Царь горы

Американский пилот установит новый рекорд гонок Pikes Peak

Американский гонщик Рис Миллен заявил, что намерен вернуть в семью рекорд по скорости подъема на холм Пайкс Пик, который в 2007 году у его отца, Рода, отобрал Нобухиро Таджима. Специально для этой цели команда Миллена, Rhys Millen Racing, совместно с компанией Hyundai разрабатывает прототип RMR Hyundai Genesis PM580. На этом автомобиле Миллен-младший намерен стать первым человеком в мире, который сможет подняться на холм быстрее, чем за 10 минут.

Гонка на горе Пайкс Пик - одно из двух (наряду с гонкой Инди-500) старейших автомобильных соревнований Америки. Ее первый старт состоялся 10 августа 1916 года, и 27 июня 2010 года она пройдет уже в 88-й раз. Соревнование, которое официально называется Pikes Peak International Hill Climb, проходит на дистанции 19,99 километра. Трасса содержит 156 поворотов, при этом старт находится на высоте 2862 метров, а финиш - на отметке 4301 метров над уровнем моря. Недаром второе название соревнования - "Гонка на облаках".

Первые

Инициатором проведения первой гонки стал Спенсер Пенроуз, один из крупнейших меценатов Колорадо-Спрингс того времени. В 1915 году он закончил строительство шоссе Pikes Peak Highway, и в целях его популяризации разработал план гонки, которая оканчивалась на вершине холма. Соревнование получило название Pikes Peak National Hill Climbing Contest, что можно перевести как "Национальный чемпионат по подъему на холм Пайкс Пик".

О Пайках
Гора Пайкс Пик находится на востоке штата Колорадо, в 16 километрах западнее города Колорадо-Спрингс. Ее высота составляет 4302 метра.

Открыл гору в 1806 году лейтенант Зебулон Пайк, которого президент США Томас Джефферсон отправил изучать Великие равнины в южной части штата. По легенде, когда Пайк подошел к подножию горы, возвышавшейся над равниной, он заявил, что никто из людей никогда не покорит ее.

Сам Пайк, действительно, никогда не поднимался на гору, названную в его честь. Однако сегодня сделать это может любой, кто решится участвовать в знаменитой гонке.

Привлекательности соревнованию придали призовые - при стартовом взносе от 25 до 50 долларов приз в различных категориях транспортных средств составлял от 500 до 2000 долларов - по тем временам, это были большие деньги. Кроме того, победитель становился обладателем переходящего 43-дюймового приза, выполненного из серебра и золота.

В первой гонке участие приняли не только гонщики, но и многие известные люди того времени. А среди машин, вышедших на старт, можно было увидеть Delage, Duesenberg, Cadillac, Hudson, Stutz и многие другие знаменитые марки.

Первым победителем стал 22-летний Ри Ленц из Вашингтона - он проехал дистанцию за 20 минут 55,6 секунды. Его автомобиль Romano Demon Special был оснащен авиационным двигателем Curtiss мощностью 125 лошадиных сил, и при этом стал самым маленьким и самым легким из всех, что приняли участие в заезде, а сам Ри оказался самым молодым из гонщиков. После этой гонки о Ри Ленце больше никто ничего не слышал.

Несмотря на успех первой гонки, из-за мировой войны следующая гонка прошла только в 1920 году. На этот раз она проходила под эгидой Американской автомобильной ассоциации. Победу в ней одержал Отто Лоше. В 1924 году он повторил свой успех. Однако героем Pikes Peak в двадцатых и начале тридцатых годов стал не он, а Глен Шульц. Он смог одержать победы в 1923, 1926, 1927, 1928, 1930, 1932 и 1933 годах.

Начиная с 1934 года в гонке началась эра знаменитой американской гоночной семьи Анзер. Сначала свое слово сказал Луи Анзер, с 1934 по 1951 годы одержавший девять побед в гонке. В 1950-х самым успешным покорителем горы стал Бобби Анзер. В следующем десятилетии дважды смог победить Эл Анзер, а в 1968 году Бобби на Rislone Special установил рекорд трассы, впервые проехав по 20-километровой трассе менее чем за 12 минут - его результат составил 11 минут и 54,9 секунды. Это достижение продержалось 11 лет, и лишь в 1979 году его всего на несколько десятых перекрыл Дик Додж-младший.

Позже победы в различных категориях Pikes Peak одерживали и многие другие представители этой гоночной династии. А в 2003 году дочь Бобби Анзера-младшего, Джери Анзер, установила рекорд гонки для электромобилей. Всего семья Анзер имеет на своем счету 113 стартов в Pikes Peak Hill Climb и 38 побед в различных категориях.

Besame Mouton

Впрочем, представительница знаменитой династии была далеко не первой женщиной, принявшей участие в гонке, и даже не первой победительницей. Еще в 1952 году покорить Пайкс Пик попыталась Терри Айвес, выступавшая на Porsche. В 1959 году на старт гонки выходили Джойс Томпсон, в 1975-м - Бонни МакФерсон и Мардж Сторк, а в 1977-м - Нэнси Ридер.

Наконец, в 1984 году среди участников появилась Мари-Алейна Шнайдер. Однако в тот год все внимание было приковано к другой пилотессе - одной из самых успешных женщин в истории автоспорта, француженке Мишель Мутон.


Мишель Мутон и ее штурман Фабриция Понс, 1986 год.

К тому моменту Мутон уже стала первой (и до сих пор единственной) женщиной, одержавшей победу на трассах чемпионата мира по ралли. В 1982 год она всерьез боролась за чемпионский титул WRC, и лишь ненадежность ее Audi Sport quattro не позволила ей опередить Вальтера Рерля на Opel.

В 1984 году она предприняла первую попытку восхождения на Пайкс Пик. Француженка выступила на раллийном Audi Sport quattro и одержала убедительную победу. Однако рекорд гонки (11 минут 38,3 секунд), установленный годом ранее Элом Анзером-младшим, устоял.

В 1985 году Мишель вернулась в Колорадо, чтобы сделать новую попытку. Мутон вновь села за руль Sport quattro, в доработанной версии S1. И на этот раз французская пилотесса смогла перекрыть достижение сразу на 13 секунд! Рекордное время теперь составляло 11 минут и 25,39 секунд.

Впрочем, этот результат продержался всего год. Уже в 1986 году за руль Audi Sport quattro S1 сел Бобби Анзер и превзошел достижение Мутон. Анзер смог проехать дистанцию за 11 минут и 9,22 секунды. А спустя еще год и это время было перекрыто все тем же Вальтером Рерлем, и вновь на Audi Sport quattro. Немец стал первым человеком в истории, кто смог проехать по трассе Pikes Peak менее чем за 11 минут.

План "B"

В конце 1986 года в мировом раллийном чемпионате была упразднена самая мощная категория - группа "B". Это произошло после ряда серьезных аварий на трассах чемпионата, в которых погибло несколько зрителей, а также гонщик Генри Тойвонен и его штурман Серджио Кресто.

В результате машины участников чемпионата, одни из самых совершенных в истории автоспорта, оказались ненужными. В 1988 году компания Peugeot решила вмешаться в борьбу за рекорд на Pikes Peak International Hill Climb.


Peugeot 405 Turbo 16 "Pikes Peak" стал одним из самых совершенных автомобилей своего времени.

Используя опыт в создании раллийного Peugeot 205 Turbo 16, компания в кратчайшие сроки сумела подготовить новый автомобиль Peugeot 405 Turbo 16 "Pikes Peak", мощность турбодвигателя которого превышала 600 лошадиных сил. За руль сел один из лучших гонщиков мира, чемпион WRC 1981 года Ари Ватанен.

Ватанен выступал на трассе Pikes Peak впервые, однако сумел покорить гору с первой попытки. Его время, 10 минут и 47,22 секунды, оказалось на 0,6 секунды лучше времени Рерля, установленного годом ранее. Это достижение продержалось пять лет, и лишь в 1993 году американец Пол Далленбах на Chevrolet сумел превзойти его еще на 3,5 секунды.

А в 1988 году, по заказу Peugeot, режиссер Жан-Луи Мори создал короткометражный фильм "Танец восхождения" (Climb Dance) о рекордной попытке Ватанена. Фильм был удостоен многих наград, благодаря чему гонка Pikes Peak International получила широкую известность далеко за пределами США.

Hot Rod

Но и Далленбаху не суждено было долго оставаться рекордсменом знаменитой гонки. Уже в 1994 году атаку на рекорд предпринял один из лучших гонщиков Северной Америки, Род Миллен.

Миллен родился в Новой Зеландии и до переезда в США в 1978 году успел выиграть три национальных чемпионата по ралли. Уже на следующий год он стал победителем раллийного чемпионата Северной Америки и повторил свой успех в 1980-м. В дальнейшем Миллен одержал победу в целом ряде американский раллийных гонок и чемпионате, пока в конце восьмидесятых годов не преключился на соревнования по восхождениям на гору.

В 1989, 1991 и 1992 годах он становился победителем гонки Pikes Peak в различных категориях, а в 1993 стал вторым в классе Open. Наконец, в 1994 году, заручившись поддержкой компании Toyota, Род Миллен выступил в абсолютной категории соревнований, надеясь установить новый рекорд.

Миллен сел за руль специально подготовленной раллийной Toyota Celica Turbo "Pikes Peak". Автомобиль был выполнено по последнему слову техники - карбоновое шасси, граунд-эффект и двигатель мощностью 850 лошадиных сил сделали машину Миллена самой совершенной из всех, что когда-либо участвовали в гонке.


Toyota Celica Turbo "Pikes Peak" позволила Роду Миллену установить рекорд, продержавшийся 13 лет. Что также стало рекордом.

Тем не менее, никто не ожидал, что обновленный всего годом ранее рекорд будет разбит с таким запасом. Миллен смог улучшить предыдущее достижение сразу на 40 секунд, остановив время на отметке 10 минут и 4,06 секунды! Это стало самым значительным улучшением результата гонки за 30 лет.

Урок японского

Уникальный рекорд Миллена продержался 13 лет - дольше, чем какой-либо другой в истории гонки. Более того - некоторые энтузиасты Pikes Peak считают его действующим до сих пор. Ведь он был продемонстрирован на грунтовой версии трассы, а с тех пор некоторые участки дистанции были заасфальтированы, и характер гонки изменился.

Тем не менее, даже на асфальте долгое время никто не мог улучшить достижение Миллена. Неоднократные попытки превзойти собственный рекорд предпринимал и сам Род, используя для этого как уже испытанную Toyota Celica, так и специально подготовленную Toyota Tacoma. Однако улучшить его время было суждено другому японскому автомобилю - Suzuki.


Нобухиро Таджима - действующий обладатель рекорда трассы Pikes Peak. Пока его результат 2007 года, 10:01,408, не может превзойти никто - даже он сам.

В 2007 году известный японский раллист, руководитель раллийной программы Suzuki Нобухиро Таджима вышел на старт гонки на прототипе Suzuki XL7 Hill Climb Special, прошедшем серьезную подготовку к восхождению на холм. Для самого Нобухиро, которому на тот момент уже исполнилось 57 лет, это было далеко не первое участие в соревновании - он дебютировал в Pikes Peak еще в 1992 году.

Автомобиль Таджими также стал самым совершенным в истории гонки - только мощность двигателя Suzuki превышала 1000 лошадиных сил! Тем не менее, Нобухиро удалось превзойти достижение Миллена всего на три секунды - его время составило 10:01,408. Однако Нобухиро не смог стать первым гонщиком в истории, проехавшим дистанцию менее чем за 10 минут.

Не смог он этого сделать и позже, в 2008 и 2009 годах, хотя японец и показывал лучшее время на новой, более легкой и совершенной Suzuki SX4 с 2,7-литровым турбомотором мощностью 884 лошадиные силы. В 2009 году он показал время лишь 10 минут и 15 секунд - правда, отчасти ему помешал дождь.

И вот теперь, в 2010 году, в бой вступает сын Рода Миллена, Рис. По мнению гонщика, специально создаваемый для подъема на холм Pikes Peak автомобиль RMR Hyundai Genesis PM580 станет лучшим на трассе Pikes Peak и позволит ему одинаково комфортно чувствовать себя как на асфальте, так и на гравии. А ведь именно здесь кроется секрет успеха в современной конфигурации трассы, считает команда Миллена. Прав ли сын рекордсмена, мы узнаем 27 июня, когда пройдет 88-я гонка Pikes Peak International Hill Climb.


Будущий автомобиль Риса Миллена, на котором он намерен побить рекорд, RMR Hyundai Genesis PM580, выполнен в "стиле Ле-Ман", и оснащен 4,1-литровым турбомотором Hyundai Lambda V6, мощность которого должна составить 750 лошадиных сил.