Почти как дома

Виталий Петров провел лучшую гонку в карьере

Гонщик команды Формулы-1 Renault Виталий Петров провел лучшую для себя гонку в нынешнем сезоне, и заметно укрепил свои позиции в команде. Россиянин впервые сумел опередить в квалификации своего напарника, Роберта Кубицу, а затем финишировал пятым, уступив только пилотам Red Bull и Ferrari.

Победу в гонке одержал пилот Red Bull Марк Уэббер, возглавивший общий зачет чемпионата мира. Вторым стал Фернандо Алонсо из Ferrari, а третьим - напарник Уэббера Себастьян Феттель. Однако, если бы не серия судейских решений, итоги Гран-при могли быть совсем другими...

За железным занавесом

Между тем никакого Гран-при Венгрии в Формуле-1 могло и не быть вообще, если бы Леонид Брежнев не умер в 1982 году. В середине того же, 82-го года Берни Экклстоун, незадолго до этого попавший в управление Международной автоспортивной федерацией (FISA, позже превратившейся в FIA - Международную автофедерацию), приезжал в Москву для проведения переговоров о гонке на территории СССР.

Инициатива получила поддержку Брежнева, который был большим поклонником автоспорта и автомобилей, и первый Гран-при Советского Союза был анонсирован на 1983 год. Но вскоре Брежнев умер, а сменивший его Юрий Андропов, до того возглавлявший КГБ, имел на этот счет совершенно другую точку зрения.

Получив отказ, Берни не успокоился, и спустя пару лет все же нашел возможность провести гонку за "железным занавесом", договорившись с властями Венгрии о строительстве автодрома неподалеку от Будапешта. И уже в 1986 году болиды Формулы-1 впервые попали на территорию Восточной Европы.


Трасса Хунгароринг.

По большому счету, гонка в Венгрии мало кому нравится - построенная в песчаном карьере трасса оказалась слишком жаркой, слишком пыльной, слишком узкой, слишком медленной, и, как следствие этого всего, - скучной. Достаточно сказать, что на первой гонке машины вообще не успели завершить дистанцию до истечения двухчасового лимита. А дождь на венгерском Гран-при за 25 лет прошел лишь однажды, в 2006 году.

При этом за прошедшие годы из календаря чемпионата исчезли куда более интересные трассы, но Хунгароринг все это время спасало именно то, что по сей день это единственная восточноевропейская гонка чемпионата. Проектов других трасс в этом регионе было немало, но ни один из них так и не реализован.

Именно поэтому Гран-при Венгрии можно назвать "полудомашним" для обоих пилотов команды Renault: россиянина Виталия Петрова и поляка Роберта Кубицы. На венгерский этап традиционно приезжает много болельщиков из России, а уж из Польши автобусы и машины едут сюда целыми колоннами. К слову, "домашним" этот этап считают и финны, но в нынешнем году болеть им было не за кого.

Тем приятнее для нас, что именно в Будапеште Виталий Петров впервые нанес поражение Кубице в квалификации. Причем сделал это очень уверенно, показав сначала четвертый результат во втором сегменте, а затем седьмой - в третьем. После окончания заездов Кубица оправдывался тем, что из-за проблем с резиной не смог повторить свое лучшее время в финале, проиграв самому себе полсекунды. Но те же проблемы, похоже, были и у Петрова - обе машины Renault в последней части квалификации были на полсекунды медленнее, чем во второй.

Результат Петрова был хорош еще и тем, что он оказался на левой, нечетной стороне трассы. Она расположена на траектории движения, благодаря чему за уик-энд более или менее очищается от грязи и пыли, недостатка в которых Хунгароринг никогда не испытывал. Правая сторона, напротив, остается очень грязной, и стартовать там невероятно трудно.


Квалификация в Венгрии стала настоящим прорывом для Петрова - он не только опередил напарника, но и сумел завоевать лучшую для себя пока стартовую позицию.

По той же причине Уэббер, занявший в квалификации второе место позади Феттеля, был не слишком доволен. Вероятнее всего, сам бы он предпочел стартовать третьим, уступив вторую позицию Алонсо. Но скорость машин Red Bull в квалификации была настолько высока, что ни о какой борьбе за первый ряд стартового поля со стороны конкурентов "красных быков" не могло быть и речи.

В аналогичной ситуации оказался и другой пилот Ferrari, Фелипе Масса, стартовавший четвертым. По скорости машины Скудерии уступали только Red Bull, но стартовавший пятым Хэмильтон вполне мог потеснить бразильца уже на старте. А обгонять в Венгрии очень сложно...

Венгерский суд

Опасения Уэббера подтвердились - прекрасно стартовавший Алонсо легко вышел вперед, да еще и едва не опередил Феттеля. А вот Хэмильтон воспользоваться чистой стороной трассы не сумел: он не только не опередил Массу, но еще и уступил позицию Петрову!

Россиянин стартовал, как показалось, не слишком удачно, но быстро разогнался, затем занял правильную позицию в первом повороте - и прошел Росберга и Хэмильтона. Правда, спустя круг Льюис вновь вышел вперед - резина у Виталия прогревалась слишком долго. Михаэль Шумахер, стартовавший лишь с 14-й позиции, несмотря на грязную сторону вновь сумел немного отыграться - правда, на этот раз благодаря провалу Дженсона Баттона. Действующий чемпион, ушедший в гонку 11-м, очень много времени потерял в первом повороте, и откатился в район 15-го места.

Но главным героем старта стал Камуи Кобаяси из команды Sauber. Японец не слишком удачно квалифицировался, да еще и был оштрафован за то, что не заехал на проверку машины после возвращения в боксы. В результате стартовал он предпоследним, 23-м, однако сразу же сумел отыграть семь позиций!


Так как обгонять в Будапеште почти негде, старт в гонке имеет особое значение. И с левой стороны трека стартовать намного легче, чем с правой.

Однако вскоре после старта гонка вошла в свое привычное и очень скучное русло, без борьбы между пилотами. Оживление должны были внести пит-стопы, хотя и на это надежд было немного - практически все гонщики стартовали на мягкой резине, и имели одинаковую стратегию гонки.

На 14-м круге в боксы отправился Баттон - он догнал Шумахера, но опередить его не мог, и решил попробовать выиграть позицию за счет тактики. Тут же в боксах оказался и Льюцци, причем ему меняли не только резину, но и переднее антикрыло, поврежденное на старте. И буквально в ту же минуту на трассе появилась машина безопасности. Причиной были какие-то обломки, оказавшиеся на трассе. Откуда они взялись, и почему были замечены именно в этот момент, осталось неясным, но так или иначе, это событие полностью изменило ход гонки.

Практически все пилоты направились в боксы, чтобы сменить резину. Исключением стали Марк Уэббер, который за счет этого хотел опередить Алонсо, и Рубенс Баррикелло, стартовавший на жесткой резине. Тактический ход Red Bull имел под собой основания, так как иначе Алонсо остался бы впереди Марка, но в то же время практически гарантировал победу Феттеля...

Не формат
Главными героями гонки на Хунгароринге стали вовсе не пилоты, а судьи. Сначала они по непонятным причинам выпустили на трассу машину безопасности, потом зачем-то оштрафовали отстающего на круг Роберта Кубицу 10-секундным "стоп-энд-гоу" за ошибку команды (за которую она была также оштрафована после гонки), потом вынесли не вполне обязательное наказание Феттелю за очень мелкое нарушение...

Самым странным, впрочем, выглядит наказание Шумахера. Михаэль действительно оборонялся очень жестко, но он так делал всегда. При этом никаких правил он не нарушил, машины не столкнулись, а по признанию Баррикелло после гонки, инцидент был куда опаснее для самого немца. И всех проблем Рубенс мог избежать, если бы начал обгон слева, а не справа - тогда бы уже Шумахер не имел права пересекать его траекторию.

Но дело даже не в факте штрафа, а в том, какое наказание за это получил Михаэль. В не менее опасных ситуациях Хэмильтон, к примеру, отделывался предупреждениями. А Шумахер уже второй раз получает совершенно реальный штраф в не вполне однозначной ситуации. Первый раз, кстати, был в Монако, за обгон Алонсо. В той же гонке Баррикелло выбросил руль под колеса проезжавшей машины, и никакого штрафа не получил вообще.

На пит-лейн в это время творилось настоящее столпотворение. Гонщики один за другим заезжали, меняли колеса, и выезжали из боксов, а за их спиной уже ожидали своей очереди напарники... Результатом этого хаоса стали два серьезных инцидента. Сначала в Renault допустили ошибку, выпустив Кубицу прямо перед заезжавшим в соседние боксы Сутилем. Машины столкнулись, и для немца гонка оказалась оконченной, а поляка все же выпустили на трассу двумя минутами позже.

В Mercedes поторопились при обслуживании Росберга, и плохо закрепили правое заднее колесо. Практически сразу после выезда из боксов оно открутилось, и отправилось в самостоятельное путешествие по пит-лейн, где в этот момент находились десятки механиков... К счастью, серьезных травм удалось избежать, но одного из сотрудников Williams колесо все же задело. После гонки Renault и Mercedes были оштрафованы на 50 тысяч долларов.

В Mercedes на этом неприятности не окончились, так как команда перестраховалась на пит-стопе Шумахера, потратив много времени на проверку гаек крепления колес. Этот пит-стоп стал едва ли не самым длинным для Михаэля в сезоне, и практически лишил его шансов на очки - вернувшись на трассу, он оказался лишь одиннадцатым, уступив даже Кобаяси.

Впрочем, Виталию Петрову эти происшествия были скорее на руку. Ведь из борьбы были выведены два его главных преследователя - Нико Росберг и Роберт Кубица. Тягаться в скорости с идущими впереди Хэмильтоном он, конечно, не мог, но уж держать позади Хюлькенберга на болиде Williams россиянину было вполне по силам.

Правда, после завершения пит-стопов впереди Петрова неожиданно оказался вовсе не Хэмильтон, а Баррикелло, который в боксы не поехал. Однако рано или поздно Рубенсу все равно предстояло туда отправиться, и Петрову даже не нужно было его обгонять - достаточно было не давать оторваться. И с этой задачей он отлично справился. А к тому моменту Хэмильтон уже завершил свою гонку - не выдержала коробка передач.

Еще один гонщик, оставшийся на трассе после появления сэйфти-кара, столкнулся с совсем другой проблемой. Марк Уэббер лидировал в гонке, однако для того, чтобы это лидерство воплотилось хотя бы в подиум, ему необходимо было как можно дальше оторваться от своих преследователей - в первую очередь речь идет о пилотах Ferrari.

Надо сказать, что Марк сумел это сделать с блеском. После ухода с трассы машины безопасности австралиец задал гонке просто невероятный темп, отыгрывая у преследователей почти по секунде на круге! Какую-то конкуренцию ему мог составить лишь Феттель, но и он на жесткой резине проигрывал напарнику по 0,7-0,8 секунды.


Плохо прикрученная гайка на колесе болида Росберга обернулась для Mercedes штрафом 50 тысяч долларов, для Шумахера - потерей времени на пит-стопе, для механика Williams - легкими травмами, а для самого Нико - сходом с дистанции.

Эта сумасшедшая битва Уэббера с секундомером продолжалась на протяжении 20 кругов, по итогам которых стало ясно, что после пит-стопа Уэббер не только сможет вернуться на трассу впереди обеих Ferrari, но и сделает это с большим запасом. К тому же, из числа конкурентов за победу неожиданно выбыл Феттель: с его машиной было все в порядке, однако судьи неожиданно наложили на Себастьяна штраф в виде проезда по пит-лейн.

Причиной стало одно мелкое правило спортивного регламента, согласно которому во время гонки в режиме машины безопасности расстояние между болидами не должно превышать десяти корпусов. Феттель, как он признался после финиша, пропустил момент, когда было объявлено о скором уходе машины безопасности, и отпустил Уэббера слишком далеко.

Однако по ходу гонки всех этих сложностей Себастьяну, конечно, не объясняли, просто зазвав на пит-лейн для отбытия штрафа. Немец, не понимающий за что наказан, недоумевал, возмущался, а проезжая мимо боксов, даже размахивал руками, едва не наехав на один из гайковертов команд-конкурентов. На трассу он вернулся позади Алонсо, но Массу все же опередить успел.

Вскоре отправился в боксы и Уэббер, проехав более половины дистанции на мягкой резине в бешеном темпе. Вернулся он лидером, и гонка, по сути, на этом была окончена. Феттель был явно быстрее Алонсо, но провести серьезную атаку так и не смог.


Победа Марка Уэббера стала во многом неожиданной, но сам австралиец провел гонку безупречно.

Единственной интригой гонки оставался пит-стоп Баррикелло, который все еще занимал пятую позицию, сдерживая Петрова. Но на 55-м круге бразилец вынужден был заехать в боксы, получив там свежий комплект мягкой резины. Виталий вышел на законное пятое место, а Баррикелло откатился на 11-е. Правда, ему все же удалось оказаться впереди Буэми и Льюцци, что в итоге спасло для него гонку.

Получив за счет покрышек явное преимущество над конкурентами, Рубенс взвинтил темп, мгновенно догнал Шумахера, и приступил к атакам. Состояние резины у Михаэля к тому моменту было ужасное, в поворотах его болид то и дело сносило с траектории, и, в общем-то, было ясно, что Баррикелло неизбежно выйдет вперед. Однако Михаэль не собирался отдавать свою позицию без боя.

За четыре круга до финиша Баррикелло смог сесть в "воздушный мешок" позади Mercedes на стартовой прямой, и пошел в атаку. Шумахер сместился вправо, открывая Рубенсу левую траекторию, но тот тоже пошел направо. Шумахер продолжил движение, но и Баррикелло не отступал. В результате бразилец прошел в нескольких сантиметрах от стены пит-лейн, но все же смог выйти вперед.

На этом, впрочем, инцидент не был исчерпан. Баррикелло посчитал необходимым немедленно сообщить команде, что, по его мнению, Шумахер за такую оборону достоин дисквалификации. Произошедшим заинтересовались и судьи, вызвав обоих гонщиков после финиша. В результате, Шумахер был оштрафован потерей десяти мест на старте следующего Гран-при...


Результаты Гран-при Венгрии

Место Гонщик Команда Время
1. Марк Уэббер Red Bull Renault 1ч 41:05.571
2. Фернандо Алонсо Ferrari +17.821
3. Себастьян Феттель Red Bull Renault +19.252
4. Фелипе Масса Ferrari +27.474
5. Виталий Петров Renault +1:13.100
6. Нико Хюлькенберг Williams Cosworth +1:16.700
7. Педро де ла Роса BMW Sauber Ferrari +1 круг
8. Дженсон Баттон McLaren Mercedes +1 круг
9. Камуи Кобаяси BMW Sauber Ferrari +1 круг
10. Рубенс Баррикелло Williams Cosworth +1 круг
11. Михаэль Шумахер Mercedes GP +1 круг
12. Себастьян Буэми Toro Rosso Ferrari +1 круг
13. Витантонио Льюцци Force India Mercedes +1 круг
14. Хейкки Ковалайнен Lotus Cosworth +3 круга
15. Ярно Трулли Lotus Cosworth +3 круга
16. Тимо Глок Virgin Cosworth +3 круга
17. Бруно Сенна Hispania Cosworth +3 круга
18. Лукас ди Грасси Virgin Cosworth +4 круга
19. Сакон Ямамото Hispania Cosworth +4 круга
20. Льюис Хэмильтон McLaren Mercedes сход
21. Роберт Кубица Renault сход
22. Нико Росберг Mercedes GP сход
23. Адриан Сутиль Force India Mercedes сход
24. Хайме Альгерсуари Toro Rosso Ferrari сход

В поисках чемпиона

Как мы и говорили пару гонок назад, лидерство Хэмильтона во многом держалось на надежности его машины. Льюис одержал две победы в этом году, столько же, сколько и Феттель, и Алонсо, и Баттон, но опережал их всех благодаря большему числу результативных финишей.

Сход в Венгрии изменил расстановку сил - на первое место вновь вышел Уэббер. Марк проводит просто удивительный сезон, он выиграл уже четыре гонки - вдвое больше, чем любой из преследователей. Его отрыв, впрочем, невелик, но учитывая форму Red Bull на последних этапах, его шансы на титул смотрятся предпочтительнее.


На подиуме Гран-при Венгрии Феттель выглядел очень мрачным, так как все еще не понимал, за что получил штраф. После того, как он все же получил объяснения, Себастьян несколько успокоился - его ошибка была хотя и мелкой, но бесспорной, и допустил он ее по собственной вине.

Не согласен с этим, конечно же, Феттель, в распоряжении которого такая же (а иногда и немного лучшая) машина, и который никак не может выйти в лидеры чемпионата, несмотря на то, что с самого старта сезона считается его главным фаворитом. Впрочем, третье место немца выглядит очень перспективно, так как он всего на шесть очков отстает от Хэмильтона, и на десять - от Уэббера.

Дженсон Баттон, напротив, утратил инициативу, проведя не самый яркий уик-энд на трассе, на которой он в 2006 году одержал первую в своей карьере победу в Формуле-1. Пока Баттон проигрывает лидерам совсем немного, но для того, чтобы всерьез претендовать на титул, ему нужно добиваться в гонках намного большего, чем в последних Гран-при.

А вот Фернандо Алонсо в двух последних гонках показал практически максимальный для себя результат, и подобрался очень близко к первому месту - он проигрывает Уэбберу всего 20 очков, тогда как за победу дают 25. К тому же, Ferrari добилась впечатляющего прогресса, и по скорости теперь именно Скудерия, а не McLaren, выглядит главным конкурентом Red Bull.


Виталий Петров провел свою лучшую гонку в жизни именно в тот момент, когда это было больше всего необходимо. Контракт на 2010 год пока не продлен, но теперь шансы россиянина остаться в Формуле-1 резко выросли.

Виталий Петров совершил впечатляющий рывок в турнирной таблице, завоевав сразу 10 очков к тем семи, что у него уже были. После гонки руководство команды рассыпалось в комплиментах россиянину, заявив, что Виталий "спас уик-энд" для Renault. Впрочем, на вопрос о продлении контракта глава конюшни Эрик Булье отвечать пока отказался.

В командном зачете также произошли изменения - Кубок конструкторов, наконец, возглавила австрийская конюшня Red Bull. Немного приблизилась ко второму месту команда Ferrari, но в общем-то именно нынешняя расстановка сил выглядит наиболее адекватно реальной ситуации в чемпионате. Впрочем, до его завершения еще целых семь гонок, которые пройдут на трассах совсем другого типа, нежели Хунгароринг.


Положение в личном зачете после двенадцати этапов

Место Гонщик Команда Очки
1. Марк Уэббер Red Bull Renault 161
2. Льюис Хэмильтон McLaren Mercedes 157
3. Себастьян Феттель Red Bull Renault 151
4. Дженсон Баттон McLaren Mercedes 147
5. Фернандо Алонсо Ferrari 141
6. Фелипе Масса Ferrari 97
7. Нико Росберг Mercedes GP 94
8. Роберт Кубица Renault 89
9. Михаэль Шумахер Mercedes GP 38
10. Адриан Сутиль Force India Mercedes 35
11. Рубенс Баррикелло Williams Cosworth 30
12. Виталий Петров Renault 17
13. Камуи Кобаяси BMW Sauber Ferrari 17
14. Витантонио Льюцци Force India Mercedes 12
15. Нико Хюлькенберг Williams Cosworth 10
16. Себастьен Буэми Toro Rosso Ferrari 7
17. Педро де ла Роса BMW Sauber Ferrari 6
18. Хайме Альгерсуари Toro Rosso Ferrari 3
19. Хейкки Ковалайнен Lotus Cosworth 0
20. Карун Чандхок Hispania Cosworth 0
21. Лукас ди Грасси Virgin Cosworth 0
22. Ярно Трулли Lotus Cosworth 0
23. Бруно Сенна Hispania Cosworth 0
24. Тимо Глок Virgin Cosworth 0
25. Сакон Ямамото Hispania Cosworth 0

Положение в Кубке конструкторов после двенадцати этапов

Место Команда Очки
1. Red Bull Renault 312
2. McLaren Mercedes 304
3. Ferrari 238
4. Mercedes GP 132
5. Renault 106
6. Force India Mercedes 47
7. Williams Cosworth 40
8. BMW Sauber Ferrari 23
9. Toro Rosso Ferrari 10
10. Lotus Cosworth 0
11. Hispania Cosworth 0
12. Virgin Cosworth 0