Вверх ногами

Дженсон Баттон выиграл второй этап Формулы-1

Гонщик McLaren Дженсон Баттон выиграл второй этап сезона 2010 года Формулы-1, который состоялся в Мельбурне. Благодаря этой победе, действующий чемпион вышел на третье место в общем зачете, уступая лишь двум гонщикам Ferrari, Фернандо Алонсо и Фелипе Массе.

Однако главным событием австралийского Гран-при стало не это. Гонка в Мельбурне продемонстрировала, что современную Формулу-1 не нужно спасать от бесконечной скуки, как это многим показалось после первого этапа в Бахрейне. Австралийская гонка изобиловала обгонами, вылетами, тактической борьбой - в общем, всем тем, чего так не хватало на открытии сезона.

Мокрое место

Перед стартом гонки казалось, что в Red Bull готовят полноценный реванш конкурентам за неожиданное поражение в первой гонке - Себастьян Феттель и Марк Уэббер заняли первый ряд стартового поля. Алонсо оказался лишь третьим, а Масса и вовсе пятым, пропустив еще и Дженсона Баттона. А вот второй McLaren стартовал неожиданно далеко - Льюис Хэмильтон в квалификации не смог даже пройти в финальную часть!

При этом никаких видимых проблем с машиной или ошибок у него не было. После квалификации Хэмильтон давал довольно туманные объяснения о том, что ему не удавалось прогреть резину, что и стало причиной столь слабого результата. В субботу, действительно, в Мельбурне оказалось гораздо холоднее, чем ожидалось, но Дженсон Баттон на аналогичной машине особых проблем не испытывал, хотя считается, что как раз он, а не Льюис, не умеет быстро прогревать резину в течение одного круга.


Некоторые специалисты предположили, что проблема Хэмильтона - вовсе не в болиде. В пятницу юный британец попал в неприятную историю, на себе ощутив строгость австралийской полиции, лишившись в результате своего автомобиля за нарушение общественного порядка. Поговаривали, что эта ситуация здорово повлияла на настрой Льюиса. Сам Хэмильтон, впрочем, эту версию категорически отрицает.

В стане Mercedes GP лучшим вновь оказался Нико Росберг, однако отставание Михаэля Шумахера на этот раз было чисто символическим - 0,043 секунды. К тому же, семикратный чемпион мира жаловался на конкурентов, помешавших ему показать лучшее время.

Гонки в Мельбурне традиционно проходят по самым неожиданным сценариям, в яркой борьбе и с множеством разнообразных событий. Но на этот раз дополнительным источником непредсказуемых результатов стал дождь, пошедший всего за 20 минут до старта гонки. Дождь оказался несильным, и быстро кончился, но этого хватило, чтобы заставить всех гонщиков переобуть болиды в дождевую резину.

На старте Феттель уверенно сохранил лидерство, а вот Уэббер пропустил на второе место Фелипе Массу. На четвертое вышел было прекрасно стартовавший Шумахер, однако в чемпионской дуэли в первом повороте Баттон подтолкнул Алонсо, его болид развернуло и бросило на машину Михаэля. Несмотря на то, что столкновение произошло в самой гуще борьбы, остальные пилоты смогли избежать контакта с Фернандо, а вот Шумахеру пришлось ехать в боксы со сломанным передним антикрылом.


На старте гонки Феттель остался первым, а вот за его спиной разгорелась нешуточная борьба.

После разворота Алонсо пропустил большую часть пелотона, Баттон также потерял пару позиций, и на третье место неожиданно вышел напарник Виталия Петрова по Renault Роберт Кубица. Сам Виталий также отлично стартовал и отыграл несколько позиций.

Но события первого круга на этом отнюдь не закончились. Всего через несколько поворотов на болиде Sauber Камуи Кобаяси оторвалось переднее антикрыло, и японец живописно вылетел с трассы, захватив заодно с собой Себастьена Буэми из Toro Rosso и Ника Хюлькенберга из Williams. Столкновение оказалось очень жестким, и трасса была буквально усыпана обломками, заставив организаторов впервые в этом сезоне выпустить на трассу автомобиль безопасности.

После рестарта на пятом круге неожиданно потерял скорость Масса, которого тут же прошел Уэббер, а затем его же попробовал атаковать Кубица. Тем временем во внутрикомандной борьбе Льюис Хэмильтон одержал верх над Дженсоном Баттоном, и вышел на шестую позицию. Казалось, что для Баттона все хорошее в этой гонке уже позади.

Мы выбираем, нас выбирают

Однако сам Дженсон был другого мнения, и поняв, что терять ему уже особенно нечего, сделал ход конем, отправившись в боксы менять дождевую резину на слики. Как выяснилось после гонки, инициативу проявил сам пилот, что в Формуле-1 происходит нечасто - обычно подобные стратегические решения принимает команда. При этом Баттон рисковал - хотя трасса и подсохла, на ней было немало луж, при попадании в которые машина на "сухой" резине становилась неуправляемой.


Поменяв дождевую резину на слики уже на шестом круге, Баттон так и добрался до финиша на том же комплекте покрышек. Это принесло ему победу.

Баттон это продемонстрировал на личном примере - почти сразу после выезда из боксов он вылетел в одном из поворотов за пределы трассы. Но англичанину удалось вернуться, и уже следующий его круг оказался лучшим! Дженсон был быстрее гонщиков, ехавших на дождевой резине, на несколько секунд на каждом круге, поэтому все команды зазвали своих гонщиков на ранний пит-стоп.

Пары кругов, проведенных на сликах, хватило Баттону, чтобы обойти сразу пятерых конкурентов, и выйти на вторую позицию. Лидировал по-прежнему Феттель, а вот его напарник Марк Уэббер откатился назад, так как в Red Bull почему-то зазвали австралийца в боксы не сразу, заставив гонщика проехать по сухой трассе на дождевой резине лишний круг.

После смены шин можно было бы ждать от гонщиков череды ошибок на не совсем просохшей трассе, однако вылет был только один. К сожалению, его автором стал россиянин Виталий Петров, не удержавший машину на торможении. После гонки Виталий признал, что это была его ошибка: "Я отлично стартовал, отыграв восемь позиций на первом круге, - сказал Петров. - Мы сменили дождевую резину на слики в тот же момент, что и большинство других гонщиков, но к сожалению, я слишком поздно затормозил перед третьим поворотом, и машина вылетела, застряв в гравии. Жаль, ведь сегодня я мог рассчитывать на очки".

Тем временем в гонке кипела борьба, главным участником которой был Уэббер. Подгоняемый родными трибунами, австралиец несся вперед, обгонял, ошибался, вылетал, и снова гнался за лидерами. Очень быстр был и Хэмильтон, а вот пилоты Ferrari, в отличие от предыдущей гонки, скоростью совсем не впечатляли. Правда, Алонсо удалось выбраться из хвоста пелотона после неудачи на старте, однако затем застрял за собственным партнером по команде.

Но на 26 круге внимание к себе привлекла другая машина Red Bull: лидер гонки Себастьян Феттель вылетел с трассы! Как стало известно позже, на болиде немца возникли проблемы с левым передним тормозом, что и привело к сходу. Таким образом, на первое место вышел Дженсон Баттон, которого преследовал Роберт Кубица.

Самого Кубицу, правда, стремительно нагонял Льюис Хэмильтон. Англичанин проходил круги на полторы секунды быстрее Роберта, и казалось, что поляк не сможет долго ему противостоять. Однако, настигнув гонщика Renault, Хэмильтон за несколько кругов так и не смог ни разу перейти в атаку, и команда решила обыграть конкурентов тактически, зазвав Льюиса в боксы - на второй пит-стоп.

Не формат
После финиша Хэмильтон жестко раскритиковал решение команды о втором пит-стопе, заявив, что потерял из-за лишней остановки место на подиуме. Как ни удивительно, руководитель команды McLaren Мартин Уитмарш поддержал своего пилота, фактически признав его правоту. На деле, однако, это далеко не так очевидно.

Хэмильтон догнал Кубицу еще на 29-м круге, но практически не атаковал его, лишь обозначая давление на протяжении всех шести кругов до заезда в боксы. В тот момент резина еще позволяла ему ехать быстро, но до финиша было еще очень далеко, более 20 кругов. Да, Баттону, Кубице, Массе и Алонсо удалось финишировать впереди Хэмильтона при одном пит-стопе, но на последних кругах их резина была в очень плохом состоянии, а ведь как считают специалисты, все они обращаются с покрышками гораздо бережнее, чем Хэмильтон.

После пит-стопа темп Хэмильтона оказался еще выше, и на пару с Уэббером, также побывавшем на пит-стопе во второй раз, они отыгрывали у конкурентов по две секунды на круге. К концу гонки им удалось настичь плотную группу, в которую входили Нико Росберг, Фелипе Масса и Фернандо Алонсо. Хэмильтон уже приступил было к атакам на испанца, однако ошибка Уэббера поставила крест на его усилиях. Столкнувшись на последних кругах, Марк и Льюис вылетели с трассы, и хотя смогли продолжить гонку, о борьбе за подиум речи уже идти не могло.

Кубица, Масса и Алонсо так больше и не заезжали в боксы, равно как и победитель гонки, Дженсон Баттон. Из-за вылета Хэмильтон пропустил Ника Росберга, а Уэббер, которому пришлось вернуться в боксы для смены переднего антикрыла, оказался и вовсе девятым, позади Льюцци и Баррикелло.

Замкнул очковую зону Михаэль Шумахер - после незапланированного посещения боксов на старте гонки, Михаэль начал было прорываться вперед, однако заминка во время смены дождевой резины на сухую вновь отбросила его назад. На последних кругах гонки ему все же удалось обойти Хайме Альгерсуари и Педро де ла Росу, что позволило легендарному немцу заработать одно очко в непростой для него гонке.

Гонки на выживание

В стане дебютантов главной проблемой вновь стала надежность болидов. На этот раз проблемы начались и у команды Lotus - из-за проблем с гидравликой Ярно Трулли так и не смог принять участие в гонке. Правда, его напарник, Хейкки Ковалайнен, провел Гран-при достаточно успешно, доведя машину до финиша, пусть и с отставанием на два круга.

Отставание Каруна Чандхока из HRT оказалось гораздо более значительным - он проиграл лидерам пять кругов. Однако перед стартом гонки мало кто верил, что Карун вообще сможет закончить дистанцию - ведь перед этим Гран-при весь опыт индийца за рулем его новой машины состоял в нескольких кругах в Бахрейне... Не повезло и его напарнику, Бруне Сенне - на его машине также отказала гидравлическая система.


Команда HRT пропустила все межсезонные тесты, но уже во второй гонке смогла финишировать. Машины Virgin участвовали в трех тестовых сессиях, но клетчатого флага пока так и не увидели...

А вот в команде Virgin гонка сложилась по уже знакомому сценарию. Пятницу и субботу команда пыталась устранить целый ворох неисправностей на своих болидах, однако перед гонкой все внимание было сосредоточено на другой проблеме. Выяснилось, что баки Virgin слишком малы, и на некоторых Гран-при не позволят доехать до финиша. На такой требовательной к расходу топлива трассе, как Альберт-парк, это вполне могло произойти, и инженеры конюшни лихорадочно пытались найти решение этой проблемы.

В результате команда приняла решение стартовать из боксов, чтобы сэкономить топливо, и не проезжать прогревочный круг. На первых порах машины выглядели неплохо - Лукас ди Грасси даже оказал некоторое сопротивление обгонявшему его Михаэлю Шумахеру. Однако на 27 круге и на машине Virgin начались неполадки с гидравликой. Тимо Глоку удалось продержаться до 42 круга, однако и он был вынужден сойти из-за поломки подвески.

Таким образом, Virgin остается единственной командой чемпионата, которая до сих пор ни разу не смогла проехать дистанцию гонки - ни на тестах, ни по ходу Гран-при. В жаркой и влажной Малайзии, где уже в конце недели пройдет следующий этап чемпионата, сделать это будет еще сложнее...


Результаты Гран-при Австралии

Место Гонщик Команда Время
1. Дженсон Баттон McLaren Mercedes 1ч 33:36.531
2. Роберт Кубица Renault +12.034
3. Фелипе Масса Ferrari +14.488
4. Фернандо Алонсо Ferrari +16.304
5. Нико Росберг Mercedes GP +16.683
6. Льюис Хэмилтон McLaren Mercedes +29.898
7. Витантонио Льюцци Force India Mercedes +59.847
8. Рубенс Баррикелло Williams Cosworth +1:00.536
9. Марк Уэббер Red Bull Renault +1:07.319
10. Михаэль Шумахер Mercedes GP +1:09.391
11. Хайме Альгерсуари Toro Rosso Ferrari +1:11.301
12. Педро де ла Роса BMW Sauber Ferrari +1:14.084
13. Хейкки Ковалайнен Lotus Cosworth +2 круга
14. Карун Чандхок Hispania Cosworth +4 круга
15. Тимо Глок Virgin Cosworth сход
16. Себастьян Феттель Red Bull Renault сход
17. Лукас ди Грасси Virgin Cosworth сход
18. Адриан Сутиль Force India Mercedes сход
19. Виталий Петров Renault сход
20. Бруно Сенна Hispania Cosworth сход
21. Себастьян Буэми Toro Rosso Ferrari сход
22. Нико Хюлькенберг Williams Cosworth сход
23. Камуи Кобаяси BMW Sauber Ferrari сход
24. Ярно Трулли Lotus Cosworth сход

Загадочная история Дженсона Баттона

Победа в Австралии стала восьмой в карьере Баттона, и первой за новую для него команду McLaren. Свою дебютную победу - во многом случайную - он одержал в 2006 году, за команду Honda. Остальные шесть - за первые семь гонок прошлого сезона, когда болиды Brawn имели подавляющее преимущество над соперниками. Но после победы в Турции в начале июня 2009 года для Дженсона начались непростые времена - не то, что выиграть, но даже попасть на подиум ему удалось всего лишь дважды.

Слабая, если не сказать провальная, вторая половина прошлого сезона изрядно подпортила репутацию чемпиону, поставив под сомнение ценность его победы. Быть может, именно это заставило его совершить самоубийственный, как многие считали, шаг, перейдя в "прохэмильтоновский" McLaren, откуда два года назад буквально бежал Фернандо Алонсо.


Как бы не критиковали Баттона, сам он безгранично верит в свои силы. В Мельбурне Дженсон доказал, что вера эта не напрасна.

В успех Баттона не верил практически никто, за исключением разве что самого Дженсона, но в Австралии Баттон сотворил настоящее чудо. Вчистую переиграв Льюиса в квалификации, Дженсон смелым и, главное, самостоятельным решением о смене резины перевернул ход нескладывавшейся для него гонки в свою пользу, и добыл победу. Победу, которую от него никто не ждал, и которая совсем не похожа ни на одну из предыдущих.

Что самое главное, он смог это сделать раньше Хэмильтона, фактически уравновесив ситуацию в команде - ведь теперь никто не назовет Хэмильтона безоговорочным фаворитом в их борьбе. Конечно, сезон только начался, Льюис по-прежнему силен, и в будущих Гран-при Баттону придется непросто. Но может быть именно в Мельбурне Дженсон нашел свой аргумент против скорости и харизмы своего молодого напарника.

Ведь если Хэмильтон после финиша обвинял команду в неверном выборе тактики, якобы помешавшем ему взойти на подиум, то Баттон поставил себя выше - он выиграл не благодаря, и не вопреки команде, он выиграл независимо от нее. Тем самым показав, что сам выбирает свою дорогу. А вот с этим у Хэмильтона всегда были проблемы.


Положение в общем зачете после второго этапа

Место Гонщик Команда Очки
1. Фернандо Алонсо Ferrari 37
2. Фелипе Масса Ferrari 33
3. Дженсон Баттон McLaren Mercedes 31
4. Льюис Хэмилтон McLaren Mercedes 23
5. Нико Росберг Mercedes GP 20
6. Роберт Кубица Renault 18
7. Себастьян Феттель Red Bull Renault 12
8. Михаэль Шумахер Mercedes GP 9
9. Витантонио Льюцци Force India Mercedes 8
10. Марк Уэббер Red Bull Renault 6
11. Рубенс Баррикелло Williams Cosworth 5
12. Хайме Альгерсуари Toro Rosso Ferrari 0
13. Педро де ла Роса BMW Sauber Ferrari 0
14. Адриан Сутиль Force India Mercedes 0
15. Хейкки Ковалайнен Lotus Cosworth 0
16. Нико Хюлькенберг Williams Cosworth 0
17. Карун Чандхок Hispania Cosworth 0
18. Себастьен Буэми Toro Rosso Ferrari 0
19. Ярно Трулли Lotus Cosworth 0
20. Тимо Глок Virgin Cosworth 0
21. Лукас ди Грасси Virgin Cosworth 0
22. Бруно Сенна Hispania Cosworth 0
23. Виталий Петров Renault 0
24. Камуи Кобаяси BMW Sauber Ferrari 0

Положение в Кубке конструкторов после второго этапа

Место Команда Очки
1. Ferrari 70
2. McLaren Mercedes 54
3. Mercedes GP 29
4. Renault 18
5. Red Bull Renault 18
6. Force India Mercedes 8
7. Williams Cosworth 5
8. Toro Rosso Ferrari 0
9. BMW Sauber Ferrari 0
10. Lotus Cosworth 0
11. Hispania Cosworth 0
12. Virgin Cosworth 0