Не поделили

Пилоты Red Bull упустили победу на Гран-при Турции

Гонщик команды McLaren Льюис Хэмильтон одержал победу на седьмом этапе чемпионата мира Формулы-1, Гран-при Турции. На руку Льюису сыграло столкновение на трассе двух лидеров чемпионата и напарников по команде Red Bull, Себастьяна Феттеля и Марка Уэббера, однако в конце гонки Хэмилтон едва сам не стал жертвой аварии.

Обменявшись несколькими атаками друг на друга Хэмильтон и его напарник по McLaren Дженсон Баттон допустили контакт между машинами, но сумели избежать серьезных последствий. В итоге, дубль на Гран-при Турции все же состоялся, но автором его стал не Red Bull, как предсказывали многие эксперты, а McLaren.

Старые счеты

Гонщики Red Bull начинали уик-энд в роли фаворитов - они выиграли все квалификации сезона, и занимали первые два места в личном зачете чемпионата с одинаковым количеством очков. Вся интрига гонки, казалось, сводилась только к тому, сможет ли Себастьян Феттель остановить победное шествие Марка Уэббера, одержавшего две победы в двух последних гонках.

В Стамбуле молодой немец получил новый болид, который должен был позволить ему опередить своего напарника и главного конкурента. Дело в том, что после Гран-при Монако машина Феттеля была тщательно исследована командой, и в ней обнаружились небольшие повреждения - по версии руководства Red Bull, именно они мешали Феттелю продемонстрировать свою силу.


Новый болид Феттеля должен был помочь ему опередить своего напарника и главного конкурента в борьбе за титул, но в квалификации молодой немец потерпел неудачу.

Однако квалификация для Феттеля вновь сложилась неудачно. Во втором сегменте Себастьян был самым быстрым, а вот в третьем уступил не только Уэбберу, завоевавшему третий поул подряд, но и Льюису Хэмильтону. И хотя третье место позволяло немцу стартовать с чистой стороны трассы, вряд ли он был доволен результатом.

Впрочем, по словам Феттеля, он проиграл полсекунды Уэбберу не просто так - в медленных поворотах его передние колеса блокировались. Как выяснилось после квалификации, вызвано это было поломкой стабилизатора поперечной устойчивости, который в воскресенье пришлось заменить.

Тем не менее, очередной проигрыш своему напарнику не мог остаться незамеченным, и свой вклад в душевное состояние Себастьяна внесли журналисты. На субботней пресс-конференции они буквально засыпали Феттеля вопросами о том, что он думает по поводу своих поражений от собственного напарника...

В тени этих событий остались достижения других пилотов. Так, совершенно необъяснимо провалились пилоты Ferrari - Фелипе Масса сумел показать только восьмое время, а Алонсо и вовсе не смог пробиться в финал квалификации. Во внутрикомандном противостоянии в Mercedes Михаэль Шумахер вновь опередил Нико Росберга, однако в финальной попытке он ошибся и испортил круг не только себе, но и нескольким гонщикам, ехавшим позади.

Наконец, блестящие круги удались Виталию Петрову и Камуи Кобаяси - оба они попали в третий сегмент квалификации, заняв в итоге девятое и десятое место. А вот Адриан Сутиль из команды Force India на этот раз пробиться в первую десятку не смог.

Главный конкурент

На старте Уэббер уверенно отстоял лидирующую позицию, а Феттель сумел было пройти Хэмильтона, но Льюис тут же контратаковал и сохранил второе место. Более того, англичанин немедленно догнал и второй Red Bull, продемонстрировав серьезность своих амбиций. Однако вскоре Марк сумел прибавить, не позволив Хэмильтону провести ни одной атаки.

В остальном позиции лидеров почти не изменились - лишь Шумахер в очередной раз стартовал лучше других и сумел опередить Баттона. Однако, как объяснил позже сам Шумахер, из-за очень низких скоростей на прогревочном круге в его резине упало давление, и хотя это помогло ему выиграть старт, но в дальнейшем сопротивляться атакам Дженсона он уже не мог. В результате, на первом же круге Баттон вернул себе четвертую позицию, восстановив статус кво.


Удачный старт позволил Феттелю и Шумахеру опередить пилотов McLaren, но уже на первом круге стартовый порядок был восстановлен.

Первые пит-стопы начались уже на 11 круге - большинство пилотов стартовали на мягкой резине и не стали ждать момента, когда она полностью разрушится. На 16 круге в боксы отправились и оба лидера. В Red Bull механики справились со своей задачей успешно, а вот в McLaren задержка с одним из колес заставила Хэмильтона потерять драгоценные секунды, и на трассу он вернулся только третьим, пропустив Феттеля.

Казалось, для McLaren гонка уже проиграна - соперничать с двумя лидирующими болидами Red Bull в этом сезоне никому не под силу. Но как позже выяснилось, в действительности все вышло наоборот - именно заминка на пит-стопе Льюиса в итоге подарила ему победу.

Оказавшись за спиной своего напарника, Феттель предпочел не сбрасывать темп, а воспользоваться моментом в борьбе за победу. Понять его можно - третья победа Уэббера подряд практически обязывала команду впредь сосредотачиваться на поддержке австралийца как основного претендента на титул, хотя еще совсем недавно в статусе главного фаворита ходил именно Феттель.

Не формат
Гонка в Истанбул Парке сопровождалась слухами о том, что этот Гран-при станет последним для Турции. Основанием для подобных разговоров стало намерение Берни Экклстоуна удвоить сбор с стамбульской трассы за право принимать этап чемпионата.

Позиция Экклстоуна определяется тем, что турецкий Гран-при так и не нашел поддержки у зрителей - гонки, как правило, проходят при полупустых трибунах. Однако в данном случае интересы бизнесменов вступили в конфликт с интересами пилотов, ведь с точки зрения пилотажа стамбульский автодром - один из самых ярких среди всех, что дебютировали в чемпионате за последние 15 лет.

В своих комментариях Экклстоун уже не раз отрицал возможность исчезновения турецкого этапа из календаря чемпионата, однако в подобных случаях Берни далеко не всегда бывает откровенен - его заявления часто продиктованы политическими соображениями...

К тому же за спиной Хэмильтона немцу удалось сэкономить топливо, а стамбульская трасса весьма требовательна к экономичности моторов. К 40-му кругу Уэббер уже перешел на пониженные обороты двигателя, тогда как Феттель все еще мог ехать в "боевом" темпе...

Ключевым стал 41-й круг, когда Феттель решился на атаку своего напарника. Он лучше вышел из поворота, занял внутреннюю траекторию, поравнялся и даже чуть опередил Марка, когда его машину вдруг резко бросило в сторону. Машины столкнулись и вылетели с трассы. Для Феттеля на этом гонка была окончена, тогда как Уэббер сумел вернуться на асфальт. Правда, он не только пропустил Хэмильтона и Баттона, но и вынужден был отправиться в боксы для замены переднего антикрыла.

Как ни странно, выйдя в лидеры гонки, пилоты McLaren едва не повторили "подвиг" своих предшественников. Инженеры приказали обоим перейти в режим экономии топлива, однако Дженсон все же решился на атаку и опередил было Хэмильтона. Но из следующего поворота он вышел неудачно, и Льюис немедленно контратаковал. Машины едва не столкнулись на трассе, но Баттон предпочел уступить - было понятно, что отдавать победу Хэмильтон не собирается.

Причем в противостоянии между Хэмильтоном и Баттоном ситуация была близка к той, что возникла между Уэббером и Феттелем. Третья победа Баттона в сезоне стала бы для Хэмильтона большой головной болью - ведь сам он к этому моменту победить еще ни разу не смог. А ведь Льюиса считали безоговорочным фаворитом их внутрикомандной дуэли.

Так или иначе, после неудачной атаки Баттон предпочел не испытывать судьбу и сбросил темп - тем более что, по словам инженеров команды, ситуация с количеством топлива на борту обеих машин McLaren была близка к критической. Останавливаться с пустыми баками в нескольких метрах до финишного флага ни Хэмильтон, ни Баттон не хотели.

Из-за внепланового визита в боксы Уэббер отстал от них достаточно далеко и, несмотря на высокую скорость, не имел шансов догнать лидеров. Следом за австралийцем по трассе шел Михаэль Шумахер, Mercedes которого был просто не способен противостоять McLaren и Red Bull.

Правда, определенную интригу грозил породить едва не начавшийся дождь. Команды уже принялись просчитывать тактику в случае необходимости смены резины на дождевую, но все ограничилось несколькими каплями, практически не повлиявшими на скорость машин.


Столкновение между Уэббером и Феттелем стало главным событием гонки, а может быть - и во всем чемпионате.

Наконец, всего за несколько кругов до финиша Фернандо Алонсо, всю гонку "сидевший" за спиной Петрова, и даже всерьез ему не угрожавший, вдруг резко активизировался с целью отобрать у Виталия восьмое место. Фернандо предпринял острую атаку в той же связке поворотов, где выясняли отношения Баттон и Хэмильтон. В результате испанец сумел выйти вперед, однако попутно он проколол колесо россиянину, лишив того шансов финишировать в очковой зоне.

Вернувшись в гонку на свежей резине, Петров оказался лишь 15-м, однако трасса перед ним была свободной, и прямо перед финишем Виталий сумел поставить лучший круг гонки - первый в своей карьере.


Результаты Гран-при Турции

Место Гонщик Команда Время
1. Льюис Хэмильтон McLaren Mercedes 1ч 28:47,620
2. Дженсон Баттон McLaren Mercedes +2,645
3. Марк Уэббер Red Bull Renault +24,285
4. Михаэль Шумахер Mercedes GP +31,110
5. Нико Росберг Mercedes GP +32,266
6. Роберт Кубица Renault +32,824
7. Фелипе Масса Ferrari +36,635
8. Фернандо Алонсо Ferrari +46,544
9. Адриан Сутиль Force India Mercedes +49,029
10. Камуи Кобаяси BMW Sauber Ferrari +1:05,650
11. Педро де ла Роса BMW Sauber Ferrari +1:05,944
12. Хайме Альгерсуари Toro Rosso Ferrari +1:07,870
13. Витантонио Льюцци Force India Mercedes 1 круг
14. Рубенс Баррикелло Williams Cosworth 1 круг
15. Виталий Петров Renault 1 круг
16. Себастьян Буэми Toro Rosso Ferrari 1 круг
17. Нико Хюлькенберг Williams Cosworth 1 круг
18. Тимо Глок Virgin Cosworth 2 круга
19. Лукас ди Грасси Virgin Cosworth 3 круга
20. Карун Чандхок Hispania Cosworth 6 кругов
21. Бруно Сенна Hispania Cosworth сход
22. Себастьян Феттель Red Bull Renault сход
23. Хейкки Ковалайнен Lotus Cosworth сход
24. Ярно Трулли Lotus Cosworth сход

Новые герои

Как ни странно, руководство Red Bull часть вины за столкновение своих гонщиков возложило на Марка Уэббера, хотя, казалось бы, своей атакой на собственного напарника Феттель сам взял всю ответственность на себя. Тем не менее, руководитель команды Кристиан Хорнер заявил, что пилоты виноваты в инциденте в равной степени, а консультант Red Bull Марко Хельмут, имеющий в австрийской конюшне неограниченное влияние, и вовсе намекнул, что Уэббер должен был уступить Себастьяну.

Такая позиция вряд ли встретит понимание со стороны австралийца, отношение к которому в Red Bull и раньше вызывало вопросы. В отличие от Феттеля, он не связан с программой Red Bull по поддержке молодых пилотов и явно не пользуется большой популярностью у руководства команды. В общении с прессой и Хорнер, и Хельмут любые разговоры о фаворитизме в отношении Себастьяна категорически отвергают, но трудно не заметить то, что эти разговоры возникают вновь и вновь.


Из-за столкновения Уэбберу не удалось одержать третью победу подряд, но лидерство в чемпионате он сохранил.

Тем не менее, после этой аварии позиции Уэббера даже усилились - ведь благодаря финишу на третьем месте он сумел оторваться от напарника сразу на 15 очков и при этом сохранил лидерство в чемпионате. А вот Феттель со второго места откатился сразу на пятое и серьезно осложнил себе борьбу за титул.

Победа в Турции позволила Льюису Хэмильтону подняться на третье место в чемпионате, но еще более важное влияние она окажет на психологию британца - постоянные поражения от напарника явно выбивали Льюиса из колеи. Теперь он может чувствовать себя гораздо увереннее, так что шансы на победу Хэмильтона в чемпионате серьезно выросли. Впрочем, Баттон минимизировал потери вторым местом и также может считаться одним из главных претендентов на титул.


Для Виталия Петрова гонка закончилась неудачно, но его скорость не осталась без внимания со стороны руководства команды.

Виталий Петров вновь не сумел набрать очки, и вновь по независящим от него причинам. Однако все руководство Renault в один голос говорило о прекрасной гонке россиянина, что в настоящий момент для него гораздо важнее. Хорошую форму Виталия отметил даже сам Алонсо, попутно выразив свои сожаления по поводу того, что лишил его шансов на очки.

При этом гораздо более обширные комментарии испанец посвятил техническому состоянию своей команды. В Истанбул Парке болиды Ferrari оказались совершенно неконкурентоспособными, уступая лидерам секунду на каждом круге. Отставание Алонсо от Уэббера в личном зачете пока не так велико, но с каждой гонкой оно растет, а не сокращается, и если Скудерия не сумеет переломить ситуацию в ближайших гонках, то с надеждами на титул можно будет попрощаться.


Положение в общем зачете после седьмого этапа

Место Гонщик Команда Очки
1. Марк Уэббер Red Bull Renault 93
2. Дженсон Баттон McLaren Mercedes 88
3. Льюис Хэмильтон McLaren Mercedes 84
4. Фернандо Алонсо Ferrari 79
5. Себастьян Феттель Red Bull Renault 78
6. Роберт Кубица Renault 67
7. Фелипе Масса Ferrari 67
8. Нико Росберг Mercedes GP 66
9. Михаэль Шумахер Mercedes GP 34
10. Адриан Сутиль Force India Mercedes 22
11. Витантонио Льюцци Force India Mercedes 10
12. Рубенс Баррикелло Williams Cosworth 7
13. Виталий Петров Renault 6
14. Хайме Альгерсуари Toro Rosso Ferrari 3
15. Себастьен Буэми Toro Rosso Ferrari 1
16. Камуи Кобаяси BMW Sauber Ferrari 1
17. Нико Хюлькенберг Williams Cosworth 1
18. Педро де ла Роса BMW Sauber Ferrari 0
19. Хейкки Ковалайнен Lotus Cosworth 0
20. Карун Чандхок Hispania Cosworth 0
21. Лукас ди Грасси Virgin Cosworth 0
22. Ярно Трулли Lotus Cosworth 0
23. Бруно Сенна Hispania Cosworth 0
24. Тимо Глок Virgin Cosworth 0


Положение в Кубке конструкторов после седьмого этапа

Место Команда Очки
1. McLaren Mercedes 172
2. Red Bull Renault 171
3. Ferrari 146
4. Mercedes GP 100
5. Renault 73
6. Force India Mercedes 32
7. Williams Cosworth 8
8. Toro Rosso Ferrari 4
9. BMW Sauber Ferrari 1
10. Lotus Cosworth 0
11. Hispania Cosworth 0
12. Virgin Cosworth 0