Lada Gaga

Как "АвтоВАЗ" выбирал название для новой модели

Волжский автозавод в понедельник обнародовал название бюджетной модели, которая будет запущена в производство в 2011 году: Lada Granta. Это имя для машины придумал житель Красноярска Павел Захаров в рамках конкурса, который Волжский автозавод объявил еще в конце июня. Несмотря на то, что конкурс длился всего девять дней, в адрес "АвтоВАЗа" пришло почти 170 тысяч вариантов, из которых оригинальных (то есть, не повторяющихся) оказалось 36 тысяч.

О других названиях, которые были предложены участниками конкурса, но не стали победителями, остается только догадываться — в пресс-службе "АвтоВАЗа" нам не стали о них рассказывать, сославшись на условия проведения конкурса. У наших же читателей, к слову, были свои, в том числе и довольно оригинальные варианты названий нового автомобиля.

Мы же, в свою очередь, решили разобраться, откуда взялись остальные названия в модельной линейке Волжского автозавода, а также в том, как происходит процесс выбора имени для нового автомобиля.

Как корабль назовешь...

Выбор имени — это длительный процесс, к которому помимо собственного маркетингового отдела автопроизводителя привлекаются еще и профессиональные нейминговые агентства - компании, специализирующиеся на придумывании названий. И чтобы найти одно, единственно "правильное" название новой машины, специалистам приходится перебирать до десяти тысяч различных вариантов!

При этом, имя должно удовлетворять нескольким требованиям: например, быть благозвучным для потребителей тех стран, в которых машина будет продаваться. Кроме того, оно не должно быть запатентовано другим автопроизводителем.

После того, как из тысячи вариантов отбирается несколько самых удачных, маркетологи проводят тестирование на фокус-группах. Это позволяет проверить "на живых людях", насколько подходит данное имя автомобилю, как быстро оно запоминается и не вызывает ли оно неприятные ассоциации. И уже на основе таких тестов выбирается окончательный вариант.

Самый простой способ называть автомобили — давать им абстрактные численно-буквенные обозначения. Главный минус такого подхода — низкий уровень запоминаемости на первых этапах продвижения новинки. К тому же, подобное имя вряд ли работать в качестве рекламной "приманки". С другой стороны, благодаря численным обозначениям можно выстроить четкую иерархию в модельном ряду: например, из цифр понятно, что Audi A3 – это автомобиль ниже классом, нежели Audi A4.

Обозначить иерархию, не прибегая к цифрам, в 60-е годы прошлого века попыталась компания Opel. Она давала своим моделям военные звания — Kadett, Kapitan, Commodore, Admiral. Имена подсказывали, какая модель "младшая", а какая — флагманская.

В качестве названия автомобиля могут использоваться и уже существующие слова или названия. Например, компания Volkswagen, желая подчеркнуть динамическую составляющую своих машин, использовала названия ветров — Passat и Scirocco. Причем в настоящее время у большинства людей, по крайней мере, водителей, слово "Пассат", скорее, вызовет ассоциации с автомобилем, нежели с ветром.


Если в прошлом все модели Opel получали названия в честь воинских званий, то имена современных моделей заканчиваются на "-а": Astra, Corsa, Meriva, Zafira.

Кроме того, названием для машины может послужить любое существительное или прилагательное. Причем, это реально существующее слово должно быть "идейно-близким" автомобилю, а не просто красивым. Например, имя фордовской модели Fiesta (испанское — "веселье, радость") намекает на ту радость, которую водитель может испытать при вождении машины. Названия моделей марки Smart — Fortwo и Forfour — имеют практический характер. Они указывают, на скольких человек рассчитана модель — "Для двоих" и "Для четверых".

Придумывая имя для "Импрезы", компания Subaru сыграла на созвучии слова Impreza с английским impressed ("впечатленный"). Этим словом, по замыслу разработчиков, можно охарактеризовать водителя, который впервые сел за руль автомобиля Subaru. А Opel Agila (под этим названием продавалась городская малолитражка) – это немного перефразированное английское слово "agile" - "шустрый, проворный".

"Ленинец" vs. "Катюша"

В СССР, во время разработки первого автомобиля Волжского автозавода ВАЗ 2101, о существующих теперь технологиях "нейминга" вряд ли догадывались. Тогда решающим фактором для выбора названий был сугубо идеологический. Несмотря на это, "копейке" удалось избежать политизированного имени. Мало того - придумать ее название поручили народу.

В августе 1968 года в прессе был объявлен конкурс на "народное название" нового советского автомобиля. В результате, на адрес Волжского автозавода пришло около 30 тысяч писем с предложениями, из которых было выбрано около сотни "удачных". Среди них были "Ленинец", "Волжанка", "Катюша", "Аврора", "ВИЛ" (сокращенное от имени Владимира Ильича Ленина). Однако победителем стало слово "Жигули".

"Жигулями" в Самарской области называются горы на правом берегу Волги, неподалеку от которых располагается Тольятти — родина современного "АвтоВАЗа". Большинство исследователей считают, что топоним "Жигули" произошло от тюркского "джиугли" — "запряженный, гужевой". Свое название горы получили из-за бурлаков, которые проживали в данной местности. Но вряд ли руководство Советского союза вдавалась в подробности происхождения слова "жигули", когда делало свой выбор, - видимо, оно им попросту показалось достаточно благозвучным.

С этим, правда, вряд ли бы согласились жители большинства европейских стран, где слово "Жигули" было созвучно с несколько оскорбительным словом "жиголо". Поэтому для экспорта автомобилей в Европу "ВАЗу" понадобилось срочно придумывать более "приличное" имя. Так появилась Lada.

Историю появления этого названия современные работники "АвтоВАЗа"... не помнят. Один из возможных вариантов: название "Лада" появилась от созвучного слово "ладья" — это изображение использовалось на шильдиках автомобилей Волжского автозавода с 1970 года. В любом случае, имя Lada оказалось настолько удачным, что в дальнейшем так стали называть не только экспортные модели, но и все остальные автомобили Волжского автозавода.


Помимо официального имени "Жигули", модель ВАЗ-2101 имела и народное имя - "Копейка".

Следующим после "Жигулей" (последним представителем этого семейства была "семерка" ВАЗ-2107) стала линейка моделей "Спутник". Первый автомобиль, выпущенный в 1984 году под таким названием, - это "восьмерка", ВАЗ-2108. Название машины должно было напомнить и жителям Советского союза, и зарубежных стран, что СССР — главная космическая держава. Однако выяснилось, что слово "спутник" было не очень известным за границей. К тому же, оно оказалось сложно произносимым для иностранцев.

В итоге, для экспорта имя изменили на еще одно "благозвучное" географическое название — "Самара". Кто-то говорит, что это слово было выбрано в честь одноименной реки, протекающей в регионе, а кто-то вспоминает о том, что так до 1935 года назывался и называется теперь город Куйбышев - административный центр области, в которой расположен "АвтоВАЗ".

Еще одно топографическое название получила малолитражка ВАЗ 1111 — "Ока". Название придумали не на самом Волжском автозаводе, а на его дочернем предприятии — Серпуховском автозаводе (СеАЗ), где выпускался этот автомобиль. Таким образом, СеАЗ попытался провести параллель: "АвтоВАЗ" - это Волга, а СеАЗ — его приток, Ока. О такой ассоциации, правда, уже забыли, однако "речное" название остается на слуху даже после окончания производства малолитражного автомобиля.

Разрабатывая имя для первого внедорожника, руководство завода столкнулось с проблемой: автомобиль, который предназначался, в первую очередь, для работников сельского хозяйства, живущих в труднопроходимых районах, хотели назвать "Нивой". Однако такое имя уже было у комбайна, выпускавшегося в Ростове-на-Дону на Россельмаше. Тем не менее, руководство ростовского завода не стало возражать против использование "АвтоВАЗом" имени "Нива". Кстати, и автомобиль (правда, бренд Niva теперь принадлежит концерну GM), и комбайн выпускаются до сих пор.

По науке

В настоящее время "АвтоВАЗ" выбирает имена для новых моделей точно так же, как и другие современные производители — "по науке". Как нам рассказали в пресс-службе "АвтоВАЗа", именно так на свет появились названия Kalina и Priora. Оба они были выбраны из списка 10-15 других названий по результатам проведения тестов на потребителях. Однако окончательное решение принималось руководством завода.

Происхождение имени Kalina уже успело обрасти легендами, одну из них придумали сами работники завода. Согласно ей, свое имя автомобиль получил благодаря красному цвету, в котором был представлен прототип модели. Хотя, на самом деле, он был сиреневым.


Придумывая название новой модели, маркетологи "АвтоВАЗа" хотели подчеркнуть ее русскую "душу". Так появилась Lada Kalina.

Объявляя конкурс на название "бюджетной Лады", "АвтоВАЗ" рассчитывал найти имя, которое было бы созвучно с "Калиной" и "Приорой", а также сочеталось бы с названием бренда Lada. После тестов на благозвучность и "благоприятное восприятия на разных языках", имя Granta проверили на патентную чистоту в России и за рубежом. Оказалось, что такое имя не занято ни одним автопроизводителем.

А дальше?

Помимо имени Granta, Волжский автозавод отобрал еще девять удачных имен, которые пока держатся в тайне - по условиям конкурса, все они автоматически стали собственностью автозавода. В "АвтоВАЗе" не исключают, что одно из них мы сможем услышать в названии следующей модели Lada. Однако гораздо интереснее не то, как будут называться новые машины "АвтоВАЗа", а какими они будут - например, по качеству.

В конце концов, даже самое неудачное имя не вряд ли испортит удовольствие от обладания хорошим автомобилем. Верно и обратное: назови машину хоть "Суперкаром", хоть "Ракетой" - лучше она от этого не станет.

P.S. Вариант названия новой "Лады" от редакции "Авто.Ленты" - в заголовке этой статьи.