КАМАЗ-Мастер-класс

Владимир Чагин прокатил журналиста Ленты.ру на боевом "КАМАЗе"

Среда, 14 июля, дачный поселок Тарловка. По правую руку - пихтовый и сосновый бор, в котором Иван Иванович Шишкин нарисовал многие свои картины (и где он сделал эскизы своего знаменитого "Утра в сосновном лесу"). По левую - река Кама. На противоположном ее берегу раскинулся город Набережные Челны.

В таком месте хорошо отдыхать - светит солнце, воздух чистый и свежий. Собственно, поселок Тарловка возник на месте санатория для больных туберкулезом - здесь они быстро шли на поправку. Тут и сейчас заповедная территория.

Между лесом и рекой - тонкая ниточка грунтовой дороги, шириной всего в одну машину... Сложно представить, что спустя всего несколько минут здесь промчится девятитонный гоночный грузовик команды "КАМАЗ-Мастер", за рулем которого будет сидеть шестикратный победитель "Дакаров" Владимир Чагин.


Трудно себе представить, что в таком живописном месте может располагаться испытательная трасса для гоночных грузовиков.

Да, именно здесь находится главная и единственная тестовая трасса знаменитой гоночной команды. Вопреки ожиданиям, в таком живописном месте условия настоящего ралли-рейда смоделированы неплохо - сначала жесткий, каменистый грунт, с настоящими трамплинами, а затем - песок с пылью, с ямами и ухабами.

Впрочем, мы не просто наблюдаем за испытаниями нового гоночного грузовика, мы сами принимаем в них участие. Мы - это группа журналистов из Москвы и Татарстана, приглашенных на "тест-драйв" машины, которой еще только предстоит провести свою первую гонку в сентябре, на ралли "Шелковый путь".


Новый грузовик выглядит современнее предыдущего. Изменения коснулись даже облицовки кабины - "морда" приведена в соответствие с дизайном новых серийных "КАМАЗов".

За руль нас, конечно, не пустят - совладать с таким грузовиком никому из нас не под силу. Наша задача - просто удержаться на местах штурмана и механика, когда Чагин будет лететь за "сотню" по дороге, где и 20 километров в час - слишком много. Организаторы заботливо предупреждают нас, что перед поездкой лучше не есть.

Я поеду в третьем экипаже - оптимальный вариант. Ждать слишком долго не хочется, но и первым ехать нет смысла - лучше учиться на чужих ошибках, а не на своих. И одна из таких ошибок обнаружилась, как только Чагин вернулся из первого заезда - девушка неосмотрительно взяла с собой в кабину диктофон. В отличие от нас, диктофону шлем не выдавали...

Перед заездами Чагин рассказывает про новую машину. Удивило, что мощность двигателя - "всего" 850 лошадей. В Формуле-1 до введения 2,4-литровых моторов цифры были побольше. Но крутящий момент этих агрегатов лучше не сравнивать - трехлитровый 900-сильный "формульный" двигатель не смог бы эту многотонную махину даже с места сдвинуть.

Впечатляет и расход топлива - от 70 до 150 литров на 100 километров! Топливный бак просто огромен - в гонку машина берет целую тонну солярки. Это на 300 килограммов больше, чем конкуренты. Но дополнительный вес - расплата за мощь двигателя ЯМЗ Тутаевского завода. Мотор, кстати, разработан в 1995 году, а замена ему так до сих пор и не нашлась!


В кабине неожиданно много приборов и органов управления. Контролировать все это во время гонки - невероятно сложно.

В остальном грузовик очень серьезно переработан. Кабина сдвинута назад, до пределов, разрешенных правилами ралли-рейдов. Машина стала на 15 сантиметров ниже, и почти на две тонны (!) легче. Ради этого пришлось пересмотреть буквально каждую деталь - везде, где только можно, сталь заменена на алюминий, все лишнее убрано.

По словам Чагина, заметно улучшилась управляемость машины. Подвеска, как нам сказали, теперь значительно "комфортнее". Что ж, учитывая, что именно на ней нам вскоре предстоит штурмовать полное бездорожье, это не может не радовать.

Цена такого обновления, правда, оказалась очень велика. Новую машину начали строить в ноябре, и лишь сейчас начали ее испытания. Стоимость этого грузовика - 680 тысяч долларов. Предыдущая модификация обходилась только в 430 тысяч. Именно поэтому в ближайшее время второй такой машины у команды не будет.

Кстати, как нам позже пояснил руководитель команды Семен Якубов, "КАМАЗ-Мастер" собирает грузовики не только для гонок. Команда готовит и "гражданские" версии своих машин. Купить их в салоне, конечно, нельзя, но заказать - можно. И такие заказы поступают - от МЧС, гонщиков и просто любителей, которые могут себе такое позволить.

Эти заказы позволяют команде хотя бы частично покрывать свои расходы. Остальное дает правительство Татарстана, и главные спонсоры - ВТБ и Red Bull. На "Дакар" этого вполне хватает, а вот для проведения ралли "Шелковый путь" пришлось обращаться в правительство России для поддержки. В итоге проспонсировать проведение гонки было поручено ряду государственных компаний.

Пока Чагин катал два первых экипажа, осматриваю "техничку", обеспечивающую наше комфортное пребывание на бивуаке. Это одна из тех машин, что помогала гонщикам и во время "Дакара". Настоящий дом на колесах - тут есть и душ, и холодильник, и микроволновка!


В "техничке" предусмотрено все для полностью автономной жизни экипажей гоночных грузовиков. Такая машина весит 15,5 тонны, и способна нести еще восемь тонн груза.

Наконец, подходит мой черед. Я, как более габаритный, сажусь справа, на место механика. Сразу подумалось, что трясти тут будет намного больше, но тем лучше - хочется прочувствовать ощущения участников соревнований до конца. В центре - место штурмана, но сейчас он не нужен, Чагин трассу знает наизусть. Туда садится другой журналист.

Забираемся в спортивные кресла-ковши. Нас пристегивают пятиточечными ремнями безопасности, туго затягивают. Поначалу кажется, что даже слишком туго. Подключаем шлемы к внутренней системе связи. Чагин спрашивает: "Готовы?" Советует держаться за поручни перед нами, и плотно упереться ногами в специальную подставку под ногами.

Старт! Рев мотора, машина стремительно разгоняется. Первая часть девятикилометровой трассы - прямая, с несколькими "трамплинами". Первый же прыжок вызывает просто бурю эмоций - огромный грузовик подлетает в воздух, пролетает метров 10 и всеми своими девятью тоннами обрушивается на трассу!


По единодушному признанию всех журналистов, участвовавших в тесте, именно прыжки огромного "КАМАЗа" - наиболее впечатляющая часть поездки.

Тут же второй прыжок - благодаря инерции от первого, он получается еще более длинным и высоким. При приземлении главное - не слишком сильно "кивнуть" головой... Хотя, говоря откровенно, "джампы" - это то, к чему я очень неравнодушен, а в грузовике ощущения - просто непередаваемые.

Дальше чуть более спокойный участок - узкая, шириной в грузовик, песчаная дорога. В нескольких местах выставлено оцепление - бывали случаи, когда во время испытаний на трассе оказывались посторонние. Отвернуть тут просто некуда...

Серия поворотов - некоторые из них "КАМАЗ" проходит чуть ли не на двух колесах. Кое-где машина уходит в занос, но Чагин ситуацию полностью контролирует - заметно, что он успевает даже выбирать более удобную траекторию для "грузового дрифта" на этой узенькой трассе.


По словам представителей "КАМАЗ-Мастер", новая машина отличается гораздо более плавным ходом, чем предыдущая. Каково приходится гонщикам в старой версии грузовика - страшно представить.

Грузовик, конечно, очень трясет. Для того, чтобы удерживаться в сидении ровно, требуется много усилий. Правда, я набираюсь наглости, и на очередном прыжке машу рукой фотографам - при том, что они меня за стеклом вряд ли видят. Но очень хотелось хотя бы себе доказать, что в таких условия я тоже на что-то способен.

Вскоре трасса отворачивает от реки, и мы выезжаем на участок, расположенный рядом с железной дорогой. Параллельно нашему движению - прямая, как стрела, автострада М7, ведущая в Москву. Там по асфальту едут машины, но мы легко их обгоняем. Однако насладиться этим моментом мы не успеваем - грузовик попадает на естественную "стиральную доску", состоящую из ям и ухабов.

Вот в этот момент я понимаю, что слово "трясет" - неверное. Нас не трясет, а просто швыряет из стороны в сторону с частотой три раза в секунду. Удержаться на месте невозможно - я несколько раз достаю шлемом до трубы каркаса безопасности справа... А Чагин, как ни в чем не бывало, жмет на педали, вращает рулем и переключает передачи.


Из-за бешенной тряски мы с трудом удерживались в сидениях. Чагин в это время не только хладнокровно управлял огромной машиной, но и успевал замечать особенности в ее поведении, о которых позже рассказывал механикам и инженерам.

В этот момент к звуку мотора добавляется странный вой - это с турбины сорвало патрубок. На скорость, впрочем, по нашим ощущениям это никак не повлияло. Наконец, доезжаем до площадки разворота. Девять километров по полному бездорожью мы пролетели за каких-нибудь 5-6 минут. Чагин приостанавливается, смотрит на нас.

- Ну что, как вы?

А как мы? Да просто полный восторг! Передать это невозможно, но наши глаза, я думаю, были красноречивее любых слов. Я рассказываю Чагину о своей любви к трамплинам и прыжкам. Он в ответ только усмехнулся - сколько таких прыжков за его спиной, просто страшно представить.

Стартуем в обратный путь. Снова нас кидает из стороны в сторону на "стиральной доске", снова подбрасывает в воздух на кочках. Держаться еще труднее, чем в первый раз - руки уже подустали. Но теперь мы хотя бы знаем, что нас ждет.

Мои слова про прыжки Чагин явно запомнил - все трамплины мы теперь проходим на еще более высокой скорости, так что летим выше и дальше. Без груза журналистов на борту он наверняка делает это еще быстрее, но у нас просто захватывает дух!


Пролетая по "стиральной доске", мелькала мысль: "Когда же это все кончится?" Но после финиша очень хотелось прокатиться еще раз.

Наконец, вылетаем на финишную прямую. Серия последних прыжков, и кажется, сейчас грузовик просто снесет перегородивший дорогу микроавтобус, на котором мы сюда приехали! Но Чагин резко бьет по тормозам, и машина замедляется еще быстрее, чем разгонялась десятью минутами ранее.

Эффектно развернувшись, машина замирает возле нашего бивуака. Отстегиваюсь, вылезаю из машины - вокруг коллеги, все хотят узнать впечатления. Большинству из них еще предстоит все это пережить - счастливчики! С удовольствием заменил бы кого-нибудь в последующих экипажах...

Дождавшись, когда закончатся заезды, отправляемся обратно в Челны - на базу "КАМАЗ-Мастер". При въезде на территорию автозавода охрана пересчитывает нас "по головам" - попасть сюда не так просто.


База команды находится на территории автозавода. Здесь не только проходят обслуживание действующие машины, но и строятся новые.

На базе - множество грузовиков самых разных поколений. Жизнь кипит - работают сварочные аппараты, механики деловито осматривают внутренности машин. Вскоре вернулся и тот грузовик, на котором мы ездили. Его немедленно начинают осматривать, проверять и протирать.

По сравнению с автозаводом, коллектив "КАМАЗ-Мастер" относительно невелик - тут ежедневно работают около 100 человек. Зато это лучшие специалисты, и каждый из них проводит на базе по 12 часов в день, включая субботу, а иногда - и воскресенье. Работа тяжелая, но никто не жалуется - о ее результатах знает весь мир.


Набору автоспортивных наград "КАМАЗ-Мастер" могла бы позавидовать даже конюшня Ferrari, хотя российской команде всего 22 года - "день рождения" прошел 17 июля.

Нас ведут на второй этаж - показать награды, завоеванные командой. Их так много, что они занимают тридцатиметровый коридор. Призы с самых разных рейдов - Desert Challenge, "Хазарские степи", "Оптик-ралли", "Мастер-ралли"... Отдельное место занимают призы с "Дакаров".

Впрочем, чуть позже выяснилось, что наград намного больше. Мы ненадолго заглянули в кабинет руководителя команды, Семена Якубова. Под призы тут выделен отдельный уголок, но помещается их тут, кажется, намного больше, чем в коридоре! От пола до потолка - призы и медали...


Всего несколько лет назад Семен Якубов и сам выступал в ралли-рейдах в качестве штурмана. В его личном кабинете наград едва ли не больше, чем на общем стенде команды.

У новой машины наград пока нет. Испытания ее только начались, и ей еще предстоит доказывать свою состоятельность в борьбе как с соперниками, так и с другими, уже проверенными "Дакаром" "КАМАЗами". На какие-то вопросы ответят уже тесты на трассе в Тарловке, но по-настоящему важное испытание - ралли "Шелковый путь". Только после него можно будет сказать, насколько перспективна новая машина.

Впрочем, специалисты "КАМАЗ-Мастер", похоже, в успехе не сомневаются. Иначе бы не отдали машину лучшему гонщику команды, Владимиру Чагину. Пока новый "КАМАЗ" существует только в одном экземпляре, и уже известно, что Чагин будет стартовать на нем и в "Дакаре". В команде об этом говорят уверенно, без каких-либо "если", хотя этой машине еще предстоит преодолеть непростой маршрут ралли "Шелковый путь". Да и место для призов в коридоре еще есть...