Машины и шины

Обзор восьмой гонки сезона Формулы-1

Гонщик команды McLaren Льюис Хэмильтон выиграл восьмой этап Формулы-1, Гран-при Канады. Это вторая подряд победа Хэмильтона, благодаря которой он впервые в сезоне возглавил личный зачет чемпионата мира. Его напарник, действующий чемпион Дженсон Баттон, вновь финишировал вторым, обеспечив второй подряд дубль для английской команды.

При этом недавний лидер чемпионата, команда Red Bull, впервые с Гран-при Китая не смогла попасть на подиум. Но если в Китае, где пилоты McLaren также заработали дубль, это было связано с непростыми погодными условиями, то в Канаде Уэббер и Феттель проиграли своим конкурентам прежде всего в стратегии.

Шинный фактор

Во время первой гонки нынешнего чемпионата, в Бахрейне, многие команды и специалисты высказывали опасения по поводу "слишком надежной" резины, подготовленной Bridgestone для своего последнего сезона Формулы-1. Тогда износ покрышек был настолько мал, что если бы не правило обязательного пит-стопа, большинство гонщиков смогло бы проехать всю дистанцию вообще на одном комплекте.

Команды даже просили Bridgestone подготовить менее устойчивые составы, чтобы хоть как-то разнообразить тактику во время гонки. В ответ японцы ссылались на нестандартность автодрома Сахир и советовали дождаться гонок на других трассах. И не зря.


Хэмильтон стал первым гонщиком в этом сезоне, опередившим обоих пилотов Red Bull в квалификации.

В полной мере правоту шинников участники чемпионата ощутили именно в Канаде. Уже по ходу первых тестовых сессий стало ясно, что оба состава привезенной в Монреаль резины разрушаются очень быстро. Может быть, отчасти в этом были виноваты сами представители Bridgestone, которые привезли на эту трассу шины Medium и Supersoft, вместо более логичных Hard и Soft.

Так или иначе, но в квалификации команды столкнулись со сложной задачей по выбору резины для своих попыток - мягкие покрышки приходили в негодность через 3-4 круга, а жесткие было сложно заставить работать должным образом из-за прохладной погоды. К тому же, прошедший в ночь с пятницы на субботу дождь смыл с асфальта весь слой наработанной резины, благодаря которому обычно скорости по ходу уик-энда растут.

Все это привело к тому, что в финале квалификации команды-лидеры использовали разную стратегию для своих гонщиков. И если в Red Bull предпочли более жесткий комплект, чтобы получить преимущество в гонке, то в McLaren решились поставить мягкую резину, благодаря которой Хэмильтон сумел прервать серию "поулов" австрийской команды, тянувшуюся с первой гонки сезона.

Не формат
Инцидент в квалификации, когда показавшему лучший результат Льюису Хэмильтону не хватило топлива для возвращения в боксы, а также последующее решение стюардов по этому поводу породили в паддоке очередную волну недовольства системой наказаний.

Для Хэмильтона вынесенное ему "предупреждение" стало уже третьим в этом сезоне, и пока ни разу он так и не получил какой-то более серьезный штраф. Конечно, на этот раз личной вины гонщика в произошедшем не было, но совершенно непонятно, что же такое "предупреждение" и сколько их можно получить, прежде чем они выльются в наказание.

В то же время технический делегат FIA Чарли Уайтинг уже успел отметить, что в будущем подобные нарушения будут караться гораздо жестче и если после квалификации болид не вернется в боксы без уважительной причины, гонщик будет оштрафован. Но подобные разъяснения вызвали лишь недоумение, так как недопустимость подобной "тактики" была очевидна и раньше, и совершенно непонятно, что мешало стюардам вынести более серьезное наказание команде уже сейчас.

Правда, удалось ему это сделать только на втором быстром круге подряд - на первом Льюис допустил ошибку, и остался четвертым. Как позже выяснилось, этот лишний круг не входил в планы McLaren, поэтому при возвращении в боксы у Хэмильтона едва не закончилось топливо. Чтобы сохранить обязательный для постквалификационных проверок литр бензина в баке, команда попросила британца остановиться и заглушить двигатель прямо на трассе.

Этот момент спровоцировал скандал в паддоке, так как на "лишнем" круге в баках машины Хэмильтона было меньше топлива, чем у конкурентов, что давало ему преимущество. К тому же, он не выполнил рекомендации FIA по максимальному времени возвращения в боксы. Многие считали, что лучшее время Хэмильтона должно быть аннулировано, но стюарды отреагировали на инцидент иначе, наложив на команду штраф в 10 тысяч долларов и объявив предупреждение Хэмильтону.

Второе время показал Марк Уэббер, однако стартовать ему пришлось седьмым - утром в воскресенье на его машине была обнаружена неисправность коробки передач, и ее пришлось заменить, что повлекло за собой штраф в виде пяти мест на стартовой решетке. Таким образом, место рядом с Хэмильтоном занял другой болид Red Bull, за рулем которого находился Себастьян Феттель.

Третий результат показал Фернандо Алонсо, подтвердив неплохую форму Ferrari после провального Гран-при Турции. Неожиданно быстры оказались пилоты Force India - причем, на этот раз Льюцци опередил Адриана Сутиля и стартовал с пятой позиции. А вот в Mercedes, напротив, так и не смогли заставить работать резину должным образом - Шумахер не пробился в финальный сегмент квалификации, оставшись только на 13 месте, а Росберг хотя и попал в десятку, показал в ней худший результат.

Зона повышенной аварийности

Гонки в Канаде как правило не обходятся без появления машин безопасности - очень высокие скорости в сочетании с близостью бетонных отбойников почти не оставляют гонщикам права на ошибку, а в случае аварии машина неизбежно оказывается на траектории движения. В тактических расчетах команды обычно это учитывают, и выбор McLaren, сделавших ставку на мягкий комплект резины, отчасти объяснялся именно этим.

Однако на этот раз сэйфти-кар на трассе так и не появился. Зато с самого старта гонка буквально изобиловала мелкими инцидентами, оказавшими серьезное влияние на распределение мест на финише. После окончания Гран-при едва ли не половина всех пилотов пожаловалась на то, что из-за столкновений с другими машинами их результат оказался хуже ожидаемого.

Так, уже на старте Баттон, Масса и Льюцци попытались вместе пройти первый поворот, что почти не повлияло на гонку Дженсона, а вот Массе и Льюцци пришлось отправиться в боксы. Напарник Льюцци, Адриан Сутиль, также не избежал контакта - он проколол колесо в столкновении с Робертом Кубицей.


Инцидентов на старте в Канаде было традиционно много, но на этот раз обошлось без повторных стартов и появления машины безопасности.

Еще хуже старт прошел для Виталия Петрова. Сначала он допустил фальстарт, а затем выехал на траву, и возвращаясь на трассу, столкнулся с Педро де ла Росой. За оба эти нарушения Виталий получил штрафы в виде проезда по пит-лейн и откатился в самый конец пелотона.

В то же время Михаэль Шумахер, как и практически во всех предыдущих гонках сезона, стартовал блестяще, мгновенно опередив оба болида команды Williams перед собой, а затем удачно объехал все поврежденные машины, за которыми застрял его напарник Росберг, и уже к концу круга вышел на восьмую позицию. Еще лучше началась гонка для Кобаяси - со стартовой 18-й позиции он смог подняться на десятую, однако в конце первого круга гонка для него была окончена - в борьбе с Хюлькенбергом за девятое место он слишком жестко атаковал бордюр в последнем повороте и серьезно повредил машину.

В стане лидеров изменений на старте практически не было, только Уэббер отыграл две позиции за счет столкновения Льюцци и Массы. Однако очень скоро у гонщиков на мягкой резине возникли серьезные трудности с управляемостью. Уже на пятом круге Уэббер сумел опередить Баттона, а Феттель в то же время вплотную приблизился к Хэмильтону и приступил к атакам.

Пару кругов спустя Хэмильтон не выдержал и отправился на ранний пит-стоп - его резина Supersoft к тому моменту уже была почти полностью разрушена. Одновременно в боксы зазвали и Алонсо. Соревнование по скорости пит-стопа в Ferrari выиграли, и Фернандо стартовал чуть раньше Хэмильтона. В результате машины едва не столкнулись, а на выезде с пит-лейн Фернандо все же оттеснил своего бывшего напарника и вышел вперед. Нынешний напарник Хэмильтона, Дженсон Баттон, сменил шины кругом ранее, и казалось, что на этом борьба за победу для McLaren была окончена.

После всех перестановок в лидеры гонки привычно вышли пилоты Red Bull, а на третье место сумел подняться Михаэль Шумахер, также стартовавший на резине Medium. Однако вскоре все они в свою очередь столкнулись с "шинным фактором". На первых кругах жесткая резина имела некоторое преимущество, но разрушилась не намного позже, чем мягкая. В результате, уже к 13 кругу большинство гонщиков, стартовавших на комплекте Medium, также вынуждены были отправиться в боксы, растеряв все тактическое преимущество.


Из-за трафика Фернандо Алонсо потерял не только победу, но и второе место.

Более того - те, кто сменил покрышки чуть раньше, сумели опередить конкурентов за счет нескольких кругов на свежем комплекте. Поэтому лидировавший Феттель вернулся на трассу четвертым, уступив не только Алонсо и Хэмильтону, но еще и Баттону.

Для Шумахера его пит-стоп и вовсе перечеркнул все надежды на удачный финиш - на трассу он вернулся прямо перед Кубицей, который, пользуясь непрогретой резиной соперника, немедленно атаковал семикратного чемпиона мира. Позицию Шумахер отстоял, но прогулявшись вместе с поляком по траве, проколол колесо и был вынужден вновь отправиться на пит-лейн.

В дальнейшем это спровоцировало Mercedes на странный и очевидно ошибочный шаг - мягкую резину Михаэль получил уже на середине дистанции и был вынужден ехать на ней до финиша. В результате к концу гонки его шины были в таком ужасном состоянии, что он уступал соперникам по две-три секунды на каждом круге и в конце концов, пропустив вперед обоих пилотов Force India, выпал из очковой зоны.

Тем временем Алонсо дважды стал жертвой трафика - на 15 круге он проиграл позицию Хэмильтону при попытке обгона лидировавшего Буэми, а ближе к концу дистанции при обгоне кругового пропустил вперед и Баттона. В результате Алонсо сумел завершить гонку на подиуме, однако был не слишком этим доволен - по скорости он почти не уступал победителям. Его напарник Фелипе Масса незадолго до финиша сумел пробиться в первую десятку, но вновь стал жертвой столкновения - на этот раз с потерявшим скорость Шумахером. После финиша их аварию рассмотрели стюарды, однако, заслушав обоих пилотов, решили никого не наказывать.

Гонщики Red Bull закончили дистанцию на четвертом и пятом месте, значительно отстав от лидеров. После гонки Феттель пожаловался на неполадки с коробкой передач, не позволявшие ему ехать в полную силу. Уэббер, пострадавший от такой же коробки еще до старта, был в целом удовлетворен результатом, отметив лишь, что при таком износе резины не имел шансов на более удачный финиш.


Результаты Гран-при Канады

Место Гонщик Команда Время
1. Льюис Хэмильтон McLaren Mercedes 1ч 33:53.456
2. Дженсон Баттон McLaren Mercedes +2.254
3. Фернандо Алонсо Ferrari +9.214
4. Себастьян Феттель Red Bull Renault +37.817
5. Марк Уэббер Red Bull Renault +39.291
6. Нико Росберг Mercedes GP +56.084
7. Роберт Кубица Renault +57.300
8. Себастьян Буэми Toro Rosso Ferrari +1 круг
9. Витантонио Льюцци Force India Mercedes +1 круг
10. Адриан Сутиль Force India Mercedes +1 круг
11. Михаэль Шумахер Mercedes GP +1 круг
12. Хайме Альгерсуари Toro Rosso Ferrari +1 круг
13. Нико Хюлькенберг Williams Cosworth +1 круг
14. Рубенс Баррикелло Williams Cosworth +1 круг
15. Фелипе Масса Ferrari +1 круг
16. Хейкки Ковалайнен Lotus Cosworth +1 круг
17. Виталий Петров Renault +1 круг
18. Карун Чандхок Hispania Cosworth +1 круг
19. Лукас ди Грасси Virgin Cosworth +1 круг
20. Тимо Глок Virgin Cosworth сход
21. Ярно Трулли Lotus Cosworth сход
22. Педро де ла Роса BMW Sauber Ferrari сход
23. Бруно Сенна Hispania Cosworth сход
24. Камуи Кобаяси BMW Sauber Ferrari сход

Смена лидера

Победа Хэмильтона в Канаде привела к очередной смене лидера чемпионата - теперь его возглавляет именно Льюис. Марк Уэббер, финишировавший только пятым, пропустил вперед и другого пилота McLaren, Дженсона Баттона. И хотя отрывы пока невелики, ситуация для Red Bull серьезно осложнилась.

Недавний фаворит чемпионата, Себастьян Феттель, откатился уже на пятую позицию и уступает Хэмильтону 19 очков. Даже по меркам нынешней системы начисления баллов это достаточно много, и если немец все еще хочет побороться за титул, ему необходимо начинать побеждать в ближайших гонках.


Второй к ряду дубль McLaren позволил гонщикам команды возглавить чемпионат мира.

Ситуация в Кубке конструкторов для Red Bull еще более сложная - второй подряд дубль McLaren позволил британской команде серьезно укрепить свое лидерство, оторвавшись от преследователей на 22 очка. Ситуация удивительна тем, что машины австрийской конюшни по-прежнему считаются лучшими в чемпионате, а гоночный потенциал Феттеля и Уэббера, в общем-то, ничуть не меньший, чем у их соперников.

Команда Ferrari смогла немного реабилитироваться за неудачное выступление в Турции, хотя даже в самой команде не понимают, почему одна и та же машина в Стамбуле уступала соперникам секунду на круге, а в Монреале имела практически одинаковый с ними темп. Через две недели в Валенсии дебютирует серьезно обновленная "версия B" болида F10, и в Скудерии возлагают на нее большие надежды. Однако если они не оправдаются, команде придется сосредоточить свои усилия на следующем сезоне.

В Mercedes это уже наверняка сделали - по сути о какой-то борьбе с тройкой лидеров в Кубке конструкторов уже не может идти и речи. Единственная задача, которую сейчас немцы ставят перед собой, может быть удержание четвертого места, на которое претендует также Renault. Но тут у Mercedes есть заметное преимущество - если гонщики "серебряных стрел" чередуют удачные выступления, то в Renault пока очки приносит почти исключительно Кубица, а Виталию Петрову не хватает стабильности, особенно в квалификациях.

Впрочем, несмотря на то, что за спиной участников чемпионата уже восемь этапов, мы еще даже не добрались до сезонного "экватора", который пройдет как раз между следующими двумя гонками в Валенсии и Сильверстоуне. После них ситуация в чемпионате вполне может вновь кардинально измениться.


Положение в общем зачете после восьмого этапа

Место Гонщик Команда Очки
1. Льюис Хэмильтон McLaren Mercedes 109
2. Дженсон Баттон McLaren Mercedes 106
3. Марк Уэббер Red Bull Renault 103
4. Фернандо Алонсо Ferrari 94
5. Себастьян Феттель Red Bull Renault 90
6. Нико Росберг Mercedes GP 74
7. Роберт Кубица Renault 73
8. Фелипе Масса Ferrari 67
9. Михаэль Шумахер Mercedes GP 34
10. Адриан Сутиль Force India Mercedes 23
11. Витантонио Льюцци Force India Mercedes 12
12. Рубенс Баррикелло Williams Cosworth 7
13. Виталий Петров Renault 6
14. Себастьен Буэми Toro Rosso Ferrari 5
15. Хайме Альгерсуари Toro Rosso Ferrari 3
16. Нико Хюлькенберг Williams Cosworth 1
17. Камуи Кобаяси BMW Sauber Ferrari 1
18. Педро де ла Роса BMW Sauber Ferrari 0
19. Хейкки Ковалайнен Lotus Cosworth 0
20. Карун Чандхок Hispania Cosworth 0
21. Лукас ди Грасси Virgin Cosworth 0
22. Ярно Трулли Lotus Cosworth 0
23. Бруно Сенна Hispania Cosworth 0
24. Тимо Глок Virgin Cosworth 0

Положение в Кубке конструкторов после восьмого этапа

Место Команда Очки
1. McLaren Mercedes 215
2. Red Bull Renault 193
3. Ferrari 161
4. Mercedes GP 108
5. Renault 79
6. Force India Mercedes 35
7. Williams Cosworth 8
8. Toro Rosso Ferrari 8
9. BMW Sauber Ferrari 1
10. Lotus Cosworth 0
11. Hispania Cosworth 0
12. Virgin Cosworth 0