Герои и антигерои

Неожиданные итоги Гран-при Германии Формулы-1

В воскресенье, 25 июля, завершился 11-й этап чемпионата мира Формулы-1, Гран-при Германии. Эта гонка считалась домашней сразу для шести пилотов, однако зрителей на трибунах было куда меньше, чем двумя неделями ранее в Сильверстоуне.

Большинство из тех, кто собрался на автодроме Хоккенхаймринг в эти выходные, пришли посмотреть на вернувшуюся легенду автоспорта Михаэля Шумахера и одного из фаворитов чемпионата Себастьяна Феттеля, от которого все ждали победы. Но главными героями немецкого Гран-при оказались не они, а пилоты Ferrari. И антигероями тоже.

Смена лидера

Хоккенхайм встретил участников чемпионата дождем. Первая тренировка прошла в сложных метеоусловиях и не дала ответ на вопрос о форме команд на этой трассе. В частности, осталось неясным, насколько эффективны обновления, которые привезли команды Mercedes и Ferrari на эту гонку.

Зато стало ясно, что механики McLaren в пятницу без работы не останутся. Британская команда также тестировала новую версию диффузора, но толком опробовать ее получилось лишь на машине Баттона. Хэмильтон же свой болид разбил на подсыхающем асфальте под самый занавес первой тренировки.

На второй тренировке Льюис все же успел появиться на трассе, но лишь за 13 минут до ее окончания. Разумеется, ни о какой серьезной работе с настройками за такое короткое время речи идти не могло. Впрочем, и без того стало ясно, что в этот уик-энд McLaren не сможет конкурировать с Red Bull. А вот Ferrari - сможет.


Дождь на Гран-при Германии в пятницу сделал главным героем местных болельщиков немца Адриана Сутиля. Именно гонщик команды Force India возглавил первую сессию свободных заездов. Но когда асфальт высох, Адриан порадовать своих поклонников уже не смог...

Эти предположения подтвердились и в субботу, во время квалификации. Битва между Red Bull и Ferrari была на редкость упорной, и в какой-то момент казалось, что итальянской команде удастся завоевать первый поул в сезоне. Однако в итоге лучшее время все же осталось за Себастьяном Феттелем. Пилот Red Bull опередил Фернандо Алонсо на 0,002 секунды!

Третьим квалифицировался Масса, и лишь четвертым - победитель предыдущего Гран-при, Марк Уэббер. Причем, оба они отстали от своих напарников на полсекунды. Тем не менее, в гонке все могло измениться. Тем более что Масса, в отличие от Алонсо, стартовал с чистой стороны трека.

На третьем ряду расположились пилоты McLaren, причем Дженсон Баттон сумел опередить Хэмильтона. Традиционно сильно выступил Роберт Кубица - несмотря на то, что перед гонкой поляк обещал своим поклонникам "трудный уик-энд", он вновь оказался "лучшим среди остальных", завоевав седьмую стартовую позицию.

Явный прогресс продемонстрировали в Williams - обе машины в квалификации пробились в первую десятку. А вот Mercedes, представивший самые масштабные изменения болида во всем пелотоне, в итоге в очередной раз провалились - Росберг завоевал девятую позицию, Шумахер и вовсе 11-ю.


В квалификации Себастьян Феттель вырвал поул-позицию у Фернандо Алонсо, но в гонке финишировал лишь третьим.

Впрочем, в действительности выступления двух немцев были практически идентичными - во втором сегменте их разделили всего 0,008 секунды. И именно это мгновение решило, кто продолжит борьбу в квалификации, а кто - нет. Причем, Росберг также имел все шансы не попасть в "топ-10" по итогам второй сессии, но явно более быстрый Камуи Кобаяси на последнем быстром круге не справился с управлением и вылетел с трассы. Даже несмотря на это, японец уступил Шумахеру всего 0,058 секунды.

Россиянин Виталий Петров в квалификации вновь не смог конкурировать по скорости со своим напарником, Робертом Кубицей, и занял 13-ю позицию на стартовой решетке. Перед началом Гран-при он надеялся на попадание в первую десятку, но квалификации пока остаются слабым местом Виталия, хотя в гонках он, как правило, выглядит гораздо увереннее.

Большая разница

Тем не менее, многие специалисты указывали, что в позициях Шумахера, Кобаяси и Петрова есть свой большой плюс. Заключался он в свободном, в отличие от представителей первой десятки, выборе резины на гонку. Дело в том, что компания Bridgestone предложила командам на немецкой трассе выбор между самым жестким и самым мягким типами своей резины.

Все пилоты из первой десятки вынуждены были использовать шины Supersoft, однако на сколько их хватит в гонке, было неизвестно. Тогда как те, кто квалифицировался ниже, могли выбрать резину Hard и гарантировать себе более длинный отрезок до первого пит-стопа.

Но в итоге все вышло совсем не так, как ожидали эксперты. И Шумахер, и Кобаяси, и Петров предпочли не испытывать судьбу и вышли на старт на мягкой резине. Может быть, отчасти на этот выбор повлияла вероятность дождя по ходу гонки. Но дождь так и не пошел.


Старт в Хоккенхайме оказался важнее квалификации - большинство пилотов отыграли или потеряли сразу несколько позиций.

Одинаковый выбор резины означал, что многое решится уже на старте - оттягивать борьбу за позиции до пит-стопов было рискованно, а "пройти" соперника по ходу гонки могло и не получиться. На трассе в Хоккенхайме, безусловно, есть места для обгонов, но выполнить такой маневр здесь непросто.

Старт оказался достаточно неожиданным - Феттель, чуть хуже отреагировавший на сигнал светофора, попытался выдавить с траектории Алонсо и пропустил атаку Массы, объехавшего обоих по внешнему радиусу. Себастьян в итоге не смог удержать и Алонсо, так что уже к третьему повороту гонку возглавляла пара пилотов Ferrari.

Не формат
Решения судей на Гран-при Германии вновь вызвали неоднозначную реакцию среди специалистов. Главным образом, речь идет, конечно же, о штрафе в размере 100 тысяч долларов, наложенном на команду Ferrari. Основанием для него стало нарушение пункта правил о запрете командной тактики, "влияющей на результаты гонки".

Несмотря на заверения Скудерии о том, что якобы Масса сам принял решение подарить победу Алонсо, нарушение регламента было достаточно очевидным, и наказанием в виде штрафа стюарды это признали. В то же время непонятно, почему команда не понесла никакого спортивного наказания, хотя бы в виде лишения очков, заработанных в гонке для Кубка конструкторов.

Стоит заметить, что среди других решений стюардов - предупреждение Ковалайнену за аварию с де ла Росой, когда испанец проходил Хейкки на круг, и аналогичное "наказание" команды Force India, перепутавшей комплекты резины для своих пилотов. Похоже, выносить наказания, никак не влияющие на результаты гонки, у судей входит в привычку.

Льюис Хэмильтон также сумел отыграться, опередив не только своего партнера по команде Баттона, но еще и Уэббера. Очередной блестящий старт выдал Михаэль Шумахер - уже в первый поворот он вошел на восьмой позиции, едва не опередив еще и Кубицу! А вот оба пилота Williams провалились, потеряв по несколько позиций. Хюлькенберга сумел опередить и Виталий Петров.

До первой серии пит-стопов позиции на трассе практически не менялись. Мягкая резина позволяла поддерживать достаточно высокий темп, и первый плановый визит в боксы состоялся только на 13 круге. Вскоре на смену резины отправились почти все гонщики.

Благодаря лучше выбранному моменту Баттон сумел опередить Уэббера. В Mercedes пытались взять верх в борьбе с Кубицей при помощи разнесенных по времени пит-стопов, но Михаэлю Шумахеру, который отправился в боксы раньше запланированного, в результате не хватило совсем немного, чтобы выйти вперед. Сменивший покрышки гораздо позже Росберг также не смог оказаться впереди поляка, зато опередил Шумахера.

А вот Виталий Петров за счет более позднего пит-стопа сумел отыграть две позиции, оставив за спиной Баррикелло и Кобаяси. Россиянин вплотную преследовал Шумахера, хотя и не имел шансов его обойти. После того как стартовавший на жесткой резине де ла Роса все же отправился в боксы, Виталий поднялся на десятую позицию, которую и сохранил до финиша.

Тем временем лидирующие гонщики Ferrari чувствовали себя достаточно уверенно, не позволяя Феттелю приблизиться. Что-то могло измениться во время пит-стопов, однако в Скудерии их провели достаточно корректно, и пилоты сохранили позиции. Инженер Массы передал своему подопечному, что если тот сможет поддерживать такой темп, победа у него в кармане.

Однако вскоре скорость Массы все же упала. Гонщики Ferrari по-прежнему были самыми быстрыми на трассе, но к бразильцу постепенно приближался его напарник. Мы бы никогда не узнали наверняка о том, что произошло далее, но как раз перед немецкой гонкой было принято решение открыть радиопереговоры пилотов для телеканалов. На 48 круге команда передала Массе следующее: "Алонсо быстрее тебя. Подтверди, что ты понял суть этого сообщения". Спустя еще круг Фелипе откровенно пропустил испанца вперед...


Большую часть дистанции Масса лидировал, но после прозрачного намека из боксов вынужден был пропустить Алонсо к победе.

Сразу после этого Алонсо постарался доказать, что он действительно быстрее напарника, выдав серию лучших кругов и оторвавшись от Массы на четыре секунды. Тем не менее последнее слово в этом соревновании все же осталось за Феттелем - последний круг он проехал с лучшим временем гонки.

После финиша Алонсо и Масса поздравили друг друга, хотя особой радости на лице Массы не было видно. Зато очень рад был руководитель Скудерии Стефано Доменикали, который вышел на подиум получить командный приз. Впрочем, уже тогда было ясно, что обмен позициями между пилотами Ferrari не останется без внимания судей.

Вскоре пришло подтверждение - гонщики Ferrari, а также Доменикали вызваны к стюардам. Была запрошена и телеметрия с обеих машин итальянской конюшни. Результаты Гран-при, казалось, могут быть пересмотрены - над командой замаячила угроза дисквалификации или как минимум временного штрафа.

Однако судьи предпочли "соломоново решение" - итоговый протокол гонки остался без изменений, а Ferrari была оштрафована на 100 тысяч долларов. Кроме того, инцидент будет вынесен на рассмотрение Всемирного совета FIA по автоспорту. Однако этот совет может применить лишь дисциплинарные меры по отношению к Скудерии - результаты гонки утверждены и пересмотрены не будут.

После гонки Доменикали подчеркнул, что Масса "сам принял решение пропустить Алонсо", что, конечно, было откровенной ложью. А Фернандо даже заявил, что был удивлен поступком своего напарника. Фелипе, комментируя инцидент, пустился в туманные рассуждения об интересах команды, которые, конечно, превыше всего.


Результаты Гран-при Германии

Место Гонщик Команда Время
1. Фернандо Алонсо Ferrari 1ч 28:38,866
2. Фелипе Масса Ferrari +4,196
3. Себастьян Феттель Red Bull Renault +5,121
4. Льюис Хэмильтон McLaren Mercedes +26,896
5. Дженсон Баттон McLaren Mercedes +29,482
6. Марк Уэббер Red Bull Renault +43,606
7. Роберт Кубица Renault +1 круг
8. Нико Росберг Mercedes GP +1 круг
9. Михаэль Шумахер Mercedes GP +1 круг
10. Виталий Петров Renault +1 круг
11. Камуи Кобаяси BMW Sauber Ferrari +1 круг
12. Рубенс Баррикелло Williams Cosworth +1 круг
13. Нико Хюлькенберг Williams Cosworth +1 круг
14. Педро де ла Роса BMW Sauber Ferrari +1 круг
15. Хайме Альгерсуари Toro Rosso Ferrari +1 круг
16. Витантонио Льюцци Force India Mercedes +2 круга
17. Адриан Сутиль Force India Mercedes +2 круга
18. Тимо Глок Virgin Cosworth +3 круга
19. Бруно Сенна Hispania Cosworth +4 круга
20. Хейкки Ковалайнен Lotus Cosworth сход
21. Лукас ди Грасси Virgin Cosworth сход
22. Сакон Ямамото Hispania Cosworth сход
23. Ярно Трулли Lotus Cosworth сход
24. Себастьян Буэми Toro Rosso Ferrari сход

Большая пятерка

Так или иначе, но ситуация в чемпионате после гонки в Германии заметно обострилась. Лидирует по-прежнему Хэмильтон, который даже смог немного увеличить свой отрыв от Баттона и Уэббера, но Феттель, благодаря своему третьему месту, сравнялся с Марком и занимает четвертую позицию лишь из-за меньшего числа побед.

Значительный рывок, конечно же, сделал Алонсо, отыгравший у Хэмильтона сразу 13 очков. Для того чтобы стать фаворитом чемпионата, этого пока мало, но если машины Ferrari будут так же быстры в последующих гонках, то испанец действительно сможет побороться за чемпионский титул.

Занимающий шестую строчку в общем зачете Нико Росберг никаких шансов на титул уже не имеет, равно как и проигрывающий ему пять очков Роберт Кубица. Фелипе Масса, благодаря своему второму месту, сократил свое отставание от этой пары, а учитывая явно лучшую форму машин Скудерии, имеет шанс опередить обоих уже в следующей гонке.


Победа в Хоккенхайме позволила Алонсо номинально вернуться в борьбу за чемпионский титул. Правда, в личном зачете испанец пока лишь пятый.

Виталий Петров выполнил свою главную задачу, набрав очки - пусть и всего одно. Бороться с болидами Mercedes ему было бы трудно - даже Кубица с трудом опередил немцев. Для того чтобы сделать следующий шаг вперед, Виталию обязательно нужно прибавлять в квалификациях - пока это единственный компонент, где он действительно серьезно проигрывает конкурентам.

В командном зачете значимое изменение только одно - команда Ferrari, благодаря своему дублю, совершила резкий скачок вперед, приблизившись к Red Bull. Тем не менее, до лидеров Скудерии пока еще очень далеко, и скорее всего Кубок конструкторов разыграют между собой Red Bull и McLaren.

В борьбе между Mercedes и Renault ситуация почти не изменилась. Зато обе команды смогли обезопасить себя от набравших было ход Force India и Williams. Команда Френка Уилльямса, тем временем, сумела явно прибавить в скорости, но в очки это преимущество превращается далеко не всегда.

Следующий этап чемпионата мира пройдет уже в конце этой недели, 1 августа, и станет последней гонкой сезона перед большим августовским перерывом. На время каникул все базы команд будут закрыты, а сотрудники отправятся в отпуск - таковы правила чемпионата. На практике это означает, что те команды, которые не смогут прибавить в ближайшее время, такой возможности больше не получат - с конца августа практически все они переключатся на разработку машин следующего года...


Положение в личном зачете после одиннадцати этапов

Место Гонщик Команда Очки
1. Льюис Хэмильтон McLaren Mercedes 157
2. Дженсон Баттон McLaren Mercedes 143
3. Марк Уэббер Red Bull Renault 136
4. Себастьян Феттель Red Bull Renault 136
5. Фернандо Алонсо Ferrari 123
6. Нико Росберг Mercedes GP 94
7. Роберт Кубица Renault 89
8. Фелипе Масса Ferrari 85
9. Михаэль Шумахер Mercedes GP 38
10. Адриан Сутиль Force India Mercedes 35
11. Рубенс Баррикелло Williams Cosworth 29
12. Камуи Кобаяси BMW Sauber Ferrari 15
13. Витантонио Льюцци Force India Mercedes 12
14. Виталий Петров Renault 7
15. Себастьен Буэми Toro Rosso Ferrari 7
16. Хайме Альгерсуари Toro Rosso Ferrari 3
17. Нико Хюлькенберг Williams Cosworth 2
18. Педро де ла Роса BMW Sauber Ferrari 0
19. Хейкки Ковалайнен Lotus Cosworth 0
20. Карун Чандхок Hispania Cosworth 0
21. Лукас ди Грасси Virgin Cosworth 0
22. Ярно Трулли Lotus Cosworth 0
23. Бруно Сенна Hispania Cosworth 0
24. Тимо Глок Virgin Cosworth 0
25. Сакон Ямамото Hispania Cosworth 0

Положение в Кубке конструкторов после одиннадцати этапов

Место Команда Очки
1. McLaren Mercedes 300
2. Red Bull Renault 272
3. Ferrari 208
4. Mercedes GP 132
5. Renault 96
6. Force India Mercedes 47
7. Williams Cosworth 31
8. BMW Sauber Ferrari 15
9. Toro Rosso Ferrari 10
10. Lotus Cosworth 0
11. Hispania Cosworth 0
12. Virgin Cosworth 0