Операция "Арденны"

В Бельгии прошла гонка на лучшей трассе Формулы-1

Гонщик команды Формулы-1 McLaren Льюис Хэмильтон выиграл Гран-при Бельгии, проходивший на знаменитой трассе в Спа ("Лента.ру" вела прямую трансляцию гонки). Благодаря этой победе Хэмильтон вернул себе лидерство в чемпионате мира. Однако его главный конкурент, Марк Уэббер из команды Red Bull, уступает ему всего три очка.

Все остальные претенденты на титул - Феттель, Баттон, Алонсо, - не смогли набрать очков и серьезно осложнили свою задачу. Чтобы продолжить борьбу, им теперь мало выступать хорошо - необходимо, чтобы Хэмильтон и Уэббер начали ошибаться. Однако ошибок в последнее время Марк и Льюис практически не допускают.

Силы природы

После каждого Гран-при Бельгии возникает ощущение, что современные трассы лишь снижают зрелищность Формулы-1. Да, автодромы, построенные Германом Тильке, красивы, живописны и техничны. Но они, с одной стороны, предъявляют слишком низкие требования к гонщикам, а с другой - оставляют им мало возможностей для борьбы.

И хотя за последние 20 лет немецкий архитектор, что называется, набил руку на многочисленных проектах гоночных треков, лучшая трасса чемпионата по-прежнему расположена в Бельгии и создана не Тильке, а природой. Ведь ее большая часть изначально была обычной дорогой, на которую однажды кто-то догадался вывести гоночные машины...


Трасса в Спа.

Самое известное место в Спа - это вираж Eau Rouge, который на протяжении многих десятилетий считается одним из самых впечатляющих во всей Формуле-1. Но на самом деле вся 7-километровая бельгийская трасса - великолепное сочетание длинных прямых, скоростных поворотов и медленных шпилек, наложенных на сложный рельеф арденнского предгорья.

Играет свою роль, конечно, и погода - дождь здесь идет настолько часто, что "сухие" гонки случаются реже, чем "мокрые". К тому же осадки тут непродолжительны, и обычно погодные условия по ходу Гран-при постоянно меняются, что вносит в гонку элемент неожиданности. Причем, из-за значительных, по нынешним меркам, размеров трассы в одной ее части может идти дождь, а в другой - светить солнце.


Грэм Хилл на болиде Lotus проходит вираж Eau Rouge. Гран-при Бельгии 1965 года.

В нынешнем виде (с небольшими изменениями) бельгийская трасса принимает гонки Гран-при с 1983 года. Первым "королем" современного Спа стал Айртон Сенна, который побеждал здесь пять раз. Это достижение было перекрыто Михаэлем Шумахером, который одержал здесь семь побед, хотя одной, в 1994 году, и был лишен при очень спорных обстоятельствах.

В 2003 году для гонки настали трудные времена - из-за запрета на табачную рекламу в Бельгии она была исключена из календаря чемпионата. К счастью, в итоге бельгийский этап все же удалось сохранить, и он вернулся в Формулу-1 в 2004 году.

Тогда же появился и новый "король" Арденн - Кими Райкконен, который выиграл тут все гонки с той поры, за исключением 2008 года, когда он, лидировав почти всю дистанцию, вылетел с трассы за полкруга до финиша (перед этим его обогнал Хэмильтон, но с нарушением, за что был позже оштрафован). Победа в той гонке нежданно-негаданно досталась Фелипе Массе, уходившему на последний круг третьим.

Никто из пятерых нынешних претендентов на титул раньше в Спа не побеждал. Это означало, что кому-то из них придется открыть счет своим победам в Бельгии в этот уик-энд. Вероятность другого исхода даже в труднопредсказуемом Спа практически равнялась нулю.

В ожидании чудес

Конечно, наиболее оптимистичные поклонники Михаэля Шумахера ждали какого-то чуда и от немца, для которого Гран-при Бельгии, без сомнения - самый важный этап чемпионата мира. Но сотворить чудо на нынешнем болиде Mercedes, да еще и получив штраф в виде потери 10 мест на старте после предыдущей гонки, с фантастической формулировкой "за создание потенциально опасной ситуации", в действительности было малореально.

Совсем нереальной эта перспектива стала после квалификации, в которой Шумахер, хотя и смог обогнать напарника, занял лишь 11-е место. Команда Mercedes в конце второго сегмента не слишком удачно выпустила своих гонщиков на трассу, и в результате они оба уперлись в медленного Буэми. Асфальт в этот момент стремительно подсыхал после дождя, так что большинство пилотов серьезно улучшили свое время. Шумахеру для попадания в финал не хватило 0,053 секунды.


Шумахер традиционно силен в Спа, но из-за трафика в квалификации и штрафа в предыдущей гонки стартовал только 21-м.

К тому моменту из борьбы уже выбыли Виталий Петров и оба пилота Sauber. Все трое допустили ошибки уже в первой части квалификации и вылетели с трассы, повредив машины. Причем россиянин к тому моменту не успел проехать ни одного быстрого круга и должен был стартовать последним.

В итоге последнее место все же досталось одному из гонщиков Sauber - команда решила воспользоваться ситуацией и сменить двигатель Педро де ла Росе, таким образом "отбыв" заранее штраф за использование девятого мотора. В результате вместо десяти позиций он фактически потерял только две, зато получил в распоряжение еще один двигатель, который очень пригодится ему на последующих шести этапах.


Вопреки предсказаниям, машины с двигателями Renault оказались вполне конкурентоспособными и на бельгийской трассе. Поул-позишн достался Уэбберу на Red Bull, третье место - Роберту Кубице, выступающему за французскую команду.

Помимо де ла Росы и Шумахера, штрафы получили еще несколько гонщиков, что серьезно повлияло на стартовую расстановку. Так, за блокировку соперников по пять мест потеряли Тимо Глок и Себастьен Буэми. Такое же наказание получил и Нико Росберг - за замену коробки передач. В результате неожиданно высоко оказались дебютанты - гонщики HRT стартовали с 18 и 19 позиций, а пилоты Lotus и вовсе заняли невероятные для себя 13 и 15 места.

Лидеры, тем временем, разыграли между собой поул-позишн в финальной части квалификации. Из-за вновь начавшегося дождя первая попытка для большинства гонщиков оказалась лучшей, и результат Уэббера никто превзойти не смог. Хэмильтону, правда, все же удалось на следующем круге показать хорошее время и завоевать второе место. А вот Феттель занял лишь четвертую позицию, проиграв еще и Роберту Кубице, чья машина Renault очень неплохо чувствовала себя в Арденнах. Еще сильнее провалился Фернандо Алонсо, который в финальной попытке оказался последним - десятым.

Впрочем, стартовая позиция не так уж и важна в Бельгии. При удачном стечении обстоятельств победить, как и проиграть, тут можно с любой позиции. Вот и на этот раз Марк Уэббер провалил старт, откатившись на шестое место, а гонку возглавил Льюис Хэмильтон. Вторым стал Кубица, но уже на следующем круге он ошибся и пропустил вперед Дженсона Баттона.


Старт Уэббер провалил из-за неполадок со сцеплением. В итоге лидерство захватил Хэмильтон, а его главными преследователями стали Кубица и Баттон.

Практически сразу после этого на трассе пошел дождь. Машины одна за другой вылетали за пределы трассы, но все это обходилось практически без последствий. Не повезло лишь Алонсо, в которого на очень высокой скорости врезался Рубенс Баррикелло. Для бразильца его 300-й Гран-при на этом был окончен, а Алонсо отправился в боксы. Заодно в Скудерии решили поставить на болид испанца покрышки для слабого дождя.

На трассе появился автомобиль безопасности, хотя, как позже выяснилось, особой надобности в нем не было. Машина Баррикелло была оперативно эвакуирована, и в боксы большинство гонщиков предпочло не ехать - дождь был не слишком сильным, а вскоре и вовсе кончился. Те пилоты, которые все же решились поставить промежуточную резину, вынуждены были вновь ехать в боксы за сликами.

Авторами самых впечатляющих прорывов к этому моменту стали Михаэль Шумахер и Виталий Петров. Михаэль сумел с 21-го места поднять на 14-е, а Виталий с 23-го добрался до 15-го. На рестарте Петров прошел Шумахера и вплотную приблизился к Нику Росбергу. Спустя еще несколько кругов россиянин пошел в смелую атаку на Нико и сумел выйти вперед. Воспользовался ситуацией и Шумахер, проскочивший мимо своего напарника, слегка задев колесным диском его антикрыло.


Стартовав лишь пятым, Дженсон Баттон уже во втором повороте был третьим, а спустя круг опередил Кубицу и вышел на второе место...

А тем временем в лидирующей группе Феттель опередил Кубицу, вышел на третье место и бросился в погоню за Баттоном. У Дженсона были небольшие повреждения на переднем антикрыле, не позволявшие ему ехать в полную силу. Команда планировала сменить крыло на пит-стопе, а пока Баттон постепенно отставал от Хэмильтона, сдерживая и остальных пилотов.

На 17 круге произошел инцидент, во многом определивший судьбу гонки, а может быть и чемпионата. Феттель пытался пойти в атаку на Баттона, резко сместился влево, однако не удержал машину и носом врезался в боковой понтон McLaren. Для Баттона на этом гонка закончилась - у его болида оказался пробит радиатор. Феттель же поехал в боксы для замены антикрыла...


...однако странный маневр Феттеля лишил Дженсона возможной победы.

После возвращения на трассу Себастьян оказался 12-м, однако получил штраф в виде проезда через пит-лейн за аварию с Баттоном. Отбыв его, он откатился еще дальше и, пытаясь отыграться, поехал очень агрессивно. На 25-м круге он опередил де ла Росу, вернувшись на 12-ю позицию. А спустя еще два круга не поделил трассу с Льюцци и со спущенным колесом медленно отправился в боксы...

Не формат
Главным антигероем гонки в Спа стал Себастьян Феттель. Молодой немец, похоже, сильно нервничает из-за сложившейся в чемпионате ситуации. Уже в квалификации он потерпел неприятное поражение, пропустив вперед не только напарника, но также Хэмильтона и Кубицу.

На старте он опередил провалившегося Уэббера, но зато сам уступил Баттону. Погоня за британцем окончилась странной аварией, когда на торможении Себастьян потерял контроль над машиной и врезался в борт соперника. Сам Феттель ссылался на некую кочку, хотя у аварии было что-то общее с пресловутым столкновением пилотов Red Bull в Турции.

Впрочем, на этом Себастьян не успокоился и едва не оставил без антикрыла Льюцци, заодно проколов себе резину. А в конце гонки принялся экспериментировать с тактикой, хотя проигрывал уже слишком много. В итоге немец побывал на пит-лейн 5 раз и проиграл соперникам круг.

Тем временем большинство пилотов сменили резину, и темп их возрос. Исключением стали лишь пилоты Mercedes, которые остались на старых покрышках в надежде на дождь, хотя и проигрывали остальным по 1-3 секунды на каждом круге. Тактика была очень рискованной, так как точных прогнозов погоды в Арденнах не бывает. Тем не менее, на 34-м круге дождь все-таки пошел.

Поначалу казалось, что воды на трассе совсем немного, и команды еще обсуждали необходимость в смене резины, когда с трассы вылетел лидер гонки. В последний момент Хэмильтону удалось избежать встречи с отбойником и вернуться на асфальт первым, но его убедительный пример подействовал и на конкурентов. Пилоты вновь отправились на пит-лейн, на этот раз за дождевой резиной.

При этом занимавший вторую позицию Кубица слишком увлекся переключением регуляторов на своем руле и промахнулся мимо боксов, слегка задев одного из механиков. В результате обслуживание проходило дольше запланированного, и Марк Уэббер вышел вперед. Кубице удалось сохранить третью позицию, впереди Фелипе Массы и Адриана Сутиля, а шестое место Шумахера превратилось из условного в реальное - теперь над ним уже не висела необходимость менять резину. В то же время Росберг, ждавший своей очереди на пит-стопе, пропустил Кобаяси и Алонсо.

В Red Bull тем временем решили поэкспериментировать с тактикой Феттеля, вновь зазвав немца в боксы. Себастьян получил резину для сильного дождя, хотя условия на трассе пока этому не соответствовали. Правда, при этом Феттель оказался в круге от лидеров, и даже появившийся круг спустя сэйфти-кар не помог исправить ситуацию.


Хэмильтон уверенно довел гонку до победы. Уэббер, несмотря на провал на старте, сумел закончить гонку вторым, а Кубица - третьим.

На этот раз повод для выезда машины безопасности создал Фернандо Алонсо. Испанец допустил ошибку, аналогичную той, что в квалификации не позволила Петрову показать хоть какой-нибудь результат: он слишком рано нажал на газ, когда машина еще находилась на мокром бордюре. Болид немедленно закрутило по асфальту, он задел носом отбойник и замер поперек трассы. Мечты Алонсо заработать хотя бы несколько очков в Бельгии потерпели крах.

Очередной рестарт гонки был дан лишь за четыре круга до финиша. Расстановка сил среди лидеров не изменилась, а вот Адриан Сутиль слегка притормозил Михаэля Шумахера, и Росберг не преминул вернуть "должок" напарнику и опередил семикратного чемпиона мира. За пределами зачетной десятки произошло еще несколько разворотов, но для богатого на события Гран-при Бельгии это уже были мелочи.

Виталий Петров в итоге финишировал девятым. Подняться выше ему мог бы помочь только затянутый пит-стоп, аналогичный тому, что провели в Mercedes, но такая тактика была очень рискованной - если бы дождь не пошел, Шумахер и Росберг откатились бы за пределы первой десятки. В Renault предпочли более надежный вариант, и в целом Виталий реализовал эту стратегию успешно - ведь стартовал он предпоследним.


Результаты Гран-при Бельгии

Место Гонщик Команда Время
1. Льюис Хэмильтон McLaren Mercedes 1ч 29:04.268
2. Марк Уэббер Red Bull Renault +1,571
3. Роберт Кубица Renault +3,493
4. Фелипе Масса Ferrari +8,264
5. Адриан Сутиль Force India Mercedes +9,094
6. Нико Росберг Mercedes GP +12,359
7. Михаэль Шумахер Mercedes GP +15,548
8. Камуи Кобаяси BMW Sauber Ferrari +16,678
9. Виталий Петров Renault +23,851
10. Витантонио Льюцци Force India Mercedes +34,831
11. Педро де ла Роса BMW Sauber Ferrari +36,019
12. Себастьян Буэми Toro Rosso Ferrari +39,895
13. Хайме Альгерсуари Toro Rosso Ferrari +49,457
14. Нико Хюлькенберг Williams Cosworth +1 круг
15. Себастьян Феттель Red Bull Renault +1 круг
16. Хейкки Ковалайнен Lotus Cosworth +1 круг
17. Лукас ди Грасси Virgin Cosworth +1 круг
18. Тимо Глок Virgin Cosworth +1 круг
19. Ярно Трулли Lotus Cosworth +1 круг
20. Сакон Ямамото Hispania Cosworth +2 круга
21. Фернандо Алонсо Ferrari сход
22. Дженсон Баттон McLaren Mercedes сход
23. Бруно Сенна Hispania Cosworth сход
24. Рубенс Баррикелло Williams Cosworth сход

Время побеждать

После финиша судьи еще некоторое время занимались рассмотрением многочисленных инцидентов по ходу гонки, и результаты были условными. В итоге наказание понес только один пилот - к времени Хайме Альгерсуари было добавлено 20 секунд, так как в борьбе с Льюцци он получил преимущество, выехав за пределы трассы. Испанец откатился на 13-ю позицию, а одно очко за 10-е место заработал как раз Льюцци.

Впрочем, на позиции гонщиков в личном зачете это практически не повлияло. А вот в стане лидеров изменения произошли заметные. Льюис Хэмильтон вернул себе лидерство в чемпионате, но назвать это лидерство "уверенным", конечно, трудно. Марк Уэббер отстает всего на три очка, то есть по сути гонщики идут вровень. И хотя Марк не смог реализовать свой поул-позишн, в целом результаты гонки для него более чем позитивны, так как в Бельгии преимущество McLaren было ожидаемо.

Куда более важным событием стало то, что ни один из трех остальных претендентов на титул не смог набрать очки в Бельгии. В результате разрывы в лидирующей группе резко выросли: Феттель отстает от Хэмильтона на 31 очко, а Алонсо - на 41. Отыграть это отставание за шесть оставшихся гонок вполне реально, но только если и Уэббер, и Хэмильтон будут допускать ошибки.


Льюис Хэмильтон вернул себе лидерство в чемпионате, но Уэббер держится совсем рядом. В Италии Льюису необходимо отрываться от Марка, чтобы обеспечить себе запас на оставшиеся гонки, где машины Red Bull будут иметь преимущество.

Причем времени для отыгрыша осталось даже меньше, чем кажется. Во-первых, пока нет 100-процентных гарантий того, что состоится Гран-при Южной Кореи. Во-вторых, в какой-то момент Red Bull и McLaren почти наверняка придется сделать ставку на одного из пилотов, чтобы не потерять все. И если Феттель и Баттон не хотят работать на своих напарников, им нужно сокращать отставание в ближайших гонках.

В Кубке конструкторов ситуация несколько проще - лидирующие команды Red Bull и McLaren практически сравнялись по очкам, а вот Скудерия практически потеряла все шансы на титул в этом зачете. Команда Renault, в свою очередь, приблизилась к Mercedes, и битва между ними может стать более жаркой, чем ожидалось.

Следующий Гран-при пройдет в Италии, на сверхскоростной трассе в Монце. Считается, что это последний этап сезона, где машины Red Bull не будут иметь преимущества - слабые моторы Renault вряд ли позволят Уэбберу и Феттелю доминировать над обладателями двигателей Mercedes и Ferrari.

Все последущие этапы пройдут на автодромах, которые гораздо больше подходят Red Bull, так что их конкуренты просто обязаны зарабатывать в Монце максимально возможное количество очков. Для Ferrari эта трасса домашняя, и она там традиционно сильна, лишь бы моторы оказались надежны.


Положение в личном зачете после тринадцати этапов

Место Гонщик Команда Очки
1. Льюис Хэмильтон McLaren Mercedes 182
2. Марк Уэббер Red Bull Renault 179
3. Себастьян Феттель Red Bull Renault 151
4. Дженсон Баттон McLaren Mercedes 147
5. Фернандо Алонсо Ferrari 141
6. Фелипе Масса Ferrari 109
7. Роберт Кубица Renault 104
8. Нико Росберг Mercedes GP 102
9. Адриан Сутиль Force India Mercedes 45
10. Михаэль Шумахер Mercedes GP 44
11. Рубенс Баррикелло Williams Cosworth 30
12. Камуи Кобаяси BMW Sauber Ferrari 21
13. Виталий Петров Renault 19
14. Витантонио Льюцци Force India Mercedes 13
15. Нико Хюлькенберг Williams Cosworth 10
16. Себастьен Буэми Toro Rosso Ferrari 7
17. Педро де ла Роса BMW Sauber Ferrari 6
18. Хайме Альгерсуари Toro Rosso Ferrari 3
19. Хейкки Ковалайнен Lotus Cosworth 0
20. Карун Чандхок Hispania Cosworth 0
21. Лукас ди Грасси Virgin Cosworth 0
22. Ярно Трулли Lotus Cosworth 0
23. Бруно Сенна Hispania Cosworth 0
24. Тимо Глок Virgin Cosworth 0
25. Сакон Ямамото Hispania Cosworth 0

Положение в Кубке конструкторов после тринадцати этапов

Место Команда Очки
1. Red Bull Renault 330
2. McLaren Mercedes 329
3. Ferrari 250
4. Mercedes GP 146
5. Renault 123
6. Force India Mercedes 58
7. Williams Cosworth 40
8. BMW Sauber Ferrari 27
9. Toro Rosso Ferrari 10
10. Lotus Cosworth 0
11. Hispania Cosworth 0
12. Virgin Cosworth 0