Окно в Европу

Формула-1 возвращается на европейские трассы

В ближайший уик-энд, с 7 по 9 мая, состоится первый европейский этап Формулы-1 в 2010 году - Гран-при Испании. Как считают многие эксперты, в Барселоне сезон, по-большому счету, начнется заново, а масштабная модернизация большинства машин чемпионата способна серьезно повлиять на расстановку сил.

В то же время, четыре прошедших гонки позволяют уже сейчас сделать определенные выводы о форме соперников. "Авто.Лента.ру" решила подвести итоги "заморского турне" чемпионата мира, и оценила перспективы команд на ближайшее будущее.

Испытанное средство

Большое количество изменений в машинах перед первым европейским этапом Формулы-1 в 2010 году во многом объясняется логистикой. Между гонками в Австралии, Малайзии и Китае команды предпочитают не возить машины на свои базы, досылая на эти Гран-при лишь отдельные доработанные элементы. То есть, все значительные изменения откладываются до возвращения в Европу.

Но в последние годы эта тактика получила и другое обоснование. Ведь уже несколько лет первым европейским этапом сезона становится гонка в Барселоне. А испанская трасса практически со дня своего открытия в 1991 году служит главным тестовым полигоном для команд чемпионата мира.


Трасса в Барселоне традиционно выявляет технически наиболее совершенные машины.

Причина кроется в уникальном дизайне автодрома - он представляет собой практически идеальное сочетание всех элементов современных трасс Формулы-1. Тут есть и быстрые виражи, и среднескоростные повороты, и медленные "шпильки", и очень длинная прямая старт-финиш. Благодаря этому, испанская трасса способна выявить слабые места любой машины, и точно оценить преимущество того или иного обновления.

Уровень мастерства гонщика тут не так важен - на технически слабой машине даже самый талантливый пилот не имеет никаких шансов на победу. Исключением становились лишь дождевые гонки, но дожди в Барселоне редки, и в большинстве случаев во время Гран-при над трассой светит солнце.

Именно поэтому команды стараются приурочить первые значительные изменения своих машин к данной гонке - ведь только в Барселоне можно будет с наибольшей точностью оценить пользу от них. Во время следующего Гран-при, который пройдет на узких улочках Монако, сделать это будет куда сложнее.

McLaren

Команда McLaren подходит к первому европейскому этапу с неоднозначными результатами. С одной стороны, британская конюшня лидирует и в личном, и в командном зачете чемпионата мира, став единственной командой, сумевшей одержать две победы в первых гонках сезона.

Но с другой стороны, эти победы одержал совсем не тот гонщик, на которого делались ставки перед началом сезона. Вместо ожидаемого лидерства молодого Льюиса Хэмильтона, чемпионат возглавил Дженсон Баттон, которого по чистой скорости мало кто из специалистов относит к первой пятерке пилотов чемпионата.


Уверенное лидерство Дженсона Баттона во внутрикомандной дуэли с Льюисом Хэмильтоном стало большим сюрпризом для большинства специалистов.

Нельзя сказать, что Хэмильтон проводит свои гонки плохо - он быстр, активен, и за четыре первых этапа успел совершить 23 обгона. Однако все эти достижения стали следствием его же постоянных ошибок, в результате которых Льюис оказывался позади более медленных машин. Баттон же, напротив, пилотирует спокойно и рассудительно, без лишней суеты, что и приносит ему успех.

Впрочем, если две победы Баттона в гонках еще можно объяснить правильным выбором тактики, и, в какой-то степени, везением, то разгром напарника в квалификациях стал событием совершенно удивительным. В четырех Гран-при Дженсон сумел трижды опередить более быстрого, как считалось, Льюиса в квалификационных заездах.

Очевидно, что сезон пока проходит совсем не потому сценарию, что представлял себе Хэмильтон перед стартом чемпионата, и уже заметно, что это заставляет молодого британца нервничать. Он все чаще допускает ошибки, проявляет излишнюю агрессию, да и за пределами трассы попадает в неприятные истории.

В последних двух гонках он был дважды предупрежден стюардами, и многие специалисты высказывали свое недоумение по поводу столь мягкого наказания. Можно не сомневаться, что в следующий раз подобными полумерами Льюис не отделается, и получит достаточно серьезный штраф, вплоть до дисквалификации на одну или две гонки.

Впрочем, пока у Хэмильтона не так уж много поводов для беспокойства - его отрыв от Баттона составляет всего 11 очков, болиды McLaren - одни из самых быстрых и надежных в пелотоне, а система срыва потока воздуха с заднего антикрыла, которую пока безуспешно пытаются повторить конкуренты, способна дать огромное преимущество пилотам команды на почти километровом прямике испанской трассы.

Ferrari

Начав сезон с дубля, пилоты Ferrari раздавали многообещающие комментарии по поводу перспектив борьбы за титул, но последующие гонки в большой степени развеяли их надежды. Даже несмотря на не самые уверенные выступления конкурентов, Алонсо и Масса поочередно потеряли лидерство в чемпионате. Теперь Фернандо борется с Хэмильтоном за третью позицию, тогда как Фелипе и вовсе откатился на шестое место.

К испанскому этапу команда подготовила модернизированную заднюю подвеску, а также новый аэродинамический пакет, который включает в себя заднее антикрыло с хитрым воздуховодом. Пока неизвестно, будет ли он использоваться в гонке: решение об этом будет принято после пятничных свободных заездов.


На Гран-при Китая Фернандо Алонсо показал, что будет бороться с напарником так же жестко, как и с любым другим пилотом. А может быть и жестче...

Но главной проблемой Скудерии в первых гонках стала вовсе не аэродинамика, а надежность моторов. Уже в первой гонке, в Бахрейне, оба пилота сменили двигатели перед стартом из-за перегрева - новая система охлаждения оказалась не слишком эффективной. Но и после того, как чемпионат покинул жаркий Сахир, проблемы не исчезли - отказ двигателя на болиде Алонсо в Малайзии поставил под вопрос его чемпионские амбиции.

И Масса, и Алонсо потеряли уже два мотора из восьми, отведенных на весь чемпионат. Еще два уже частично выработали свой ресурс, причем в непростых условиях. Таким образом, на 15 оставшихся гонок пилоты Ferrari имеют всего по четыре свежих мотора.

Теоретически этого запаса может им хватить, но любой незапланированный отказ двигателя по ходу сезона грозит стать для команды катастрофой. Для решения этой проблемы в конструкцию моторов с разрешения FIA были внесены изменения, которые должны повысить их надежность. Сработают ли эти меры - пока неизвестно.

В то же время, ситуацию в команде может осложнить назревающий конфликт между пилотами. В межсезонье Алонсо и Масса уверяли прессу, что их связывают не только партнерские, но и дружеские отношения, однако гонка в Китая наглядно показала, что пилоты со столь разным менталитетом вряд ли могут выступать в команде на равных условиях.

Жесткий маневр испанца, обогнавшего Массу прямо перед въездом на пит-лейн, тем самым лишив партнера надежд на хороший финиш, вызвали много вопросов со стороны бразильца, хотя в общении с прессой он и пытался проявлять дипломатичность. Руководство команды в этом вопросе поддержало Алонсо, что поставило Фелипе в сложное положение.

Причем, все это происходило именно в тот момент, когда Масса вел переговоры по поводу продления контракта на следующий год. Теперь этот контракт оказался под вопросом - поползли слухи, что в Ferrari хотели бы посадить за руль одного из своих болидов Роберта Кубицу. Тот факт, что "лишним" при этом окажется именно Масса, никаких сомнений уже не вызывает.

Red Bull

Несмотря на победу Себастьяна Феттеля на Гран-при Малайзии, австрийская команда вряд ли может занести старт сезона в свой актив. Пилоты конюшни выиграли все четыре квалификации в этом году, показав явное превосходство болида над соперниками, но в гонках их успехи пока куда скромнее. В чемпионате Феттель занимает лишь пятую позицию, а его напарник Марк Уэббер - восьмую, уступая даже Кубице.


В квалификациях превосходство машин Red Bull было очевидным, но в гонках пилотам команды удалось победить лишь однажды...

Отчасти неудачи команды можно объяснить стечением обстоятельств - сложные погодные условия всегда играют против лидера, так как предоставляют шанс для остальных команд. Однако в Red Bull отлично понимают, что ситуация в чемпионате может измениться в любой момент, и скорость машины необходимо превращать в очки, пока не поздно.

К Гран-при Испании австрийская конюшня подготовила множество изменений, которые, по словам консультанта команды Хельмута Марко, позволят проходить круги на 0,3 секунды быстрее. В то же время, новое антикрыло с воздуховодом пока не готово, и его дебют будет отложен как минимум до Гран-при Турции. Но даже без "F-канала" Red Bull остается главным фаворитом чемпионата.

Mercedes

Результаты гонщиков Mercedes стали большой неожиданностью для большинства специалистов, но при этом для пилотов команды эта "неожиданность" имеет прямо противоположный вектор. Так, молодой Нико Росберг уже дважды побывал на подиуме, и занимает второе место в личном зачете чемпионата мира.

В то же время, семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер, вернувшийся в гонки после трехлетнего перерыва, пока испытывает явные проблемы за рулем машины. И если в трех первых гонках его отставание от Росберга было совсем небольшим, то Гран-при Китая для легенды автоспорта стал настоящей катастрофой.


Михаэль Шумахер пока не может освоиться в Mercedes W01. Может быть, ему поможет в этом новая версия болида, которая будет использоваться в Испании.

Причины неудач Шумахера кроются в особенностях современных болидов Формулы-1, склонных к недостаточной поворачиваемости из-за уменьшения ширины передних колес. К тому же, в Mercedes, похоже, допустили ошибки при проектировании, что привело к еще большему нарушению баланса машины.

Шумахер, всегда предпочитавший болиды с заметной избыточной поворачиваемостью, пока не смог приспособиться к машине, и ощущает себя за рулем не слишком комфортно. Чтобы решить эту проблему, к Гран-при Испании команда готовит обновленный болид, на котором за счет увеличенной базы появится возможность сместить центр тяжести машины к задней оси, изменив тем самым баланс на более подходящий для Михаэля.

Помимо увеличения колесной базы, машина претерпит и множество других изменений - по мнению экспертов, именно Mercedes приготовил самый масштабный пакет обновлений к первой европейской гонке. Однако ситуацию осложняет запрет на тесты - пока никто не знает, насколько эффективны новые элементы, и сможет ли Шумахер опередить своего напарника в ближайших гонках.

Renault

К результатам французской команды в этом году приковано особое внимание российских зрителей, так как именно за Renault выступает первый российский гонщик Формулы-1 Виталий Петров. Тем приятнее, что именно эта конюшня стала лучшей среди команд, не входящих в "большую четверку".

Главным "локомотивом" команды, как и ожидалось, стал Роберт Кубица - опытный поляк продемонстрировал свою силу уже на второй гонке сезона, поднявшись на подиум Гран-при Австралии. На счету Кубицы уже 40 очков, и он всего лишь одно очко проигрывает Фелипе Массе.


Виталий Петров проявил себя как быстрый и очень рассудительный гонщик.

В первых трех гонках у Виталия не все складывалось так, как он хотел - ему трижды не удавалось финишировать, хотя каждый раз он проезжал все большую дистанцию. Наконец, на Гран-при Китая Петров смог не только финишировать, но и заработать первые очки за седьмое место. Причем, по ходу дистанции россиянин совершил несколько эффектных обгонов, опередив Фелипе Массу и Михаэля Шумахера.

Яркие выступления Петрова оценили и зарубежные специалисты, отметив, что пока именно Петров среди новичков чемпионата смотрится предпочтительнее остальных. А трасса в Испании Виталию хорошо знакома, и там у него будет возможность закрепить свой успех.

Force India

Выступления индийской команды оставили неоднозначные впечатления. Лидер команды, Адриан Сутиль, постоянно борется за попадание в финальный сегмент квалификации, и по ходу гонки немец не раз навязывал борьбу лидерам. Однако на счету Адриана всего один результативный финиш, принесший ему 10 очков.


Адриан Сутиль уже не раз "запирал" за собой более быстрых пилотов. Хэмильтону в Малайзии обогнать его так и не удалось.

Его напарник Витантонио Льюцци уступает Сутилю в скорости, но, благодаря более стабильным выступлениям, набрал почти столько же очков. В то же время руководство команды уже намекает, что место в кокпите итальянцу не гарантировано, и если он не начнет прогрессировать, то может быть уволен еще до конца сезона.

Болид Force India, как и год назад, отличается высокой скоростью на прямых и неплохой надежностью, однако в поворотах все далеко не так прекрасно. Правда, побочным эффектом такой конфигурации стало то, что гонщиков индийской конюшни очень сложно обгонять. Это уже успели ощутить на себе и Михаэль Шумахер, и Льюис Хэмильтон, и многие другие пилоты.

Williams

Команда Williams начала сезон достаточно многообещающе, став одним из претендентов на место главного преследователя лидеров, но эти надежды быстро развеялись. Машине явно не хватает скорости, и ни самый опытный пилот Формулы-1 (по количеству Гран-при) Рубенс Баррикелло, ни чемпион прошлого года в серии GP2 Нико Хюлькенберг пока не могут ничего с этим поделать. На двоих они заработали всего шесть очков.


Болиды Williams пока не позволяют Баррикелло проявить себя.

Многие специалисты перед стартом чемпионата считали слабым местом болида Williams мотор Cosworth, уровень которого был неизвестен. Однако в действительности проблемы команды кроются вовсе не в двигателе, а в малоэффективной аэродинамике машины. В Испании команда представит несколько модернизированные боковые понтоны и переднее антикрыло, но большая часть изменений пока не готова - они появятся на машинах лишь к концу месяца.

Toro Rosso

Как и год назад, выступления дочерней команды Red Bull трудно оценить однозначно. С одной стороны, для команды с одним из самых маленьких бюджетов в Формуле-1, она демонстрирует очень неплохие результаты. С другой, совершенно непонятно, почему модернизированный прошлогодний болид Red Bull с гораздо более мощным мотором Ferrari борется где-то в середине пелотона.


Причины слабых выступлений Toro Rosso неясны, но потенциал у этой машины есть.

Впрочем, по скорости болиды Toro Rosso вполне способны побороться если не с Renault, то по крайней мере с Force India и Williams. Тем не менее, после четырех гонок на счету команды всего два очка. Характерно, что принес их едва не отчисленный в межсезонье Хайме Альгерсуари, продемонстрировавший просто блестящий пилотаж в Малайзии.

А вот его напарник, Себастьен Буэми, пока очков не набирал. Но справедливости ради надо заметить, что две гонки из четырех для него закончились уже на первом круге из-за аварий. После Гран-при Китая швейцарец даже попросил руководство команды поменять "несчастливый" болид на новый.

BMW Sauber

Швейцарская команда на старте сезона стала главным разочарованием чемпионата, не сумев подтвердить высокие результаты, показанные на тестах. В реальных гоночных условиях скорость пилотов Sauber оказалась заметно ниже, чем у конкурентов. В итоге, конюшня Питера Заубера до сих пор не имеет на своем счету ни одного очка.

Достичь результатов не помогает ни талант молодого Камуи Кобаяси, ни опыт Педро де ла Росы, ни моторы Ferrari, ни заднее антикрыло с F-каналом. Более того - именно двигатели Ferrari стали причиной двойного схода пилотов Sauber на Гран-при Малайзии. А над де ла Росой нависла угроза увольнения - согласно некоторым сообщениям, решение об этом уже принято, и испанец покинет команду перед Гран-при Турции.


Подписывая контракт с де ла Росой, в Sauber надеялись на испанских спонсоров. Но они так и не появились, и место Педро оказалось под угрозой...

Главные надежды в швейцарской конюшне связывают с появлением в команде нового технического директора, Джеймса Кея. Однако для достижения серьезного прогресса по ходу сезона он пришел слишком поздно: какое-то время придется потратить на изучение ситуации, а уже летом необходимо приступать к разработке машины 2011 года.

Тем не менее, к Гран-при Испании команда сумела подготовить несколько доработок, которые могут помочь ей сделать шаг вперед. Правда, обновленные двигатели Ferrari в Барселоне команда не получит - они появятся на болидах Sauber не раньше гонки в Монако.

Lotus

Лучшей командой среди новичков чемпионата стала малайзийская конюшня Lotus. Коллектив Тони Фернандеса, как и остальные дебютанты, не смог набрать очков в первых четырех гонках, но уступает лидерам меньше конкурентов.


Малайзийская команда Lotus пока далека от результатов исторической конюшни с аналогичным названием, но среди дебютантов она смотрится предпочтительнее.

Машина, построенная Майком Гаскойном, пока не может похвастаться скоростью, зато она значительно надежнее, чем у конкурентов. Создав таким образом плацдарм для дальнейшего развития, уже в Испании Lotus привезет множество новых элементов, которые не успели к первоначальной версии машины из-за недостатка времени.

По заверениям команды, обновления позволят гонщикам проходить круг на секунду быстрее, чем раньше. Если эти надежды оправдаются, прогресс Lotus станет самым значительным во всем пелотоне, а команда серьезно приблизится к более опытным конкурентам.

Virgin

Выступления Virgin не стали разочарованием только потому, что после проваленых зимних тестов от команды никто и не ожидал каких-то результатов. Кроме того, как выяснилось, размеры топливного бака машины недостаточны для того, чтобы гарантированно закончить дистанцию на некоторых Гран-при.


Пока болиды Virgin не только медленны, но и очень ненадежны. На то, чтобы решить эти проблемы, уйдет много времени...

Конюшня Ричарда Бренсона сумела создать новую версию машины, но в Испании ее получит только один гонщик - Тимо Глок. А молодому бразильцу Лукасу ди Грасси придется довольствоваться старым болидом. Но и для Глока гонка вряд ли станет легкой прогулкой - занимаясь решением "детских болезней" машины, команда не имела возможности всерьез заняться ее скоростью.

HRT

Формально испанская команда занимает в классификации более высокое место, чем Virgin, но на деле обязана этим исключительно ненадежности болидов конкурентов. Если машины Lotus и Virgin проигрывают лидерам много, то между болидами Hispania и остальным пелотоном лежит настоящая пропасть.


Вопреки ожиданиям, болид Dallara, построенный для команды HRT, оказался откровенно слабым.

Как выяснилось, проблема кроется не только в том, что машины были собраны буквально за несколько дней до начала сезона. По словам представителей HRT, качество болидов, спроектированных гоночным ателье Dallara, не соответствует даже уровню Формулы-3. В результате испанская конюшня прервала отношения с итальянской компанией, и планирует развивать машину самостоятельно.

Правда, сделать это будет не так просто - фактически, команде придется начинать все заново. Руководство HRT уже заявило, что конюшня планирует самостоятельно проектировать болид на 2011 год, а развитие машины 2010 года вскоре может быть приостановлено.


Положение в личном зачете после четырех этапов

Место Гонщик Команда Очки
1. Дженсон Баттон McLaren Mercedes 60
2. Нико Росберг Mercedes GP 50
3. Фернандо Алонсо Ferrari 49
4. Льюис Хэмилтон McLaren Mercedes 49
5. Себастьян Феттель Red Bull Renault 45
6. Фелипе Масса Ferrari 41
7. Роберт Кубица Renault 40
8. Марк Уэббер Red Bull Renault 28
9. Адриан Сутиль Force India Mercedes 10
10. Михаэль Шумахер Mercedes GP 10
11. Витантонио Льюцци Force India Mercedes 8
12. Виталий Петров Renault 6
13. Рубенс Баррикелло Williams Cosworth 5
14. Хайме Альгерсуари Toro Rosso Ferrari 2
15. Нико Хюлькенберг Williams Cosworth 1
16. Камуи Кобаяси BMW Sauber Ferrari 0
17. Себастьен Буэми Toro Rosso Ferrari 0
18. Педро де ла Роса BMW Sauber Ferrari 0
19. Хейкки Ковалайнен Lotus Cosworth 0
20. Карун Чандхок Hispania Cosworth 0
21. Лукас ди Грасси Virgin Cosworth 0
22. Бруно Сенна Hispania Cosworth 0
23. Тимо Глок Virgin Cosworth 0
24. Ярно Трулли Lotus Cosworth 0

Положение в Кубке конструкторов после четырех этапов

Место Команда Очки
1. McLaren Mercedes 109
2. Ferrari 90
3. Red Bull Renault 73
4. Mercedes GP 60
5. Renault 46
6. Force India Mercedes 18
7. Williams Cosworth 6
8. Toro Rosso Ferrari 2
9. BMW Sauber Ferrari 0
10. Lotus Cosworth 0
11. Hispania Cosworth 0
12. Virgin Cosworth 0