LifanSolano

Горный "Лифан"

Знакомимся с российским заводом по сборке Lifan Solano

На расположенный в Черкесске автомобильный завод "Дервейз" стоило бы съездить и не дожидаясь особого повода, вроде презентации новой модели. Ведь это первое в России частное производство полного цикла мощностью, ни много, ни мало в 100 тысяч китайских автомобилей в год. Причем появилось оно в Карачаево-Черкессии в самый разгар кризиса.

Дети "Меркурия"


Расположенный в Черкесске завод Derways входит в группу компаний "Меркурий", которая кроме автомобилей занимается производством минеральной воды и ликеро-водочных изделий.

На данный момент на заводе "Дервейс" собираются по полному циклу автомобили Lifan Solano, Lifan Breeze и Geely MK. Кроме того, здесь же свариваются и окрашиваются кузова вседорожников Great Wall Hover, которые затем отправляются для сборки в подмосковную Гжель.

В середине 2009 года на территории завода был сдан в эксплуатацию новый покрасочный цех производительностью в 100 тысяч машин в год, а также три сварочные линии, на которых изготавливаются кузова для автомобилей Lifan, Geely и Great Wall Hover. На это было потрачено около 3,5 миллиарда рублей, а одним из основных инвесторов проекта стало северокавказское подразделение Сбербанка.

Правда, для завода масштабные финансовые вливания в создание производства полного цикла были вынужденной мерой: осенью 2008 года стало известно о введении заградительных таможенных пошлин на импортируемые кузова для "легковушек". В результате, минимальная "растаможка" сваренного и покрашенного автомобильного "железа" подорожала с 15 процентов от его стоимости до пяти тысяч евро, и "отверточная" сборка китайских автомобилей, которой в то время занимались в Черкесске, стала нерентабельной.

Зато сейчас представители "Дервейс" проведенной модернизацией довольны (по крайней мере, на словах) и охотно обсуждают планы по увеличению загрузки существующих мощностей. Например, в июне-июле в Черкесске планируют запустить производство седанов и хэтчбеков Haima 3 (китайский вариант Mazda3), а в августе – модели Chery М11.

Вернемся к нашим "Лифанам"

До недавнего времени компания Lifan, появившаяся на свет в 1992 году, была известна как производитель всевозможной мототехники - мопедов, мокиков, квадроциклов, мотоблоков, - и генераторов. Однако сейчас в портфолио корпорации из китайского мегаполиса Чунцин уже три серийных легковых автомобиля, а также кроссовер, который будет показан на Пекинском автосалоне в этом году.

На заводе "Дервейс" крупноузловая сборка первой модели Lifan – хэтчбека гольф-класса Breeze была запущена еще в 2008 году, и с тех пор черкесские предприниматели успели выпустить более семи тысяч автомобилей. А осенью 2009 года на заводе началось производство модели "Бриз" по полному циклу, включая сварку и окраску кузовов.


Первый "Лифан" - "Бриз" - создан на модернизированной платформе китайской машины Citroen ZX Fukang. А вот происхождение "Солано" уже не так очевидно. Скорее всего, этот некая "сборная солянка" из оказавшихся в руках китайских инженеров технических решений.

Что касается названий, то и "Solano" и "Breeze" были придуманы специально для российского рынка. В Китае, Азии и Африке эти машины продаются под индексами 620 и 520, соответственно.

Дебютант Lifan Solano по габаритам больше, чем Breeze, и благодаря колесной базе 2600 миллиметров относится к классу "С+". К тому же, он опережает "Бриз" и по уровню оснащения. Однако сварка кузовов обеих моделей производится на одном конвейере, который при работе в две смены может выпускать до 40 тысяч единиц продукции в год.

Причем технологическое оборудование позволяет выпускать на этой же линии еще две модели, и на заводе Derways обещают, что до конца лета здесь же наладят выпуск малолитражки Lifan, которая в Китае продается под цифровым индексом "320". А еще через несколько месяцев на этот конвейер должен будет встать и вседорожник, премьера которого должна состояться в Пекине.

Черкесское качество

Двор завода "Дервейс" мало чем напоминает аккуратный минимализм производственных площадок, которые даже в России удается создавать западным автоконцернам. Черкесский завод теснее, асфальт между разномастными корпусами заставлен деревянными ящиками с кузовной штамповкой. Здесь же организованы стихийные парковки для уже готовых автомобилей. На автомобильных заводах в Европе или Японии, и даже в России, такого не увидишь.


Единственная стадия, ограничивающая объемы производства Lifan Solano - это сборка. Производительность цеха - всего 20 тысяч автомбилей в год, а сварочный конвейер при двухсменной работе может выпускать до 40 тысяч кузовов в год. Правда, на сегодняшний день эти мощности загружены лишь частично - руководство завода планирует выпустить в 2010 году от пяти до восьми тысяч "Лифанов".

При этом на заводе "Дервейс" все еще надеются получить льготный режим промсборки и уже сейчас занимаются локализацией "Лифанов". На данный момент, на "Солано" устанавливаются российские покрышки, колесные диски и аккумуляторы, а в планах переход на закупку российских сидений, деталей интерьера, выпускных систем и бензобаков.

Однако в сварочном цехе, где изготавливаются кузова "Солано" и "Бриза", царит образцовый порядок, а сварщики привычными движениями без суеты сваривают штампованные детали кузова с помощью массивных манипуляторов. Со стороны это выглядит убедительно. Есть и контроль качества, но особенно строгим его не назовешь: геометрия проверяется всего один раз за смену, и при полной загрузке конвейера это означает, что в руки специалистов ОТК попадает лишь каждый тридцатый кузов из партии.

Правда, утром перед началом смены на всех участках, включая участок подсборки пола и моторного отсека, проверяется качество сварных соединений - механическим способом (на разрыв). Но, например, на линии по сварке Ford Focus во Всеволожске такая проверка проводится на каждом четвертом автомобиле, причем сварка на лицевых панелях контролируется с помощью ультразвукового оборудования.

На линии окраски, куда поступают из цеха по сварке отрихтованные и очищенные от окалины кузова "Лифанов", влияние человеческого фактора на конечный результат сведено к минимуму: это самый технологичный этап в производстве китайских автомобилей.


К сожалению, в день экскурсии на завод окрасочный цех простаивал и мы не смогли посмотреть, как работают роботизированные краскопульты, установленные на заводе "Дервейс". Но зато мы увидели, как функционирует технологическая линия в катафорезном цехе. Здесь монорельсовый конвейер переносит полностью сваренный кузов из одной 60-кубовой ванны с требуемыми по технологии химикатами в другую в автоматическом режиме.

В этом цехе роботы есть не только в покрасочных камерах - все стадии подготовки кузовов к нанесению защитного покрытия, катафорезное грунтование и сушка также происходят в полностью автоматическом режиме. Правда, роботизированные краскопульты не могут прокрасить внутреннюю поверхность некоторых деталей кузова, приходится использовать рабочих. Но это обычная практика на большинстве современных автомобильных заводов.

А вот цех сборки Lifan Solano практически ничем не отличается от аналогичных помещений на автозаводах, работающих по "крупноузловой" схеме. Большого конвейера здесь нет, да он и не нужен - при максимальной производительности 30 машин в день. Вместо этого здесь есть несколько зон, где кузов комплектуется двигателем (вместе с трансмиссией), подвеской, тормозной системой, деталями интерьера и всем остальным. При этом главный этап любой сборки - "свадьба" кузова и двигателя – происходит на подъемниках, вроде тех, что устанавливаются в сервисных центрах.

Тет-а-тет

Закрепить изученный на заводе материал представители "Дервейс" и Lifan предложили во время тест-драйва Lifan Solano, который был запланирован на следующий день после экскурсии. Честно говоря, завод произвел хорошее впечатление, поэтому хотелось верить, что китайский седан не подведет и во время испытаний дорогами Карачаево-Черкессии.

Богатая комплектация и современный дизайн выгодно отличают "Солано"
от конкурентов по эконом-классу

Первое знакомство действительно оказалось приятным – китайцы предлагают хорошо оснащенный автомобиль с качественным интерьером и вполне современной внешностью. Комплектация всего одна, но зато в нее входят ABS, две подушки безопасности, полный электропакет, кондиционер, аудиосистема и бортовой компьютер. Кроме того, в списке базового оборудования много не очень важных, но при этом приятных "мелочей", вроде светодиодных "габаритов" в передней оптике, легкосплавных дисков или регулируемого поясничного подпора у передних сидений.

Сиденья обтянуты качественным кожзамом, а передняя панель закрыта мягким темным пластиком с горизонтальной вставкой "под дерево", которая, действительно, напоминает по фактуре дерево, а не дешевый полимер. К тому же, новый "Солано" не душит водители и пассажиров фенольным запахом – пластик у этого "китайца" пахнет не сильнее, чем у большинства новых корейских или японских автомобилей.

В общем, при цене в 355 тысяч 770 рублей, конкурентов у нового "Лифана" на российском рынке немного. Главный соперник - тольяттинская "Приора", которая в похожей комплектации (с ABS, кондиционером и подушками безопасности) стоит около 359 тысяч рублей.


Для китайского автомобиля у "Солано" на удивление качественный салон. Однако к чему придраться все же есть. Например, приборная панель плохо защищена от дневного света, и поэтому из-за бликов плохо видно не только ЖК-дисплей бортового компьютера, но и показания аналоговых спидометра и тахометра

Однако уже при первом знакомстве смутил тот факт, что двери у "Солано" закрываются, только если ими сильно хлопать. Второй тревожный звоночек прозвенел, когда оказалось, что у выданного нам на тест автомобиля не работает вентилятор кондиционера. Впоследствии, этот "глюк" вылечился с помощью "перезагрузки" – для этого пришлось заглушить и, затем, снова завести двигатель. Но осадок, как говорится, остался.

После первой же "примерки" выяснилось, что у рослого водителя вряд ли получится комфортно устроиться за рулем этого автомобиля: не хватает и регулировки рулевой колонки по вылету, и диапазона горизонтального перемещения водительского кресла, а сами подушки передних кресел слишком короткие. Правда, присутствовавший на тесте глава российского представительства Lifan Сунь Цзэцзюнь заявил, что на заводе в Китае уже знают про этот недостаток и в ближайшее время начнут поставлять в Россию машинокомплекты с новыми сиденьями.

Проверка на дорогах

Первое впечатление от поездки за рулем "Солано" – этот автомобиль хорошо приспособлен для спокойной городской езды, а подвеска обеспечивает приемлемую плавность хода даже при езде по плохим дорогам, которых в Карачаево-Черкессии достаточно. Управляется "Солано" тоже сносно - такое ощущение, что рулевое управление досталось седану от более тяжелого и мощного автомобиля. В результате, руль крутиться буквально одним пальцем, но при этом на невысоких скоростях обеспечивает внятный контроль над траекторией.

Пятиступенчатая "механика", которая устанавливается на все "Солано", особых нареканий не вызывает, а вот единственный 1,6-литровый двигатель мощностью 106 лошадиных сил хотелось бы поменять на более мощный агрегат - чтобы почувствовать подхват, стрелку тахометра приходится загонять за отметку четыре тысячи оборотов. А это в случае Solano чревато акустическим дискомфортом: несмотря на хорошую шумоизоляцию рев раскручиваемого мотора легко проникает в салон.

В 2010 году завод планирует выпустить
около полутора тысяч "Солано"

К слову, 1,6-литровому двигателю, которым комплектуются собираемые в России "Лифаны", часто приписывают бразильское происхождение. Мол, этот мотор относится к семейству Tritec, которое производится на заводе, построенном альянсом BMW и Chrysler в Южной Америке. Несколько лет назад такие моторы ставили на MINI.

Автомобили "Лифана", действительно, комплектуются этим движком, но он в Россию сейчас не поставляется, и поставляться не будет. Поэтому на все российские "Солано" устанавливается 1,6-литровый двигатель собственной китайской разработки, который немного уступает "бразильцу" по паспортным характеристикам.

Но уже скоро потенциальные покупатели китайского седана наверняка перестанут жаловаться на недостаток мощности силового агрегата Lifan Solano: в Чунцине готов новый 1,8-литровый двигатель мощностью 137 лошадиных сил, который будет устанавливаться на собираемые в Черкесске Solano вместе с вариатором уже с осени.

Эпилог

Конечной точкой тестового маршрута стал известный горнолыжный курорт "Домбай", расположенный на высоте 1650 метров над уровнем моря. Lifan Solano завез нас на эту верхотуру с комфортом и без серьезных нареканий. Подводя итог, можно сказать, что подобные испытания для "Солано" - не проблема.

Однако по результатам 200-километрового теста невозможно составить представление о том, как поведет себя незнакомая отечественным автомобилистам машина на дороге в экстремальных условиях, а также при многомесячной эксплуатации в условиях российского климата. И об этом стоит помнить, читая подобные тесты в прессе, и уж тем более руководствуясь ими при покупке нового автомобиля. Исключение составляют ресурсные испытания, вроде таких. Но они, к сожалению, доступны далеко не для всех новых китайских легковушек.

Что касается безопасности Lifan Solano, то пока известно лишь то, что этот автомобиль успешно прошел заводской краш-тест, необходимый для сертификации машины в России. Результаты этих испытаний можно увидеть, посмотрев расмещенный на ресурсе Rutube пользователем tcderways видеоролик:

О независимых краш-тестах, которые проводятся при более жестких условиях, на момент написания заметки не сообщалось.


Технические характеристики Lifan Solano

Длина, мм4550
Ширина, мм1705
Высота, мм1495
Колесная база, мм2600
Снаряженная масса, кг1150
Объем двигателя, см31587
Мощность, лошадиных сил/об-мин106/6000
Крутящий момент, Нм/об-мин137/4800
Время разгона от 0 до 100 километров в час, с10,5
Максимальная скорость, километров в час170
Расход топлива в комбинированном цикле, л/100 км7,8