American dream

В серии IndyCar выбирают для гонок болиды будущего

Руководство американской гоночной серии IRL (Indy Racing League) готовится сделать выбор между четырьмя проектами болидов Indycar, которые будут использоваться в чемпионате начиная с 2012 года. Во вторник, 16 февраля, последний из четырех претендентов, компания Lola, представила свой вариант будущей машины.

Согласно условиям IRL, новая машина должна быть более безопасной и экологичной, чем ее предшественница, приспособленной для борьбы колесо к колесу, иметь большие площади для размещения логотипов спонсоров, и при этом оставаться "экономически эффективной". То есть попросту говоря - быть недорогой.

Совместить все эти требования в одном проекте - нетривиальная задача даже для такой опытной компании, как Dallara, поставляющей машины для чемпионата в настоящий момент. Почувствовав это, в борьбу за новый контракт немедленно вступили и другие претенденты: известные гоночные ателье Lola и Swift, а также специально созданная для этого проекта компания DeltaWing.


Нынешние болиды Indycar во время гонки

"Создание шасси для нашей серии - самая сложная задача в мире автоспорта из-за разнообразия типов трасс, на которых мы выступаем, - считает президент IRL Брайан Бернхарт. - С одной стороны, болид должен разгоняться до 380 километров в час на трассе в Индианаполисе и обеспечивать безопасность пилота при вылете на высокой скорости. С другой - он должен быть приспособлен и для обычных трасс, в том числе проложенных по улицам города".

Кроме того, болид должен быть сделан в США, из местных деталей и комплектующих. "Мы специально оговариваем, что новое шасси должно быть изготовлено в Соединенных Штатах, лучше всего в Индиане, - заявил Бернхарт. - Это снизит цену на болиды, а также позволит использовать существующую американскую сеть поставщиков запасных частей и защитит наши команды от проблем с колебаниями курсов валют".

Во всех остальных вопросах конструкторы не ограничены практически никакими рамками - жесткого регламента на параметры автомобиля, подобного существующему в "Формуле-1", тут нет. Это позволило инженерам дать волю своей фантазии, и создать совершенно фантастические машины, некоторые из которых вполне подошли бы для фильмов о Бэтмене или даже "Звездных войн".

Беги, Lola, беги

Проект Lola - пожалуй, наиболее традиционный из представленных, и внешне не содержит каких-то необычных решений. Машина, получившая название B12/00 и B12/01 IndyCars, имеет две версии кузова с разной аэродинамикой, на одном шасси. По словам представителей Lola, ни один из вариантов не имеет преимуществ перед другой версией, однако таким образом достигается "визуальное многообразие".


Проект болида Lola B12/00

На практике это означает несколько сменных элементов болида - передних и задних антикрыльев, зеркал заднего вида, облицовки носовой части кокпита, а также плавника над кожухом двигателя. Все эти элементы можно менять как отдельно друг от друга, так и все сразу, что, по задумке создателей, и должно создавать эффект разных автомобилей.

Правда, как в одном, так и в другом варианте дизайна машина выглядит примерно одинаково, и по сути разница в расцветке болидов может обеспечить значительно большее "визуальное разнообразие" стартовой решетки серии, чем смена дизайна антикрыльев или тем более зеркал.

Более интересным решением может стать дизайн задней части болида. Конструкторы Lola убрали все элементы шасси от боковых понтонов до заднего диффузора в единый, постепенно сужающийся обтекатель. Все это, как утверждают разработчики, позволит упорядочить воздушные потоки за болидом, и облегчит борьбу на трассе. Как сказано в пресс-релизе команды, "обгоны слип-стримом окажутся в руках гонщиков, а не аэродинамики".


По мнению специалистов Lola, закрытая аэродинамика задней части болида Lola позволит сделать борьбу на трассе более плотной.

Но главную ставку в британской компании сделали на универсализацию. Шасси B12/00, с некоторыми модификациями, можно использовать не только для машин IndyCar серии IRL, но и для болидов Indy Lights младшей серии IPS. Как предполагают создатели проекта, в Indy Lights можно будет использовать шасси перспективного болида, кокпит пилота, носовой обтекатель и топливную систему. При этом двигатель, коробка передач, передняя и задняя подвески, а также антикрылья на машинах этой серии будут другими.

Это позволит существенно сократить затраты для команд IPS, и лучше подготовиться гонщикам серии для перехода в основную лигу американских автогонок. Кроме того, как отмечается в пресс-релизе Lola, такое решение позволит гораздо большему числу команд принимать участие в центральной гонке сезона, Indy 500, так как машины Indy Lights можно будет без особых затрат превратить в болиды IndyCar.

Машины и талии

Несмотря на то, что именно Dallara, благодаря своим давним связям с руководством IRL, считается главным фаворитом тендера на поставку болидов, в итальянском гоночном ателье решились создать достаточно радикальную версию дизайна машины. Причем, если в модификации для городских трасс внешний вид автомобиля можно назвать просто смелым, то в варианте для популярных в Америке овальных треков болид выглядит совершенно футуристически.


Болид Dallara для городских трасс можно считать традиционным...

По словам конструкторов Dallara, такое решение стало следствием обсуждения нового проекта с представителями организаторов чемпионата. По мнению чиновников IRL, перспективный автомобиль серии должен иметь меньшее аэродинамическое сопротивление, и при этом большую прижимную силу.

Так как одним из главных "воздушных тормозов" современных болидов считаются колеса, то они были спрятаны за обтекатели. При этом в стандартной версии эти обтекатели скрывают только задние колеса, а в трековой появляются и перед передними, что изменяет облик машины до неузнаваемости. Задняя часть машины превращена в единое пространство, которая смотрится достаточно тяжеловесно по сравнению с тонкой "талией" кокпита.

По мнению создателей проекта, такая концепция позволит значительно снизить влияние возмущенных потоков воздуха на болид, что облегчит преследование машин конкурентов и обгоны. Кроме того, такой дизайн требует меньшей мощности от двигателя для достижения тех же скоростей, что позволит повысить экономичность моторов.


...но в "трековой" версии перспективная Dallara смотрится очень необычно

Однако главным аргументом итальянцев в споре за контракт с IRL стало снижение стоимости полного гоночного пакета с новой машиной до 55 процентов от нынешнего уровня. Правда, эта экономия достигается не столько за счет удешевления самого шасси, сколько за счет уменьшения числа заменяемых деталей, которые используются на трассах разного типа.

В то же время не секрет, что требование о производстве будущего болида на территории США было направлено, в первую очередь, против Dallara, завод которой расположен в Италии. Однако в знаменитом ателье нашли решение и на этот аргумент - по словам президента компании Джан Паоло Даллары, в случае успеха проекта его сборка будет производиться в американском штате Индиана, рядом со знаменитой трассой "Старая Кирпичница" в Индианаполисе.

Болид, который построил Swift

Компания Swift известна, в первую очередь, как один из поставщиков шасси для серии Champ Car, которая была поглощена IRL несколько лет назад. Машина, созданная конструкторами Swift, выиграла первый же свой чемпионат в 1997 году. Кроме того, британская фирма занимается созданием болидов для европейских формульных чемпионатов, а также гоночных версий машин класса GT.


Прототип Swift

Концепция проекта компании Swift во многом схожа с Dallara, однако в целом еще более экстремальна и необычна. Инженеры Swift также использовали два варианта кузова - для обычных трасс и "овалов", а также заостренные обтекатели для передних и задних колес. Но при этом в "трековом" варианте аэродинамика всей машины практически объединена в одно целое. В таком виде машина скорее напоминает спортивный автомобиль для кузовных гонок с приоткрытыми нишами колес, чем формульный болид.

В то же время, в отличие от Lola и Dallara, конструкторы Swift предпочли не скрывать заднюю часть машины под обтекателями, а, напротив, открыть двигатель на всеобщее обозрение, чтобы улучшить его охлаждение. Кроме того, по мнению представителей компании, такое решение приближает новый проект к болидам 1950-х, 1960-х и 1970-х годов, и отвечает выбранному создателями машины "ретро-стилю".


Выставленный напоказ двигатель болида, по задумке инженеров Swift, придает машине стиль "ретро"

"Наши тесты в аэродинамической трубе показали, что кожух двигателя очень слабо влияет на аэродинамику по сравнению с большинством других компонентов на автомобиле, - утверждает директор по автоспорту Swift Каспер Ван дер Шуут. - Мы увидели в этом возможность для демонстрации двигателя и других элементов болида, при сохранении аэродинамической эффективности с гораздо меньшим обтекателем".

Проблем с турбулентностью потоков при этом удастся избежать при помощи концепции "грибной шляпки", которую инженеры Swift уже опробовали в японской "Формуле Nippon". Название концепции дала форма воздушного потока, напоминающая шляпку гриба, при использовании такого дизайна задней части автомобиля.

Крылья и хвосты

Впрочем, по сравнению с проектом четвертой компании, участвующей в конкурсе на создание нового болида IRL, DeltaWing, концепт-кары конкурентов кажутся совершенно банальными и традиционными. Более того - аппарат, созданный бывшим конструктором Lola Беном Боулби, радикально отличается от того, что принято называть "гоночным автомобилем".


Болид DeltaWing - самый необычный среди участников конкурса.

Футуристический дизайн болида DeltaWing скорее напоминает гибрид сверхзвукового самолета и "драгстера" - специальной гоночной машины для скоростных заездов на прямой. Кузов болида представляет собой единый, цельный элемент, расширяющийся к хвостовой части, передние колеса спрятаны в узкий кокпит, задние полностью утоплены в боковых понтонах. Довершает облик внушительных размеров киль, подобный тому, что устанавливают на истребителях.

Все эти решения продиктованы желанием снизить аэродинамическое сопротивление болида на прямой. По словам исполнительного директора Дэна Партела, благодаря значительному сокращению веса и аэродинамического сопротивления DeltaWing сможет разгоняться до скорости 375 километров в час с двигателями вдвое меньшей мощности, чем на нынешних болидах IndyCar, и будет расходовать в два раза меньше топлива.

Правда, не совсем понятно, каким образом он сможет при этом удержаться на трассе - болид полностью лишен каких-либо антикрыльев, дефлекторов, элеронов, и других элементов, призванных увеличить прижимную силу и распределить воздушные потоки вокруг машины.

Кроме того, вызывает большие вопросы управляемость автомобиля - маленькие, узкие колеса, расположенные практически вплотную друг к другу. Подобные колеса используются в гонках драгстеров, однако им по ходу выступления не нужно поворачивать, тогда как машины IRL выступают не только на "овалах", но и на узких и медленных городских трассах. Да и во время трековых гонок пилотам все же приходится поворачивать на значительно большие углы, чем это может позволить такой автомобиль.


Мощный киль роднит машину скорее с "истребителями", чем с гоночными автомобилями

Тем не менее, в DeltaWing уверены в успехе, так как сделали ставку не только на необычный дизайн, но и на экономическую сторону вопроса. "При проектировании прототипа DeltaWing, его стоимость была одним из наших главных приоритетов, - сказал конструктор машины Бен Боулби. - Наша цель состоит в том, чтобы больше команд и гонщиков получили возможность выступать в серии IndyCar. На данном этапе мы ожидаем, что цена полного автомобиля с двигателем составит 600 тысяч долларов".

В современной ситуации, когда многие команды испытывают проблемы со спонсорами, такой аргумент может оказаться достаточно весомым. Однако для того, чтобы этот проект, пусть даже и в менее радикальной версии, все же был одобрен, руководству серии придется изменить свой подход к автогонкам. И в частности - полностью отказаться от использования городских трасс, оставив лишь гонки на "овалах".

Такая серия будет более однообразной, однако подобный опыт у хозяев IRL уже есть - в 1996 году, когда серия проводила свой первый чемпионат, именно так все и было. По мнению создателя IRL Тони Джорджа, гонки на "овалах" - и есть воплощение национальной американской гоночной идеи, противостоящей европейскому автоспорту. Своего рода "американская мечта".

Видеозапись презентации DeltaWing на чикагском автосалоне: