А у нас в "Тойоте" газ

Почему японский автогигант извиняется перед американцами

Правительство США объявило войну японской корпорации Toyota Motors. По крайней мере, такое впечатление складывается, если почитать последние публикации в зарубежной автомобильной прессе. Чего стоят отчеты о заседании комитета по надзору и правительственной реформе Палаты представителей США, на котором в четверг, 24 февраля, давал показания президент компании Акио Тойода.

Глава крупнейшего в мире автопроизводителя приехал в Вашингтон специально для того, чтобы объяснить 28 американским сенаторам, как вышло, что его компания отозвала более девяти миллионов автомобилей по всему миру из-за неудачной конструкции педали газа (у бракованных автомобилей она заедает или цепляется за коврик на полу, что приводит к неконтролируемому ускорению машины).

Конгрессмены, в свою очередь, воспользовались этой возможностью, чтобы обвинить представителей японской компании в безответственном отношении к жизни и здоровью владельцев автомобилей "Тойота". Так, глава Национальной администрации безопасности дорожного движения США (NHTSA) Рэй Лахуд (Ray LaHood) заявил, что японская компания была "глуха к проблемам безопасности" своих машин, а также посоветовал американским водителям отказаться от поездок на дефектных моделях японского автопроизводителя.

Вдобавок, почти сразу после выступления Тойоды в Конгрессе, Федеральное бюро расследований провело рейды в североамериканских штаб-квартирах трех поставщиков комплектующих на американские заводы Toyota - Denso International, Tokai Rika America и Yazaki North America. Как пояснили в министерстве юстиции США, эта проверка была проведена в рамках расследования возможного картельного сговора между производителями автокомпонентов и формально никак не связана со слушаниями в Конгрессе.

Опасные связи

Хроника отзывов
Масштабная кампания по отзыву автомобилей Toyota началась 2 ноября 2009 года. Тогда японский автопроизводитель заявил о необходимости сервисного обслуживания нескольких моделей, у которых неправильно уложенный под сиденьем водителя коврик может привести к фиксации педали газа в нажатом состоянии. Общее число отозванных по этой причине автомобилей составило 4,2 миллиона по всему миру.

Затем, 21 января 2010 года, представители японского производителя объявили об отзыве еще нескольких моделей в связи с западанием педали газа, которое также приводит к неконтролируемому ускорению автомобиля. В результате, в настоящее время ремонту подлежат 5,3 миллиона "Тойот" из-за ковриков, 2,3 миллиона - из-за западающего акселератора, и еще 1,7 миллиона - по обеим причинам.

В феврале "Тойота" объявила "Третью волну" ("Third recall") - отзыв гибридных автомобилей Prius и Lexus HS 250h в связи с неполадками в программном обеспечении, которое приводит к запаздыванию срабатывания тормозов. По этой сервисной программе ремонт необходим 436 тысячам автомобилей.

Однако, возможно, связь все-таки есть - подобные совпадения редко происходят случайно. К тому же у "конспирологической" версии событий есть немало сторонников, среди которых и достаточно осведомленные люди. Например, в начале февраля на защиту "Тойоты" встали губернаторы штатов Кентукки, Индиана, Миссисипи и Алабама, в которых сосредоточены основные мощности японского автопроизводителя.

Чиновники отправили в администрацию президента США Барака Обамы письмо, в котором недвусмысленно указали на возможную связь между активным участием госорганов в распространении негативной информации о компании Toyota и тем фактом, что правительство недавно стало крупным акционером двух конкурентов японского автопроизводителя. Государству принадлежит 61 процент General Motors и восемь процентов компании Chrysler.

В этом же письме губернаторы отметили, что всего в 2009 году по разным причинам, в том числе и по гораздо более серьезным, чем у "Тойоты", разные (в основном, американские) автопроизводители отозвали 16,4 миллиона машин, но внимание правительство США почему-то привлекли только проблемы японской компании.

Прецедентное право

Повышенное внимание государства к "Тойоте" вызывает вопросы еще и потому, что несмотря на большой объем отзываемых автомобилей эксперты не считают этот случай беспрецедентным. По данным NHTSA, осенний отзыв 4,2 миллиона машин Toyota занимает лишь шестое место в США по количеству единовременно попавших под действие сервисной программы автомобилей. Лидерство в этом рейтинге до сих пор удерживает "Форд", который отозвал в 1996 году 7,9 миллиона легковушек и пикапов из-за неполадок в блоке зажигания.

К тому же, с точки зрения владельца, при обнаружении заводских дефектов гораздо важнее, к каким последствиям может привести та или иная поломка, а не общее количество неисправных машин. В связи с этим журналисты североамериканского издания Popular Mechanics составили собственный рейтинг самых громких автомобильных отзывов в США, и на первом месте по тяжести последствий оказалась не "Тойота", а снова "Форд".

В 2001 году наследникам автомобильной империи Генри Форда пришлось забрать у владельцев внедорожники Ford Explorer для замены штатной "резины" Firestone. Как сообщает журнал Popular Mechanics, из-за этих покрышек на дорогах Северной Америки погибли 200 человек. Для сравнения, с 2000 года и по сей день, по официальным данным, из-за заводских неисправностей автомобилей Toyota в США погибли 34 человека.

Вдобавок, японская компания – не первый автопроизводитель, который отзывает свои автомобили из-за проблем с неконтролируемым ускорением. В 1988 году был зафиксирован ряд похожих происшествий с участием седанов Honda Accord, в 1997 – с Jeep Cherokee и Jeep Grand Cherokee, в 2000 году такие же проблемы были зафиксированы у нескольких Ford Explorer в Великобритании, а в 2007 году – у Kia Amanti и Kia Sephia.

Политический капитал

В общем, с точки зрения автомобильного рынка, проблемы "Тойоты" с педалью газа – заурядное происшествие. Однако в связи с тем, что расследованием деятельности японского автопроизводителя занялись сразу несколько правительственных организаций, включая Конгресс и Федеральное большое жюри присяжных, последствия этого отзыва могут стать для компании беспрецедентными.


Президент компании Toyota Акио Тойода на заседании Конгресса США. Фото (c) AFP

Причем некоторые итоги можно подвести уже сейчас. Генеральный прокурор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо (Andrew Cuomo), к примеру, добился от японцев особых условий для тех жителей штата, автомобили которых попали под действие сервисной кампании. Теперь им не нужно сами везти "подозрительную" машину на сервис и забирать ее обратно – транспортировку возьмет на себя "Тойота". К тому же японская компания обязалась оплачивать автомобилистам все расходы на общественный транспорт, такси или аренду автомобиля на время ремонта отозванной машины.

Таким образом, Куомо не только защитил права жителей своего штата, но и заработал дополнительные политические дивиденды, которые наверняка будут полезны в его борьбе за место мэра Нью-Йорка на запланированных на этот год выборах. Кстати, идея Куомо настолько понравилась сенаторам, что во время визита Тойоды в Конгресс они спросили президента японской автокомпании, планирует ли "Тойота" распространять действие нью-йоркской программы на территорию остальных штатов. Что ответил Тойода - не уточняется.

Еще одним последствием шумихи вокруг бракованных автомобилей стало уменьшение спроса на продукцию Toyota и ухудшение ее финансовых показателей. Так, в январе 2010 года продажи "Тойоты" на североамериканском рынке упали на 16 процентов, а общий ущерб от кампании по отзыву дефектных автомобилей, по оценкам экспертов, может превысить два миллиарда долларов.

Извиняемся и пашем

Учитывая потери, которые причиняют репутации японского автопроизводителя претензии правительственных организаций США, а также скандал, раздутый средствами массовой информации, было бы логично предположить, что "Тойота" будет активно защищаться в этой информационной войне. Но этого не происходит. По крайней мере, официальное руководство компании только и делает, что извиняется перед автомобилистами, которые пострадали из отзыва бракованных автомобилей.

И эта стратегия уже приносит свои плоды – японцев защищают североамериканские политики, журналисты и эксперты, которые недовольны тем, что правительство активно вмешивается в ситуацию на автомобильном рынке. Одним из главных аргументов в пользу "Тойоты" является тот факт, что японцы, в отличие от североамериканских автопроизводителей, смогли обойтись без массовых сокращений на расположенных в США заводах и в разгар кризиса, и сейчас, когда продажи "Тойоты" стремительно падают из-за обнаруженных дефектов.

Однако если правительство США в этой ситуации действительно лоббирует интересы собственного автопрома, то "Тойота" вряд ли устоит против совместных усилий американских чиновников. Все-таки, они играют на своем поле.