12-и. В результате, борьба между Хирвоненом и Лебом продолжалась до последней гонки, и судьбу титула решило всего одно очко. А ведь еще пару лет назад такое сложно было себе представить - француз доминировал на трассах, не оставляя конкурентам никаких шансов.

По словам самого Хирвонена, сезон 2009 года многому его научил - в частности, тому, что в какие-то моменты надо быть агрессивнее. Теперь Микко намерен атаковать, чтобы заработать больше очков, а не ждать ошибок соперников или пытаться сохранить свой Focus RS WRC целым. К тому же, травма спины, беспокоившая финна всю вторую половину сезона, по словам самого гонщика, успешно залечена.


Микко Хирвонен с каждым годом все ближе подбирается к Лебу, и в 2009 году даже некоторое время лидировал в чемпионате. Но сделать последний шаг к титулу будет очень непросто...

Поддерживать Хирвонена в этой борьбе вновь будет Яри-Матти Латвала. В отличие от лидера команды, Яри-Матти, который в Швеции будет выступать на восстановленной после живописной аварии в Португалии машине, уже пообещал быть более осторожным на трассе, и не рисковать понапрасну. Впрочем, в конце сезона беречь раллийные "Фокусы" будет незачем обоим пилотам - эта машина проводит свой последний сезон в качестве заводского автомобиля, и в 2011 году ее сменит Ford Fiesta S1600+.

Кроме того, за "полузаводскую" команду Stobart M-Sport будут выступать как опытные Мэтью Уилсон и Хенинг Сольберг, а также приглашенные пилоты, - вроде Маттиаса Термана и двукратного чемпионат мира по ралли Маркуса Гронхольма, которые поедут на Ралли Швеции.

Гонщики Stobart будут выступать на предыдущей версии машины, Focus RS WRC 08. Такую же машину получит и Хассид Аль-Кассими, выступающий за основную команду Ford, а также Федерико Виллагра, защищающий цвета частной команды Munchi’s Ford.

По части поддержки выступлений своего лидера в Citroen дела обстоят по-крайней мере не хуже. Так, вторым номером главной французской команды по-прежнему будет испанец Дани Сордо. После недавней победы на внезачетном Ралли Арктики в Финляндии, Сордо, по его собственным словам, "обрел уверенность в своих силах".


Легендарный Петтер Сольберг, быть может, проводит свой последний сезон в чемпионате мира. А вот его старший брат заканчивать карьеру пока не собирается.

За собственную команды Petter Solberg World Rally Team стартует знаменитый норвежец, чемпион 2003 года Петтер Сольберг - в отличие от брата, он будет выступать на Citroen C4 WRC. Правда, 35-летний норвежец не исключил, что этот сезон может стать для него последним.

В дочерней Citroen Junior, по аналогии с "Фордом" предоставляющей своим пилотам "прошлогодние" Citroen C4 WRC, за руль одной машины вновь сядет талантливый Себастьен Ожье, а его напарником будет чемпион "Формулы-1" Кими Райкконен. Переход знаменитого финна в раллийный чемпионат стал, пожалуй, самым громким событием межсезонья.

При этом Кими не намерен участвовать в первенстве на олимпийских началах - еще до заключения контракта с Citroen Райкконен заявил, что будет выступать в ралли только при условии, что получит машину, позволяющую бороться за победы. В Citroen Junior у него такая возможность, пожалуй, появится, хотя и неизвестно, сможет ли он ею распорядиться.

Главной проблемой для Райкконена, конечно же, станет отсутствие опыта и незнание трасс - одна гонка WRC на Abarth Grande Punto S2000 категории N4 в прошлом году, и одна гонка за рулем Citroen C4 WRC на недавнем Ралли Арктики - слишком мало, чтобы стать первоклассным раллистом. И хотя по скорости в этих гонках Кими не сильно уступал лидерам, в обеих он в итоге допускал ошибки и вылетал с трассы.

Правда, на Ралли Арктики даже несмотря на аварию Кими удалось добраться до финиша, однако спустя несколько дней гонщик признал - чтобы сражаться за победы, ему придется изменить стиль пилотирования. "Управлять этой машиной нужно более плавно, тогда можно добиться большего, - сказал Кими. - Мне еще многому придется научиться, и может быть даже изменить свой стиль вождения".


Кими Райкконен дебютировал в WRC год назад, на Abarth Grande Punto S2000. На Ралли Финляндии чемпион "Формулы-1" шел третьим в своей категории, пока в последний день не перевернулся.

Впрочем, Райкконену не в первый раз придется выступать в качестве неопытного новичка в соревнованиях мирового уровня - достаточно вспомнить хотя бы его дебют в "Формуле-1". Тогда, в конце 2000 года, вокруг приглашения финна в Sauber поднялся грандиозный скандал - ведь к тому моменту на счету Кими было всего 23 гонки в "формульных" классах. Против выдачи ему суперлицензии возражал даже президент FIA Макс Мосли, да и многие другие эксперты называли Петера Заубера сумасшедшим. В результате право выйти на старт чемпионата 2001 года Райкконену все же было выдано. А критика сама собой исчезла после того, как в первой же гонке юный Кими заработал очки...

Россиянин Евгений Новиков, выступавший в прошлом году за Citroen Junior на нескольких гонках, новый сезон WRC пропустит. По словам самого Новикова, у него не было предложений выступать в качестве "наемного" пилота, а тратить собственные средства или деньги спонсоров на выезды на этапы чемпионата мира он не хочет. Так что 2010 год Евгений проведет в России, выступив на нескольких гонках национального чемпионата за команду ALM Rally.


Евгений Новиков провел яркий сезон в 2009 году, но в наступающем сезоне в WRC мы его не увидим.

Еще одним событием межсезонья стал приход в чемпионат известного американского раллиста и шоумена Кена Блока. В ралли Блок дебютировал только в 2005 году, до этого занимаясь скейтбордингом и сноубордингом, однако за четыре года успел дважды стать вице-чемпионом США. Несколько раз Кен участвовал и в гонках WRC.

Впрочем, мировую известность Блоку принесли вовсе не раллийные победы, а знаменитый ролик Gymkhana на Youtube. На начало февраля 2010 года ролик, выложенный в сеть чуть больше года назад, посмотрело почти 7 миллионов человек.


Чем бы ни занимался Кен Блок, в этом всегда присутствует элемент шоу. Но управлять автомобилем он определенно умеет.

Для полноценного выступления в чемпионате мира Кен Блок, при поддержке производителя энергетического напитка Monster Energy, создал собственную команду, Monster World Rally Team, машины Focus Focus RS WRC для которой предоставила компания M-Sport.

Правда, на первом этапе сезона, в Швеции, американец не выступит - для него сезон начнется в Мексике, 7-14 марта, а затем он примет участие в гонках в Турции, Португалии, Германии, Франции, Испании, и закончит сезон этапом в Уэльсе.

Вторая смена

Впрочем, наступающий чемпионат интересен не только противостоянием пилотов Citroen и Ford. Можно не сомневаться, что напряженная борьба развернется и в других категориях чемпионата.

Главным изменением в регламенте WRC, по сравнению с прошлым годом, станет учреждение нового зачета - S-WRC, где будут выступать гонщики на машинах класса Super2000. В рамках этого зачета команды и гонщики будут бороться за специально созданный кубок FIA WRC Cup.

Машины этого класса выступали в чемпионате и раньше: они попадали в категорию Production, где конкурировали с машинами N4. Однако разница между специально подготовленными автомобилями S2000 и почти серийными N4, пусть и оснащенными турбомоторами, неуклонно росла, и Международная автомобильная федерация (FIA) приняла решение выделить машины Super2000 в отдельный класс.

Гонки в зачете S-WRC будут проводиться на десяти трассах из двенадцати, при этом для того, чтобы сражаться за новый титул, пилотам нужно принять участие в восьми из них. Об участии в новой категории объявили 10 экипажей, пять из которых примут старт уже в Швеции.

Одним из фаворитов в борьбе за кубок считается швед Патрик Санделл, выступающий на Skoda Fabia Super 2000. Его главным конкурентом может стать чех Мартин Прокоп, ставший победителем 2009 года в юниорском классе J-WRC, и занявший второе место в категории P-WRC.

Молодой чех будет выступать в чемпионате на Ford Fiesta S2000 - машине, на которой Микко Хирвонен выиграл первый этап серии IRC в Монте-Карло. Такой же автомобиль будет у Бернардо Соусы и Янни Туохино. В их борьбу может вмешаться и Эйнид Брынилдсен, занявший пятое место в классе P-WRC в последнем сезоне, и сменивший в межсезонье свой Mitsubishi группы N на раллийную "Фабию".


Автомобиль Ford Fiesta S2000 выиграл первую же гонку, в которой участвовал - Ралли Монте-Карло серии IRC. В компании M-Sport, которая построила машину, надеются на продолжение успехов и в WRC.

Чемпион P-WRC 2009 года Арминдо Араужо, защищающий цвета команды Ralliart Italy, предпочел остаться в этой категории, и продолжит выступления на Mitsubishi Lancer Evo X. Именно он считается главным претендентом на победу в зачете, конкуренция в котором после ухода машин S2000 несколько уменьшилась.

Помимо Араужо, на первом этапе P-WRC Ралли Швеции стартуют еще шесть пилотов из этой категории. Однако главный конкурент португальца, норвежец Андерс Грондаль, надеется при помощи новой машины, построенной знаменитой компанией Prodrive - Subaru Impreza N2010.

Среди других претендентов на победы в этих категориях можно назвать шведов Патрика Флодина и Йоакима Нимана, которые будут выступать на автомобилях Mitsubishi Lancer Evo IX, а также итальянца Джанлуку Линари на Subaru Impreza.

Изменения ждут не только гонщиков, но и зрителей чемпионата - организаторы планируют организовать прямые эфиры с этапов сезона, причем первая трансляция состоится уже во время Ралли Швеции. Новый промоутер WRC, компания North One Sport, надеется, что с помощью телевидения им удастся расширить аудиторию чемпионата мира, которая даже в кризисном 2009 году выросла на 12 процентов.