Гонки в Королевстве

Обзор десятой гонки сезона Формулы-1

Гонщик команды Red Bull Марк Уэббер одержал победу на десятом этапе чемпионата Формулы-1, Гран-при Великобритании. Австралиец захватил лидерство уже на старте и не упустил его до самого финиша. Благодаря этой победе он вновь поднялся на третье место в личном зачете, подтвердив серьезность своих претензий на титул.

Гонка в Великобритании стала юбилейной - именно здесь 60 лет назад стартовал первый чемпионат мира Формулы-1. В текущем же сезоне Сильверстоун открывал вторую половину сезона и должен был окончательно определить круг претендентов на титул. Помимо пилотов Red Bull и McLaren, о своих претензиях на чемпионскую корону к этому моменту всерьез заговорил гонщик Ferrari Фернандо Алонсо.

О Red Bull и крыльях

Гран-при Великобритании вновь оказался одним из самых посещаемых этапов Формулы-1. Уже в пятницу посмотреть на свободные заезды пришли 85 тысяч зрителей - немыслимая цифра для большинства других автодромов. Опасения вызывало лишь то, что сама гонка проходила в один день с финалом чемпионата мира по футболу. Тем не менее, за уик-энд Гран-при посетило 305 тысяч зрителей - лишь на 5 тысяч меньше, чем год назад.

Большинство болельщиков пришло на трибуны поболеть за "самую британскую" команду чемпионата - McLaren, за которую выступают кумиры местных болельщиков Дженсон Баттон и Льюис Хэмильтон. Интересно, что именно перед этой гонкой сразу несколько специалистов, в числе которых был и глава Red Bull Racing Кристиан Хорнер, предрекали обострение отношений между пилотами McLaren. Однако конфликт вспыхнул не в этой команде, а в Red Bull.


Пресловутое новое переднее антикрыло вряд ли давало такое уж большое преимущество, но Уэббера лишили и этого.

Началось все в субботу утром, когда во время свободных заездов на машине Себастьяна Феттеля сломалось новое переднее антикрыло. Как выяснилось, таких крыльев в команде было только два, а запасные имели старую аэродинамическую конфигурацию. И в австрийской конюшне не придумали ничего лучшего, кроме как снять новое антикрыло с машины Марка Уэббера и отдать его Феттелю.

Свое решение Хорнер оправдывал тем, что Себастьян Феттель опережает Уэббера по очкам в личном зачете чемпионата мира. Такое объяснение, разумеется, никого не удовлетворило, так как разница между пилотами невелика и они оба веду борьбу за чемпионский титул. В паддоке вновь пошли разговоры о фаворитизме в Red Bull. Дошло до того, что на параде пилотов перед стартом некоторые гонщики в шутку предлагали Уэбберу свое антикрыло. По словам Марка, Феттеля среди них не было.

Австралиец не скрывал своего недовольства ситуацией, однако Хорнер настаивал, что должен был принять это "трудное решение", так как крыло было только одно и ему так или иначе нужно было выбрать одного из пилотов. Но, как отметили многие специалисты, одно дело - решить, кому из пилотов достанется обновление, и другое - снять его с одной машины и поставить на другую.


После квалификации Фернандо Алонсо и Себастьян Феттель были в хорошем настроении. А вот Уэббер выглядел не слишком счастливым.

В действительности вряд ли новое антикрыло давало большое преимущество - обычно подобные обновления позволяют отыграть лишь несколько сотых секунды на круге. Однако ситуация была очень символичной, и уже в квалификации стало ясно, что между гонщиками Red Bull развернется настоящая битва. В первом сегменте лучшим был Феттель, во втором - Уэббер. В третьем Феттелю удалось проехать просто блестящий круг, и он возглавил стартовый лист. Уэббер уступил ему всего 0,143 секунды.

Остальные пилоты не смогли составить им конкуренцию. Третье время показал Фернандо Алонсо, однако он проиграл Феттелю более 0,8 секунды. Герой местной публики Льюис Хэмильтон завоевал лишь четвертую позицию, а Дженсон Баттон и вовсе провалился, закончив квалификацию на 14-м месте. По его словам, это все, что можно было сделать - машина у него была просто неуправляемой. Это признали и в команде - как заявил Мартин Уитмарш, инженеры ошиблись с давлением воздуха в шинах.

"Неплохо для второго пилота?"

Но борьба за победу в гонке, по сути, длилась лишь в первых двух поворотах. Уэббер стартовал блестяще и немедленно вышел вперед. А вот Феттель, напротив, с трудом разогнал свой болид - как выяснилось после гонки, из-за неверных настроек сцепления. Пытаясь отыграться, Себастьян бросился в атаку на своего напарника, однако все закончилось ударом со стороны Льюиса Хэмильтона по заднему колесу немца. Прокол привел Феттеля к вылету, и ему пришлось целый круг ехать в боксы со спущенной покрышкой.

Тем временем Алонсо, также проваливший старт, пытался сохранить хотя бы седьмую позицию, и жестко перекрыл траекторию своему собственному напарнику Фелипе Массе. В результате бразилец также был вынужден отправиться на пит-лейн, пропустив весь пелотон. На третье место неожиданно выбрался Кубица, опередивший Росберга.


Исход гонки решил хороший старт Уэббера.

Очередной отличный старт продемонстрировал Михаэль Шумахер: сначала он обогнал де ла Росу, а затем, благодаря поломкам Феттеля и Массы, поднялся на седьмую позицию. Но еще лучше начал гонку Баттон - стартовав 14-м, он уже к концу первого круга был восьмым!

Вскоре ситуация стабилизировалась, и Уэббер начал постепенно наращивать свое преимущество над Хэмильтоном. Тот, в свою очередь, стремительно уезжал от Кубицы, который явно сдерживал Росберга и Алонсо. Рубенс Баррикелло затормозил Шумахера и Баттона, за спинами которых собралась довольно большая группа пилотов.

Ситуацию могли изменить только пит-стопы, и одним из первых в боксы отправился Шумахер - за счет этого в Mercedes надеялись опередить медленного Баррикеллу. Однако, выехав с питлейн, Михаэль допустил ошибку в медленном повороте и не только не смог выйти вперед в борьбе с Рубенсом, но еще и пропустил гонщика Sauber Камуи Кобаяси, побывавшего в боксах кругом позже.

Не формат
Одним из самых странных происшествий на Гран-при Великобритании стала замена Бруно Сенны на Сакона Ямамото в команде HRT. О том, что гонку за испанскую конюшню проведет именно японец, стало известно только в четверг, причем, официальное заявление об этом последовало лишь в пятницу днем.

Говоря о причинах, команда отделалась туманными формулировками, наподобие такой: "Мы решили дать возможность одному из наших гонщиков выступить в этом Гран-при". Истинные причины решения не объявлены до сих пор, а по паддоку ходили неясные слухи о том, что это как-то связано со спонсорами другого пилота команды, Каруна Чандхока, заменять которого не позволил Берни Экклстоун.

Так или иначе, к такой замене отнеслись бы с пониманием, если бы она произошла на Гран-при Японии. Однако зачем было выставлять Ямамото вместо Сенны именно в Великобритании, где всегда чрезвычайно популярен был дядя Бруно, Айртон Сенна, совершенно непонятно.

В то же время стало очевидным, что Кубица не сможет сдержать Росберга - заехав в боксы на пару кругов раньше немца, Роберт предоставил сопернику оперативный простор, которым Нико прекрасно воспользовался, выдав два очень быстрых круга подряд. После пит-стопа Росберг вышел на третье место, а Кубица откатился на четвертое, попав под атаки Алонсо.

Дуэль между бывшим и действующим пилотами Renault была очень захватывающей, но закончилась довольно неожиданно. В одной из атак Алонсо не осталось места на трассе, и он срезал шикану, опередив за счет этого поляка. Но вместо того, чтобы немедленно вернуть позицию, Фернандо умчался вперед, надеясь на то, что срезку сочтут вынужденной. А уже на следующем круге пропустить соперника Алонсо не смог бы и при все желании - Роберт отправился в боксы из-за отказа привода и впервые в сезоне сошел с дистанции.

Вскоре за свое нарушение Алонсо получил штраф в виде проезда через питлейн, но решил не заезжать туда сразу, оттянув отбытие наказания до разрешенных трех кругов. В итоге это дорого стоило испанцу, так как на трассе появилась машина безопасности. Причиной стало столкновение Педро де ла Росы и Адриана Сутиля, после которых на асфальте остались несколько довольно внушительных обломков, которые нужно было убрать.

Сэйфти-кар провел на трассе всего пару кругов, но за это время успел собрать за собой пелотон. Таким образом, отправившись на пит-лейн одновременно с тем, когда машина безопасности покидала трассу, Алонсо откатился в конец пелотона и практически лишился всех шансов на очки. А заодно, по сути, и реальных возможностей побороться за чемпионский титул.

А вот Себастьяну Феттелю, который прорывался вперед после стартового инцидента, появление сэйфти-кара было на руку. В результате Себастьян, уступавший по скорости только Уэбберу, стремительно прошел одного за другим Массу, Альгерсуари, Петрова, Хюлькенберга и Шумахера. Какое-то сопротивление Себастьяну оказал только Михаэль, но против значительно более высокой скорости болида Red Bull в скоростных поворотах и он не смог ничего поделать.


Победа Уэббера вовсе не заставила его забыть об обиде, нанесенной ему перед гонкой. После финиша Уэббер спросил свою команду по радио: "Ну что, неплохо для второго пилота?". А позже заявил прессе, что если бы знал, как с ним поступят, не стал бы продлевать контракт с Red Bull...

Следующим на очереди был Сутиль, однако машины Force India обгонять в этом году (как, впрочем, и в прошлом) очень непросто. Благодаря скоростному аэродинамическому профилю и мощному двигателю Mercedes болиды индийской конюшни очень быстро ускоряются на выходе из поворота, и воспользоваться "воздушным мешком" за их спиной не удается практически никому.

В результате дуэль между двумя немцами стала украшением финала гонки. Причем, несколько раз, увлекшись борьбой, Феттель и Сутиль слишком близко подпускали к себе другую немецкую пару - Шумахера и Хюлькенберга. Себастьян сумел выйти вперед всего за пару кругов до финиша гонки, установив тем самым финишную классификацию британского Гран-при.


Результаты Гран-при Великобритании

Место Гонщик Команда Время
1. Марк Уэббер Red Bull Renault 1ч 24:38,200
2. Льюис Хэмильтон McLaren Mercedes +1.360
3. Нико Росберг Mercedes GP +21.307
4. Дженсон Баттон McLaren Mercedes +21.986
5. Рубенс Баррикелло Williams Cosworth +31.456
6. Камуи Кобаяси BMW Sauber Ferrari +32.171
7. Себастьян Феттель Red Bull Renault +36.734
8. Адриан Сутиль Force India Mercedes +40.932
9. Михаэль Шумахер Mercedes GP +41.599
10. Нико Хюлькенберг Williams Cosworth +42.012
11. Витантонио Льюцци Force India Mercedes +42.459
12. Себастьян Буэми Toro Rosso Ferrari +47.627
13. Виталий Петров Renault +59.374
14. Фернандо Алонсо Ferrari +1:02.385
15. Фелипе Масса Ferrari +1:07.489
16. Ярно Трулли Lotus Cosworth +1 круг
17. Хейкки Ковалайнен Lotus Cosworth +1 круг
18. Тимо Глок Virgin Cosworth +1 круга
19. Карун Чандхок Hispania Cosworth +2 круга
20. Сакон Ямамото Hispania Cosworth +2 круга
21. Хайме Альгерсуари Toro Rosso Ferrari сход
22. Педро де ла Роса BMW Sauber Ferrari сход
23. Роберт Кубица Renault сход
24. Лукас ди Грасси Virgin Cosworth сход

2+2

По результатам Сильверстоуна можно практически с полной уверенностью говорить, кто именно поборется за титул в этом сезоне. Несмотря на то, что Фернандо Алонсо продолжает говорить о своих претензиях на победу в чемпионате, реальную борьбу за нее ведут только гонщики McLaren и Red Bull.

Лидирует в чемпионате по-прежнему Хэмильтон, но причиной тому можно считать скорее надежность его машины. В отличие от трех других претендентов, Льюис в этом сезоне не сходил ни разу. Если это однажды все же произойдет, от его преимущества не останется и следа, так как конкуренты держатся очень близко.


Льюис Хэмильтон все еще лидирует в чемпионате, но ситуация может измениться уже в следующей гонке.

Правда, в последних гонках Хэмильтон неизменно превосходил своего напарника, Дженсона Баттона, и хотя тот занимает второе место в чемпионате, его шансы на общий успех выглядят наименее вероятными. В то же время Дженсон в этом сезоне неоднократно доказывал, что способен переломить ситуацию в свою пользу, и если в чистой скорости он и уступает напарнику, то в умении принимать верные решения в сложных ситуациях с ним мало кто может соперничать.

Марк Уэббер стал первым пилотом, выигравшим три гонки в этом сезоне, и тем самым очень явно намекнул, что несмотря ни на какие интриги внутри команды не собирается играть в ней вторые роли. Окончательно распрощавшись с врачами (весь прошлый год Уэббер выступал со стальными штифтами в ноге из-за перелома) и получив действительно быструю машину, Уэббер раскрылся как очень сильный и зрелый пилот. Подгоняет Уэббера еще и то, что в его возрасте "вторых" подобных шансов может уже и не быть.

Все это, похоже, стало неприятным сюрпризом для Феттеля, в прошлом году просто разгромившего своего напарника. Впрочем, сбрасывать молодого немца со счетов тоже не стоит - Себастьян остается одним из самых быстрых гонщиков пелотона, и можно не сомневаться, что он сумеет одержать еще не одну победу в этом чемпионате. К тому же, хорошо это или плохо, его поддерживает команда, и борьба за титул по сути еще только начинается.

Потому предсказать, кто выйдет победителем в этой борьбе, пока просто невозможно. Машины Red Bull быстрее, но McLaren имеет намного больше опыта в сражениях за титул. Не стоит забывать и о том, что именно за английскую команду выступают гонщики, выигравшие два последних чемпионата мира. И кто в итоге возьмет верх, не смог бы предсказать, пожалуй, даже осьминог Пауль.


Положение в общем зачете после десятого этапа

Место Гонщик Команда Очки
1. Льюис Хэмильтон McLaren Mercedes 145
2. Дженсон Баттон McLaren Mercedes 133
3. Марк Уэббер Red Bull Renault 128
4. Себастьян Феттель Red Bull Renault 121
5. Фернандо Алонсо Ferrari 98
6. Нико Росберг Mercedes GP 90
7. Роберт Кубица Renault 83
8. Фелипе Масса Ferrari 67
9. Михаэль Шумахер Mercedes GP 36
10. Адриан Сутиль Force India Mercedes 35
11. Рубенс Баррикелло Williams Cosworth 29
12. Камуи Кобаяси BMW Sauber Ferrari 15
13. Витантонио Льюцци Force India Mercedes 12
14. Себастьен Буэми Toro Rosso Ferrari 7
15. Виталий Петров Renault 6
16. Хайме Альгерсуари Toro Rosso Ferrari 3
17. Нико Хюлькенберг Williams Cosworth 2
18. Педро де ла Роса BMW Sauber Ferrari 0
19. Хейкки Ковалайнен Lotus Cosworth 0
20. Карун Чандхок Hispania Cosworth 0
21. Лукас ди Грасси Virgin Cosworth 0
22. Ярно Трулли Lotus Cosworth 0
23. Бруно Сенна Hispania Cosworth 0
24. Тимо Глок Virgin Cosworth 0
25. Сакон Ямамото Hispania Cosworth 0

Положение в Кубке конструкторов после десятого этапа

Место Команда Очки
1. McLaren Mercedes 278
2. Red Bull Renault 249
3. Ferrari 165
4. Mercedes GP 126
5. Renault 89
6. Force India Mercedes 47
7. Williams Cosworth 31
8. BMW Sauber Ferrari 15
9. Toro Rosso Ferrari 10
10. Lotus Cosworth 0
11. Hispania Cosworth 0
12. Virgin Cosworth 0