Правила съема

Мастер-класс по "выездной" автофотографии от компании Mazda

Как же на юге быстро темнеет: еще недавно ущелье с протекающей по нему рекой Белой, что в Адыгее, заливало рыже-красное закатное солнце, а сейчас, спустя всего полчаса, оно уже скрылось за горами, стремительно догорая где-то за горизонтом. Поэтому работать приходится быстро - три или четыре человека постоянно перемещаются вокруг серебристой Mazda CX-7 с импульсными источниками света, а мы - я, и фотограф Сергей Крестов, - сидим на корточках у штатива с фотоаппаратом и пытаемся поймать в бортах японского кроссовера остатки пропадающего света.


Хороший штатив - с мощными ногами (для максимальной устойчивости) и профессиональной головой (то, на чем закрепляется фотоаппарат) - обязательное оборудование профессионального фотографа. Только с ним можно быть уверенным, что кадр не съедет при построении композиции ни за 10, ни за 20 дублей. Маленький стульчик - тоже пригодится.

- Паша, дальний источник - вверх по стойке и вниз по лучу. - Сергей руководит своими помощниками с помощью коротких и очень точных команд - времени совсем не остается!

- Свет на капоте - сдвигаемся на метр к реке и на пару шагов назад; и прибавьте мощность на единичку.

- Пробуем.

Это он уже мне!

Щелчок затвора, и пространство вокруг CX-7 на доли секунды заливается ярким светом от четырех студийных моноблоков Bowens. Смотрим на результат…


Идеальный вариант - по человеку у каждого светильника. В противном случае к вечеру ассистенты будут еле волочить ноги из-за постоянной беготни между стойками.

  • Паша, сдвинься еще на пару шагов дальше. Свет на капоте - тоже, чуть дальше назад.

  • Миш, может твои коряги тоже подсветим?! - спрашивает меня Крестов про две кривые ветки, которые я приволок на берег специально, чтобы чуть усложнить композицию кадра. Достает обычную накамерную вспышку и идет к корягам.

  • Давай попробуем - настроим мощность.

    Щелчок…


    Свет отстроен, композиция нравится - осталось нажать на кнопку затвора и....

  • Ну как?

  • Хорошо, - отвечаю я. - Только надо чуть уменьшить мощность, и поднять вспышку чуть выше, а то слишком ярко получается.

    После нескольких секунд манипуляций со вспышкой Сергей поднимает вспышку вверх и вытягивается на цыпочках: - Давай!

    Щелчок… Смотрю на экран.

  • Все отлично! Давай сделаем еще один, финальный кадр - на всякий случай.

    Щелчок.

  • Ура! Всем спасибо, мы закончили! - объявляет Сергей, обращаясь к нашим помощникам, а также собравшимся вокруг нас коллегам-журналистам и сотрудникам Мазды. - Теперь быстренько собираем оборудование и домой!


... шедевр готов. На этом снимке - итоговая карточка после обработки.

Пока упаковывали свет, собирали стойки и загружали все это в машины, долину окончательно заволокло туманом, а окружающие ее горы погрузились в сумерки - так закончился первый день мастер-класса по автофотосъемке на натуре, организованной российским представительством Mazda и Сергеем Крестовым для российских автомобильных СМИ.

Учиться и еще раз учиться

Возможность примерить на себя шкуру профессионального автомобильного фотографа компания Mazda предоставляет журналистам уже не впервые: год назад тот же дуэт - Мазда и Сергей Крестов - уже проводил мастер-класс по съемке в студии и по работе с моделью. И вот теперь - фотосессия на пленэре.

Именно здесь - на природе, в окружении естественных пейзажей, а не в стерильных стенах фотостудии, любой автомобиль будет выглядеть максимально естественно, живо. Однако проводить серьезные фотосессии в миру не так просто, как кажется на первый взгляд.


Наш мастер-класс проходил в республике Адыгея - это фотография, к примеру, сделана на Кавказском хребте у горы Аштен.

Во-первых, очень сложно найти подходящее место - с минимум трафика и красивым задником. Это в Крыму или в Краснодарском крае красиво везде (хотя и здесь на выбор и подготовку точек для съемки, по словам Крестова, приходится тратить по несколько дней), а в Подмосковье - что ни дорога, то тупик в элитном дачном массиве, и что ни площадка, то территория частного предприятия с хмурыми охранниками. Да и на юге, что уж говорить, хватает и залетных туристов, неожиданно захвативших примеченный ранее живописный пляж на берегу горной реки, и местных водителей, которых так и разбирает проехать мимо в самый неподходящий момент или припарковаться в кадре.

Во-вторых, работа профессионального фотографа требует наличия большого количества специализированного оборудования - студийный свет, двухметровые стойки, генераторы, штативы, отражатели и так далее. А значит, нужен и вместительный автомобиль, в который влезут не только кофры с железками, и пара помощников, которые умеют управляться со всем этим хозяйством. Плюс, на выездные фотосессии приходится брать с собой еще и переносную автомойку, несколько емкостей с водой и всякие тряпочки-полотенца для протирки машины от воды и пыли.

Нас, к счастью, от этих проблем избавили - все организационные вопросы решала команда Крестова, а нам оставалось только выбирать ракурсы, впитывать советы профессионала и пытаться создавать собственные шедевры. Во многом благодаря этому программа мастер-класса оказалась очень насыщенной.


На следующее утро после 15-минутной фотосессии в багажнике Mazda5, я обнаружил синяки на ногах - от выпуклостей железного пола, и на правом плече - от ремня безопасности, который удерживал меня от выпадения.

Сначала - урок по параллельной съемке автомобиля. Для этого мы - обучающиеся - забирались в багажник минивэна Mazda5, фиксировали себя ремнями безопасности от выпадения через открытую заднюю дверь, и на скорости 40-50 километров в час пытались сфотографировать едущий за нами обновленный кроссовер Mazda CX-7. Технология съемки довольно проста - на фотоаппарате необходимо выставить приоритет выдержки (значения - 1/80-1/100, а те, у кого руки не трясутся вообще, могли попробовать и более экстремальные варианты - 1/60, 1/40) и затем, выбрав нужную композицию кадра, снимать длинными сериями. Как правило, из 10-20 снимков по-настоящему резкими получаются один или два, и то, если очень повезет.

Главный секрет параллельной съемки - не щелкать затвором постоянно, а заранее выбрать нужные участки дороги (те, где композиция кадра будет оптимальной) и уже на них стрелять сериями. В противном случае, в брак придется отправить не только нерезкие карточки, но и те, задник на которых окажется некрасивым.


При съемке машины в движении нужно постоянно следить за композицией кадра, стараясь при этом еще и не трястись вместе с машиной. Иначе резкий снимок не получится.

Съемка движущейся машины с места тоже имеет свои особенности. Необходимо, к примеру, раз и навсегда запомнить, что снимать нужно на максимальном зуме имеющегося в наличии объектива (максимальном фокусном расстоянии - например, на 200 миллиметрах объектива 70-200); машина при этом должна ехать близко к заднику (чтобы тот красиво смазывался), а наиболее резкими будут те кадры, на которых автомобиль находится прямо перед фотографом плюс-минус несколько метров. И фокусироваться лучше не по морде машины, а где-нибудь в центре - например, по центральной стойке кузова. Ну и, конечно, не надо забывать про расположение машины относительно солнца - правильный ракурс обеспечит равномерно освещенную картинку без использования дополнительных приспособлений.

Завершив первую часть обучения, отправляемся на галечный пляж реки Белая, где нас ждет другой автомобиль и комплект студийных источников света. По программе, на каждого ученика отводилось примерно по 30 минут работы с импульсными моноблоками, однако… Учитывая отсутствие опыта и невероятный азарт обучающихся, постановка и съемка одного кадра у каждого из нас занимала почти вдвое больше времени. Удивительно, что мы вообще успели закончить фотосессию до наступления темноты!


Для того, чтобы грамотно работать со светом - мало знать теорию. Нужно много снимать, пробовать, экспериментировать и - главное - набираться опыта. Только тогда на отстройку кадра будет уходить не час, а 15-20 минут...

На следующий день мы продолжили закрепление навыков работы с искусственным светом. Только теперь уже снимать приходилось в высокогорье, на Кавказском хребте, и при ярком дневном солнце. С первого взгляда - настоящий кошмар для фотографов: серебристая машина под южным солнцем светилась так, что глазам больно! Какие уж тут шедевры?! Однако выяснилось, что при наличии 2-3-4 мощных импульсных светильников самую большую проблему - яркие пятна солнца в бортах - можно побороть! Необходимо лишь грамотно расположить источники света и согласовать их мощность - на это приходилось тратить до получаса времени, зато результат у всех получался очень достойным.


Без помощников рекламная фотосъемка невозможна. Нужно же кому-то таскать светильники, настраивать их и, например, держать отражатель, который то и дело пытается вырваться из рук даже при слабом ветерке.

Еще один совет от Крестова - студийные вспышки можно заменить большим отражателем - серебристой или белой светоотражающей тканью, натянутой на каркас из легких алюминиевых труб. Можно даже регулировать его мощность, меняя угол наклона и расстояние до автомобиля. Правда, осветить машину целиком даже большим отражателем вряд ли получится: придется делать несколько кадров, подсвечивая различные части машины, и затем склеивать в графическом редакторе.

Работе с фотографиями на компьютере была посвящена заключительная часть мастер-класса. Один из членов команды Крестова - Женя Раздобарин - поделился с нами алгоритмом быстрого отбора снимков на основе системы рейтингов в программе Adobe Lightroom, который он придумал сам и использует в повседневной работе, и основным механизмам быстрой цветокоррекции снимков. Схема проста: сначала отбираются все четкие и просто удачные снимки (им, например, ставим рейтинг одна звезда), затем - фотографии с нужной композицией (им ставим по две звезды), и только потом самые удачные снимки отправляются в графический редактор для финальной обработки. Однако эта, самая интересная часть постобработки осталась за рамками нашей поездки - научиться общаться с Фотошопом на ты за пару часов невозможно.


Если по России возить с собой все необходимое оборудование, в принципе, не сложно - нужна лишь большая машина, то с заграничными съемками (даже на территории соседних государств) все гораздо сложнее. Необходимо заранее узнавать все тонкости таможенного оформления вывозимой техники, собирать нужные документы, оформлять командировки и путевые листы на автомобили и так далее.

Помимо некоторого набора полезных знаний, главным итогом мастер-класса Сергея Крестова и Мазды для меня стало понимание того факта, что за каждым кадром, который видят читатели со страниц любимого издания, скрывается большая работа десятков людей: представителей автопроизводителя, которые организуют фотосессии, фотографа, его команды и специалистов по постпродакшену. И что профессия фотографа, как бы нам не казалось со стороны, ничуть не легче любой другой.

Но с тем, что она увлекательнее и интереснее большинства из них - не поспоришь. Особенно, примерив эту шкуру на себя хотя бы на пару дней... Авто.Лента

P.S. Говорят, что у европейских рекламных фотографов существует правило: один кадр - один день (не считая обработки). И если учесть, что стандартный комплект пресс-фотографий включает в себя по меньшей мере 10-15 снимков, то можно представить себе, какой колоссальный масштаб работы приходится проделывать для создания каждого из них.