Проверка на дорогах

В "Формуле-1" завершились предсезонные тесты

В Барселоне завершились последние тесты "Формулы-1". Теперь до начала первого Гран-при сезона, который пройдет 12 марта в Бахрейне, ни одна машина чемпионата не выйдет на трассу. Что, впрочем, не означает, что в это время ничего не будет происходить.

Уже через несколько дней большая часть комплектующих и оборудования будет отправлено в Бахрейн, однако на фабриках команд работа продолжается. Какие-то новинки, модернизации и альтернативные варианты деталей, созданные по итогам тестов, будут подготовлены уже к первому Гран-при.

Для команд тесты - это возможность проверить решения, найденные на бумаге, в виртуальных симуляторах или аэродинамической трубе. Для всех остальных - попытка сравнить силу команд перед началом чемпионата. Впрочем, результаты тестов настолько противоречивы, что сколько-нибудь однозначные выводы сделать очень сложно даже для специалистов.

Разность потенциалов

Об условности сравнений тестовых результатов эксперты и члены команд "Формулы-1" говорят каждый год, но никогда еще эта условность не проявлялась так ярко. Главной проблемой стал запрет на дозаправки - нынешние болиды имеют значительно большие бензобаки, чем раньше, и разница в весе машин во время тестов зачастую превышала центнер.

Разумеется, в таких условиях сравнивать результаты бессмысленно - гонщик на слабой машине, но с пустыми баками, окажется заведомо быстрее, чем потенциальный лидер на болиде, заправленном под завязку. К тому же половина тестовых дней прошла в холодных условиях и под дождем, тогда как в Бахрейне, разумеется, погода будет совсем другой.


Марк Уэббер был быстр в первый день тестов, но топлива на борту его машины при этом было гораздо меньше, чем у конкурентов.

Потому, когда в первый день тестов в Барселоне - на одной из наиболее техничных трасс чемпионата, к тому же единственной из принимавших тесты, где проводится этап Гран-при - Марк Уэббер на секунду опередил конкурентов, никто не поспешил записывать его команду Red Bull в фавориты чемпионата.

"Если они показали этот результат со 150 килограммами топлива, то тогда они действительно быстры, а пока это всего лишь тесты, - прокомментировал успех Red Bull руководитель Mercedes Motorsport Норберт Хауг. - Увеличенный размер топливных баков в этом году из-за запрета дозаправок делает оценки скорости невероятно сложными, но это добавит своего очарования к гонкам. Невозможно судить точно, пока это все лишь догадки. Например, пилот проехал 37 кругов, и у него минимум может быть 74 килограмма топлива. Но ведь может быть и все 160, а разница в 80 килограммов дает уже почти три секунды на круге".

Трудный выбор

Тем не менее, какие-то выводы делались уже после первых дней тестов, в Валенсии. На протяжении всех трех дней валенсийских испытаний пилоты Ferrari доминировали над остальными, что породило слухи о непобедимости нового болида Скудерии. Также очень хорошие результаты демонстрировала команда Sauber, в конце 2009 года едва не потерявшая право выступать в чемпионате.

Правда, в первой тестовой сессии приняли участие всего семь команд из заявленных в чемпионате 13-ти. Но из тех, кто пропустил заезды в Валенсии, серьезную силу представляла только команда Red Bull, а команды Force India, Virgin и Lotus вряд ли могли повлиять на расстановку сил.


Гонщики Ferrari доминировали в первые тестовые дни в Валенсии. После того как испытания переместились на другие трассы, результаты команд выровнялись.

Вице-чемпион прошлого сезона, команда Red Bull Racing, появилась уже на следующей сессии, однако и первая, и вторая серия заездов в Хересе сопровождалась дождями, не позволив командам завершить всю намеченную на эти дни программу испытаний. Тем не менее стоит отметить, что пилоты Ferrari больше ни разу не смогли занять первую позицию по итогам тестового дня, что поставило под сомнения первоначальные утверждения о скорости их болидов.

Не смогла продемонстрировать ничего выдающегося и одна из наиболее многообещающих команд чемпионата - Mercedes GP. Семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер проигрывал лидерам не так и много, но всегда проигрывал. А его напарник Нико Росберг хотя и смог дважды оказаться на первой позиции, но оба раза это стало следствием того, что он успевал показать хороший результат до начала дождя на трассе.

Правда, пилоты Mercedes почти постоянно выступали с полными баками, упорно отрабатывая именно гоночную конфигурацию. Кроме того, уже в Бахрейне на машине должен появиться совершенно новый диффузор, который, по слухам, произведет очередную революцию в развитии этого элемента. Предыдущую, напомню, организовала в прошлом году команда Brawn, ставшая прообразом Mercedes GP.

В Барселоне погода оказалась заметно лучше, и лишь третий день был подпорчен дождем. Но и тут результаты постоянно менялись - после сильного выступления Марка Уэббера в первый день, во второй и третий таблицу совершенно неожиданно возглавили Нико Хюлькенберг из Williams и представитель Mercedes Нико Росберг. Причем день ото дня машины ехали все быстрее, что делало бессмысленными и "сводные таблицы" тестов, включающие результаты гонщиков за все дни сессии.


Льюис Хэмильтон показал лучшее время по итогам всей тестовой сессии в Барселоне. Теперь в хорошей форме McLaren сомневаться не приходится.

Некоторую ясность в расстановку сил внес только последний день тестовой сессии, так как именно в этот день практически все команды переключились на моделирование квалификации и работали с пустыми (или почти пустыми) баками. Результаты немедленно стали гораздо более плотными - занявший восьмую позицию Камуи Кобаяси из команды Sauber отстал от победителя дня Льюиса Хэмильтона из McLaren всего на 0,439 секунды!

А если учесть, что эти восемь лучших результатов были показаны на семи разных машинах, то такая ситуация предвещает чрезвычайно острую борьбу в каждой гонке сезона. И участие в ней примут не только те, кого причисляли к лидерам еще до начала тестов, то есть McLaren, Ferrari, Red Bull и Mercedes, но и традиционные "середнячки" - Williams, Sauber и Force India.

Второй эшелон

К сожалению, среди лидеров вряд ли окажется команда Renault, за которую выступает россиянин Виталий Петров. Начав тесты еще в Валенсии, болиды R30 поначалу демонстрировали неплохие результаты, однако по ходу тестов команда явно отставала в развитии. В итоге последние дни были и вовсе испорчены постоянными поломками - в частности, несколько раз испытания приходилось прерывать из-за неполадок коробки передач.

И если за первые три сессии команда стала одним из рекордсменов по пройденной дистанции, то в Барселоне по этому показателю Renault опередила лишь Virgin. Лучшее время Роберта Кубицы в последний день тестов оказалось на 2,7 секунды хуже, чем у лидера сессии Льюиса Хэмильтона. Правда, Виталию Петрову в предыдущий день удалось проехать немного быстрее напарника, но и он уступил рекорду заездов более двух секунд.


Виталий Петров был в Барселоне быстрее своего более опытного напарника, но и его время оказалось значительно хуже, чем у лидеров.

Надеяться французской команде остается лишь на экономичность двигателей Renault, который считается лучшим в "Формуле-1" по этому показателю. Кроме того, уже к гонке в Бахрейне команда намерена подготовить новый задний диффузор, который должен стать большим шагом вперед по сравнению с нынешним.

Еще хуже ситуация в Virgin - три недели назад руководство команды с гордостью рапортовало о досрочном создании болида, что позволило команде дебютировать на тестах на неделю раньше запланированного срока - во время первой хересской сессии. Однако тесты выявили массу проблем, из-за которых испытания приходилось постоянно приостанавливать - то из-за самопроизвольно разрушившегося переднего антикрыла, то из-за неполадок гидравлики.

Но если новый вариант крепления антикрыла был найден достаточно быстро, то с гидравлической системой в Virgin не разобрались и по сей день. Какое-то решение может быть найдено в промежутке до начала первого Гран-при, однако испытывать теперь его придется во время свободных заездов и гонки.

В результате гонщики Virgin за три тестовых сессии смогли преодолеть всего 1300 километров - вдвое меньше, чем даже пилоты Lotus, присоединившиеся к тестам на неделю позже. Более того - и в скорости болиды Virgin заметно уступали своим главным конкурентам из Lotus. Конечно, никто и не ждал, что команда-дебютант сможет вмешаться в борьбу лидеров или даже середняков "Формулы-1", но свой спор Тони Фернандесу Ричард Бренсон, похоже, уже проиграл.


Борьба между Lotus и Virgin шла далеко за спинами лидеров, но свою первую победу в Lotus уже одержали.

Впрочем, реальные гонки могут опровергнуть любые прогнозы. Ведь в наступающем сезоне чемпионат получит несколько новых неизвестных: в частности, какое значение окажет на результат экономичность моторов или как болиды работают с резиной, менять которую теперь будут реже. Кроме того, скорость машины с пустыми баками - отнюдь не гарантия такой же скорости после заправки "под завязку".

"Проблема в том, что теперь командам придется искать оптимальные настройки и для легкой, и для тяжелой машины, - пояснил Норберт Хауг. - А это уже очень широкий диапазон настроек. Такого в "Формуле-1" раньше не было. Может быть, болид будет быстр, когда он легкий, но стоит его заправить - и все изменится. Так что нас ждет очень интересный сезон. Это будет захватывающе".