Снова за руль

После месячного перерыва возобновляется чемпионат Формулы-1

После месячного перерыва команды Формулы-1 возвращаются на трассы чемпионата. В воскресенье, 29 августа, состоится Гран-при Бельгии на знаменитой трассе в Спа, а всего через две недели участников ждет не менее знаменитый автодром в Монце.

Позади уже 12 этапов - во многих видах автогонок этого хватило бы на целый сезон. Но в Формуле-1 до конца чемпионата еще семь Гран-при, и кто выйдет победителем - пока совершенно неясно. Да и в Кубке конструкторов борьба далеко не окончена, хотя ведется она в основном между Red Bull и McLaren.

На титул в личном зачете претендуют сразу пять гонщиков, выступающие за три разные команды - ситуация, без сомнения, уникальная. Марка Уэббера, лидирующего в чемпионате, и Фернандо Алонсо, занимающего пятую позицию, разделяют всего 20 очков, при том что за одну победу можно получить 25!

Red Bull

Австрийская команда проводит свой лучший сезон в истории, но назвать его идеальным вряд ли кто-то решится. Обладая лучшей машиной чемпионата, гонщики Red Bull так и не смогли обеспечить отрыв ни себе, ни "красным быкам", хотя в их таланте сомневаться не приходится.

В большой степени это объясняется внутренней конкуренцией между Марком Уэббером и Себастьяном Феттелем - на Гран-при Турции она даже закончилась столкновением пилотов на трассе. Причем лишь давление общественности заставило руководство конюшни признать, что вина за этот инцидент лежит на Феттеле, а не на его напарнике.


Марк Уэббер своими уверенными выступлениями удивил многих, и прежде всего - своего напарника Себастьяна Феттеля. Вполне возможно, что судьба титула решится во внутрикомандной схватке между этими пилотами.

Тем не менее, Марк Уэббер все же лидирует в чемпионате, пусть отрыв его и не так велик. Но еще более важным обстоятельством можно считать тот факт, что австралиец сумел победить уже в четырех гонках, тогда как все его преследователи выигрывали лишь по два раза. В результате лидерство Уэббера выглядит совершенно логичным и закономерным.

В то же время и Себастьян Феттель ничуть не потерял свою скорость, однако его выступления на удивление нестабильны. Себастьян, которого в Германии считают главным наследником Шумахера, в 12 гонках семь раз выигрывал поул-позишн, но лишь один раз смог конвертировать его в победу. Еще один пьедестал он добыл в Малайзии, когда опередил Уэббера на старте.

Так или иначе, у машин Red Bull со скоростью все в порядке, а судьбу титула, вероятнее всего, решит их надежность. Если пилотам австрийской конюшни удастся избежать ошибок и финишировать во всех оставшихся гонках сезона, то победа почти наверняка достанется одному из них. Кому именно - будет решаться на трассе.

Правда, некоторую трудность для них могут представлять собой ближайший гонки, в Бельгии и Италии. На самых скоростных, "моторных" трассах болиды Red Bull вряд ли будут иметь преимущество над конкурентами, так как по мощности двигатели Renault опережают разве что продукцию Cosworth.

McLaren

Команда McLaren очень сильно провела середину сезона, и в какой-то момент казалось, что знаменитая британская конюшня имеет все шансы обыграть Red Bull, однако в последних гонках она явно сдала позиции. А ведь еще недавно сначала Дженсон Баттон, а затем и Льюис Хэмильтон лидировали в чемпионате мира.

В Германии и в Венгрии гонщики McLaren смотрелись неубедительно, и в двух гонках вместе сумели заработать всего 26 очков. Однако отставание от Уэббера пока очень невелико, и расстановка сил может измениться уже после Гран-при Бельгии.


Льюис Хэмильтон постепенно взял под контроль ситуацию в команде, однако Баттон все еще способен преподнести сюрприз. Тем более что стабильность и психологическая устойчивость - совсем не конек Хэмильтона.

Однако в действительности причины отставания McLaren лежат глубже, чем кажется на первый взгляд. Английская команда явно потеряла темп в развитии машины, и если не сможет переломить ситуацию в ближайшее время, то проиграет не только пилотам Red Bull, но и Фернандо Алонсо из Ferrari.

Главный повод для волнения инженеров команды Мартина Уитмарша - гибкие антикрылья на болидах Red Bull и Ferrari. Несмотря на многочисленные обращения со стороны британцев, FIA не нашла в их конструкции ничего нелегального, и этот факт оставил руководство McLaren в недоумении. По их собственному признанию, они не понимают принципов работы этой системы, хотя ее преимущества очевидны.

Конечно, характеристики автодромов в Хоккенхайме и Будапеште в корне отличаются от трасс в Спа и Монце, но Формула-1 еще вернется на медленные автодромы - к примеру, в Сингапур. А провал на любом из оставшихся этапов с большой долей вероятности перечеркнет шансы команды и пилотов на титул чемпионов мира.

Ferrari

Еще совсем недавно Ferrari никак нельзя было отнести к фаворитам чемпионата. Выиграв первую же гонку сезона, итальянцы утратили скорость и не могли конкурировать не только с Red Bull, но и с McLaren, а временами уступали даже гонщикам Mercedes. Однако команда вовремя сумела перегруппировать силы и вернула в борьбу своего лидера, Фернандо Алонсо.


Скудерия откровенно сделала ставку на одного из пилотов, и им стал, как и ожидалось, Фернандо Алонсо. Применение командной тактики может привести к наказанию Ferrari на ближайшем заседании Совета автоспорта, но в борьбе за титул она очень эффективна.

Правда, для этого пришлось пожертвовать интересами другого пилота, Фелипе Массы. Но для таких случаев в кармане у руководства Скудерии всегда был припасен железный аргумент - гигантские размеры зарплаты, которую в Ferrari платят своим гонщикам. В свое время именно этот довод сделал сговорчивым Рубенса Баррикелло (правда, уйдя из Скудерии, бразилец об этом немедленно забыл и теперь рассказывает исключительно о тех притеснениях, которым он подвергался, выступая рядом с Шумахером), подействовал он и на Массу.

Правда, 8 сентября пройдет заседание Всемирного совета FIA по автоспорту, на котором будет рассмотрено применение Ferrari командной тактики во время Гран-при Германии. Однако, по мнению большинства экспертов, команда в самом худшем случае отделается денежным штрафом, который вряд ли станет для итальянцев большой проблемой.

Что касается ближайших Гран-при, то ожидается, что машины Ferrari будут очень сильны в Бельгии и Италии, на скоростных трассах. Их скорость на последующих этапах будет во многом зависеть от прогресса, который смогут обеспечить инженеры конюшни. В конечном итоге тот факт, что Алонсо, в отличие от всех остальных претендентов на титул, не приходится бороться с собственным напарником по команде, может сыграть решающую роль.

Mercedes

Немецкая команда в предсезонных прогнозах позиционировалась как один из фаворитов чемпионата. К середине сезона ее "статус" понизился до уровня команды, замыкающей "большую четверку". Однако сейчас речь, скорее, идет о борьбе во "второй лиге", где главным конкурентом немцев оказались вовсе не Ferrari, McLaren и Red Bull, а Renault и Williams.

Очевидно, что "Серебряные стрелы" уже не смогут претендовать на серьезные результаты по ходу этого чемпионата, однако в этой ситуации, как ни странно, есть свои плюсы. В отличие от фаворитов, инженерам Mercedes не нужно тратить все силы и ресурсы на ведение борьбы за титул, а можно уже сейчас сосредоточиться на подготовке к следующему сезону.


Несмотря на слабые выступления по ходу сезона, а также штраф в виде потери 10 мест на старте, в Бельгии болельщики традиционно ждут от Шумахера чуда...

Ситуация во многом похожа на ту, что сложилась по завершении 2008 года, когда Ferrari и McLaren до последней гонки сражались друг с другом и в результате оказались неконкурентоспособными в первой половине 2009 года. Тогда команде Росса Брауна удалось воспользоваться ситуацией и выиграть чемпионат, и теперь она готова идти по тому же пути.

Тем более что в будущем году конфигурация машин несколько изменится, и многие разработки, что ведут сейчас лидеры, окажутся бесполезными. К примеру, будет запрещен F-воздуховод, на доводку которого тратятся огромные средства. С другой стороны, вернутся системы KERS, разработка которых наверняка уже идет в Mercedes полным ходом.

Все это означает, что к концу сезона темп немецких машин окончательно упадет, и вполне вероятно, что регулярно опережать их смогут не только три команды лидеров, но и Renault с Williams. Но гонщики конюшни, Нико Росберг и Михаэль Шумахер, с этим, похоже, уже смирились.

Renault

Выступления команды Renault интересуют нас, конечно, в первую очередь с точки зрения успехов Виталия Петрова. И конечно, все специалисты отметили серьезный прогресс россиянина в последних двух гонках. Особенно заметен он был в Венгрии, где Петров смог впервые опередить Кубицу и уверенно финишировать на пятой позиции, уступив только пилотам Ferrari и Red Bull.


Виталий Петров провел подряд два очень сильных Гран-при, но для него жизненно необходимо продолжить эту серию в ближайших гонках. Он наверняка может найти место и в других командах Формулы-1, но сотрудничество с Renault - самый перспективный вариант из возможных.

Главным фактором прогресса Петрова, похоже, стало то, что он выступал на хорошо известных ему автодромах. В этом смысле есть все основания ожидать от Виталия неплохих результатов и в ближайших Гран-при, трассы которых он также знает. Но другим фактором преображения россиянина можно считать и явный прогресс его машины.

В то же время Петров оказался в довольно сложной ситуации, так как его контракт на будущий год все еще не продлен и находится в прямой зависимости от нынешних результатов. Пока этот прессинг скорее помогал Виталию, но уверенно выступать долгое время, когда над тобой постоянно висит "дамоклов меч", не под силу даже флегматичному выборжцу.

Остается надеяться только на хорошие выступления российского гонщика Renault уже в Бельгии и Италии и на гуманность руководителя команды Эрика Булье, который не будет затягивать подписание контракта до конца сезона. Ведь от ошибок никто не застрахован, и в какой-то момент у Петрова могут просто опуститься руки.

Force India

Достаточно высокое шестое место индийской команды в общем зачете стало в большой степени неожиданностью, хотя и в прошлом году Force India порой демонстрировала очень неплохие результаты на скоростных трассах. Одним из таких достижений стал поул-позишн Джанкарло Физикеллы на Гран-при Бельгии, превратившийся в итоге в первый подиум команды в Формуле-1 - итальянец завоевал второе место, пропустив атаку Райкконена после рестарта.


Хорошие выступления Адриана Сутиля многих удивили, и немцу даже прочили переход в более сильную команду. А вот дни Витантонио Льюцци в Формуле-1 почти наверняка сочтены.

Самому Физикелле этот подиум, правда, ничего хорошего не принес - уже следующую гонку он проводил в Ferrari, заменяя травмированного Фелипе Массу, и в итоге потерял место в Формуле-1. А в Force India до сих пор вспоминают о том успехе как о потерянной возможности выиграть Гран-при и не устают напоминать зрителям, что не следует ожидать подобных результатов от команды в нынешнем году.

К слову, Физикеллу тогда в индийской конюшне заменил Витантонио Льюцци, которому удалось получить контракт и на 2010 год. А вот в том, что он сможет продлить его и на 2011-й, есть большие сомнения. По слухам, команда уже готова подписать контракт с тест-пилотом Полем ди Рестой, который и станет новым напарником Адриана Сутиля.

Williams

Команда Williams была одним из главных разочарований начала сезона, но постепенно смогла улучшить свою форму. В последних Гран-при ветеран Рубенс Баррикелло демонстрировал очень неплохие результаты, а в Венгрии смог, наконец, подтянуться и его молодой напарник, Нико Хюлькенберг, финишировавший шестым, хотя этот факт и остался в тени успеха Виталия Петрова.


Рубенс Баррикелло готовится отметить свой 300-й Гран-при в Формуле-1, но вешать шлем на гвоздь пока не собирается. Вряд ли кто-то ожидал, что чемпион GP2 Нико Хюлькенберг будет выглядеть на его фоне настолько бледно.

Говоря о причинах неудач первой половины чемпионата, в Williams намекали на слабость моторов Cosworth, которые устанавливаются на болидах команды. С тех пор двигатели были несколько доработаны (в рамках дозволенного FIA), и проблема стоит уже не так остро. Но на "моторных" трассах в Спа и Монце гонщикам Williams, конечно, придется непросто.

Тем удивительнее тот факт, что британская конюшня, похоже, намерена сохранить поставщика моторов на 2011 год. В середине сезона шла речь о возможной замене Cosworth на Renault, однако сейчас руководство команды об этом уже не вспоминает. Причины такого решения, видимо, лежат в финансовой плоскости - большим бюджетом Williams похвастаться не может.

Если говорить о перспективах на оставшуюся часть сезона, то у пилотов команды есть все шансы опередить представителей Force India в обоих зачетах и заработать шестое место в Кубке конструкторов. Конечно, по сравнению с многочисленными титулами в восьмидесятых и девяностых годах прошлого века достижение не слишком великое, но по крайней мере оно позволит получить большую часть доходов от трансляций чемпионата по итогам сезона.

Sauber

Болиды Sauber были не слишком быстры в первой половине чемпионата, но главной головной болью команды поначалу стали многочисленные сходы с дистанции. Где-то проблема крылась в конструкции болида, где-то подводили моторы Ferrari, где-то пилотам просто не везло и они попадали в аварии, но в восьми первых гонках сезона каждый из гонщиков смог добраться до финиша всего два раза.


Главной проблемой Sauber остается не скорость, а финансовая устойчивость. Не имея серьезных спонсорских контрактов, команда с большой вероятностью будет вынуждена расстаться с Педро де ла Росой, заменив его гонщиком со спонсорским пакетом. А вот за Камуи Кобаяси команда будет держаться всеми силами.

Но в последних Гран-при череда неудач, похоже, закончилась, и молодой Камуи Кобаяси немедленно продемонстрировал свою скорость. К сожалению, того же нельзя сказать о его напарнике, опытном Педро де ла Росе. И хотя испанец в Венгрии сумел набрать свои первые шесть очков, с большой вероятностью его дни в команде сочтены.

Кто заменит де ла Росу, пока неизвестно, но это определенно будет пилот со спонсорским пакетом. Финансовое состояние Sauber вызывает большие опасения, а их болиды практически свободны от рекламных наклеек. Контракт с де ла Росой в этом смысле больших дивидендов швейцарской конюшне не принес.

Спасением может стать контракт с финансовой корпорацией UBS. В Бельгии она будет представлена как официальный спонсор Формулы-1, но по словам ее исполнительного директора, Освальда Грюбеля, не исключен и еще один контракт с одной из команд чемпионата. В 2001 году именно Грюбель стал инициатором заключения контракта между Sauber и швейцарским банком Credit Suisse.

Toro Rosso

Как и в прошлом году, выступления "младшей" конюшни концерна Red Bull вызывают недоумение. Совершенно непонятно, почему болиды, разработанные конструктором Red Bull Racing Эдрианом Ньюи и при этом оснащенные гораздо более мощными двигателями Ferrari, настолько уступают всем конкурентам.


Себастьен Буэми и Хайме Альгерсуари в целом равны по силам, но руководство Red Bull и в "младшей" команде одному гонщику симпатизирует гораздо больше, чем другому.

Впрочем, представителей Red Bull ситуация, похоже, устраивает, и перед командой не ставится никаких целей, кроме как подготовить новое поколение гонщиков для основной конюшни. В настоящий момент в Toro Rosso таким образом "готовят" Себастьена Буэми и Хайме Альгерсуари.

В отношении будущего Альгерсуари, правда, есть большие сомнения. Испанец выступает примерно на одном уровне со своим напарником, но почему-то не пользуется симпатией у руководства австрийского концерна, которые по непонятным причинам считают более перспективным Себастьена Буэми.

Возможно, причина кроется в том факте, что Буэми чуть ли не с раннего детства попал в программу поддержки молодых пилотов Red Bull Junior. И несмотря на то, что за всю свою карьеру в младших "формулах" он не выиграл ни одного чемпионата, его планомерно продвигали в Формулу-1. В целом и Альгерсуари, и Буэми, в общем-то, неплохие гонщики, но то, что оба они - совсем не новые феттели, понятно всем, кроме руководства Red Bull.

Lotus

У команд-дебютантов, тем временем, свой чемпионат. Они выясняют отношения исключительно друг с другом, и пока в этом споре верх берет Lotus. Очков, конечно, гонщики этих команд не набирали, но благодаря более высоким финишным позициям Хейкки Ковалайнена малайзийская конюшня с британской историей вышла на десятое место, дающее право, между прочим, на часть доходов чемпионата.

Удивительно, но именно Lotus, попавшая в Формулу-1 буквально в последний момент, фактически спасла саму идею приглашения новых команд в чемпионат. В июне 2009 года заявка Майка Гаскойна не была выбрана в качестве кандидата на право участия в сезоне-2010, и лишь уход BMW в августе позволил Lotus все же выйти на старт.


В скорости Lotus пока не может соперничать с опытными командами, но своим профессиональным подходом к делу команда Майка Гаскойна заслужила уважение в паддоке.

В результате полноценная работа над болидом началась только в сентябре, и конюшня с трудом успела собрать болид к началу зимних тестов. Тем не менее, машина, разработанная опытнейшим Гаскойном с огромным числом компромиссов и упрощений, оказалась лучшей среди всех новичков! Некоторые из которых, напомним, на старт вообще не вышли.

Конечно, о каких-то серьезных задачах на этот сезон говорить пока не приходится. Но малайзийская конюшня сделала главное для себя - обеспечила свое будущее на ближайшие годы. И дело тут не только в том, что в 2011 году на трассы чемпионата выйдет гораздо более полноценный болид Lotus. Вся работа команды гораздо больше напоминает ту Формулу-1, которую мы привыкли видеть за эти годы.

Команда регулярно подписывает контракты со спонсорами, привлекает новых специалистов, внедряет интересные новинки... Наконец, она единственной среди дебютантов платит зарплату обоим своим пилотам. И пилоты эти, опытные и быстрые Хейкки Ковалайнен и Ярно Трулли, обеспечивают команде возможность для полноценного роста. Именно поэтому Берни Экклстоун, критикуя новичков, подчеркнул, что хотел бы сохранить в чемпионате Lotus.

HRT

То, что Hispania Racing занимает предпоследнюю, а не последнюю строчку в Кубке конструкторов - чистая случайность. Произошло это благодаря тому, что гонщик команды, Карун Чандхок, сумел дважды, в Австралии и Монако, воспользоваться сходами конкурентов и оба раза финишировал на 14 месте. Тогда как пилотам из Virgin этого сделать не удалось, хотя они регулярно обгоняют Чандхока и Бруно Сенну практически на всех трассах.

Тем не менее, добиться большего Virgin уже вряд ли удастся, и, скорее всего, HRT сохранит свое 11-е место до конца сезона. Но не окажется ли для нее этот результат как первым, так и последним - большой вопрос.


Сложная финансовая ситуация в испанской команде заставила посадить за руль Сакона Ямамото. Японец не слишком проигрывает своим напарникам, но со спортивной точки зрения никакого смысла в этой замене нет. Как уже стало известно, Ямамото будет выступать и в Бельгии, вместо Чандхока...

Главная проблема HRT заключается в том, что ею долгое время руководили люди, не способные создать полноценную команду. А когда, в последний момент, она все же была спасена и вышла на старт, у конюшни уже не было ни сил, ни времени, чтобы добиться чего-то большего.

Сейчас в активе команды и грамотное руководство, и хороший технический штаб, но нет денег, а заинтересовать спонсоров при нынешнем уровне результатов практически невозможно. Симптоматично и то, что в последних гонках за рулем одной из машин неизменно оказывался Сакон Ямамото. Единственной причиной такого решения стали те несколько миллионов, что принесли его спонсоры.

Выходом могло бы стать объединение с другой испанской командой, Epsilon Euskadi, которая подала заявку на участие в чемпионате. Если эта заявка не будет одобрена, то слияние двух конюшен станет вполне вероятным. По-крайней мере, такое предложение представители HRT своим землякам уже сделали.

Virgin

Несмотря на то, что последнее место Virgin в чемпионате не вполне объективно, своя логика в этом все же есть. Сделав ставку на весьма спорную концепцию полностью виртуального моделирования болида, конструктор команды Ник Уирт сам лишил свои машины надежности, что не позволило Тимо Глоку и Лукасу ди Грасси выступить в полную силу в первой половине сезона. И хотя в итоге с этими трудностями удалось справиться, время было упущено.

Результаты команды Ричарда Бренсона, конечно, не впечатляют, но еще больше вопросов вызывает отношение к делу самого Бренсона. В прошлом году он не смог выкупить команду Brawn, в итоге превратившуюся в Mercedes, так как отказывался выделять конюшне значительные средства.


В Virgin все пытаются сделать не так, как принято в Формуле-1. Результат, в общем-то, не так уж и плох, но перспективы команды весьма туманны...

Купив Manor и переименовав его в соответствии с названием собственной бизнес-империи, милиардер Бренсон не отступил от своих принципов, и создал команду с одним из самых скудных бюджетов в чемпионате. Более того, недавно он и вовсе заявил, что планирует урезать финансирование и перевести команду на самоокупаемость.

Главным результатом такой политики может стать потеря единственного явного актива команды, гонщика Тимо Глока. Немец неоднократно заявлял, что сохранит верность британскому коллективу, так как хочет участвовать в становлении конюшни, но вот в самой команде от его услуг, похоже, готовы отказаться. Причина, разумеется, заключается не в уровне выступлений Глока, к которому никаких вопросов нет, а в том, что на его место планируется посадить одного из рента-драйверов, способных закрыть дыры в бюджете.

В случае, если это все же произойдет, можно будет смело говорить, что приход в Формулу-1 стал одним из самых неудачных проектов Бренсона. Существовать в таком режиме какое-то время команда сможет, а вот жить и развиваться - никогда.


Положение в личном зачете после двенадцати этапов

Место Гонщик Команда Очки
1. Марк Уэббер Red Bull Renault 161
2. Льюис Хэмильтон McLaren Mercedes 157
3. Себастьян Феттель Red Bull Renault 151
4. Дженсон Баттон McLaren Mercedes 147
5. Фернандо Алонсо Ferrari 141
6. Фелипе Масса Ferrari 97
7. Нико Росберг Mercedes GP 94
8. Роберт Кубица Renault 89
9. Михаэль Шумахер Mercedes GP 38
10. Адриан Сутиль Force India Mercedes 35
11. Рубенс Баррикелло Williams Cosworth 30
12. Виталий Петров Renault 17
13. Камуи Кобаяси BMW Sauber Ferrari 17
14. Витантонио Льюцци Force India Mercedes 12
15. Нико Хюлькенберг Williams Cosworth 10
16. Себастьен Буэми Toro Rosso Ferrari 7
17. Педро де ла Роса BMW Sauber Ferrari 6
18. Хайме Альгерсуари Toro Rosso Ferrari 3
19. Хейкки Ковалайнен Lotus Cosworth 0
20. Карун Чандхок Hispania Cosworth 0
21. Лукас ди Грасси Virgin Cosworth 0
22. Ярно Трулли Lotus Cosworth 0
23. Бруно Сенна Hispania Cosworth 0
24. Тимо Глок Virgin Cosworth 0
25. Сакон Ямамото Hispania Cosworth 0

Положение в Кубке конструкторов после двенадцати этапов

Место Команда Очки
1. Red Bull Renault 312
2. McLaren Mercedes 304
3. Ferrari 238
4. Mercedes GP 132
5. Renault 106
6. Force India Mercedes 47
7. Williams Cosworth 40
8. BMW Sauber Ferrari 23
9. Toro Rosso Ferrari 10
10. Lotus Cosworth 0
11. Hispania Cosworth 0
12. Virgin Cosworth 0