Сальто с переворотом

Гран-при Европы запомнится аварией Уэббера

Гонщик команды Red Bull Себастьян Феттель одержал победу в Гран-при Европы. Немец стартовал поул-позишн, до самого финиша ни разу не упустил лидерства и благодаря своему безупречному выступлению сумел вернуться в борьбу за титул.

Однако гонка, проходившая в испанской Валенсии, запомнилась не только этим, но и живописной аварией его напарника, Марка Уэббера, а также серией неоднозначных судейских решений, которые оставили недовольными большую часть пилотов и команд.

Место для сиесты

Когда в 2008 году гонщики впервые оказались на полугородской трассе в Валенсии, на них произвели впечатление и необычные для Формулы-1 виды портовых доков, и неожиданные сочетания скоростных виражей и медленных поворотов.

Однако первый же Гран-при показал, что для интересной гонки этого мало - обгонять в Валенсии очень сложно, и зрители на трибунах и у телеэкранов откровенно скучали. В 2009 году событий было чуть больше, но в целом стало ясно, что без каких-то особых обстоятельств ярких гонок на этой трассе мы не увидим.


Красивая "полугородская" трасса Гран-При Европы проложена рядом с морем.

В 2009 году таким "особым обстоятельством" могло бы стать возвращение в Формулу-1 Михаэля Шумахера после тяжелой аварии Массы в венгерской квалификации. Билеты на гонку были мгновенно раскуплены, но Шумахер на трек в том году так и не вернулся - запретили врачи.

Определенную интригу в нынешнем сезоне должны были подарить многочисленные обновления, которые команды представили перед гонкой. Особенно много разговоров было про новую машину Ferrari: Скудерия, наконец, довела до необходимых кондиций "версию B" своего болида, разговоры о которой начались еще до начала официальных тестов в межсезонье.

На этой машине, помимо множества других улучшений, впервые была применена новая, низко расположенная система выхлопа, аналогичная той, что применяется в Red Bull. По оценкам специалистов, в случае эффективного использования она способна принести примерно полсекунды преимущества на каждом круге.

Аналогичная конструкция появилась и на болидах Renault. Перед гонкой ходили слухи о том, что новый диффузор применят и в Mercedes, но официально команда так и не подтвердила эти сообщения.

На машинах Red Bull, в свою очередь, появилась доработанная версия воздуховода. На этот раз гонщикам новинка понравилась, и они использовали ее по ходу всего уик-энда. А вот захвативший лидерство в чемпионате McLaren, до сих пор опережавший конкурентов по темпам прогресса, на этот раз ничего нового не привез - самая английская команда чемпионата готовит новинки к Гран-при Великобритании.

Впрочем, уже в квалификации стало ясно, что каких-то принципиальных изменений в расстановке сил так и не произошло. Пара пилотов Red Bull уверенно заняла два первых места на старте, наглядно продемонстрировав, что осечка в Канаде была лишь следствием стечения обстоятельств. При этом Феттелю все же удалось опередить Уэббера, хотя разрыв между ними был микроскопическим.

Льюис Хэмильтон в очередной раз завоевал третью стартовую позицию. Пара пилотов Ferrari заняла четвертое и пятое места и, с одной стороны, подтвердила прогресс нового болида, а с другой - вынуждена была признать, что угнаться за Red Bull им пока все равно не под силу.

Неожиданно провалилась команда Mercedes - Росберг и Шумахер провели худшую квалификацию в сезоне, заняв лишь 12 и 15 позиции. А вот оба пилота Renault выглядели неплохо. На этот раз в финальный сегмент попал не только Роберт Кубица, но и Виталий Петров.

Наконец, стоит отметить и прогресс Williams - Хюлькенберг и Баррикелло не только вдвоем смогли пробиться в первую десятку, но и опередили Петрова, показав в итоговой попытке абсолютно идентичный результат. И Нико стартовал впереди своего партнера только потому, что закончил квалификацию чуть раньше.

Ключевой момент

Однако уже на старте Уэббер потерял семь позиций - пропустив на первых метрах Хэмильтона, австралиец занял неудачную траекторию, и его один за другим опередили обе машины Ferrari, Баттон, Кубица, а также оба пилота Williams. Хэмильтон пытался навязать борьбу и Феттелю - их болиды дважды соприкоснулись, но немец сумел сохранить позицию.


Марк Уэббер провалил старт, потеряв разом семь позиций и пропустив вперед даже болиды Williams.

Виталий Петров стартовал неудачно - его колеса провернулись, и он откатился на 15-е место. А вот Шумахер выдал очередной образцово-показательный старт, закончив первый круг 11-м, на несколько позиций выше Росберга.

После этого гонка вошла в свое привычное усыпляющее русло, которое, казалось, могли оживить только плановые пит-стопы. Первые из них, кстати, провели Уэббер и Росберг - таким образом команды попытались дать пространство своим гонщикам, застрявшим за медленными машинами.

Однако на девятом круге ситуация резко изменилась. После раннего и не самого удачного пит-стопа Уэббер догнал Хейкки Ковалайнена и готовился опередить финна, однако тот начал тормозить перед поворотом значительно раньше, чем ожидал Марк. Австралиец налетел на заднее колесо Lotus, его подбросило в воздух, и приземлился Уэббер уже вверх колесами.

От серьезных повреждений его спасла дуга безопасности, однако после этого болид еще раз перевернулся и на полной скорости врезался в ограждение из покрышек. Удар был очень серьезным, и на трассе немедленно появился автомобиль безопасности, сопровождавший к месту аварии медицинскую бригаду.

К счастью, вскоре Марк самостоятельно покинул болид, однако эта авария оказалась ключевым моментом не только для самого Уэббера, но и для большинства других пилотов. Дело в том, что в момент появления на трассе сэйфти-кара Феттель, Хэмильтон, Алонсо и Масса уже успели закончить девятый круг, тогда как шедший на пятом месте Баттон как раз готовился пройти последний поворот.

Не формат
В команде Mercedes остались крайне недовольными решением дирекции гонки, которые зажгли красный сигнал на пит-лейн в тот момент, когда там находился Михаэль Шумахер. Сделано это было из-за того, что на стартовой прямой уже собралась большая группа пилотов.

Отчасти претензии руководителя Mercedes GP Росса Брауна справедливы - в правилах говорится, что красные сигналы зажигаются только тогда, когда весь пелотон собран за машиной безопасности, а в этот момент между Хэмильтоном и Кобаяси было 18 секунд. В итоге Шумахер потерял шансы финишировать на подиуме и вообще не заработал очков.

Но с другой стороны, никто не мешал Mercedes зазвать Михаэля на пит-стоп пораньше, чтобы обезопасить себя от подобных ситуаций. Можно было избрать и иную тактику - остаться на трассе, как это сделал Кобаяси, который в итоге финишировал в очках, пусть и не так высоко, как хотелось бы. Но в Mercedes приняли другое решение...

В результате Феттель успел проехать перед машиной безопасности, а Хэмильтон поравнялся с ней и, выдержав небольшую паузу, опередил. Алонсо и Масса этого не сделали и вынуждены были целый круг ехать в режиме сэйфти-кара, значительно медленнее конкурентов.

Группа пилотов, возглавляемая Баттоном, тут же получила приказ заезжать в боксы и успела отреагировать на него на том же круге. Правда, в Renault в этот момент ждали Петрова, и механикам пришлось срочно менять приготовленную для него резину на покрышки для Кубицы, а это привело к тому, что Роберт пропустил вперед пилотов Williams. Потерял несколько секунд на пит-стопе и сам Петров.

Не стали заезжать в боксы лишь Кобаяси, Шумахер, да пара пилотов Virgin. Феттель и Хэмильтон, закончив следующий круг, тоже сменили резину. Так же поступили и Алонсо с Массой, - но из-за того, что они ехали за сэйфти-каром, пилоты откатились на 10 и 12 позиции соответственно.

Еще круг спустя в Mercedes все же решились зазвать Шумахера в боксы - на тот момент он шел по трассе третьим и имел шанс вернуться в гонку, не потеряв позиций. Однако на выезде с пит-лейн Михаэль увидел красный сигнал светофора и вынужден был пропустить перед собой практически весь пелотон.

Пытаясь как-то спасти ситуацию, в Mercedes решились на еще один пит-стоп для Шумахера - он вновь получил жесткую резину, на которой явно собирался ехать до самого финиша. Впрочем, большинство других гонщиков уже не планировали останавливаться, так что гонка для Михаэля оказалась потеряна.

Однако вскоре после рестарта, прошедшего относительно спокойно, выяснилось, что самое интересное только начинается: сразу 10 пилотов оказались под подозрением в нарушении правил проведения пит-стопа.

Первым из них был Хэмильтон, обогнавший машину безопасности в момент ее появления. Произошло это еще на десятом круге, на 15-м был дан рестарт гонки, однако лишь на 25-м круге судьи, наконец, вынесли решение о виновности британца. По словам журналиста Джо Савара, столь позднее решение объясняется тем, что для судей показалось очень принципиальным выяснить, в каком именно месте находятся датчики GPS на машине безопасности и болиде Хэмильтона, чтобы ни в коем случае не вынести неверное решение.

Так или иначе, за прошедшие после рестарта 10 кругов Хэмильтон успел оторваться от так и не заезжавшего в боксы Кобаяси на 15 секунд, еще несколько секунд он отыграл за следующие три круга и, хотя на 28 круге ему пришлось отбывать "штраф" проездом по пит-лейн, британец сумел сохранить свое второе место. Этим фактом остались очень недовольны в Ferrari, гонщики которых, соблюдая правила, откатились в конец очковой зоны, а Хэмильтон, правила нарушивший, в итоге ничего не потерял.


Марк Уэббер, имевший все шансы побороться за подиум, одним неточным маневром не только испортил гонку себе и всем остальным, но и едва не оказался на больничной койке.

Однако к тому моменту внимание судей уже было сосредоточено на другом инциденте, участниками которого стали сразу девять пилотов, причем все они претендовали на очки. Дело в том, что, по современным правилам, после появления машины безопасности гонщики не имеют права ехать в боксы "слишком быстро".

Когда это правило было введено, изначально предлагалось просто включать на всех машинах электронные ограничители оборотов, аналогичные тем, что используются на пит-лейн. Однако из-за многочисленных возражений команд было принято другое решение - после выезда сэйфти-кара на руле гонщика загорается табло с отсчетом минимального времени, за которое он имеет право добраться до боксов.

В Валенсии сразу девять пилотов это правило... просто проигнорировали. В их число вошли гонщики Renault, Force India и Williams в полном составе, а также Баттон, де ла Роса и Буэми. Все они после финиша оказались под угрозой дисквалификации.

После очередного продолжительного разбирательства судьи вновь приняли соломоново решение - всех этих гонщиков (кроме сошедшего Хюлькенберга) оштрафовали, но лишь на 5 секунд. В результате большинство пилотов вообще не потеряли позиций, и лишь Буэми пропустил на восьмое место Алонсо, а Росберг поднялся на десятое, опередив де ла Росу.

Для Алонсо такое решение стюардов, впрочем, стало слабым утешением, так как он не только потерял шансы на подиум по независящим от него причинам, но еще и проиграл на финише пилоту Sauber Камуи Кобаяси. Проводивший просто блестящую гонку японец все же сменил резину за четыре круга до финиша, после чего, появившись позади Фернандо, проехал несколько великолепных кругов и на последнем круге обогнал сначала испанца, а в последнем повороте - еще и Буэми.


Результаты Гран-при Европы

Место Гонщик Команда Время
1. Себастьян Феттель Red Bull Renault 1ч 40:29.571
2. Льюис Хэмильтон McLaren Mercedes +5.042
3. Дженсон Баттон McLaren Mercedes +12.658
4. Рубенс Баррикелло Williams Cosworth +25.627
5. Роберт Кубица Renault +27.122
6. Адриан Сутиль Force India Mercedes +30.168
7. Камуи Кобаяси BMW Sauber Ferrari +30.965
8. Фернандо Алонсо Ferrari +32.809
9. Себастьян Буэми Toro Rosso Ferrari +36.299
10. Нико Росберг Mercedes GP +44.382
11. Фелипе Масса Ferrari +46.621
12. Педро де ла Роса BMW Sauber Ferrari +47.414
13. Хайме Альгерсуари Toro Rosso Ferrari +48.239
14. Виталий Петров Renault +48.287
15. Михаэль Шумахер Mercedes GP +48.826
16. Витантонио Льюцци Force India Mercedes +50.890
17. Лукас ди Грасси Virgin Cosworth +1 круг
18. Тимо Глок Virgin Cosworth +2 круга
19. Карун Чандхок Hispania Cosworth +2 круга
20. Бруно Сенна Hispania Cosworth +2 круга
21. Ярно Трулли Lotus Cosworth +4 круга
22. Нико Хюлькенберг Williams Cosworth сход
23. Хейкки Ковалайнен Lotus Cosworth сход
24. Марк Уэббер Red Bull Renault сход

Поиск фаворита

Гонка в Валенсии стала девятым этапом этого сезона и таким образом подвела итоги первой половины чемпионата. Пилотов ждут еще девять гонок, но теперь уже далеко не все из них имеют шансы включиться в борьбу за первое место.


Одним из немногих итогов Гран-при Европы, уже не вызывающих никаких сомнений, стала победа Себастьяна Феттеля. Этот результат позволил немцу вновь войти в число реальных претендентов на чемпионский титул, из которых он выбыл после длинной череды не самых удачных гонок, начавшихся еще в Китае.

В личном зачете триумфатор Гран-При Европы Себастьян Феттель пока занимает лишь третью позицию, а лидерство в чемпионате сохранил (и даже укрепил) Льюис Хэмильтон, минимизировавший потери благодаря второму месту в Валенсии. На второй строчке в общем зачете по-прежнему Дженсон Баттон, который теперь уступает своему напарнику шесть очков.

Считавшийся совсем недавно главным фаворитом в борьбе за титул Марк Уэббер опустился на четвертое место и отстает от Хэмильтона на 24 очка. Впрочем, Марк в этом году очень силен и уже отыгрывал вдвое большие отрывы.

Теоретически шансы побороться за титул есть и у Алонсо, но для этого Ferrari нужно серьезно прибавить в скорости. А вот все остальные пилоты на первое место в чемпионате по сути уже не претендуют.

В Кубке конструкторов McLaren сумел увеличить свой отрыв от Red Bull благодаря двойному подиуму. Теперь лидеров разделяют 30 очков - довольно много даже для нынешней очковой системы.

Занимающая третью позицию команда Ferrari безнадежно отстала и фактически уже не претендует на победу в этом зачете. А вот Renault благодаря успешному финишу Кубицы приблизилась к Mercedes в борьбе за четвертую строчку. Теперь французскую и немецкую команды разделяют 20 баллов.


Положение в общем зачете после девятого этапа

Место Гонщик Команда Очки
1. Льюис Хэмильтон McLaren Mercedes 127
2. Дженсон Баттон McLaren Mercedes 121
3. Себастьян Феттель Red Bull Renault 115
4. Марк Уэббер Red Bull Renault 103
5. Фернандо Алонсо Ferrari 98
6. Роберт Кубица Renault 83
7. Нико Росберг Mercedes GP 75
8. Фелипе Масса Ferrari 67
9. Михаэль Шумахер Mercedes GP 34
10. Адриан Сутиль Force India Mercedes 31
11. Рубенс Баррикелло Williams Cosworth 19
12. Витантонио Льюцци Force India Mercedes 12
13. Себастьен Буэми Toro Rosso Ferrari 9
14. Камуи Кобаяси BMW Sauber Ferrari 7
15. Виталий Петров Renault 6
16. Хайме Альгерсуари Toro Rosso Ferrari 3
17. Нико Хюлькенберг Williams Cosworth 1
18. Педро де ла Роса BMW Sauber Ferrari 0
19. Хейкки Ковалайнен Lotus Cosworth 0
20. Карун Чандхок Hispania Cosworth 0
21. Лукас ди Грасси Virgin Cosworth 0
22. Ярно Трулли Lotus Cosworth 0
23. Бруно Сенна Hispania Cosworth 0
24. Тимо Глок Virgin Cosworth 0

Положение в Кубке конструкторов после девятого этапа

Место Команда Очки
1. McLaren Mercedes 248
2. Red Bull Renault 218
3. Ferrari 165
4. Mercedes GP 109
5. Renault 89
6. Force India Mercedes 43
7. Williams Cosworth 20
8. Toro Rosso Ferrari 10
9. BMW Sauber Ferrari 7
10. Lotus Cosworth 0
11. Hispania Cosworth 0
12. Virgin Cosworth 0