Потому что гладиолус

"Народный автомобиль" Прохорова остался без названия

Компания "Онэксим" Михаила Прохорова завершила конкурс на лучшее название для машины, созданной в рамках проекта "Городской автомобиль". По его итогам никто не победил. Между тем, обычные граждане, которых призывали принять участие в конкурсе, прислали 11 тысяч 365 предложений.

После того как вечером 1 сентября в блоге проекта появились неутешительные результаты конкурса, блогеры почувствовали себя обиженными и возмутились. Они, вместе с анонимами, обвиняли организаторов в недобросовестности и спрашивали: как можно из 11 тысяч имен не выбрать ни одного? Организаторы отреагировали оперативно и довольно честно: уже вечером следующего дня, 2 сентября, в блоге была выложена таблица со всеми народными вариантами. Таблицу сопровождало письмо с экспертным заключением.

"Авто.Лента" изучила все 11 тысяч 365 вариантов названий и выбрала из них самые интересные, а также попыталась разобраться, чем народные имена не приглянулись "Онэксиму".

Автомобиль для народа

В январе 2010 года во время встречи с премьер-министром Владимиром Путиным Михаил Прохоров сообщил, что его группа компаний "Онэксим" приступила к созданию городского доступного автомобиля с использованием передовых технологий. Позже оказалось, что речь идет об электромобиле, и не одном, а как минимум трех - хэтчбеке гольф-класса, машине А-класса и кроссовере.


Среди потенциальных разработчиков дизайна "Городского автомобиля" называлось итальянское кузовное ателье Giugiaro.

За основу был взят проект петербургской компании "Яровит", которая занимается производством грузовых автомобилей, а также разработкой и внедрением технологий в энергетической сфере. Серийную "народную" машину планируется оснастить 70-сильным электромотором, питающимся от комплекта литий-ионных батарей. По предварительной информации, автомобиль сможет развивать скорость до 120 километров в час, а запас его хода на полностью заряженном аккумуляторе составит 400 километров.

Проект по созданию электромобиля для народа получил название "Городской автомобиль". Представить новую машину планировалось уже в декабре 2010 года. Однако за полгода до премьеры у нее по-прежнему не было главного - имени. Его поручили выбрать тем, для кого и предназначается машина - народу.

Конкурс на лучшее название для нового российского автомобиля был объявлен в блоге "Городского автомобиля" - главном источнике информации о будущем электрокаре. Конкурс должен был пройти в три этапа. На первом, проходившем с 1 июля по 1 августа, участникам предлагалось отправить свою заявку с указанием названия автомобиля, слогана для его рекламной кампании и легенды - почему у электромобиля должно быть именно это имя. На втором этапе присланные заявки рассмотрела конкурсная комиссия, которая должна была выбрать наиболее понравившиеся варианты и проверить их на "правовую чистоту".

Завершающий этап конкурса — народное голосование - должно было пройти с 1 по 10 сентября 2010 года. Однако до него дело так и не дошло.

Не в интересах государства

Человеком, поставившим крест на народном имени, стал профессор кафедры дизайна гуманитарного факультета БГУ, кандидат философских наук, член-корреспондент БААРХ, член международной ассоциации "Союз дизайнеров" и Белорусского Союза дизайнеров Олег Викторович Чернышев. Изучив более 11 тысяч имен, слоганов и концепций, он предложил организаторам конкурса "продолжить работу за рамками предложенных вариантов".

В своем заключении Чернышев выделил несколько принципов, по которым должно было создаваться название для "Городского автомобиля". В частности, оно должно учитывать "общегосударственные и корпоративные интересы проекта" по созданию "принципиально нового" автомобиля. Это значит, в том числе, что организаторы надеялись получить русское название, а не "иностранное" - записанное латиницей или представляющее собой кальку с английского (французского и т.д.) языка. Кроме того, имя машины должно отражать инновационность технологий, используемых в электромобиле, а также его доступность для населения.

Однако ни одно из названий не удовлетворяло всем этим принципам. Мало того, профессор выразил сожаление, что участники не стали "утруждать себя глубокими теоретическими размышлениями и творческим поиском ответа на поставленную задачу". Так, посетовал Чернышев, среди читательских предложений были и совсем уж оскорбительные и неуместные названия, вроде "эклектика", "штепсель", "циник", "хулиган", "халява", "самовар", "проходимец" и другие.

Несмотря на общую негативную оценку присланных работ, рецензент отметил несколько удачных вариантов: Аврора, Барей, Барс, Гаврош, Данко, Пассия, Варяг, Вектор, Триада, Веха, Тритон, Вулкан, Гонг, Дар, Гром, Колос, Парус, Минин, Кокон, Квант. Однако и они не смогли удовлетворить всем требованиям организаторов конкурса.

Остается загадкой, почему оценивать российский автомобиль поручили белорусскому специалисту. Однако на этот вопрос нам не ответили.


Стоимость "народного автомобиля", по предварительным оценкам, не превысит 10 тысяч долларов.

Накапайте чуть-чуть Байкала матросу

"Выстреливающее" и подходящее по всем строгим требованиям название не удалось найти и нам. Тем не менее, среди заявок может набраться несколько сотен курьезных и оригинальных. Правда, вряд ли им суждено стать новым именем хотя бы для одного автомобиля. Предлагаем вам наиболее интересные, на наш взгляд, варианты. Авторская орфография и пунктуация сохранены.

  • "27". Слоган: "Право свободно передвигаться".

    Несмотря на невзрачное имя, автомобиль мог бы попасть с ним в историю как самый демократичный автомобиль в мире, поскольку название отсылает к статье 27 Конституции РФ: "Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства". Владельцы такого автомобиля могли бы организовать свой клуб, например "Стратегия-27", и устраивать автопробеги 27 числа каждого месяца под лозунгом "Верните нам конституционное право на свободное передвижение - почините дороги!"

  • "Авосс". Слоган: "Вся надежда на него".

    "Преобразовано от русского слова "авось". В русской культуре – это последняя надежда тогда, когда надеяться больше не на что, - пишет один из участников конкурса. - Название преобразовано в благородное и сильное звучание как на русском, так и на английском языках, символизирует сбычу долгожданной мечты, чуда, которое оправдает ожидание".

  • "Аврора".

    Это название стало одним из самых популярных (и честно говоря, банальных) среди участников конкурса - его предложили 18 человек. Однако один из них, видимо, вспомнил важную революционную роль одноименного крейсера в истории России и предложил слоган: "Автора - выстрели в будущее!"

  • "Аксон". Слоган: "Грациозно по району на комфортном на Аксоне".

    Сперва может показаться, что это название и слоган придумал человек, который не знаком со значением слова "аксон". Однако его автор дает в легенде расшифровку термина: "отросток нервной клетки, по которому идут нервные импульсы". Правда, не уточняет, какая связь может быть между электромобилем и "отростком".

  • "Байкал".

    Очередному банальному названию один из участников конкурса предложил вполне оригинальный слоган: "Байкал - это всё что осталось чистого в России".

  • "Батрак". Слоган: "Работает на тебя!"

    Видимо, автор решил противопоставить новый электромобиль остальным автомобилям, на которые порой работают сами владельцы.

  • "Блоха". Слоган: "Легка, вертка, городская "Блоха".

    С таким именем автомобиль должен напоминать россиянам о подвиге лесковского Левши, подковавшего блоху, и тем самым внушать гордость.

  • "Везунчик". Слоган: "Который везет, и которому везет".

    Для непонятливых автор этого варианта поясняет: везунчик - он же счастливчик.

  • "Горфренд". Слоганы: "У Кати - бой-френд, у Миши-гел-френд, но каждому нужен Горфренд!", "Горфнренд - друг города и горожан".

    Участник конкурса решил предложить неологизм, основываясь на созвучии с английскими словами boyfriend ("друг") и girlfrend ("подружка").

  • "Дульсинея". Слоган: "Как Дон Кихот любил Дульсинею, так любим мы народное авто".

    Автор не объясняет, как родилась идея назвать автомобиль в честь героев романа Сервантеса. Однако с таким именем автомобиль выполнял бы не только свое прямое назначение - возить людей, но и мог бы их попутно просветить.


    Длина компактного автомобиля А-класса составит 3891 миллиметр, высота — 1611 миллиметр. Хэтчбек гольф-класса будет ненамного выше, а размер его колесной базы равняется 2551 миллиметру.

  • "Капля". Слоган: "Накапайте чуть-чуть".

    По задумке автора, с такими словами на новом автомобиле стоит обращаться к работникам заправочных станций. Однако это же выражение могут неправильно понять работники ГИБДД - и начнут останавливать автомобили с подозрительным названием.

  • "Колобок". Слоган: "Потому что круглая земля".

    Логично предположить, что автора этого варианта вдохновила старая КВН-овская шутка про гладиолус.

  • "Мопс". Слоган: "Заведи друга".

    Участник конкурса посчитал, что электромобиль можно описать качествами собаки породы мопс, поскольку они "компактны, неприхотливы, мускулисты, дружелюбны и открыты."

  • "Матрена". Слоган: "Матрена" мать семейства автомобильных дорог!"

    Что это за семейство дорог, автор, к сожалению, не уточняет.

  • "Матрос". Слоган: "Палундра! Матросы в городе!"

    Авторская орфография сохранена.

  • "Мерин". Слоган: "Умом Россию не понять.. аршином не измерить ... –
    ...Мы верим! -
    Очистить воздух в городах
    Поможет Русский – Нано Мерин…"

    Про негативное значение данного слова в русском языке автор предпочел умолчать.

  • "Пердик". Слоган: "На "Пердике" – в светлое будущее".

    Сложно предположить, в какое именно будущее можно попасть на машине с таким названием, однако автором этого варианта двигали исключительно благородные чувства. "В древнегреческой мифологии так звался племянник и ученик Дедала, легендарного строителя и художника", - говорится в легенде, прилагаемой к названию.

  • "Серый Волк". Слоган: "Серый Волк" - царская преданность".

    Такой слоган может стать первой положительной поговоркой о волках в русском фольклоре.

  • "Тунгус". Слоганы: "Ты войдёшь со мной во вкус, по тому, что я "Тунгус", "Компактный, подвижный, дикий".

    К сожалению, автор не уточнил, что значит "дикий" автомобиль.

  • "Ура !!!" Слоган: "Теперь и вы сможете купить новый автомобиль!" - "Ура!!!" Ура - удобно? Да! Ура надёжно? Да! " Ура!!! " - вот это да!" Ура!!! " - позитив всегда!"

    К такому слогану добавить нечего. Разве что: "Ура!!!"

  • "Чебурашка". Слоган: "Давай дружить".

    Появление на конкурсе названий в честь исконно русского персонажа Чебурашки было вполне ожидаемо. Однако один из конкурсантов подал разработчикам автомобиля совет, как должен выглядеть электромобиль, предложив слоган: "Самые большие зеркала заднего вида в мире".

    Ненародный, но...

    Не сумев выбрать ни одно из названий, разработчики автомобиля уже на первых этапах создания машины отказали ей в народности. В отличие, например, от "АвтоВАЗа", который выбрал хоть и спорное, но зато предложенное простым человеком имя для новой бюджетной модели.

    Однако "АвтоВАЗ", получивший во много раз больше заявок в рамках точно такого же конкурса, не опубликовал ни одного из отсеянных имен, заявив, что они еще могут пригодиться. Вне зависимости от того - хорошие они или плохие. "Онэксим" поступил иначе, надеясь, наверное, завоевать народную любовь честностью и открытостью.

    Так что, может, электромобиль Прохорова пока и не народный, но зато честный.