Звездный городок

Пилот Red Bull выиграл Гран-при Монако

Пилот команды Формулы-1 Red Bull Марк Уэббер в минувшие выходные выиграл одну из самых известных гонок планеты, Гран-при Монако. Эта победа стала второй подряд для австралийца - неделю назад он финишировал первым и на Гран-при Испании в Барселоне. Благодаря этим успехам Марк возглавил чемпионат мира в личном зачете и вошел в число главных претендентов на чемпионский титул.

Вторым финишировал напарник Уэббера, Себастьян Феттель. В чемпионате Себастьян набрал столько же очков, сколько и напарник, но уступает по количеству побед. Кроме того, дубль Red Bull вывел команду на первое место в Кубке конструкторов.

Как по рельсам

Как известно, трасса в Монако проложена прямо по улицам города, и улицы эти - очень узкие и извилистые. Обогнать соперника тут почти невозможно, поэтому нередко гонщики финишируют в том же порядке, что и стартовали. В таких условиях результат в квалификации становится критически важным - отыгрывать позиции в Монте-Карло невероятно сложно.

Во время свободных заездов в четверг (в отличие от всех остальных этапов чемпионата, на Гран-при Монако первые тренировки проходят в четверг, а не в пятницу) казалось, что в отличие от предыдущего этапа гонщики Red Bull не получат столь значительного преимущества над конкурентами. А лучшее время в обеих сессиях показал Фернандо Алонсо, выступающий за Ferrari.


Авария Фернандо Алонсо в субботней разминке перечеркнула надежды испанца на победу в Гран-при Монако.

Однако во время субботней тренировки испанец допустил ошибку и серьезно разбил свой болид - настолько серьезно, что восстановлению он уже не подлежал. В Скудерии решили собрать для Фернандо новую машину, и это автоматически означало, что Алонсо не только пропустит всю квалификацию, но и будет вынужден стартовать с пит-лейн - то есть, не сможет отыграть позиции на старте.

Но и в отсутствии Алонсо борьбу за первое место на старте на этот раз вели не только представители Red Bull, но и Роберт Кубица, Нико Росберг и Фелипе Масса. Финал, правда, все равно остался за австрийской командой - под занавес квалификации Марку Уэбберу удался великолепный круг, благодаря которому он на 0,3 секунды опередил занявшего второе место Роберта Кубицу. А Себастьян Феттель показал третье время.

А вот Нико Росбергу проехать хороший круг в финальной попытке не удалось. Более того - Нико еще и умудрился помешать своему напарнику, Михаэлю Шумахеру, испортив тому очень неплохой круг. В результате Шумахер вновь оказался позади Росберга, хотя уступил его результату всего 0,046 секунды.

Формула успеха

В условиях, когда по ходу дистанции обогнать соперника почти невозможно, остается надеяться только на удачный старт и хорошую стратегию гонки. Однако Алонсо, по правилам старта с пит-лейн, обязан был пропустить соперников и только после этого мог отправиться на трассу. Таким образом, все свои надежды Фернандо связывал именно с тактикой.

Как признался после финиша сам Фернандо, команда разработала два варианта стратегии. Согласно первому из них, Алонсо должен был заехать в боксы уже на первом круге, чтобы, сменив мягкую резину на жесткую, ехать на ней без остановок до самого финиша. Вторая версия, напротив, предусматривала замену шин на самом последнем круге.


Отказ двигателя на машине Дженсона Баттона стал первым для моторов Mercedes в этом сезоне. Но и в этом случае он был вызван лишь стечением обстоятельств.

Однако второй вариант имел существенный недостаток - проехать практически всю дистанцию на мягкой резине было очень сложно. Потому выбор был сделан в пользу первого. Невольную помощь в реализации этого сценария испанцу оказал и Нико Хюлькенберг, разбивший свой Williams уже на первом круге дистанции и вызвавший появление машины безопасности. В результате Алонсо после возвращения из боксов даже не пришлось отыгрывать отставание.

Тем временем на старте Себастьян Феттель сумел опередить Роберта Кубицу, и гонку возглавила пара пилотов Red Bull. Шумахер, в свою очередь, обошел своего напарника, но при этом оба гонщика Mercedes пропустили атаку Рубенса Баррикелло, который с девятого места поднялся сразу на шестое.

А спустя еще пару кругов гонка закончилась для лидера чемпионата Дженсона Баттона. Дженсон стартовал лишь восьмым, на старте также пропустил Баррикелло, а вскоре сошел из-за отказа двигателя. Как выяснилось, мотор несколько перегрелся уже по пути на старт, так как одна из воздушных заслонок в системе охлаждения не была убрана.

Не формат
Решение судей о наложении штрафа на Михаэля Шумахера за обгон Фернандо Алонсо в последнем повороте гонки вызвало целую бурю споров как в среде болельщиков, так и среди специалистов. Регламент в этом вопросе прописан не совсем четко - финиш гонки в режиме машины безопасности запрещает обгоны, но организаторы не объявили этот режим, а просто зазвали сэйфти-кар в боксы на последнем круге.
В Mercedes посчитали, что раз режим не объявлен и на трассе появились зеленые флаги, значит обгонять можно - и Шумахер этой возможностью воспользовался блестяще. Даже многие поклонники Алонсо согласились, что этот обгон стал украшением гонки. В Ferrari, разумеется, придерживаются другого мнения, и вся ответственность легла на стюардов Гран-при.
Особый оттенок всей этой истории придал тот факт, что одним из судей гонки стал Дэймон Хилл, с которым Шумахер в середине девяностых вел непримиримую борьбу на трассах чемпионата мира. И теперь, даже если Дэймон голосовал совершенно искренне, ему будет очень трудно избежать обвинений в попытках свести старые счеты...

Само по себе это не должно было стать непреодолимым препятствием - по ходу дистанции двигатель бы охладился. Однако появление машины безопасности смешало все карты и для действующего чемпиона мира - так как он вынужден был следовать за другими болидами в плотном траффике и на небольшой скорости, его мотор не получал достаточного охлаждения и в конце концов не выдержал.

После рестарта гонка протекала по классическому для этой трассы сценарию - отрывы между пилотами невелики, но обгонов нет. Исключением стал только Алонсо, который одного за другим опережал гонщиков команд-аутсайдеров - Чандхока, ди Грасси, Трулли, Глока... Избежал этой участи только Бруно Сенна, который заехал в боксы на круг позже двукратного чемпиона и вернулся на трассу уже позади него.

Но к 20-му кругу пилоты один за другим начали заезжать на пит-лейн, что серьезно изменило ход гонки. Так, благодаря очень быстрому пит-стопу Михаэль Шумахер сумел опередить Баррикелло, но вернулся на трассу уже позади Алонсо. А вот Нико Росберг в боксы не поехал и круг за кругом ехал все быстрее. Намотав несколько лучших кругов гонки подряд, он имел все шансы опередить целую группу пилотов, включая и своего напарника, и Фернандо Алонсо, а может быть даже Хэмильтона с Массой. Но вскоре Нико уперся в только что выехавшего с пит-лейн Уэббера, и за несколько кругов, проведенных позади лидера, растерял все, что приобрел - после своего пит-стопа немец вернулся на трассу на восьмой позиции, по-прежнему уступая Шумахеру.

Уэббер тем временем успел серьезно оторваться от Феттеля, но на 29 круге все преимущество было потеряно - на трассе вновь появилась машина безопасности. И вновь виновником этого оказался гонщик Williams - Рубенс Баррикелло из-за отказа управления врезался в отбойник, и машина замерла прямо посреди трассы. Раздосадованный бразилец швырнул руль своего болида прямо на асфальт, и по нему немедленно проехал один из пилотов HRT. Но куда большей неудачей эта авария обернулась для россиянина Виталия Петрова - он проколол колесо на одном из обломков болида Williams. Вернувшись на трассу после дополнительной смены резины, россиянин проигрывал лидерам уже круг.

После того как машина Баррикелло была эвакуирована, автомобиль безопасности заехал в боксы, но вернулся уже спустя десять кругов. На этот раз причиной его появления стала поломка... трассы. В третьем повороте разблокировалась крышка люка дренажной системы, и гонку пришлось приостановить. Впрочем, на исправление ситуации маршаллам потребовался всего круг.

После очередного рестарта казалось, что первая десятка до финиша так и останется неизменной - все гонщики уже совершили свои пит-стопы, а бороться за позицию без серьезной ошибки соперника тут практически невозможно. Но на последних кругах дистанции серьезную аварию в первом повороте организовали Ярно Трулли и Карун Чандхок. Машина Трулли проехала практически по голове Чандхока, и лишь чудом индийцу удалось избежать серьезных травм.


Михаэль Шумахер провел отличную гонку, но в из-за наложенного штрафа очков не набрал.

Болиды Ярно и Каруна сцепились колесами, и на их эвакуацию даже опытным маршаллам Монте-Карло пришлось потратить несколько минут. Все это время пелотон сопровождала очередная, уже четвертая машина безопасности. Сэйфти-кар покинул трассу только на последнем круге, и в Mercedes решили воспользоваться ситуацией - в последнем повороте Ferrari Алонсо слегка занесло, и его немедленно атаковал Шумахер.

Этот обгон был, пожалуй, самым ярким событием гонки, но после ее завершения стал предметом разбирательства со стороны руководства Гран-при. Потратив более двух часов на изучение ситуации, стюарды гонки объявили обгон нелегитимным и оштрафовали Шумахера, прибавив 20 секунд к его финишному результату. Это наказание отбросило семикратного чемпиона далеко за пределы очковой зоны - немец оказался лишь 12-м.

Команда Mercedes объявила о намерении подать протест на решение судей, но перспективы его неочевидны. Впрочем, для самого Шумахера результат этих разбирательств не так важен - на титул в этом сезоне он уже вряд ли может претендовать и потерянные восемь очков мало что меняют. Вины самого Михаэля в инциденте нет - перед началом маневра он спросил у команды, имеет ли он право на обгон Алонсо, и получил утвердительный ответ.


Результаты Гран-при Монако

Место Гонщик Команда Время
1. Марк Уэббер Red Bull Renault 1ч 50:13.355
2. Себастьян Феттель Red Bull Renault +0.448
3. Роберт Кубица Renault +1.600
4. Фелипе Масса Ferrari +2.600
5. Льюис Хэмильтон McLaren Mercedes +4.300
6. Фернандо Алонсо Ferrari +6.300
7. Нико Росберг Mercedes GP +6.600
8. Адриан Сутиль Force India Mercedes +6.900
9. Витантонио Льюцци Force India Mercedes +7.300
10. Себастьян Буэми Toro Rosso Ferrari +8.100
11. Хайме Альгерсуари Toro Rosso Ferrari +9.100
12. Михаэль Шумахер Mercedes GP +25.700
13. Виталий Петров Renault сход
14. Карун Чандхок Hispania Cosworth сход
15. Ярно Трулли Lotus Cosworth сход
16. Хейкки Ковалайнен Lotus Cosworth сход
17. Бруно Сенна Hispania Cosworth сход
18. Рубенс Баррикелло Williams Cosworth сход
19. Камуи Кобаяси BMW Sauber Ferrari сход
20. Лукас ди Грасси Virgin Cosworth сход
21. Тимо Глок Virgin Cosworth сход
22. Педро де ла Роса BMW Sauber Ferrari сход
23. Дженсон Баттон McLaren Mercedes сход
24. Нико Хюлькенберг Williams Cosworth сход

Red Bull окрылили

После возвращения в Европу в чемпионате произошли удивительные перемены. Чуть больше недели назад, перед гонкой в Барселоне, Марк Уэббер занимал в личном зачете только восьмое место, уступая лидеру, Дженсону Баттону, целых 32 очка. Но в двух европейских Гран-при Баттон набрал лишь 10 очков, тогда как Уэббер - максимальные 50, и теперь именно он лидирует в сражении за титул.


Марк Уэббер двумя убедительными победами заставил замолчать своих критиков и укрепил свои позиции в команде.

У его напарника, Себастьяна Феттеля, очков столько же, и уступает он лишь по количеству побед. Однако ситуация изменилась и в психологическом плане - если раньше Феттель был безоговорочным фаворитом их внутрикомандного противостояния, то теперь уже Уэббер выглядит предпочтительнее. Дело тут не только в самом факте побед - в обоих Гран-при Марк выглядел очень сильно, опережая молодого немца по ходу большинства сессий и лидируя со старта до финиша. Так, в квалификации Монако Уэббер был быстрее Феттеля в каждом из трех сегментов, а в итоге опередил напарника на полсекунды.

Победы придали австралийцу уверенности в себе, а машина Red Bull, похоже, наконец избавилась от "детских болезней" и теперь не только быстра, но и надежна. Все это серьезно осложнит жизнь их конкурентам - по сути, пока совершенно непонятно, за счет чего австрийской конюшне удается добиваться такой высокой скорости. С другой стороны, внутрикомандная борьба между Феттелем и УЭббером дает шансы их соперникам.

Но пока непонятно, кто именно возглавит гонку за лидерами: в Испании предпочтительнее смотрелись пилоты McLaren, в Монако - гонщики Ferrari. Да и Mercedes, наконец, начал постепенно прогрессировать - особенно это касается Михаэля Шумахера. Сумел вмешаться в борьбу и Роберт Кубица на Renault, что стало главной неожиданностью чемпионата. По ходу сезона поляк уже дважды поднимался на подиум и уступает лидерам всего 19 очков.

А вот в Кубке конструкторов соперничать с Red Bull, похоже, не под силу никому. Хотя отрыв команды Дитриха Матешица пока невелик, но скорость их машин, а также тот факт, что теперь на победу в каждой гонке претендуют оба пилота конюшни, делает результаты этого соперничества очень предсказуемыми. И если в ближайшее время в Ferrari, McLaren или Mercedes не смогут добиться серьезного прогресса, то командный титул в Red Bull могут считать уже своим.


Положение в общем зачете после шестого этапа

Место Гонщик Команда Очки
1. Марк Уэббер Red Bull Renault 78
2. Себастьян Феттель Red Bull Renault 78
3. Фернандо Алонсо Ferrari 75
4. Дженсон Баттон McLaren Mercedes 70
5. Фелипе Масса Ferrari 61
6. Роберт Кубица Renault 59
7. Льюис Хэмильтон McLaren Mercedes 59
8. Нико Росберг Mercedes GP 56
9. Михаэль Шумахер Mercedes GP 22
10. Адриан Сутиль Force India Mercedes 20
11. Витантонио Льюцци Force India Mercedes 10
12. Рубенс Баррикелло Williams Cosworth 7
13. Виталий Петров Renault 6
14. Хайме Альгерсуари Toro Rosso Ferrari 3
15. Нико Хюлькенберг Williams Cosworth 1
16. Себастьен Буэми Toro Rosso Ferrari 1
17. Педро де ла Роса BMW Sauber Ferrari 0
18. Камуи Кобаяси BMW Sauber Ferrari 0
19. Хейкки Ковалайнен Lotus Cosworth 0
20. Карун Чандхок Hispania Cosworth 0
21. Лукас ди Грасси Virgin Cosworth 0
22. Ярно Трулли Lotus Cosworth 0
23. Бруно Сенна Hispania Cosworth 0
24. Тимо Глок Virgin Cosworth 0


Положение в Кубке конструкторов после шестого этапа

Место Команда Очки
1. Red Bull Renault 156
2. Ferrari 136
3. McLaren Mercedes 129
4. Mercedes GP 78
5. Renault 65
6. Force India Mercedes 30
7. Williams Cosworth 8
8. Toro Rosso Ferrari 4
9. BMW Sauber Ferrari 0
10. Lotus Cosworth 0
11. Hispania Cosworth 0
12. Virgin Cosworth 0