День знаний

Учимся ездить в автошколе Audi quattro

В середине лета "Авто.Лента" в очередной раз оказалась в лагере Audi quattro camp, который находится на территории горнолыжного курорта Яхрома. Правда, если раньше мы ездили в подмосковную вотчину немецкого автопроизводителя в основном для того, чтобы познакомиться с новыми моделями (именно там мы впервые поездили на Audi Q5 и Audi A4 allroad quattro), то в этот раз нас пригласили испытать сам полигон, который в этом году из презентационной площадки превратился еще и в учебную.

Для этого хозяева полигона вдобавок к внедорожному парку и гравийной трассе, которая зимой превращается в ледовый трек, построили еще одну площадку, получившую название "полигон имитации сложных дорожных условий" и предназначенную для проведения занятий школы водительского мастерства Audi quattro.


Так выглядит Audi quattro camp сейчас. Помимо "полигона имитации сложных дорожных условий" здесь будет построен еще и "полигон активной управляемости": полоса асфальта длинной 500 метров и шириной 60 метров. Правда, на момент нашего посещения строительные работы на этой площадке еще продолжались

На первый взгляд новая площадка не представляет собой ничего особенного - большой, аккуратно заасфальтированный прямоугольный кусок поля на "околице" горнолыжного комплекса. На самом деле, под асфальтом спрятано сложное оборудование, которое, например, позволяет отрабатывать навыки безопасной езды по мокрому асфальту и глубоким лужам даже в условиях аномальной жары, от которой уже полтора месяца мучаются жители европейской территории России.

Азы

Прежде чем мы смогли познакомиться с технической начинкой полигона, нам пришлось пройти обязательный инструктаж по правилам поведения на треке и базовым заповедям профессионального автомобилиста – занятия в школе "Кваттро" начинаются с того, что ученикам запрещают пользоваться мобильными телефонами в машине, просят ездить с ближним светом и объясняют, как правильно усесться на водительском месте, и какими движениями нужно перехватывать рулевое колесо при интенсивном рулении, чтобы в один прекрасный момент руки не завязались узлом.

Затем последовала краткая лекция о физике движения легкового автомобиля при торможении, разгоне и прохождении поворотов, и нас, наконец, отправили на полигон закреплять теорию. Для начала - с помощью хорошо знакомой всем водителям, проходившим подготовку в российских автошколах, змейки.

Однако в школе Audi quattro это упражнение выполняется в темпе, далеком от черепашьего. Во-первых, таким образом отрабатываются те самые навыки скоростного руления, о которых говорилось во время инструктажа. К тому же, объезжая конусы, "абитуриент" учиться "управлять" массой автомобиля. Например, загружать переднюю ось перед поворотом, притормозив или просто сбросив газ, чтобы улучшить сцепление передних колес с асфальтом и уменьшить недостаточную поворачиваемость автомобиля в первой фазе маневра.


На первом этапе учебная "змейка" представляла из себя обычный ряд полосатых конусов, но затем нам усложнили задание, увеличив расстояние между конусами и ограничив дополнительными шашками ширину "проезжей части", по которой ученику разрешалось проходить вершину поворота. В результате, "змейка" превратилась в некое подобие трассы с заданной шириной полотна.

На этом этапе нам дали попробовать "в деле" сразу две модели Audi: большой седан A8 c атмосферной V-образной "восьмеркой" объемом 4,2 литра и мощностью 372 лошадиные силы, и четырехдверное купе A5 Sportback, тоже с полным приводом на базе дифференциала Torsen и двухлитровым турбированным движком мощностью 211 лошадиных сил.

Попробовав поездить по "змейке" и на "восьмерке", и на "пятерке", мы, к нашему удивлению, пришли к выводу, что тяжелым лимузином управлять на извилистой трассе в чем-то даже проще, чем "пятидверным купе". Благодаря мощному мотору, который выдает максимальные 445 Ньютон-метров крутящего момента уже при 3500 оборотов в минуту, A8 интенсивнее разгоняется, а затем, под сброс газа, благодаря удачным настройкам восьмиступенчатого автомата (даже не обязательно переводить трансмиссию в спортивный режим), плавно, но быстро замедляется, эффективно загружая переднюю ось.

В то же время, более легкий A5 sportback "ввинтить" в поворот с помощью педали акселератора оказалось сложнее — на эти автомобили устанавливается семиступенчатая роботизированная коробка передач с двумя сцеплениями, которая при интенсивной работе газом на "змейке" то и дело "скачет" между первой и второй передачей. В результате, "робот" часто подтормаживает машину, переходя на пониженную ступень, несколько раньше, чем ожидает водитель.

Водные процедуры

Дождавшись, когда каждый журналист накрутит на "змейке" с десяток кругов, инструкторы перешли ко второй стадии обучения, на которой для нас были подготовлены более "творческие" и, соответственно, более сложные задания с применением всего инженерного потенциала полигона.

Правда, на этом этапе за каждым экипажем закрепили всего одну машину, поэтому мы не смогли оценить, в чем заключается разница на мокрой дороге между "пятидверным купе" A5 и предоставленным нам для испытаний седаном A8. Но, с другой стороны, это не так уж и страшно — любое подобное сравнение является умозрительным. Ведь на рынке лимузин и спортбек не конкурируют и никогда конкурировать не будут.


Перед каждым новым упражнением инструктор школы объясняет ученикам его суть, рисуя цветными фломастерами схемы на доске, установленной в багажнике одного из "школьных" Q7.

Для начала нас отправили учиться контролировать скольжение на мокром дорожном покрытии. Для этого один из участков полигона отведен под небольшое кольцо, которое постоянно смачивается водой. Цель упражнения — заставить полноприводной автомобиль скользить боком по кругу, направив "морду" в центр своеобразного "бублика".

Алгоритм действий водителя прост - по крайней мере, когда его объясняет инструктор - необходимо, набрав скорость, резко добавить газ и повернуть руль в ту сторону, куда загибается кольцевая трасса. А затем, скомпенсировав занос рулем и "играя" акселератором, можно вести автомобиль в постоянном скольжении всех колес.

На деле при выполнении этого маневра наша тестовая "восьмерка", чаще всего, либо начинала скользить всеми четырьмя колесами наружу трека, либо – если дергать руль резче и сильнее газовать - совершала разворот на 360 градусов. Зато когда у нас все же получилось "подрифтить" несколько метров, процесс обучения заиграл новыми красками. Все-таки не каждый день получается выполнить трюк в стиле Кена Блока, да еще на такой громадине.

Поупражнявшись в скольжении и подзарядившись позитивом, мы отправились покорять другую часть трека, один из секторов которого представляет собой глубокую — где-то по щиколотку — лужу, уровень воды в которой поддерживается с помощью насосов, постоянно подающих на дорогу воду.


Псевдо-купе A5 Sportback благодаря меньшей, чем у А8, массе (1650 килограмм против 1835 килограмм) "всплывает" в лужах гораздо раньше большого седана. И те счастливчики, кому достался этот автомобиль, смогли научиться удерживать машину на траектории даже в том случае, когда она уже перешла в режим аквапланирования.

Суть задания заключалась в том, чтобы научиться проходить неожиданные водные препятствия в повороте, когда автомобиль внезапно "всплывает" в луже на середине виража. Здесь важно сначала почувствовать, что машина поплыла и перестала слушаться руля, а затем - справиться с первым инстинктивным желанием довернуть передние колеса в сторону поворота или резко сбросить газ, так как эти действия могут спровоцировать неконтролируемый занос.

Вместо этого следует проехать лужу с прямыми колесами и уже в конце водного препятствия, когда сцепление с дорогой восстановилось, плавно вернуть автомобиль на траекторию. Но мы, к сожалению, так и не смогли справиться с нашей "восьмеркой". Колеса тяжелого лимузина "всплывали" только при достижении автомобилем скорости 60 километров в час, и на этой скорости совладать с машиной у нас не получалось.

Однако назвать это упражнение бесполезным нельзя. По крайней мере, оно дает возможность на собственном опыте узнать, каково это, когда машина не слушается руля, попав на скорости в небольшую с виду лужу. Наверняка многие водители после такого теста будут относиться к езде в дождь гораздо ответственнее.

Незваный "лось"

Самое интересное и, наш взгляд, полезное упражнение организаторы испытаний оставили на "закуску" — уже уставших и вдоволь накатавшихся по полигону журналистов ожидал так называемый "лосиный" тест. Другими словами, объезд внезапно появившегося на дороге препятствия, после которого необходимо как можно быстрее вернуться в свою полосу движения.

Чтобы сымитировать эту ситуацию, на площадке в асфальт вмонтирована "гребенка" с форсунками, которые способны за мгновение выстрелить вверх струями воды, создавая своеобразную "стену" на пути автомобиля. Ученик, подъезжая к этому препятствию, не знает, появится ли перед ним преграда в этот раз, или нет. И в случае, когда созданный из водяных струй "лось" все-таки "выходит" на дорогу, решение принимать приходится мгновенно.


На этот раз "лосю" повезло - ученик успел отреагировать и уйти от столкновения с водной преградой.

Последовательность действий водителя в такой ситуации, пусть и по частям, отрабатывалась на протяжении всего учебного дня — перед препятствием необходимо резко затормозить, чтобы загрузить переднюю ось и обеспечить передним колесам максимальное сцепление при объезде препятствия. Поворот руля, небольшой "прямик", на котором обычно приходится резко добавлять газ, чтобы стабилизировать траекторию автомобиля и, потом, возвращаясь в свою полосу, можно опять нагрузить передние колеса резким торможением.

Потихоньку подкатываться к препятствию, дожидаясь появления "лося", нельзя. Такая "хитрость" считается неспортивным поведением, за которое каждый инструктор школы обязательно отчитает "хитрецов" в прямом эфире перед всем обучаемым коллективом — у каждого экипажа в машине есть рация, настроенная на общую волну.

В результате, в первый раз мы "лося" "задавили", во второй — запутались в педалях на "встречке", по которой пытались объехать водную стену, и только на третий раз инструктор засчитал нам это упражнение, попутно напомнив, что в реальных условиях мы сначала сбили бы на дороге либо животное, либо пешехода, а во время второй попытки - создали бы аварийную ситуацию на встречной полосе движение, которая могла закончиться лобовым столкновением.

Такое напоминание о "цене ошибки" — полезная штука. Потому что после прохождения однодневного "профессионального" курса обучения профессиональным водителем стать невозможно. Зато на таких курсах можно понять реальный уровень своего мастерства и научиться оценивать всю серьезность аварийных ситуаций, от которых на дороге никто не застрахован.


В Яхроме занятия в школе Audi quattro проводятся по двум основным программам - базовой и профессиональной. Оба курса рассчитаны на один день; первый длится шесть часов, а второй - восемь. Стоимость "базового" обучения на сегодняшний день составляет 9 тысяч 900 рублей, "профессионального" - 16 тысяч 900 рублей.

Программа, которую предложили в этот раз журналистам, формально повторяла "профессиональный" курс. Но на деле учебный план для нас сильно сократили - и по количеству упражнений, и по времени, которое дается на выполнение каждого упражнения.

И этот опыт, который школа Audi quattro дает автомобилистам как бы "в довесок" к нужным навыкам управления автомобилем в экстремальных условиях, переоценить невозможно. Авто.Лента