Вымирающий вид

General Motors ликвидирует марку Hummer

Концерн General Motors продолжает терять бренды: поздно вечером в среду представители GM объявили о том, что свое существование в течение ближайших нескольких месяцев прекратит легендарная марка Hummer. Она присоединится к другим "мертвым душам" – к бренду Saturn, который должен был отойти одному из крупнейших дилеров GM в США, группе Penske, и к марке Pontiaс, на которую вообще не нашлось покупателей, даже потенциальных.

Причина столь сурового решения - внезапный срыв сделки с китайской компанией, детали которой были обговорены еще полгода назад. А ведь как хорошо все начиналось...

Выбор в пользу предложения никому ранее неизвестной китайской фирмы Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery Co., выпускающей самосвалы, дорожную и строительную технику, GM сделал еще весной прошлого года. Китайцы решили приобрести не только сам бренд, но и права на дизайн всех существующих и будущих моделей, а также на продажу внедорожников под маркой Hummer по всему миру. Причем будущий владелец согласился не увольнять персонал, сохранить дилерскую сеть и штаб-квартиру в США и уже в ближайшее время поставить на конвейер новые модели. А в течение переходного периода производством внедорожника Hummer H3 до конца его производственного цикла должен был по-прежнему заниматься GM. За отдельные деньги.


Казалось, что североамериканский автогигант желает поскорее избавиться от Hummer: чем еще можно объяснить его согласие на весьма скромную сумму в 150 миллионов долларов (хотя, по некоторым данным, стоимость бренда целиком составляет около 500 миллионов) и готовность отдать все права на марку китайцам, чьи предложения концерн раньше обходил стороной.

Однако начиная с лета процесс по окончательному переходу "Хаммера" к новому владельцу начал затягиваться. Сначала сделка была отложена на неделю, потом еще на одну, затем стала откладываться с месяца на месяц. И так на протяжении почти года!

Причиной задержки стало правительство Китая, которое имеет право наложить вето на покупку китайским бизнесом любых зарубежных активов, чья стоимость превышает 100 миллионов долларов. Чиновники раздумывали долго и в итоге... отказали.

Самое забавное, что правительство не устроил имидж марки Hummer. Модели, выпускаемые под этим брендом, считаются едва ли не самыми неэкономичными и "неэкологичными" в мире, что, как оказалось, противоречит курсу китайской компартии на сокращение производства больших "прожорливых" машин. На решение партии не повлияли даже заверения руководства Tengzhong о том, что в линейке "Хаммера" со временем обязательно появятся компактные и экономичные модели.


Но может, это и к лучшему. Ведь даже на простое "поддержание жизни" марки Hummer, не говоря уж о развитии, у малоизвестного производителя самосвалов могло просто-напросто не хватить средств. Как выяснил один из журналистов The Wall Street Journal, в 2007 году главный претендент на Hummer заработал всего 440 миллионов долларов - этих денег не хватило бы даже на разработку одной новой модели, не говоря про маркетинг.

Новому владельцу, помимо прочих проблем, пришлось бы старательно защищать внедорожники Hummer от негативного имиджа китайских автомобилей, а также восстанавливать спрос, который в прошлом году падал катастрофическими темпами – в 2009 году Hummer реализовал чуть больше девяти тысяч машин (для сравнения, в 2006-м было продано 71,5 тысячи внедорожников этой марки).

К тому же, китайцы пока не умеют обращаться с иностранными брендами. К примеру, в прошлом году обанкротился корейский производитель внедорожников SsangYong, находившийся под управлением крупнейшего китайского автоконцерна Shanghai Automotive Industry Corporation Group (SAIC), которому принадлежало 49 процентов акций. А купленная в 2005 году фирмой Nanjing Automotive британская марка MG так и не смогла вернуться на рынок.


Однако это уже не важно. Как утверждает руководство GM, марка Hummer и ее дилерская сеть будут ликвидированы, из-за чего без работы в США останутся как минимум три тысячи человек. "Мы разочарованы тем, что сделка с Tengzhong не состоится, - заявил вице-президент GM по корпоративному планированию и альянсам Джон Смит. - Теперь нам придется найти оптимальный вариант закрытия бизнеса, учитывая интересы дилеров, рабочих и поставщиков Hummer". Действительно ли "сожалеют" или это такая игра - повторение тактики, выбранной концерном при продаже марки "Сааб"?

Если верить представителям GM, то несмотря на свое решение ликвидировать Hummer, концерн General Motors по-прежнему готов рассмотреть любые предложения по приобретению этой марки и в случае появления достойного кандидата остановит процедуру ликвидации. Знакомо, не так ли?

Точно такие же заявления руководство General Motors сделало после срыва сделки по продаже марки Saab шведскому консорциуму во главе с компанией Koenigsegg. Тогда "шоковая терапия" сработала - потрепав нервы новому претенденту на "Сааб", компании Spyker, и добившись от нее многочисленных уступок (в том числе исключения российского бизнесмена из состава акционеров), GM избавился от ненужного бренда за 74 миллиона долларов "живыми" деньгами и 326 миллионов долларов в виде акций новой компании.

К тому же китайцы, оказывается, были не единственными, кто хотел выкупить Hummer. Как стало известно The New York Times, группа частных инвесторов, сразу после появления сведений о срыве сделки с китайцами, попыталась было создать оффшорную компанию для приобретения американского бренда. Однако идея оказалась слишком утопической: как заявил изданию неназванный источник, знакомый с этим планом, "дальше развивать идею по быстрому приобретению бренда не имеет смысла". "Нет смысла продолжать. Нам не хватит времени", - заявил собеседник газеты.

Зато шанс приобрести Hummer появился у других - например, у индийского автопроизводителя Mahindra & Mahindra, который уже интересовался "Хаммером". В активе "Махиндры" неплохой опыт в производстве внедорожников, а покупка американского бренда позволила бы "поквитаться" с одним из конкурентов – индийской фирмой Tata, которая сейчас является владельцем британского внедорожного бренда Land Rover.