Обогнать Шумахера

На Гран-при Китая Виталий Петров получил первые очки

Гонщик McLaren Дженсон Баттон на Гран-при Китая стал первым пилотом Формулы-1 в 2010 году, сумевшим одержать более одной победы по ходу этого сезона. Неудивительно, что именно действующий чемпион после четырех гонок возглавляет личный зачет. А вот его напарник по команде, Льюис Хэмильтон, пока на первом месте не финишировал ни разу.

Впрочем, для большинства болельщиков Формулы-1 в России куда более важным событием стал первый финиш Виталия Петрова - на седьмом месте, что принесло ему первые зачетные очки. Россиянин провел не безошибочную, но очень яркую гонку и на сегодняшний день смотрится куда лучше всех остальных дебютантов.

Время вопросов

Автодром в Шанхае - пожалуй, лучшая трасса, построенная главным архитектором Формулы-1 Германом Тильке. Необычный и достаточно сложный трек требует очень точного пилотажа, но позволяет гонщикам атаковать и бороться за позиции. А сочетание длинных прямых и медленных поворотов делает работу с настройкой шасси очень непростой.

За шесть лет проведения Гран-при Китая гонку на шанхайской трассе выигрывали шесть разных пилотов. Пять из них вышли на старт и в минувшее воскресенье, 18 апреля. Шестой гонщик - Кими Райкконен - в то же время выступал на очередном этапе чемпионата мира по ралли в Турции. Дженсон Баттон побед на этой трассе не имел, так что его итоговый успех традицию не нарушил.

Заявку на победу Дженсон сделал уже в пятницу, выиграв первую сессию тестовых заездов и опередив Нико Росберга из Mercedes и Льюиса Хэмильтона. Однако внимание прессы было приковано не к нему, а к Себастьену Буэми, чей болид Toro Rosso на торможении неожиданно потерял оба передних колеса. Серьезной опасности для самого гонщика и зрителей при этом не возникло, но как выяснилось позже, именно эта авария стала причиной схода швейцарца уже на старте гонки.


Авария Буэми на свободных заездах еще раз продемонстрировала, чем приходится расплачиваться за уникальность машин Формулы-1. Команда Toro Rosso впервые строит болиды самостоятельно, и испытания новой подвески едва не закончились серьезной аварией.

С точки зрения чемпионата в целом, еще более важным событием пятничных сессий стал отказ двигателя на Ferrari F10 Фернандо Алонсо. В финале предыдущего Гран-при испанец уже потерял один из восьми моторов, выделенных на сезон, и отказ второго серьезно осложнил ситуацию для двукратного чемпиона мира. До конца сезона еще 15 гонок, а у Алонсо осталось лишь шесть двигателей, два из которых уже частично выработали свой ресурс.

В квалификации вновь, уже четвертый раз подряд, доминировали гонщики Red Bull - Себастьяну Феттелю удался блестящий круг, удививший даже его гоночных инженеров и руководителя команды Кристиана Хорнера. Вторым стал его напарник Марк Уэббер, а "лучшим из остальных" - Алонсо, который всего на 0,010 секунды опередил Нико Росберга.

Дженсон Баттон в третий раз за сезон сумел опередить в квалификации Льюиса Хэмильтона, а главным неудачником субботних заездов стал семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер. Немец не только уступил всем пилотам команд "большой четверки", но и пропустил вперед Роберта Кубицу на Renault. В 2006 году именно в Шанхае Шумахер одержал свою последнюю победу в Формуле-1, но на этот раз уступил своему напарнику Росбергу более 0,7 секунды! Сам Михаэль жаловался на баланс машины и слабый разгон на выходе из медленных поворотов.

Виталий Петров закончил квалификацию 14-м, что стало для него пока лучшим результатом на сухой трассе. В то же время, необходимость выступать в квалификации на сухой трассе осложнила жизнь инженерам команд, так как в гонке ожидался дождь, а менять настройки шасси между квалификацией и гонкой нельзя. В связи с этим одни команды и гонщики сделали выбор в пользу "дождевых" настроек, а другие - в пользу "сухих".

Боксерские будни

Первые капли дождя упали на трассу за полчаса до гонки. Однако вплоть до самого старта это были действительно лишь капли, вновь озадачившие команды. В итоге, все пилоты предпочли стартовать на сликах. По прогнозам, дождь должен был усилиться через пару кругов после начала гонки, но ставить дождевую резину было опасно - в таких условиях она разрушилась бы слишком быстро.

На старте Алонсо мгновенно опередил обоих гонщиков Red Bull - как позже выяснилось, благодаря фальстарту. В остальном изменения в позициях были небольшими - в очередной раз Шумахер и Петров стартовали чуть лучше конкурентов, но отыграли совсем немного.


Рывок Алонсо выглядел впечатляюще, однако совершил он его лишь благодаря фальстарту. Первым на это обратил внимание Чарли Уайтинг, который и погасил огни светофоров Формулы-1. А чуть позже своей команде сообщил о нарушении и Дженсон Баттон, стартовавший сразу за Алонсо.

Однако уже через несколько поворотов гонщик Force India Витантонио Льюцци потерял контроль над машиной и буквально снес с трассы Камуи Кобаяси и Себастьена Буэми. Асфальт был усыпан обломками трех машин, и на трассе появился автомобиль безопасности. Большинство гонщиков немедленно отправились в боксы - менять резину на дождевую.

Отказались от смены шин лишь Росберг, Баттон, Кубица, де ла Роса, Петров и Ковалайнен. Соответственно, эти гонщики и возглавили пелотон, однако дождь постепенно усиливался, и в конце концов на сухой резине они неизбежно должны были проиграть тем, кто сменил покрышки. Поначалу казалось, что так и случится - сразу после рестарта гонки Ковалайнен и Петров начали терять позиции.

Однако спустя еще несколько кругов ситуация изменилась - дождь практически прекратился, и трасса начала стремительно подсыхать. Первым это понял Шумахер, раньше других отправившийся в боксы - менять резину во второй раз. Круг спустя на пит-лейн свернули и почти все остальные пилоты. Правда, для Алонсо проезд по пит-лейн сначала стал наказанием за фальстарт, и лишь на следующем круге испанец смог поменять резину.

Несмотря на правильную тактику Ковалайнена, его Lotus не мог конкурировать с лидерами, откатываясь все дальше. А вот Росберг, Баттон, Кубица, де ла Роса и Петров сумели оторваться от соперников более чем на полминуты. Но вскоре на Sauber де ла Росы отказал двигатель Ferrari, и гонка для испанца закончилась.

Не формат
В третьей гонке подряд главным антигероем становится Льюис Хэмильтон. Британец демонстрировал неплохую скорость и бойцовские качества, но некоторые его маневры вызвали недоумение у соперников и специалистов. Сначала Льюис слишком поздно принял решение заехать в боксы и отправился туда прямо через газон и полосу безопасности. Пересекать линии разметки на въезде на пит-лейн можно, а вот ездить за пределами трассы - нет.

Во время второго посещения боксов Хэмильтон в весьма агрессивной манере оттеснил Феттеля на въезде на пит-лейн. В боксах Red Bull сработали чуть быстрее, и Хэмильтон едва не врезался в проезжавшего мимо Феттеля. Но и тут Льюис не захотел уступать, и их машины вплотную проехали практически по всему пит-лейн. За эта оба гонщика получили предупреждение от стюардов - для Хэмильтона уже второе за последние две гонки.

Впрочем, Льюиса это ничуть не остановило - после того, как трассу покинул второй автомобиль безопасности, Хэмильтон жестким маневром выбросил за пределы трассы Марка Уэббера... Кажется, на ближайшем брифинге им снова будет о чем поговорить.

Тем временем, откатившиеся назад лидеры совершали прорывы наверх. Хэмильтон подкараулил ошибку боровшихся между собой Феттеля и Сутиля и одним маневром прошел обоих. Практически мгновенно он настиг и Шумахера, который отыграл несколько позиций благодаря более раннему пит-стопу. Немец сопротивлялся атакам Хэмильтона на протяжении двух кругов, перекрывая все возможности для атаки, но в итоге все же вынужден был уступить - до этого на каждом круге Михаэль проигрывал Льюису по три секунды!

Вскоре Шумахер пропустил и Феттеля. Дождь вновь усилился, и Михаэль предложил команде смену резины. Пока в боксах Mercedes раздумывали о целесообразности такого решения, его напарник, Нико Росберг, лидировавший в гонке, вылетел с трассы. Нико сумел вернуться в гонку, однако при этом к нему вплотную приблизился Дженсон Баттон и вскоре сумел провести успешную атаку.

Вылет лидера стал сигналом: машины вновь одна за другой начали сворачивать на пит-лейн за дождевой резиной. Шел всего двадцатый круг гонки, но для большинства пилотов это был уже третий визит в боксы. В Ferrari решились зазвать своих пилотов одновременно, причем при въезде на пит-лейн Алонсо жестким маневром обошел Массу. В результате бразилец был вынужден ждать, пока обслужат его напарника, и только после этого смог провести свой пит-стоп...

В этот момент на трассе вновь появился автомобиль безопасности - Хайме Альгерсуари столкнулся с машиной HRT при обгоне ее на круг. Инцидент сыграл на руку всем тем, кто заезжал в боксы несколько раз - благодаря машине безопасности значительный отрыв лидеров был нивелирован.

После рестарта Хэмильтон выдавил на обочину Уэббера, затем настиг и быстро прошел Кубицу, и приступил к атакам на Росберга. Таким образом англичанин, еще недавно отстававший от лидеров на 50 секунд, уже вел борьбу за второе место в гонке. Однако опередить второй Mercedes на трассе ему так и не удалось.

За 20 кругов до финиша началась очередная волна пит-стопов. Открыли ее Марк Уэббер и Михаэль Шумахер - и оба сумели отыграть за счет этого несколько позиций. Хэмильтон заехал в боксы на круг раньше Росберга и благодаря этому оказался впереди немца. А вот Петров вылетел с трассы, едва не разбив машину. Россиянин смог вернуться в гонку, но пропустил вперед Алонсо и Феттеля.


Прорыв Петрова на последних кругах дистанции стал украшением гонки, и режиссеры уделяли ему немало внимания. Отметили успех россиянина и многие эксперты.

Казалось, на этом борьба в гонке закончится, однако за 12 кругов до финиша у гонщиков, которые раньше других провели свои пит-стопы, возникли трудности с резиной. Особенно сильно потеряли в скорости Уэббер, Шумахер и Альгерсуари. А вот Петров, напротив, сумел сохранить покрышки в очень хорошем состоянии и не только не уступил атаковавшему его было Массе, но и начал прорываться вперед.

Первым уступил под натиском атак россиянина Альгерсуари, после чего отправился в боксы в шестой раз. Вскоре Виталий настиг Шумахера и спустя пару кругов сумел опередить семикратного чемпиона. Разница в скорости между ними в этот момент превышала три секунды на каждом круге. А всего за два круга до финиша Петров догнал и легко опередил Марка Уэббера - благодаря ошибке австралийца.

Тем временем лидер, Дженсон Баттон, спокойно удерживал свое преимущество, уверенно контролируя отрыв от Хэмильтона. На финише их разделили полторы секунды. Дополнил подиум Нико Росберг. Фернандо Алонсо, несмотря на штраф за фальстарт, сумел финишировать четвертым.


Результаты Гран-при Китая

Место Гонщик Команда Время
1. Дженсон Баттон McLaren Mercedes 1ч 44:42.163
2. Льюис Хэмильтон McLaren Mercedes +1.530
3. Нико Росберг Mercedes GP + 9.484
4. Фернандо Алонсо Ferrari +11.869
5. Роберт Кубица Renault +22.213
6. Себастьян Феттель Red Bull Renault +33.310
7. Виталий Петров Renault +47.600
8. Марк Уэббер Red Bull Renault +52.172
9. Фелипе Масса Ferrari +57.796
10. Михаэль Шумахер Mercedes GP +1:01.749
11. Адриан Сутиль Force India Mercedes +1:02.874
12. Рубенс Баррикелло Williams Cosworth +1:30.665
13. Хайме Альгерсуари Toro Rosso Ferrari +1:11.416
14. Хейкки Ковалайнен Lotus Cosworth +1 круг
15. Нико Хюлькенберг Williams Cosworth +1 круг
16. Бруно Сенна Hispania Cosworth +2 круга
17. Карун Чандхок Hispania Cosworth +4 круга
18. Ярно Трулли Lotus Cosworth сход
19. Лукас ди Грасси Virgin Cosworth сход
20. Педро де ла Роса BMW Sauber Ferrari сход
21. Себастьян Буэми Toro Rosso Ferrari сход
22. Камуи Кобаяси BMW Sauber Ferrari сход
23. Витантонио Льюцци Force India Mercedes сход
24. Тимо Глок Virgin Cosworth сход

Перед Европой

Удивительно, но победы Баттона в McLaren оказались значительно ярче, чем те, что принесли ему титул в прошлом году. И в Австралии, и в Китае Дженсон победил благодаря своим точным и грамотным действиям, пройдя гонку безошибочно и сумев выбрать верный момент для смены резины. Благодаря этим победам Дженсон вышел в лидеры чемпионата и стал одним из главных фаворитов сезона.


Баттон выиграл уже два Гран-при, тогда как Хэмильтон и Росберг - ни одного. Но в общем зачете гонщиков разделяют всего 11 очков.

Его напарник, Льюис Хэмильтон, сумел минимизировать потери, финишировав вторым, но Льюис до сих пор не выиграл ни одной гонки. И, похоже, Хэмильтона это начинает беспокоить - по крайней мере, его стиль пилотирования стал еще более нервным и агрессивным, чем раньше. В общем зачете, впрочем, он идет четвертым, проигрывая лидеру всего 11 очков.

На вторую позицию в зачете пилотов поднялся Росберг, который также не выиграл в этом году ни разу. Нико демонстрирует удивительную стабильность, особенно заметную на фоне постоянных неудач Михаэля Шумахера. Впрочем, плотность результатов пока такова, что лидировавший в личном зачете перед китайской гонкой Масса откатился сразу на шестую позицию. Без сомнений, ситуация изменится еще не раз.

В Кубке конструкторов команда McLaren вышла на первое место, опередив Ferrari. Обладатель лучших машин чемпионата, команда Red Bull, все еще остается лишь на третьей позиции, выигрывая всего 13 очков у Mercedes. К ним, в свою очередь, все ближе подбирается Renault - и уже не только усилиями Кубицы, но и при участии Виталия Петрова.

Гран-при Китая стал последним в стартовой "выездной сессии" Формулы-1. Через три недели чемпионат возвращается в Европу, и первая гонка пройдет на главном тестовом полигоне "королевы автоспорта", в Барселоне. Большинство команд именно к этому Гран-при готовят целую серию новинок, а в Mercedes - новый болид. Так что не исключено, что уже в Испании мы увидим совсем другие гонки.


Положение в общем зачете после четвертого этапа

Место Гонщик Команда Очки
1. Дженсон Баттон McLaren Mercedes 60
2. Нико Росберг Mercedes GP 50
3. Фернандо Алонсо Ferrari 49
4. Льюис Хэмилтон McLaren Mercedes 49
5. Себастьян Феттель Red Bull Renault 45
6. Фелипе Масса Ferrari 41
7. Роберт Кубица Renault 40
8. Марк Уэббер Red Bull Renault 28
9. Адриан Сутиль Force India Mercedes 10
10. Михаэль Шумахер Mercedes GP 10
11. Витантонио Льюцци Force India Mercedes 8
12. Виталий Петров Renault 6
13. Рубенс Баррикелло Williams Cosworth 5
14. Хайме Альгерсуари Toro Rosso Ferrari 2
15. Нико Хюлькенберг Williams Cosworth 1
16. Камуи Кобаяси BMW Sauber Ferrari 0
17. Себастьен Буэми Toro Rosso Ferrari 0
18. Педро де ла Роса BMW Sauber Ferrari 0
19. Хейкки Ковалайнен Lotus Cosworth 0
20. Карун Чандхок Hispania Cosworth 0
21. Лукас ди Грасси Virgin Cosworth 0
22. Бруно Сенна Hispania Cosworth 0
23. Тимо Глок Virgin Cosworth 0
24. Ярно Трулли Lotus Cosworth 0

Положение в Кубке конструкторов после четвертого этапа

Место Команда Очки
1. McLaren Mercedes 109
2. Ferrari 90
3. Red Bull Renault 73
4. Mercedes GP 60
5. Renault 46
6. Force India Mercedes 18
7. Williams Cosworth 6
8. Toro Rosso Ferrari 2
9. BMW Sauber Ferrari 0
10. Lotus Cosworth 0
11. Hispania Cosworth 0
12. Virgin Cosworth 0