Утилизируй это

В России вводится утилизационная программа для старых машин

В Российской Федерации с годовым опозданием от Западной Европы и с полугодовым от США вводится так называемая утилизационная премия. Это денежный бонус, который может быть засчитан в счет стоимости нового автомобиля, если владелец согласится сдать на переработку старый.

На Западе действие утилизационных программ закончилось, но пока они действовали, возможность обменять подержанный автомобиль на скидку при покупке новой машины вызывала ажиотаж у автовладельцев в Европе и США. Например, в Германии благодаря бонусам продажи новых легковушек в кризисном 2009 году выросли на 23 процента, а в Северной Америке выделенный на реализацию программы "Cash for Clunckers" ("Наличные за автометаллолом") миллиард долларов закончился спустя всего шесть дней после того, как автомобилистам начали выдавать денежные сертификаты.

Конечно, на популярность этих мер повлиял размер скидки - в Европе сумма премии колебалась от 1500 до 5000 евро, а в США автовладельцы получали ваучеры на сумму от 3500 до 4500 долларов. В России амбиции чиновников скромнее – отечественные автомобилисты будут получать за сданную в утиль машину 50 тысяч рублей. К тому же получить бонус можно будет далеко не во всех регионах, а финансирование программы ограничено 11 миллиардами рублей, которых хватит на 200 тысяч автомобилей. Не удивительно, что эта программа называется пилотной.

Но не будем о грустном. Лучше еще раз вспомнить все, что известно про российскую утилизационную программу, чтобы отечественные автомобилисты смогли извлечь из нее максимальную выгоду.

Кстати, в том, как получить утилизационную премию, можно разобраться и самостоятельно. Минпромторг опубликовал на своем сайте не только официальные инструкции, но и полезную информацию в доступном для неискушенных в бюрократическом языке автомобилистов виде.

Например, здесь можно найти список дилеров, принимающих участие в программе, а также скачать бланк свидетельства об утилизации, которое необходимо для того, чтобы снять машину с учета и сдать в металлолом. В добавок там есть официальный "Порядок проведения эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию".

Какую машину можно сдать

Российское правительство хочет обновить отечественный автомобильный парк. По крайней мере, такие заявления часто встречаются в СМИ. Поэтому по программе утилизации сдать на металлолом можно только машины не моложе 10 лет. То есть те, которые были выпущены в 1999 году и ранее. Еще одно ограничение – грузоподъемность. Бонусы предназначены только для владельцев легковушек, и по условиям госпрограммы в утиль принимаются автомобили со снаряженной массой не более 3,5 тонны.

Чиновники предусмотрели особые условия и для недобросовестных россиян, которые захотят нажиться на программе, скупая из-за бонусов за бесценок автохлам, а также сдавая в утиль кузова от разобранных на запчасти автомобилей. Им стоит помнить, что, во-первых, получить бонус можно только если машина находилась в собственности последнего владельца не менее года.

Во-вторых, согласно утвержденному порядку утилизации, владелец должен предоставить "полнокомплектную" машину. То есть у нее должны находиться на штатных местах кузов (рама), двигатель, коробка передач, трансмиссия, руль, колеса, аккумулятор, приборка, подушки безопасности, электрика, сиденья и выпускная система, включая катализатор.

Список, конечно, спорный. Например, особо бережливые автовладельцы, руководствуясь этим документом, формально имеют право сдавать на утилизацию машины без фар. Но, с другой стороны, если, автомобили, сдаваемые на переработку по правительственной программе, будут принимать недобросовестные контролеры, то возможны и более серьезные злоупотребления, по сравнению с которыми предусмотрительно снятые фары покажутся мелочью.

А вот происхождение сдаваемого на переработку автомобиля никакой роли не играет. Правительство дает утилизационные бонусы и за "Жигули", и за праворульные "японки", и за "американцев", и за продукцию европейского автопрома.

Какую машину можно купить

Зато при выборе новой машины, покупаемой по утилизационной схеме, страна ее происхождения играет ключевую роль: бонус можно получить только при условии, что приобретаемый автомобиль был изготовлен в России. Правда, при этом речь идет не только об автомобилях традиционных отечественных автопроизводителей, вроде "АвтоВАЗа" или "УАЗа". В программе принимают участие и иностранные автокомпании, выпускающие легковушки на территории нашей страны.


LADA 4х4. Под действие утилизационной программы попадет весь модельный ряд "АвтоВАЗа"

В результате, под действие утилизационной программы попали автомобили, производящиеся в России под брендами Lada, "ГАЗ", "УАЗ, "ИЖ", "ТагАЗ", Chevrolet, Fiat, Ford, Kia, Renault, Skoda, Hyundai, SsangYong, Opel, Nissan, Toyota, Volkswagen и Isuzu. Причем в этом перечне есть как бюджетные компактные автомобили, вроде тольяттинской "Калины", так и полноразмерные седаны (Toyota Camry), а также кроссоверы (Volkswagen Tiguan) и даже внедорожники (корейские SsangYong).

С полным списком моделей можно ознакомиться на сайте Минпромторга или изучив нашу табличку:

На какие модели предоставляются утилизационные скидки:

LADA-1117* ИЖ-2717*
LADA-1118* Kia Spectra
LADA-1119* Kia Sorento
LADA-2104* Hyundai Sonata
LADA-2105* Hyundai Accent
LADA-2107* Hyundai Santa Fe
LADA-2111* ТагАЗ Road Partner
LADA-2112* ТагАЗ Tager
LADA-2113* ТагАЗ LC100
LADA-2114* SsangYong Actyon
LADA-2115* SsangYong Kyron
LADA-2121* SsangYong Rexton
LADA-2131* SsangYong Actyon Sports
LADA-2170* Fiat Doblo Panorama *
LADA-2171* Fiat Linea
LADA-2172* Fiat Albea
LADA-2329* Nissan Teana
UAZ Hunter* Nissan X-Trail
UAZ Patriot* Toyota Camry
UAZ Pickup* Volkswagen Tiguan
УАЗ-2206* ISUZU NLR85
УАЗ-2360* Chevrolet NIVA
УАЗ-3303* Chevrolet Captiva
УАЗ-3741* Chevrolet Cruze
УАЗ-3909* Opel Antara
УАЗ-3962* Opel Astra
Volga Siber Fiat Ducato*
ГАЗ-2217* Ford Focus
ГАЗ-2310* Ford Mondeo
ГАЗ-2705* Renault Logan
ГАЗ-2752* Renault Sandero
ГАЗ-3221* Skoda Fabia
ГАЗ-3302* Skoda Octavia

* - включая другие модификации этих моделей, а также специальные автомобили, построенные на их платформе, полная масса которых не превышает 3,5 тонны.


Где и как можно купить автомобиль по утилизационной программе

Плюсы и минусы утилизации с точки зрения экономики
Достоинства любой утилизационной программы очевидны – автомобилисты меняют старые машины на новые, автозаводы получают новых клиентов, и из обихода выводятся морально устаревшие автомобили, не соответствующие современным экологическим стандартам. Однако общество получает все эти выгоды не бесплатно, а за счет бюджета, который наполняется деньгами всех налогоплательщиков, а не только автомобилистов и автопроизводителей.

Кроме того, существует мнение, согласно которому премии за автометаллолом не только несправедливы по отношению ко всему населению страны, но и вредны для ее экономики. Например, журналист издания Seekingalpha.com Винсент Фернандо (Vincent Fernando) считает, что из-за бонусов население уничтожает автомобили, которые еще не полностью выработали свой ресурс. К тому же, направляя деньги на реализацию утилизационных премий, правительство поддерживает не самый эффективный сектор экономики – автомобильную индустрию.

Для России это высказывание о вреде утилизационных бонусов верно вдвойне, так как отечественная автомобильная индустрия либо вообще не зарабатывает денег (как "АвтоВАЗ", которому регулярно требуются многомиллиардные вливания для того, чтобы остаться на плаву), либо приносит прибыль, но не российским бизнесменам, а иностранным владельцам, которые тратят ее у себя дома.

Принимая решение о том, сдавать или не сдавать старую машину на переработку в надежде на правительственный бонус, стоит помнить, что процесс снятия машины с учета, отправка на утилизацию и покупка нового автомобиля займут несколько дней. К тому же "живых" 50 тысяч рублей автомобилист так и не увидит. Вместо них он получит скидку в размере этой суммы при покупке выбранной им из правительственного списка легковушки.

В принципе, снимать машину с учета, отправлять на переработку и оформлять свидетельство об утилизации, необходимое для получения премии, можно самостоятельно. Но можно и переложить эти заботы на дилера. Тем более что правительство уже выделило им один миллиард рублей на оформление всех бумаг и транспортировку машины к месту переработки.

Таким образом, рекомендованная схема по утилизации автомобиля и покупки взамен нового выглядит следующим образом (с полной версией этих рекомендаций, опубликованной на сайте Минпромторга, можно ознакомиться здесь):

К дилеру, который торгует приглянувшейся моделью (и у которого она есть в наличии), старая машина доставляется либо своим ходом, либо на эвакуаторе. Затем владелец выписывает дилеру доверенность, которая позволит сотрудникам дилерского салона снять машину с учета, отправить ее на переработку и получить свидетельство, необходимое для получения бонуса.

Кроме этой бумаги, автомобилисту нужно заключить договор, на основании которого дилер будет снимать его автомобиль с учета и сдавать его в утиль. При этом в договоре должен быть пункт, согласно которому до получения хозяином машины свидетельства об утилизации легковушка будет числиться на ответственном хранении у дилера.

Когда эти формальности окончены, владелец оплачивает сбор за утилизацию машины, который не должен превышать трех тысяч рублей, резервирует автомобиль, ждет, когда в дилерский центр придет оформленное свидетельство об утилизации (на эту процедуру, по словам чиновников, должно уходить от трех до пяти дней), оплачивает стоимость машины за вычетом 50-тысячной скидки и, оформив покупку в ГИБДД, едет на новом автомобиле домой.

Удобно, но есть одно важное "но": по состоянию на 3 марта 2010 года в госпрограмме согласились участвовать 1569 дилеров из 74 регионов России. Это означает, что за исключением Московской и Ленинградской областей, а также еще нескольких крупных административных единиц, на большей части территории страны воспользоваться всеми удобствами бонусной программы можно будет лишь в крупных городах. Например, в республике Саха-Якутия четыре из пяти автосалонов, участвующих в утилизационной программе, находятся в Якутске, и ни один из них не торгует ни машинами Hyundai, ни "Тойотами".

С полным списком автосалонов, участвующих в программе, и их адресами можно ознакомиться здесь.

На какой срок рассчитана программа и как она работает

Утилизационная программа будет действовать до 1 ноября 2010 года. Однако она не зря называется экспериментальной и пилотной: если чиновникам понравятся ее результаты, они продлят срок действия бонусов еще на полгода, а может быть, и на год.

Всего на реализацию утилизационной программы выделено 11 миллиардов рублей, из которых 10 миллиардов планируется потратить на денежные премии для владельцев отправленных на металлолом автомобилей, а оставшийся миллиард пойдет на оплату расходов по снятию с учета и транспортировке автомобилей на перерабатывающие предприятия.