Первый снег

Микко Хирвонен сделал серьезную заявку на победу в чемпионате WRC

В воскресенье, 14 февраля, завершился первый этап Чемпионата мира по ралли (WRC) 2010 года, Ралли Швеции. Победу на трассе в Карлстаде одержал финн Микко Хирвонен из заводской команды BP Ford Abu Dhabi. На финише он опередил шестикратного чемпиона мира Себастьена Леба на 42,3 секунды.

Первый номер Citroen и главный фаворит сезона уверенно стартовал, и лидировал после первых спецучастков, однако затем ошибся, и откатился на шестую позицию. Француз смог быстро вернуться в лидирующую группу, однако с каждым спецучастком разрыв между ним и Хирвоненом рос, к воскресенью достигнув 20-и секунд. После этого Себастьен сдался.

"Я решил прекратить борьбу, - сказал Леб. - Мы не прогрессируем. Даже когда я иду на пределе, не допуская ошибок, Микко едет с такой же скоростью. Я уже допустил несколько ошибок, так что предпочту сохранить второе место. Он здесь слишком силен".

Большие перспективы

Своей победой Хирвонен сделал серьезную заявку на победу в чемпионате, ведь после изменения системы начисления очков накануне гонки разрыв между первым и вторым местом резко увеличился. Благодаря этому, лидер Ford опережает Леба на семь очков. До финиша сезона, конечно, еще очень далеко, но темп финна не оставляет сомнений в том, что на этот раз шестилетней гегемонии Себастьена на трассах WRC может быть положен конец.

Сам Хирвонен, который по итогам прошлого чемпионата отстал от Леба всего на одно очко, после финиша не скрывал своей радости. "Я еще ни разу не выигрывал первый этап сезона, - сказал финн. - Это фантастика, просто фантастика. Я очень счастлив. Гонка была трудной для резины, и вы даже представить себе не можете, как я волновался на последнем участке".

Впрочем, перед стартом гонки Леб свои шансы оценивал весьма осторожно. "В этом году условия кардинально отличаются от тех, что были на Ралли Швеции в 2008 году, когда я выиграл, - сказал француз. - В этом году нас ждет трасса со льдом, присыпанным слоем снега, так что уровень сцепления с трассой будет совсем другим. Это похоже скорее на русскую рулетку, а я бы предпочел слой толстого льда с постоянным сцеплением. Не считаю себя фаворитом, потому что финны здесь будут чувствовать себя практически как дома".


На шведском снеге Себастьен Леб чувствовал себя не слишком уверенно. Но на гравийных и асфальтовых трассах ситуация может измениться

В своих прогнозах Леб не ошибся, хотя еще одного финна из команды Ford, Яри-Матти Латвалу, ему все же удалось опередить. На финише Себастьен сбросил темп, и тем не менее "привез" ставшему третьим Латвале более полуминуты. Это позволило победителю последних шести чемпионатов минимизировать потери в личном зачете.

Напарник Леба, испанец Данни Сордо, хотя и не имеет большого опыта выступлений на снежных ралли, провел гонку очень уверенно, заняв четвертое место. Некоторое время он даже шел вторым, но в конце концов уступил Лебу, а в субботу потерял несколько десятков секунд на 15 спецучастке - ему пришлось остановиться, чтобы снять с двигателя снежные щиты, оставленные по ошибке.

По итогам Ралли Швеции испанец уступил победителю 2 минуты и 41 секунду. "За исключением небольших проблем, все прошло очень хорошо, - сказал Сордо после финиша. - Мне удалось очень неплохо выступить в первый день, и четвертая позиция в этой гонке - отличное начало. Посмотрим, что будет на следующем этапе в Мексике".

Пятое место досталось гонщику Citroen Junior Себастьену Ожье. Молодой француз не допускал ошибок, и хотя проиграл победителю более четырех минут, может занести эту гонку себе в актив - ведь это было всего второе снежное ралли в его карьере. Ожье удалось опередить обоих гонщиков Stobart Хенинга Сольберга и Мэтью Уилсона на Ford Focus WRC, а также Мэдса Остберга на Subaru Impreza.

Лига чемпионов

Одним из неудачников гонки стал чемпион 2003 года Петтер Сольберг - норвежец, планирующий завершить карьеру по итогам этого сезона, пока не может привыкнуть к своему Citroen C4. Проблемы начались еще на ночном "суперспешл" в четверг, где Сольберг-младший финишировал лишь 44-м. Затем он потерпел аварию в пятницу, потеряв на этом несколько минут, и в итоге закончил Ралли только на девятом месте, в десяти минутах позади лидера.

Впрочем, если Петтер, благодаря новым правилам, хотя бы смог набрать очки в первой гонке, то выступления Маркуса Гронхольма и Кими Райкконена стали настоящей катастрофой. Двукратный чемпион мира Гронхольм, завершивший карьеру два года назад, и выступающий в ралли лишь периодически, потерял 10 минут уже в пятницу, на шестом спецучастке, из-за отказавшей электрики.

Гронхольму, выступавшему на Ford Focus RS WRC команды Stobart, удалось завести машину и закончить этап, однако сражаться с лидерами ему было не под силу. И даже несмотря на победу на своем любимом скоростном участке Саген, после финиша финн признался, что ему не хватает скорости. "Мне нужно больше практиковаться, и лучше узнать этот автомобиль", - сказал Гронхольм. В итоге ветеран WRC закончил Ралли Швеции лишь 21-м, отстав от победителя на 23 минуты.


Из-за отсутствия практики двукратный чемпион мира Маркус Гронхольм уже не так быстр, но на его любимом участке Саген равных ему не было.

Еще хуже дела обстояли у чемпиона "Формулы-1" Кими Райкконена, выступающего за вторую заводскую команду Citroen Junior. К финскому пилоту внимание было приковано задолго до старта, однако гонка для него не задалась с самого начала. Еще до старта, во время разведки трассы на Mitsubishi Lancer Evo IX, он столкнулся с другим участником соревнований.

"Суперспешл" Райкконен провел достаточно удачно, показав восьмой результат, однако на первом же спецучастке потерял по отношению к лидеру почти минуту. На следующих допах разрыв стремительно рос, пока на шестом участке Кими не вылетел с трассы, уткнувшись в сугроб. Машина застряла в снеге, и для ее вызволения пришлось воспользоваться помощью зрителей. В результате Райкконен закончил спецучасток на 26 минут позже лидеров, и потерял всякие шансы на очки.

Райкконену все же удалось закончить гонку, однако в общей классификации знаменитый финн оказался лишь 30-м, с отставанием в 37 минут от Хирвонена. "Конечно, я не слишком доволен тем, что вылетел в сугроб и застрял там в первый день, - сказал Райкконен. - Но я тут многому научился. Это не лучшее ралли для дебюта, но теперь у меня больше опыта в работе с машиной и "легендой" трассы".

Впрочем, Ралли Швеции - единственный снежный этап в нынешнем сезоне WRC, а большая часть сезона пройдет на асфальтовых дистанциях, где Райкконен должен чувствовать себя гораздо увереннее. "Ощущения в раллийной машине совсем не такие, как в "Формуле-1", - сказал Райкконен. - И конечно, мне еще многое нужно узнать. Главной целью тут было финишировать, и с этой задачей мы справились. Теперь я с нетерпением буду ждать гонку в Мексике - управлять машиной на гравии мне будет немного легче".

Группа поддержки

Ралли Швеции стало дебютной гонкой нового зачета чемпионата мира, S-WRC, который объединяет гонщиков, выступающих на машинах популярной категории Super2000. Многие специалисты ожидали увидеть среди лидеров новый Ford Fiesta S2000, на котором Хирвонен выиграл первый этап серии IRC. Именно на таких автомобилях стартовали Мартин Прокоп, Бернардо Соуса и Янни Туохино. Другим претендентом на лидерство в новой категории считался швед Патрик Санделл, выступающий на Skoda Fabia Super 2000.

Однако карты всем участникам спутал другой гонщик на Skoda, Пи-Джи Андерсон. Швед, в 2004 и 2007 годах выигрывавший чемпионат в юниорском зачете J-WRC, доминировал практически на всех спецучастках ралли, и ему удалось заработать очки за десятое место даже в главной категории чемпионата, WRC. Однако дальнейшие перспективы Андерсона пока неясны.


Пи-Джи Андерсон доминировал в зачете S-WRC, однако его будущие выступления в этом сезоне по-прежнему под вопросом.

"Победить здесь было просто великолепно, - сказал Андерсон. - Нам удался неплохой старт, а в субботу и воскресенье главное было сохранять концентрацию. У меня пока нет никаких планов относительно остальной части сезона. Давайте посмотрим на то, что случится, но я надеюсь еще вернуться на некоторых ралли".

На финише его отрыв от занявшего второе место в категории Янни Туохино достиг 57 секунд. Правда, между Андерссоном и Туохино в классификации гонки расположился еще один гонщик на машине Super2000, Андреас Миккельсен, однако он не был зарегистрирован как участник чемпионата S-WRC, и не получил очков в личном зачете.

Молодой чех Мартин Прокоп, победивший в прошлогоднем J-WRC и считавшийся одним из фаворитов новой категории, финишировал третьим, проиграв Андерсону чуть меньше трех минут. Причем, Прокоп сумел выиграть 16-й спецучасток, опередив на нем всех конкурентов, включая гонщиков WRC. По мнению самого Мартина, на снежном ралли на большее у него шансов не было.

"Я знал, что не смогу конкурировать с Пи-Джеем и Янни, потому что они лучше чувствуют себя в таких условиях, - сказал чех. - Мне оставалось только расслабиться и ехать в свое удовольствие. Но остальные этапы пройдут на асфальте и гравии, где у меня будет больше шансов".

В зачете Production, где соревнуются почти серийные автомобили, фаворитом считался чемпион 2009 года Арминдо Араужо на Mitsubishi Lancer Evo X. Однако португалец столкнулся с проблемами настройки своего автомобиля. "Машина работает не слишком хорошо, - пожаловался Араужо незадолго до финиша. - Она не держит траекторию, и плохо управляется. В результате мы постоянно скользим, и нам остается только пытаться удержать свою позицию".

Португалец закончил гонку третьим в классе P-WRC, проиграв победителю, Патрику Флодину на Subaru Impreza, более пяти минут. Второе место занял Андерс Грондаль, также выступавший на Subaru. Он проиграл лидеру более минуты.

Следующий этап чемпионата WRC пройдет с 5 по 7 марта, в Мексике. На этой гонке должен впервые в сезоне 2010 года выйти на старт знаменитый американский раллист и шоумен Кен Блок.